УДК 371.26
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Оболяева Н. М., МИЭМ, Москва, Россия, E:mail [email protected]
Аннотация. Рассмотрены особенности системного подхода к анализу качества образования. Обосновано применение системного подхода. На основе системного подхода выделены разные уровни качества: организации менеджмента качества, оценки обучения. Дана стратификация управления качеством образования по отдельным группам.
Ключевые слова Управление, качество, образование, информационные услуги.
A SYSTEMATIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE QUALITY OF
EDUCATION
Oboljaeva N.M., Moscow Institute of Electronics and Mathematics, Moskow, Russia E:mail: [email protected]
Abstract. The features of the systems approach to the analysis of the quality of education. The application of a systems approach. Through a systematic approach to identify different levels of quality: quality management organization, assessment of learning. Described the stratification of education quality management for individual groups. Keywords Management, quality, education, information services.
До сих пор в отечественной литературе обсуждается однозначное определение термина «качество образования». В большой степени это связано с тем, что качество образования определяется совокупностью характеристик, и возможны различные подходы к определению качества образования [1] - ведь разные сочетания характеристик качества и разные выделения существенных характеристик дают разный итоговый эффект.
В системе образования многих стран рассматривается два аспекта оценки качества: нормативный и сравнительный [2]. На данный момент указанные оценки эволюционируют разрозненно и слабо связаны между собой. Необходимо разработать единую теоретико-методологическую базу интеграции внутренней и внешней оценки качества в единое целое с использованием научно-обоснованных подходов с целью получения выраженного синергического эффекта. На наш взгляд таким методом может служить системный подход.
Управление качеством образования рассматривается в настоящее время как область знания, имеющая свои концепции, методологию и терминологию, как самостоятельное направление работ, которое сформировалось в рамках общего
управления. Сегодня можно констатировать появление нового направления в менеджменте - менеджмент качества в образовании.
Возможности применения системного подхода для анализа качества образования рассмотрены в [1]. Автор выделяет три связанных подхода, но разделяет из системный, структурно- функциональный подход, функционально - деятельностный подход. При разъяснении автором двух последних подходов выясняется, что это разновидности процессного подхода, который вписывается в концепцию системного анализа.
Возможности применения системного подхода для анализа конкурентоспособности образовательной услуги рассмотрены в [3]. Авторы выделяют пять подгрупп конкурентоспособности образовательной услуги, и проводят анализ.
Рассматривая вуз как сложную организационно-техническую систему [4], систему качества как систему связанную с системой образования в данном вузе, приходим к совокупности связанных систем и целесообразности применения системного подхода.
Под системностью в управлении понимается наличие стратегии, следование определенной управленческой концепции для реализации выбранной стратегии, подчинение процессов организации этой стратегии и управление процессами в соответствии с поставленными целями через показатели процессов [4].
Под системностью в системном анализе понимается наличие структуры, элементов, подсистем, связей и отношений. Системный подход основан на стратификации сложной системы с выделением разных уровней иерархии. Эти уровни в совокупности создают целостность системы и целостность анализа.
Применяя системный подход к анализу наличия в вузе системы менеджмента качества, можно выделить следующие уровни системы управления качеством подготовки специалистов в вузе: спорадический, фрагментарный и интегрированный.
Спорадический уровень характеризуется разрозненностью элементов системы управления качеством. Для него характерно отсутствие системных связей между элементами, когда нет еще возможности говорить о сколько-нибудь сложившейся структуре. Он относится к начальной стадии введения системы менеджмента качества.
Фрагментарный уровень характеризуется появлением подсистем управления качеством с устойчивыми связями в группе и отсутствием системных связей между группами. Это лишает систему в целом согласованности. Этот уровень характеризует введение элементов менеджмента качества при отсутствии полной согласованности между ними.
Интегрированный уровень управления качеством характеризуется согласованностью, обусловленной наличием устойчивых связей между всеми элементами системы и сформированной структурой системы. В этом случае , поведение системы качества становится более устойчивым. Этот уровень характеризует введение системы менеджмента качества при полной согласованности между ее подсистемами и элементами.
Можно применить системный подход для анализа обучения в вузе. В связи с этим необходимо использовать методологию квалиметрии [5].
Методы квалиметрии применимы к. образованию, поскольку оно характеризуется соответствием потребностям человека и общества, которое определяет нормы качества любой продукции [6].
Используя системный подход можно выделить следующие уровни оценки обученности.
Фактуальный , содержащий то, что можно усвоить и запомнить;
Операционный, включающий то, что позволяет осуществлять действия и принимать решения на основе фактуального уровня.
