Научная статья на тему 'Системный анализ в управлении коммерциализацией инновационного продукта'

Системный анализ в управлении коммерциализацией инновационного продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммерциализация / инновационный процесс / бизнеспроцесс / финансово-экономическая модель / модели инновационного процесса / инновационная деятельность / commercialization / innovation process / business process / financial and economic model / innovation process models / innovation activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косухина Мария Александровна

В статье исследуется проблема определения места и роли этапа коммерциализации инновационного продукта в управлении инновационным процессом с использованием основных положений системного анализа, рассмотрены основные модели инновационного процесса, предложена новая трактовка понятия финансово-экономической модели инновационной деятельности, разработана общая схема построения финансово-экономической модели бизнес-процесса инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS IN THE INNOVATIVE PRODUCT COMMERCIALIZATION MANAGEMENT

The article investigates the problem of determining the place and role of the innovative product commercialization stage in managing the innovation process using the basic principles of system analysis, examines the main models of the innovation process, proposes a new interpretation of the financial and economic model of innovation concept, develops the general scheme for constructing a financial economic business process model of innovation activity.

Текст научной работы на тему «Системный анализ в управлении коммерциализацией инновационного продукта»

15. Официальный сайт АО «Первая грузовая компания» [Электронный ресурс] ПГК сократила расходы на 1,5 млрд рублей за счет повышения эффективности эксплуатируемого парка (Режим доступа: http://www.pgkweb.ru/press-room/news/pgk-sokratila-raskhody-na-1-5-mlrd-rubley-za-schet-povysheniya-effektivnosti-ekspluatiruemogo-parka/).

16. Richard A. Brealey, Stewart C. Myers «Principles of corporate finance», seventh edition,2016.

17. Weissenrieder, F. «Value-Based Management: Economic Value Added or Cash Value Added?», Department of Economics Gothenburg University and Consultant within Value Based Management, March, 1997, pp. 1-42.

УДК 330.1

Косухина Мария Александровна,

доцент, канд. экон. наук, доцент

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Россия, г. Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО « СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)», [email protected]

Аннотация. В статье исследуется проблема определения места и роли этапа коммерциализации инновационного продукта в управлении инновационным процессом с использованием основных положений системного анализа, рассмотрены основные модели инновационного процесса, предложена новая трактовка понятия финансово-экономической модели инновационной деятельности, разработана общая схема построения финансово-экономической модели бизнес-процесса инновационной деятельности.

Ключевые слова: коммерциализация, инновационный процесс, бизнес-процесс, финансово-экономическая модель, модели инновационного процесса, инновационная деятельность

Maria A. Kosukhina,

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences,

SYSTEM ANALYSIS IN THE INNOVATIVE PRODUCT COMMERCIALIZATION MANAGEMENT

1Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State Electrotechnical university "LETI", [email protected]

Abstract. The article investigates the problem of determining the place and role of the innovative product commercialization stage in managing the innovation process using the basic principles of system analysis, examines the main models of the innovation process, proposes a new interpretation of the financial and economic model of innovation concept, develops the general scheme for constructing a financial - economic business process model of innovation activity.

Keywords: commercialization, innovation process, business process, financial and economic model, innovation process models, innovation activity

Коммерциализация инновационного продукта - это процесс преобразования инновационного продукта в конкурентоспособный рыночный продукт с учетом требований его потребителей относительно его функциональных и качественных характеристик, а также производителей относительно сложности и затрат на его изготовление, и скорости запуска или внедрения с целью получения прибыли.

Следует отметить, что в настоящее время существует множество трактовок понятия коммерциализация инновационного продукта, и ключевой проблемой является место этапа коммерциализации в инновационном процессе. В рамках данной статьи предлагается следовать рекомендациям ОЭСР и Всемирного банка [1, 2] и рассматривать коммерциализацию инновационного продукта, как непрерывный процесс и частный случай процесса трансфера технологий.

Непременным условием трансфера технологий является защита авторского права и проведение расчетов, связанных с экономической эффективностью внедрения или производства инновационного продукта, а также выполнение маркетинговых исследований о предполагаемом спросе на рассматриваемый продукт. На сегодняшний день существует 6 поколений моделей инновационных процессов, в каждой из которых этап коммерциализации рассматривается в разной последовательности (табл. 1).

