Научная статья на тему 'Системные основы интеграции научного знания в формировании профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков'

Системные основы интеграции научного знания в формировании профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY INTERACTION / PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна

Рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей в контексте интерактивно-целостного подхода к современному образованию. Большое внимание уделяется исследованию феномена интегративности и междисциплинарного взаимодействия как одного из основных характеристик профессионально-ориентированного обучения. Обсуждаются цели, признаки, структура, средства междисциплинарной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM FOUNDATIONS FOR INTEGRATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT

The article focuses on the problem of professional competence development in the context of integrated-interactive approach to modern education. The author analyzes the phenomenon of integration and interdisciplinary interaction as one of the main characteristics of professionally-oriented teaching. The aims, features, structure, means of interdisciplinary interaction are discussed.

Текст научной работы на тему «Системные основы интеграции научного знания в формировании профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков»

УДК 371.14 + 371.124.8

М. А. Мосина

Пермь

СИСТЕМНЕЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная компетенция; междисциплинарное взаимодействие; профессионально ориентированное обучение.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей в контексте интерактивноцелостного подхода к современному образованию. Большое внимание уделяется исследованию феномена интегративности и междисциплинарного взаимодействия как одного из основных характеристик профессионально-ориентированного обучения. Обсуждаются цели, признаки, структура, средства междисциплинарной интеграции.

М. А. Mosina

SYSTEM FOUNDATIONS FOR INTEGRATION

OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT

KEY WORDS: professional competence; interdisciplinary interaction; professionally-oriented teaching.

ABSTRACT. The article focuses on the problem of professional competence development in the context of integrated-interactive approach to modern education. The author analyzes the phenomenon of integration and interdisciplinary interaction as one of the main characteristics of professionally-oriented teaching. The aims, features, structure, means of interdisciplinary interaction are discussed.

Perm

профессиональной подготовки сионального образования вызвано суще-

специалистов, проведенный российски- ствующим разрывом между содержани-

ми исследователями, свидетельствует о ем учебных программ, определяющих

© Мосина М. А., 2011

нализ современного состояния том, что недостаточное качество профес-

подготовку специалистов, и требованиями, предъявляемыми к специалистам со стороны работодателей (В. И. Байденко, Б. С. Гершунский, Е. А. Корчагин, С. А. Медведев, Н. С. Розов, Б. А. Сазонов, А. И. Су-бетто, А. Д. Урсул, В. Д. Шадриков, Г. П. Ще-дровицкий и др.).

Отчетливо озвучивается мысль, что будущее России связано с разработкой и реализацией наукоемких технологий. При этом достаточно открыто высказывается мнение, что имеющаяся система высшего образования не удовлетворяет не столько тем, что она не позволяет дать обучающимся необходимый объем знаний, умений, навыков, сколько тем, что все вместе они не дают совокупного гарантированного положительного эффекта в процессе подготовки специалиста. Как подчеркивает А. Г. Бермус, пробел профессионального образования состоит в том, что, формируя у выпускников систему предметных знаний и умений, высшие учебные заведения не создают условий для развития у специалиста методологического мышления [2].

Таким образом, в условиях все возрастающих требований к специалисту-профессионалу возникла необходимость тщательного анализа и переосмысления теоретических и практических основ системы подготовки будущих конкурентоспособных специалистов.

В принятых нормативно-правовых документах, регламентирующих профессиональную образовательную деятельность, в качестве основной задачи декларируется формирование профессиональных компетенций.