Когнитивный включающий то, что позволяет модернизировать известные решения задач и процедур. Позволяет ставить новые задачи и искать рения для задач, которые ранее никем не решались.
Первый уровень развивает память и способность воспринимать новые знания. Второй уровень позволяет осуществлять действия и применять знания в поле известных практических задач. Третий уровень позволяет действовать в новых областях и получать новые знания.
В качестве основы для построения системы оценки качества образования необходима разработка общего понятийно-категориального аппарата, а именно, создание терминологического поля [7].
Таким образом, системный подход дает основание считать, что качество образования - это интегральная характеристика. Она включает совокупность качеств: качество управления учебным заведением; качество персонала; качество учебных программ; качество учебно-образовательного процесса, качество инфраструктуры обучения; качество учебной среды и качество набора учащихся. Качество персонала и программ: проблемы стратегии и тактики повышения квалификации персонала в области образования.
Управление качеством образования существенно отличается от управления качеством многих видов материальной продукции. Качество готовой продукции
непосредственно не зависит от ее потребителя. Оно лежит в сфере материального потребления. Качество получаемого образования существенно зависит от потребителя образовательных услуг [8], поскольку лежит в когнитивной области.
Используя системный подход, стратифицируем управление качеством по отдельным группам качества образования.
Качество персонала учебного заведения. Оно реализуется путем применения информационных систем и информационных моделей отражающих: распределение средств и задач по факультетам, кафедрам и преподавателям, проведение научных исследований, соотношение между преподавательским и вспомогательным персоналом (за рубежом хороший показатель 12 преподавателей и 1 вспомогательный сотрудник; во многих Российских вузах это соотношение близко к 1 на 1), конкурентоспособность персонала, интеллектуальный капитал, стоимостную оценку конкурентоспособности персонала. Последняя стоит особого внимания. В России основным показателем качества и квалификации персонала принято считать количество ученых степеней и званий, в США - размер заработной платы ведущих специалистов.
Качество подготовки студентов. Оно реализуется путем применения квалиметрических оценок и информационных моделей, отражающих результаты тестирования и рейтинговых оценок:
Качество инфраструктуры и учебной среды. Оно реализуется путем применения информационных систем и информационных моделей, отражающих статистические и динамические характеристики использования оборудования и развития инфраструктуры вуза. В информационном аспекте и в аспекте дистанционного образования важным является фактор оказания электронных образовательных услуг [9].
Управление качеством образования. Оно реализуется путем создания системы качества учреждения. Сама система создается путем последовательного построения: информационной модели системы качества; информационных моделей элементов качества; информационных моделей оценки элементов качества; информационных моделей интегральной оценки качества; проектирования системы качества, реализации системы качества
Таким образом, системный подход служит основой современного управления качеством. Он опирается на методы моделирования и автоматизированного проектирования, квалиметрические оценки и информационные модели процессов и элементов качества.
Список литературы
1. Давыдова А.Н. Различные подходы к определению качества образования//Качество. Инновации. Образование. -2005 . -№2. - с. 5 - 7.
2. Оболяева Н.М., Цветков В.Я. Использование оппозиционных переменных как инструмента повышения качества образовательных услуг //Математические методы и модели анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов черноморского побережья Болгарии /Материалы Международной научно-практической конференции 5-12 марта 2012 г. - Поморие, Болгария, 2012, - с.139-144
3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н., Шленов Ю.В. Системный подход к оценке качества и конкурентоспособности образовательных услуг //Качество. Инновации. Образование. -2011 . -№2. - с. 2 - 8.
4. Тихонов А.Н., Иванников А,Д., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Основы управления сложной организационно-технической системой. Информационный аспект. - М.: МаксПресс, 2010.-228с
5. Идиатулин В.С. Методология и методика квалиметрии обученности //Качество. Инновации. Образование. -2005 . -№1. - с. 42 - 51
6. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг // Стандарты и качество. 2001. № 4.С. 15.
7. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Терминологические отношения // Фундаментальные исследования -2009. - № 5. - с.146- 148
8. Малинников В.А., Цветков В.Я. Образовательные услуги как фактор качества образования. // Геодезия и аэрофотосъемка.- 2009.- №3. - с.80-84.
9. Цветков В.Я., Семушкина С.Г. Геоинформационная технология сбора информации при оказании государственных услуг в электронной форме // Вестник Московского государственного областного педагогического университета. Серия. Естественные науки -2009. - № 4. - с.179- 181