Таблица 1

Модели инновационного процесса

Модель Краткая характеристика Место этапа коммерциализации

"От науки" Акцент на НИОКР. Наука первична. Требования рынка на начальном этапе не учитываются. Линейная модель. Заключительный этап

"От рынка" Акцент на маркетинге. Наука вторична. НИОКР обусловлены потребностями рынка. Линейная модель Начальный и заключительный этаы

Комбинированная модель Сложная модель. Акцет на взаимодействии между различными элементами модели и обратной связи между ними. Инновационный продукт результат одновременного объединения знаний НИОКР, производстве и маркетинге В течение всего инновационного процесса

Интерактивная модель комбинированная модель 1 и 2 поколения с интеграцией внутри компании. Инновационный процесс рассматривается как параллельные действия между организационными функциями. В течение всего инновационного процесса

Сетевая модель Акцент на влияние внешней среды и эффективной коммуникации с внешней средой. В течение всего инновационного процесса

Таким образом, с развитием моделей инновационных процессов акцент делается на непрерывности этапа коммерциализации с момента

начала фундаментальных исследований и до окончания работ по инновационному проекту. Одним из важнейших элементов этапа коммерциализации инновационного продукта является финансово-экономическое моделирование бизнес-процессов инновационной деятельности, позволяющее наглядно представить финансовую ситуацию и оценить эффективность бизнес-процессов инновационной деятельности. С практической точки зрения, финансовое моделирование представляет собой подготовку экономического обоснования принимаемого управленческого решения с использованием методов математического, эконометрическо-го и статистического моделирования.

Построение финансово-экономических моделей бизнес-процессов в области разработки новых продуктов является одной из важнейших задач, обеспечивающих сохранение технологическое лидерства, в процессе решения которой происходит определение стратегической роли новых продуктов, установка требований к финансовым показателям — или «барьеров», которые должны преодолеть новые продукты (ключевые показатели результативности, например, объем продаж, валовая прибыль, рентабельность и т.д.,) И, как следствие, возникает возможность оценки эффективности бизнес- процесса инновационной деятельности, что в свою очередь позволяет преобразовать инновационный продукт в конкурентоспособный рыночный продукт с учетом требований и интересов всех участников инновационной деятельности.

Обратимся к основным положениям системного анализа и теоретическим основам процессного подхода к управлению предприятием, согласно которым инновационный процесс может рассматриваться, как совокупность бизнес-процессов, направленных на добавление ценности.

Под финансово-экономической моделью бизнес-процесса инновационной деятельности предлагается рассматривать совокупность количественных и качественных характеристик бизнес-процесса и их взаимосвязей, определяющих стоимость владения бизнес- процессом и оценивающих его ценность для потребителя.

Следует отметить, что научное сообщество расходится в трактовке понятия финансово-экономическая модель бизнес-процесса в части показателей, используемых для оценки результативности процесса и целей оценки. Так, Карпов в работе «Финансово-экономическое моделирование бизнес-процессов «предлагает ограничиться рассмотрением совокупности количественных факторов для составления финансово - экономической модели бизнес-процесса. Ряд зарубежных авторов [3, 4] рассматривают финансово-экономическую модель бизнес-процесса, как совокупность качественных факторов, описывающих бизнес-процесс. Кроме того, согласно [5-8] основной целью разработки финансово- эко-

номической модели бизнес-процесса является составление и решение оптимизационной задачи с использованием экономико-математических методов. Однако, с нашей точки зрения, с учетом основных положений процессного подхода, разработка и решение оптимизационной задачи является частным случаем финансового моделирования бизнес- процессов и применяется в случае необходимости реинжиниринга бизнес-процесса в контексте его финансовых параметров, помимо этого имеет смысл объединить количественные и качественные подходы для целей оценки.

Этапы построения финансово- экономической модели бизнес-процесса зависят от выбранной методики. Приведем обобщенную последовательность этапов построения финансово-экономической модели бизнес-процесса (рис. 1).

Под разработкой нового продукта (New Product development, NPD) понимается процесс внедрения нового продукта на рынок. Разработка новых продуктов описывается в литературе, как преобразование рыночных возможностей в продукт, доступный для продажи [6]. Новый продукт может быть материальным (опытный образец, новое лекарство, новая упаковка и т. д.) или нематериальным (услуга, технология, проект информационной системы). Правильное понимание потребностей клиентов, конкурентной среды и характера рынка являются главными факторами необходимыми для успеха нового продукта [7-10]. Стоимость, время и качество являются основными переменными, которые управляют потребностями клиента. Применение передовых методов и устранение барьеров на пути коммуникации являются основные проблемы для управления процессом разработки нового продукта.

