Системный анализ особенностей социализации студентов технического института в условиях трансформационного кризиса
Е.Л. Локонова, А.В. Железнякова, И.В. Зарочинцева
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
Аннотация: В статье представлены результаты анализа социологического опроса студентов технического вуза. Проведен системный анализ особенности социализации, связанной с проблемой духовной безопасности в современном обществе. Вопросы духовной безопасности являются актуальными, так как именно духовно-нравственные установки направляют практическую деятельность каждого человека в русло самореализации личности.
Ключевые слова: системный подход, духовная безопасность, духовно-нравственное становление, системный анализ, профессиональная социализация, личностное развитие, стратегия поведения, социальное самочувствие, образовательное пространство.
Современная Россия, пережившая трансформационный кризис 90-х гг. ХХ века всё увереннее заявляет о своих позициях на международной арене, осуществляя грандиозные экономические проекты, модернизируя полицию, армию, систему здравоохранения, науки и образования. Однако, процесс мировой глобализации, несущий системный экономический и духовный кризис, выдвигает на передний план вопросы о рисках и угрозах для национального единства и сплоченности российского общества. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетных направлений является деятельность по защите культурного духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, по сохранению культурного достояния всех народов России, по формированию государственной политики в области духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. [1].
Следовательно, одним из основных объектов обеспечения национальной безопасности является духовная сфера, где первостепенной задачей считается формирование системы защиты от деструктивно-психологического влияния на общественное сознание граждан России.
Понятие духовная безопасность имеет неоднозначную трактовку, что объясняется различным пониманием учеными сущности понятий, которые являются исходными для данного термина «духовность» и «безопасность». В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года дана четкая формулировка определения национальной безопасности, на которую следует опираться при анализе любого вида безопасности, в том числе и духовной. «Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституциональные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие российской Федерации, оборону и безопасность государства» [2].
Неотъемлемой составляющей национальной безопасности, наряду с экономической, информационной, военной, экологической является духовная безопасность [3]. Энциклопедический словарь - ежегодник «Безопасность Евразии» предлагает широкое толкование духовной безопасности - «это состояние и условия жизнедеятельности социума, которые обеспечивают сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны, а вместе с тем способность государства решать назревшие задачи экономического, социального и политического развития» [4].
В настоящее время современное общество определяет реальные угрозы духовной безопасности, которые выражаются в фактах духовной разобщенности, социокультурного раскола, кризиса социальных ценностей и духовной культуры. Следовательно, вопрос об обеспечении духовной безопасности является актуальным, вопросом жизненно-важным, так как основой общества как системы могут быть только духовно-нравственные
ценности. Именно они могут выступать индикатором жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала в целом.
Выдвинутая нами проблема особенно актуальна в сфере духовного и нравственного состояния молодежи в процессе социализации. Именно духовно-нравственное становление молодого поколения, их подготовка к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Важнейшим требованием к образовательным организациям, осуществляющим подготовку специалистов для промышленных отраслей, является ориентация образовательной деятельности не только на формирование у студентов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и качественное изменение в ценностном отношении к будущей профессиональной деятельности. В этой связи весьма актуальным является изучение опыта применения современных педагогических технологий в условиях социально-образовательного пространства образовательной организации высшего образования [5 - 11].
Организацию учебного и воспитательного процесса в рамках технического института необходимо проектировать с учетом особенностей социализации и духовно-нравственного становления студентов в индивидуальном и социальном пространстве [12]. В Волгодонском инженерно-техническом институте - филиале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» методом социологического опроса было проведено исследование, позволившее выявить в структуре потребностей наших студентов особенности и тенденции формирования духовной безопасности, которые в дальнейшем учитываются в процессе социализации и реализации моделей личностного и профессионального самоопределения студентов.
По результатам опроса только 47,8% студентов оценили свое социальное самочувствие как оптимистическое, 38,2% как «спокойное, но без особых надежд и иллюзий», при этом увеличился процент студентов с негативным социальным самочувствием (11,1% «с тревогой и неуверенностью», и 2,5 % «со страхом и отчаянием»). Несомненно, что такое социальное самочувствие студентов будет являться проблемной ситуацией для эффективной социализации.
Еще одной проблемой являются выявленные противоречия в социокультурных особенностях и динамике стратегий поведения студентов. Большая часть респондентов 72,3% считают, что успешная профессиональная карьера не зависит от «лучшей учебы» в избранном ими институте. Наблюдается увеличение количества студентов, которые считают, что «институт должен давать знания по профессии, а остальное -мировоззрение, образ жизни, стиль поведения - личное дело каждого, никому до этого дела нет».
При выборе модели студенческой жизни, несмотря на то, что ориентация на упорную учебу и самоограничение ради успешного профессионального будущего возрастает, подавляющее большинство респондентов предпочитает потребительскую стратегию поведения, считая, что студенческая жизнь - это, прежде всего, особая пора молодости, преимущества которой надо полноценно использовать. В результате некоторую возможную не востребованность на рынке труда молодые люди предполагают компенсировать за счёт роста своего социокультурного капитала и самосовершенствования в стенах института, а в действительности выстраивают гедонистическую модель поведения.
Далее, отвечая на вопросы анкеты, студенты отметили, что в большей степени «не знают, что такое духовная безопасность» (67%) . Поэтому для нас стало важным выяснить, что же для студентов является духовной
безопасностью. По мнению 31,8% респондентов духовная безопасность заключена в религии. Не удивительно, что этот процент выбранных ответов является самым высоким, так как одной из основных составляющих духовной безопасности является религиозная. Для 27,3% опрошенных студентов понятие духовной безопасности является интегральным, так как они её связывают с патриотизмом, политикой и религией. Интересен для нас ответ 18,2% опрошенных респондентов, которые предложили свой вариант определения духовной безопасности, для них это - семья, нравственность и мораль.
