Научная статья на тему 'Системный анализ особенностей социализации студентов технического института в условиях трансформационного кризиса'

Системный анализ особенностей социализации студентов технического института в условиях трансформационного кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYSTEM APPROACH / SPIRITUAL SECURITY / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / SYSTEM ANALYSIS / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / PERSONAL DEVELOPMENT / STRATEGY OF BEHAVIOR / SOCIAL FEELING / EDUCATIONAL SPACE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Локонова Е. Л., Железнякова А. В., Зарочинцева И. В.

В статье представлены результаты анализа социологического опроса студентов технического вуза. Проведен системный анализ особенности социализации, связанной с проблемой духовной безопасности в современном обществе. Вопросы духовной безопасности являются актуальными, так как именно духовно-нравственные установки направляют практическую деятельность каждого человека в русло самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Локонова Е. Л., Железнякова А. В., Зарочинцева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System Analysis of the Socialization Features of Technical Institute Students in the Conditions of the Transformation Crisis

The article presents the results of the sociological survey analysis of the technical institute students. A systematic analysis of the socialization peculiarities, connected with the problem of spiritual security in modern society, is carried out. The issues of spiritual security are relevant, since it is the spiritual attitudes that govern the practical activities of each person in individual self-realization.

Текст научной работы на тему «Системный анализ особенностей социализации студентов технического института в условиях трансформационного кризиса»

Системный анализ особенностей социализации студентов технического института в условиях трансформационного кризиса

Е.Л. Локонова, А.В. Железнякова, И.В. Зарочинцева

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Аннотация: В статье представлены результаты анализа социологического опроса студентов технического вуза. Проведен системный анализ особенности социализации, связанной с проблемой духовной безопасности в современном обществе. Вопросы духовной безопасности являются актуальными, так как именно духовно-нравственные установки направляют практическую деятельность каждого человека в русло самореализации личности.

Ключевые слова: системный подход, духовная безопасность, духовно-нравственное становление, системный анализ, профессиональная социализация, личностное развитие, стратегия поведения, социальное самочувствие, образовательное пространство.

Современная Россия, пережившая трансформационный кризис 90-х гг. ХХ века всё увереннее заявляет о своих позициях на международной арене, осуществляя грандиозные экономические проекты, модернизируя полицию, армию, систему здравоохранения, науки и образования. Однако, процесс мировой глобализации, несущий системный экономический и духовный кризис, выдвигает на передний план вопросы о рисках и угрозах для национального единства и сплоченности российского общества. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетных направлений является деятельность по защите культурного духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, по сохранению культурного достояния всех народов России, по формированию государственной политики в области духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. [1].

Следовательно, одним из основных объектов обеспечения национальной безопасности является духовная сфера, где первостепенной задачей считается формирование системы защиты от деструктивно-психологического влияния на общественное сознание граждан России.

Понятие духовная безопасность имеет неоднозначную трактовку, что объясняется различным пониманием учеными сущности понятий, которые являются исходными для данного термина «духовность» и «безопасность». В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года дана четкая формулировка определения национальной безопасности, на которую следует опираться при анализе любого вида безопасности, в том числе и духовной. «Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституциональные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие российской Федерации, оборону и безопасность государства» [2].

Неотъемлемой составляющей национальной безопасности, наряду с экономической, информационной, военной, экологической является духовная безопасность [3]. Энциклопедический словарь - ежегодник «Безопасность Евразии» предлагает широкое толкование духовной безопасности - «это состояние и условия жизнедеятельности социума, которые обеспечивают сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны, а вместе с тем способность государства решать назревшие задачи экономического, социального и политического развития» [4].

В настоящее время современное общество определяет реальные угрозы духовной безопасности, которые выражаются в фактах духовной разобщенности, социокультурного раскола, кризиса социальных ценностей и духовной культуры. Следовательно, вопрос об обеспечении духовной безопасности является актуальным, вопросом жизненно-важным, так как основой общества как системы могут быть только духовно-нравственные

ценности. Именно они могут выступать индикатором жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала в целом.