Процесс разработки нового продукта, как правило, состоит из нескольких этапов. Каждый новый продукт проходит через ряд стадий от появления идеи через проектирование, производство до внедрения на рынок. Процесс разработки обычно состоит из четырех основных этапов:

Этап генерации идей («размытого переднего края», fuzzy frontend, FFE) комплекс мероприятий, применяемых до формализации и четкого определения требований к спецификации нового продукта. Под требованиями понимается представление о том, каким должен быть продукт, чтобы соответствовать потребностям рынка; Этап проектирование нового продукта представляет собой разработку, как детальных проектов, так и проектов более высокого уровня, описывающим спецификацию нового продукта и его соответствие конкретным требованиям соответствия этим требованиям. С точки зрения маркетинга данный этап заканчивается стадии анализа предварительной коммерциализации;

1. Сбор и анализ исходных данных

i 7. Разработка модели бизнес-процесса " To Be" f

- 2. Разработка модель Is" f- / бизнес-процесса "As ? - 8. Выделение ключевы. рующих показателе процесса f- х факторов (результи-й) модели бизнес- +

9. Разработка модели денежных потоков бизнес-процесса и расчет инвестиционных и финансовых показателей

3. Анализ и верификация модели бизнес-процесса

-▼- 4. Выделение ключевых факторов (результирующих показателей) модели бизнес-процесса -▼- Ю.Выделение и анализ цепочек добавления ценности - для повышения эффективности деятельности предприятия

-+- 5. Разработка модели денежных потоков бизнес-процесса и расчет инвестиционных и финансовых показателей -+- 11. Сравнение инвестиционных и финансовых показателей модели бизнес-процесса "Ах Ь"и"Ль То Ве "

6. Выделение и анализ цепочек добавления ценности для оценки эффективности деятельности предприятия 12. Выбор наилучшей модели

Рис 1 Этапы построения финансово- экономической модели бизнес- процесса

Внедрение нового продукта является этапом детального инженерного проектирования механических или электрических аппаратных средств или программного обеспечения, инженерного программного обеспечения или встроенного программного обеспечения или других форм продукта, а также процессом тестирования, который используется для подтверждения того, что объекты прототипов фактически соответствуют спецификации требований, которые были согласованы ранее; Этап коммерциализации нового продукта («размытый задний край», Fuzzy back- end, FBE) представляет собой практические шаги для производства и запуска на рынке нового продукта.

Таким образом, одним из важнейших элементов этапа коммерциализации инновационного продукта является финансово-экономическое моделирование бизнес-процессов инновационной деятельности, позволяющее наглядно представить финансовую ситуацию и оценить эффективность бизнес-процессов инновационной деятельности. Понятие финансово-экономического моделирования бизнес-процессов тесно связа-

но не только с составлением стандартного инвестиционного и финансового плана предприятия, но и с использованием таких методик оценки эффективности бизнес-процессов, как методика чистого дисконтированного дохода, функционально-стоимостного анализа и сбалансированной системы показателей с учетом принципов процессного подхода к управлению предприятием.

Список литературы

1. Jonas Mitasiunas Innovation and Technology Transfer [Электронный ресурс] http://www.bonita-proj ect.eu/cms_uploads/files/a02innovationtech.pdf.

2. OECD Science, Technology and Innovation Outlook 2018.

3. J.H. Davis, F.D. Schoorman, F.D., and Lex Donaldson, "Toward a stewardship theory of management," Academy of Management Review, 22 (1997), pp. 20- 47.

4. M.C. Jensen, "Value maximization, stakeholder theory, and the corporate objective function,Business Ethics Quarterly, 12 (2002), pp. 235- 247.

5. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа -СПб.: Изд- во СПбГТУ, 2001. - 511 с.

6. Крылов Э.И, Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2003. - 608 с.

7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. 2- е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника- Центр, 2004. — 656 с.

8. Брусакова И.А., Горохов В.Л., Дрещинский В.А., Косухина М.А., Фо-минВ.И. Теоретическая инноватика Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.).

9. Брусакова И.А., Фомин В.И., Косухина М.А., Панин С.Н. Исследование тенденций развития информационного менеджмента в современных условиях Санкт-Петербург, 2014.

10. Брусакова И.А. Теоретическая инноватика, теория систем и системный анализ//Сборник трудов V Международной научно-практической конференции-биеннале Системный анализ в экономике - 2018. Под общей редакцией Г.Б. Клейне-ра, С.Е. Щепетовой. 2018. С. 69-71.

УДК 004.9

Капитоненко Наталья Ивановна,

студентка 1 курса магистратуры Высшей школы киберфизических систем и управления

УЧЕТ ТЕКУЩИХ ТРЕНДОВ РЫНКА И ПРЕИМУЩЕСТВ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [email protected]

Аннотация. В статье приведены существующие методы оценки эффективности ИТ-проектов. Рассмотрены основные тенденции мобильного рынка. Предлагает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.