Исходя из сути понятия «духовная безопасность» для исследования актуальными являются вопросы о защите и защищенности личности в процессе становления. На вопрос «считаете ли вы себя духовно защищенным?» 59% респонденты ответили отрицательно. Далее, на просьбу выделить, «что же в большей степени угрожает вашей духовой безопасности» одним из популярных ответом стал «Интернет» (55%). Основными причинами выбора данного ответа являются агрессивное поведение пользователей сети Интернет, а также непроверенная информация, психологическое давление, манипулирование личностью, опасность интернет зависимости, негативная информация и «информационный мусор».
Часть респондентов (20%) считают угрозой духовной безопасности -общество. Другая часть опрошенных (15%) выделило государство как причину духовной незащищенности. Данные ответы коррелируются с оценкой социального самочувствия студентов и говорит о недоверии властям. Такое мнение характерно для оппозиционно настроенной молодежи.
Таким образом, реализация в образовательной организации высшего образования необходимых педагогических, воспитательных и организационных условий, а также всестороннее взаимодействие научно-педагогических работников, лучших представителей творческой и
промышленной элит и студентов, основанное на ценностях гражданского общества; применение личностно-ориентированных образовательных технологий; содержательное наполнение социально-образовательного пространства института будет способствовать эффективной социализации студентов.
Литература
1. Рыбаков С.Ю. Проблемы обеспечения духовной безопасности в системе образования России: монография / С.Ю. Рыбаков; Ряз.гос.ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2011. 304 с.
2. Чернова И.Б. О сущности духовной безопасности // Власть. 2013. № 9. URL: cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-duhovnoy-bezopasnosti (дата обращения: 20.06.2017).
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года URL: scrf.gov.ru/documents/99.html.
4. Безопасность Евразии-2002: энциклопедический словарь-ежегодник. М.: Книга и бизнес. 2003. 128 с.
5. Tomilin S. A., Evdoshkina Ju. A., Pirozhkov R. V. Using of interactive educational forms in the process of laboratory studies on fundamental engineering disciplines // In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 122-129.
6. Pinchuk E. V., Evdoshkina Ju. A., Tomilin S. A. Realization technology of innovative educational methods used in the process of theoretical mechanics study // In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 96-100.
7. Томилин С.А., Ольховская Р.А., Федотов А.Г., Василенко Н.П. Технология реализации междисциплинарной подготовки бакалавров в процессе научно-исследовательской работы студентов // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3507.
8. Томилин С.А., Евдошкина Ю.А., Ольховская Р.А. Практика применения интерактивных методов обучения при проведении занятий по компьютерной графике // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2492.
9. Пинчук Э.В., Евдошкина Ю.А., Томилин С.А. Технология реализации инновационных педагогических методов при изучении теоретической механики // В мире научных открытий. 2013. № 7 (43). С. 187 - 199.
10. Лобковская Н.И., Томилин С.А., Евдошкина Ю.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации первокурсников, получающих высшее образование на базе среднего профессионального//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). С. 141-144. URL: scientificnotes.ru.
11. Руденко В.А., Томилин С.А., Василенко Н.П. Основные проблемы организации подготовки специалистов для атомной отрасли в условиях внедрения профессиональных стандартов // Глобальная ядерная безопасность. 2016. № 3 (20). С. 80-87.
12. Томилин С.А., Василенко Н.П., Железнякова А.В., Василенко И.С. Корпоративные ценности как основа формирования профессионального самоопределения студентов при подготовке специалистов для атомной отрасли // Педагогика и просвещение. 2017. № 1. С. 31 - 41. URL: nbpublish.com/library_read_article. php?id=220761.
References
1. Rybakov S.Yu. Problemy obespecheniya dukhovnoy bezopasnosti v sisteme obra-zovaniya Rossii [Problems of ensuring spiritual security in the educational system of Russia]: monografiya [monograph]. Ryaz.gos.un-t im.S.A. Yesenina, Ryazan', 2011, 304 p.
2. Chernova I.B. Vlast'. 2013. №9. URL: cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-duhovnoy-bezopasnosti.
3. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [The national security strategy of the Russian Federation until 2020]. URL: scrf.gov.ru/documents/99.html.
4. Bezopasnost' Yevrazii [The security of Eurasia]. 2002. Entsiklopedicheskiy slovar'-yezhegodnik [Encyclopaedic dictionary-yearbook]: Moscow: Kniga i biznes. 2003, 128 p.
5. Tomilin S. A., Evdoshkina Ju. A., Pirozhkov R. V. In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 122-129.
6. Pinchuk E. V., Evdoshkina Ju. A., Tomilin S. A. In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 96-100.
7. Tomilin S.A., Ol'khovskaya R.A., Fedotov A.G., Vasilenko N.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3507.
8. Tomilin S.A., Yevdoshkina YU.A, Ol'khovskaya R.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2492.
9. Pinchuk E.V., Yevdoshkina YU.A., Tomilin S.A. V mire nauchnykh otkrytiy, 2013. № 7 (43), pp. 187-199.
10. Lobkovskaya N.I., Tomilin S.A., Yevdoshkina Yu.A. Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, № 2 (30), URL: scientificnotes.ru.
11. Rudenko V.A., Tomilin S.A., Vasilenko N.P. Global'naya yadernaya bezopasnost', 2016. № 3 (20), pp. 80-87.
12. Tomilin S.A., Vasilenko N.P., Zheleznyakova A.V., Vasilenko I.S. Pedagogika i prosveshcheniye, 2017. № 1. pp. 31 - 41. URL: nbpublish.com/library_read_article. php?id=220761.