Компетенция представляет собой интегрированное понятие и выражает способность применять знания, умения и опыт в самых различных ситуациях, способность делать что-либо компетентно, т. е. предвидя или прогнозируя результат этой деятельности (В. А. Болотов, В. Н. Введенский,

А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Ю. И. Калиновский, В. М. Монахов, А. М. Но-

виков, А. И. Пискунов, В. А. Ситаров, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Ю. Г. Татур, А. Г. Тря-пицына, В. Д. Шадриков и др.). При выстраивании перечня компетенций, относящихся к содержанию профессионального образования, была отмечена их многофункциональность, надпредмет-ность, междисциплинарность, многомерность. В основу различных вариантов их перечня положены либо актуальные ситуации приложения компетенций как интеграции способов человеческой деятельности, творческого потенциала, опыта проявления личностной позиции, либо актуальные социально-экономические проблемы, требующие решения.

В качестве одного из ведущих механизмов компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов рассматривается междисциплинарная интеграция на всех уровнях (целей, содержания, методов и форм организации образовательного процесса, а также средств контроля планируемого результата). Полагается, что в итоге интеграция позволит сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, причем с помощью всех участвующих в данном процессе дисциплин.

Ученые убеждены, что для этого в структуре профессиональной подготовки должны быть отражены сложность и многообразие профессионально значимых объектов и ситуаций, их принципиальная несводимость к сумме отдельных предметных сущностей.

К сожалению, сложившаяся предметная система профессионального обучения формирует определенные противоречия между разрозненными по учебным предметам знаниями и профессиональной компетентностью как интегральной характеристикой качества обучения, а также средствами ее формирования в рамках отдельных учебных предметов.

Указанные противоречия, по мнению ученых, могут быть устранены путем ин-

теграции содержания образования, их последующего синтеза и комплексного применения в практике профессиональной деятельности за счет сознательного формирования и усиления в учебном процессе междисциплинарных связей и междисциплинарного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Следует отметить, что идея интеграции научного знания и практического опыта не является абсолютно новой. Философская концепция интеграции научного знания представлена в трудах В. Г. Афанасьева, Б. М. Кедрова, Н. Р. Ставской, А. Д. Урсула, М. Г. Чепикова и др. Теория педагогической интеграции отражена в исследованиях B. С Безруковой, М. Н. Берулавы, Ю. И. и

B. И. Каган, Ю. А. Кустова, М. И. Мах-мутова, Ю. Н. Семина, Ю. С. Тюнникова, И. П. Яковлева и др. Процессуальные характеристики интеграции разработаны

А. П. Беляевой, Н. М. Гарановичем, А. Я. Да-нилюком, И. Д. Зверевым, В. Н. Максимовой, А. В. Усовой, Т. В. Фоменко, Н. К. Чапаевым и др.

Большое внимание интеграции в образовании уделяется в зарубежных исследованиях (Ф. Бест, А. Блум, Д. Брунер, Р. Винкель, Г. Винтроп, Л. Клинберг, Ч. Мазяж, О. Михай, Г. Нойнер, Д. Резерфорд, И. Сантуло, Р. Стивенсон, К.-Г. Та-машевски, А. Хорват и др.).

Под научным междисциплинарным взаимодействием, с точки зрения Э. М. Мирского, следует понимать такое исследование, которое основывается на взаимодействии дисциплин, имеющих достаточную определенность своих предметных областей и методологических аппаратов, позволяющих сформировать предмет их взаимного внимания так, чтобы результаты его изучения можно было модифицировать, транслировать и использовать с помощью средств всех участвующих дисциплин образования [6.

C. 518].

Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся, так и в рамках

новой системы. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целе-полагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивая его целостность и системность.

Суть концепции междисциплинарного взаимодействия на современном этапе развития научной мысли, рассмотренная в работах Н. Чебышева и В. Каган, заключается в том, что каждая познавательная и профессиональная проблема всегда является полидисциплинарной, она требует анализа и решения с позиций связанных с ней дисциплин и последующего объединения дисциплинарных решений в целостную картину [9]. Отсюда вытекают целевые функции разных групп учебных дисциплин. Для фундаментальных дисциплин таковыми являются выделение и реализация дисциплинарного компонента проблемы и подготовка его к координации с компонентами других дисциплин. Это позволяет преобразовать многие функции учебных дисциплин в методологические, теоретические и технологические средства построения целостных моделей явлений.