Выдвинутая нами проблема особенно актуальна в сфере духовного и нравственного состояния молодежи в процессе социализации. Именно духовно-нравственное становление молодого поколения, их подготовка к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Важнейшим требованием к образовательным организациям, осуществляющим подготовку специалистов для промышленных отраслей, является ориентация образовательной деятельности не только на формирование у студентов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и качественное изменение в ценностном отношении к будущей профессиональной деятельности. В этой связи весьма актуальным является изучение опыта применения современных педагогических технологий в условиях социально-образовательного пространства образовательной организации высшего образования [5 - 11].

Организацию учебного и воспитательного процесса в рамках технического института необходимо проектировать с учетом особенностей социализации и духовно-нравственного становления студентов в индивидуальном и социальном пространстве [12]. В Волгодонском инженерно-техническом институте - филиале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» методом социологического опроса было проведено исследование, позволившее выявить в структуре потребностей наших студентов особенности и тенденции формирования духовной безопасности, которые в дальнейшем учитываются в процессе социализации и реализации моделей личностного и профессионального самоопределения студентов.

По результатам опроса только 47,8% студентов оценили свое социальное самочувствие как оптимистическое, 38,2% как «спокойное, но без особых надежд и иллюзий», при этом увеличился процент студентов с негативным социальным самочувствием (11,1% «с тревогой и неуверенностью», и 2,5 % «со страхом и отчаянием»). Несомненно, что такое социальное самочувствие студентов будет являться проблемной ситуацией для эффективной социализации.

Еще одной проблемой являются выявленные противоречия в социокультурных особенностях и динамике стратегий поведения студентов. Большая часть респондентов 72,3% считают, что успешная профессиональная карьера не зависит от «лучшей учебы» в избранном ими институте. Наблюдается увеличение количества студентов, которые считают, что «институт должен давать знания по профессии, а остальное -мировоззрение, образ жизни, стиль поведения - личное дело каждого, никому до этого дела нет».

При выборе модели студенческой жизни, несмотря на то, что ориентация на упорную учебу и самоограничение ради успешного профессионального будущего возрастает, подавляющее большинство респондентов предпочитает потребительскую стратегию поведения, считая, что студенческая жизнь - это, прежде всего, особая пора молодости, преимущества которой надо полноценно использовать. В результате некоторую возможную не востребованность на рынке труда молодые люди предполагают компенсировать за счёт роста своего социокультурного капитала и самосовершенствования в стенах института, а в действительности выстраивают гедонистическую модель поведения.

Далее, отвечая на вопросы анкеты, студенты отметили, что в большей степени «не знают, что такое духовная безопасность» (67%) . Поэтому для нас стало важным выяснить, что же для студентов является духовной

безопасностью. По мнению 31,8% респондентов духовная безопасность заключена в религии. Не удивительно, что этот процент выбранных ответов является самым высоким, так как одной из основных составляющих духовной безопасности является религиозная. Для 27,3% опрошенных студентов понятие духовной безопасности является интегральным, так как они её связывают с патриотизмом, политикой и религией. Интересен для нас ответ 18,2% опрошенных респондентов, которые предложили свой вариант определения духовной безопасности, для них это - семья, нравственность и мораль.

Исходя из сути понятия «духовная безопасность» для исследования актуальными являются вопросы о защите и защищенности личности в процессе становления. На вопрос «считаете ли вы себя духовно защищенным?» 59% респонденты ответили отрицательно. Далее, на просьбу выделить, «что же в большей степени угрожает вашей духовой безопасности» одним из популярных ответом стал «Интернет» (55%). Основными причинами выбора данного ответа являются агрессивное поведение пользователей сети Интернет, а также непроверенная информация, психологическое давление, манипулирование личностью, опасность интернет зависимости, негативная информация и «информационный мусор».

Часть респондентов (20%) считают угрозой духовной безопасности -общество. Другая часть опрошенных (15%) выделило государство как причину духовной незащищенности. Данные ответы коррелируются с оценкой социального самочувствия студентов и говорит о недоверии властям. Такое мнение характерно для оппозиционно настроенной молодежи.

Таким образом, реализация в образовательной организации высшего образования необходимых педагогических, воспитательных и организационных условий, а также всестороннее взаимодействие научно-педагогических работников, лучших представителей творческой и

промышленной элит и студентов, основанное на ценностях гражданского общества; применение личностно-ориентированных образовательных технологий; содержательное наполнение социально-образовательного пространства института будет способствовать эффективной социализации студентов.