Большое количество появившихся в последние годы диссертационных исследований, посвященных изучению интегративных процессов в современном образовании в контексте компетентностно-го подхода, в том числе и в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка [1; 4; 5; 8; 10], показывает, что при хорошо разработанной методологической основе интеграционных связей междисциплинарное взаимодействие различных дисциплин (естественнонаучных и гуманитарных в том числе) вполне возможно и да-

ет положительный эффект. Это происходит, считают исследователи, если удается преодолеть исторически сложившуюся обособленность учебных дисциплин, каждая из которых логически независима от других и создает свою картину мироздания.

Подтверждение возможности междисциплинарного взаимодействия разных наук, в том числе естественнонаучных, технических, гуманитарных и др., находим и в работах, посвященных изучению механизмов междисциплинарного взаимодействия с точки зрения синергетики (В. Г. Буданов, В. С. Степин, Г. Ха-кен и др.). Ее принципы, на наш взгляд, в равной степени присущи как гуманитарному, так и естественнонаучному знанию. Согласно В. С. Степину, в процессе междисциплинарного взаимодействия «гуманитарное знание позволяет сформулировать новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития, этические регулятивы познавательной и технологической деятельности людей...» [7. С. 11-25.].

Как видим, оснований для реализации междисциплинарного взаимодействия разных наук, в том числе и языкознания, филологии, лингводидактики, информатики и др., вполне достаточно.

Изучение и обобщение научного и практического опыта позволило нам выработать собственную позицию по отношению к системным основам междисциплинарного взаимодействия. При разработке нашей концепции профессиональной подготовки будущего учителя иностранных языков мы исходили из того, что она должна обеспечиваться междисциплинарным взаимодействием научных знаний и междисциплинарным взаимодействием субъектов образовательного процесса.

Междисциплинарное взаимодействие научных знаний в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка понимается нами,

во-первых, как создание у будущего специалиста целостного представления об окружающем мире и его будущей профессии, (цель) и, во-вторых, как процесс, ведущий к достижению цели, в ходе которого возникают качественно новые тенденции в учебно-воспитательном процессе. Междисциплинарное взаимодействие как цель обучения должно сформировать у студентов те компетенции, которые отражают связность отдельных представлений о мире как о едином целом, в котором все элементы взаимосвязаны. Междисциплинарное взаимодействие как процесс комплексного развития, воспитания и обучения обеспечивает взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев учебновоспитательного процесса и учебных дисциплин, изучаемых студентами на факультете иностранных языков. В этом процессе возникают изменения, которые проявляются не только в приобретении новых связей, но и в переходе связей в иное качество, в появлении нового, того, чего раньше не было. Признаками интегративного процесса являются:

- взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов;

- качественное и количественное преобразование взаимодействующих элементов;

- педагогическая направленность и относительная самостоятельность взаимодействующих дисциплин;

- специфичная для данного интегративного процесса логико-содержательная структура.

Логико-содержательная структура междисциплинарного взаимодействия проявляется в определении цели интеграции, объекта интеграции и системообразующего стержня (В. Н. Максимова, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев и др.).

Целью интеграции в данной концепции, как было показано выше, является формирование профессиональной компетентности будущего учителя ино-

странных языков как интеграция иноязычной коммуникативной и лингводидактической компетенций.

Что касается системообразующего стержня интеграции, то вслед за Д. Локком, мы понимаем под этим логико-структурным компонентом междисциплинарного взаимодействия общую абстрактную идею, которая объединяет связующие элементы процесса обучения. В данной концепции в качестве такой идеи выступает интерактивно-целостный подход.

Дидактическим объектом междисциплинарного взаимодействия является познавательно-продуктивная, информационно-коммуникативная, методологосодержательная и инструментальнотехническая иноязычная деятельность в рамках интерактивно-целостного подхода к обучению иностранному языку и формированию профессиональных компетенций.