Литература

1. Рыбаков С.Ю. Проблемы обеспечения духовной безопасности в системе образования России: монография / С.Ю. Рыбаков; Ряз.гос.ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2011. 304 с.

2. Чернова И.Б. О сущности духовной безопасности // Власть. 2013. № 9. URL: cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-duhovnoy-bezopasnosti (дата обращения: 20.06.2017).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года URL: scrf.gov.ru/documents/99.html.

4. Безопасность Евразии-2002: энциклопедический словарь-ежегодник. М.: Книга и бизнес. 2003. 128 с.

5. Tomilin S. A., Evdoshkina Ju. A., Pirozhkov R. V. Using of interactive educational forms in the process of laboratory studies on fundamental engineering disciplines // In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 122-129.

6. Pinchuk E. V., Evdoshkina Ju. A., Tomilin S. A. Realization technology of innovative educational methods used in the process of theoretical mechanics study // In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 96-100.

7. Томилин С.А., Ольховская Р.А., Федотов А.Г., Василенко Н.П. Технология реализации междисциплинарной подготовки бакалавров в процессе научно-исследовательской работы студентов // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3507.

8. Томилин С.А., Евдошкина Ю.А., Ольховская Р.А. Практика применения интерактивных методов обучения при проведении занятий по компьютерной графике // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2492.

9. Пинчук Э.В., Евдошкина Ю.А., Томилин С.А. Технология реализации инновационных педагогических методов при изучении теоретической механики // В мире научных открытий. 2013. № 7 (43). С. 187 - 199.

10. Лобковская Н.И., Томилин С.А., Евдошкина Ю.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации первокурсников, получающих высшее образование на базе среднего профессионального//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). С. 141-144. URL: scientificnotes.ru.

11. Руденко В.А., Томилин С.А., Василенко Н.П. Основные проблемы организации подготовки специалистов для атомной отрасли в условиях внедрения профессиональных стандартов // Глобальная ядерная безопасность. 2016. № 3 (20). С. 80-87.

12. Томилин С.А., Василенко Н.П., Железнякова А.В., Василенко И.С. Корпоративные ценности как основа формирования профессионального самоопределения студентов при подготовке специалистов для атомной отрасли // Педагогика и просвещение. 2017. № 1. С. 31 - 41. URL: nbpublish.com/library_read_article. php?id=220761.

References

1. Rybakov S.Yu. Problemy obespecheniya dukhovnoy bezopasnosti v sisteme obra-zovaniya Rossii [Problems of ensuring spiritual security in the educational system of Russia]: monografiya [monograph]. Ryaz.gos.un-t im.S.A. Yesenina, Ryazan', 2011, 304 p.

2. Chernova I.B. Vlast'. 2013. №9. URL: cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-duhovnoy-bezopasnosti.

3. Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [The national security strategy of the Russian Federation until 2020]. URL: scrf.gov.ru/documents/99.html.

4. Bezopasnost' Yevrazii [The security of Eurasia]. 2002. Entsiklopedicheskiy slovar'-yezhegodnik [Encyclopaedic dictionary-yearbook]: Moscow: Kniga i biznes. 2003, 128 p.

5. Tomilin S. A., Evdoshkina Ju. A., Pirozhkov R. V. In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 122-129.

6. Pinchuk E. V., Evdoshkina Ju. A., Tomilin S. A. In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Vol. 2. № 1. pp. 96-100.

7. Tomilin S.A., Ol'khovskaya R.A., Fedotov A.G., Vasilenko N.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3507.

8. Tomilin S.A., Yevdoshkina YU.A, Ol'khovskaya R.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2492.

9. Pinchuk E.V., Yevdoshkina YU.A., Tomilin S.A. V mire nauchnykh otkrytiy, 2013. № 7 (43), pp. 187-199.

10. Lobkovskaya N.I., Tomilin S.A., Yevdoshkina Yu.A. Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, № 2 (30), URL: scientificnotes.ru.

11. Rudenko V.A., Tomilin S.A., Vasilenko N.P. Global'naya yadernaya bezopasnost', 2016. № 3 (20), pp. 80-87.

12. Tomilin S.A., Vasilenko N.P., Zheleznyakova A.V., Vasilenko I.S. Pedagogika i prosveshcheniye, 2017. № 1. pp. 31 - 41. URL: nbpublish.com/library_read_article. php?id=220761.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.