Междисциплинарное взаимодействие осуществляется на уровне фактологических, операционно-деятельностных и организационно-методических связей (Н. А. Ло-шкарева, Ф. П. Соколов, В. Н. Максимова, И. Д. Зверев, Н. А. Яценко и др.).

Фактологические связи (информационно-содержательные) обеспечиваются взаимопроникновением фактов, понятий и научных категорий разных предметов, изучаемых студентами (лингвистика, иностранный язык и методика преподавания иностранных языков, страноведение, информатика и др.). В содержании учебного материала важно вычленять вопросы, изучение которых требует опоры на знания, ранее усвоенные из других предметов. Целесообразно выделять и такие вопросы, которые должны получить развитие в последующем обучении новым дисциплинам. В каждой учебной теме следует обращать внимание на понятия, которые относятся к данной учебной дисциплине, а также на категории, являющиеся более широ-

кими, общими для ряда предметов и развивающиеся с помощью межпредметных связей. С этой целью силами наших преподавателей был составлен единый глоссарий на иностранных языках (английский, немецкий, французский), обеспечивающий единство понятийно-терминологического аппарата.

Иностранный язык в силу своей поли-дисциплинарности открывает непосредственный доступ к фактам из различных сфер науки, образования, искусства, что создает широкие возможности в установлении связей по линии информации. К каждому курсу, читаемому на русском языке, обязательно прилагается список терминов на иностранном языке, что способствует межкультурному общению с носителями другой культуры при обсуждении различных проблем - лингвистических, лингводидактических, литературоведческих, психологических и др., а также в будущем поможет студентам при защите портфолио на междисциплинарном экзамене выстроить свою речь и вести научную дискуссию на иностранном языке.

Операционно-деятельностные связи определяются из факта наличия в содержании обучения помимо содержательных также и процессуальных элементов. Связи данного типа функционируют на уровне универсальных (общекультурных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций (способность и готовность использовать методологические основы науки и ее достижения для организации учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности; находить, перерабатывать, сохранять и использовать информацию для решения широкого спектра задач; выстраивать систему взаимоотношений с различными субъектами образовательного процесса с целью решения профессиональных задач; осуществлять иноязычное общение во всех видах речевой деятельности в соответствии с определенными коммуникативны-

ми историческими нормами; демонстрировать владение основными лингвистическими категориями и понятиями для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач; использовать эффективные, рациональные, современные технологии и средства обучения иностранным языкам и др.).

Организационно-методические связи осуществляются с помощью методов, приемов, организационных форм проведения занятий в режиме аудиторной и самостоятельной работы на основе интеграции интерактивных современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Одной из таких технологий, используемых всеми преподавателями факультета как на практических занятиях по иностранным языкам, так и в процессе изучения теоретических курсов, является проектное обучение, позволяющее использовать информацию практически из различных источников научного знания.

Говоря об интеграции технологий, мы опираемся на дидактическую теорию интеграции содержания образования (М. Н. Бе-рулава, В. П. Зинченко, В. В. Краевский,

В. Н. Максимова, А. И. Уман и др.), в которой итогом является синтез знаний, их качественное преобразование, методологическая и технологическая емкость.

Под междисциплинарным взаимодействием современных информационно-коммуникационных и педагогических образовательных технологий в данной концепции понимается процесс взаимодействия всех структурных элементов каждой из технологий, который приводит в результате к росту системности, практической применимости знаний и компетенций студентов.

Реализация междисциплинарного взаимодействия научного знания в процессе профессиональной подготовки будущего компетентного учителя иностранных языков невозможна, на наш взгляд, без междисциплинарного взаимодействия

всех субъектов образовательного процесса. Под междисциплинарным взаимодействием субъектов образовательного процесса мы понимаем взаимодействие, характеризующееся согласованностью целей, соответствием средств, способов и занимаемой контактирующими сторонами позицией, способствующее продуктивному решению профессионально-образовательных задач, стимулирующее развитие личности в системе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Достижение конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса требует разумной гибкости и вариативности использования индивидуального потенциала каждого педагога, его профессионального уровня. Конструктивное взаимодействие проявляется в согласованности целей, средств, способов и занимаемых контактирующими субъектами позиций, что способствует продуктивному решению социально и личностно значимых задач, стимулирует развитие сообщества единомышленников.

Необходимо создание такого сообщества педагогов, которое позволило бы удержать методологическое ядро концепции формирования профессиональной компетентности обучающихся от размывания, способствовало бы вступлению синергетического сообщества в диалог в целях достижения единой цели.

Реализация междисциплинарного взаимодействия субъектов образовательного процесса в контексте интерактивноцелостного подхода к формированию профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков требует от каждого субъекта образовательного процесса готовности:

- к принятию и реализации четко и ясно сформулированной миссии факультета - обеспечить качественное, доступное, современное образование как условие подготовки конкурентоспособной полилингвальной и поли-

культурной личности, отвечающей потребностям регионального, федерального и мирового сообщества, готовой реализовать себя в профессиональной и социальной сферах, — разделяемой большинством руководителей и сотрудников; к междисциплинарному диалогу как к высшей ступени межличностного общения носителей разных дисциплинарных знаний;

к обеспечению междисциплинарных связей и преемственности на всех этапах обучения студентов иностранному языку;

к созданию условий для взаимодействия студентов в целях обеспечения сотрудничества в решении учебных, социальных и профессиональных задач; к субъект-субъектным отношениям с обучающимися, к выработке диалогического стиля общения преподавателей и студентов;

к участию в разработке междисциплинарных программ, сравнению и сопоставлению учебных материалов с целью предъявления студентам одних и тех же объектов изучения под углом зрения разных наук; к повышению своего профессионального уровня путем участия в

междисциплинарных теоретических семинарах, дискуссиях, проектах на стыке разных дисциплин;

- к созданию креативной педагогической развивающей среды и оказанию студентам необходимой педагогической поддержки в формировании профессиональных компетенций в рамках своей дисциплины;

- к интеграции современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий. Междисциплинарное взаимодействие

закладывает прочный фундамент научного мировоззрения студента, формируют у него современный стиль мышления. Благодаря междисциплинарному взаимодействию происходит: обобщение

объективной зависимости изучаемых дисциплин; обобщение объективных отношений на уровне теории; обобщение фактов, теорий; формирование частнонаучных картин мира и становление естественнонаучной картины мира; трансформация теории в метод, картины мира - в стиль мышления, предметных знаний, объединенных с помощью междисциплинарного взаимодействия, - в убеждения; формирование научного мировоззрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНДРОНКИНА Н. М. Когнитивно-деятельностный подход к формированию лингвосоциокультурной компетенции в обучении немецкому языку студентов языкового вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009.

2. БЕРМУС А. Г. Возможна ли другая методология образования // Вестник высшей школы. 2005. № 4.

3. ИДИАТУЛИН В. О координации учебных дисциплин // Высшее образование в России. 2004. № 12.

4. ЛАРИОНОВА И. А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

5. ЛЕВЧЕНКО В. В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2009.

6. МИРСКИЙ Э. М. Междисциплинарные исследования // Новая философская энциклопедия. М. : Мысль, 2001. Т. 2.

7-

8.

9-

10.

СТЕПИН В. С. Проблемы описания развивающихся систем // Вопросы философии. 2003. № 8. ТЕНИЩЕВА В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции : автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М.,2008.

ЧЕБЫШЕВ Н., КАГАН В. Высшая школа XXI века : проблема качества // Высшее образование в России. 2000. № 1.

ШУМАКОВА А. В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза : автореф. . дис. д-ра пед. наук. Астрахань, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.