Научная статья на тему 'Системность современного философского знания'

Системность современного философского знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / наука / мировоззрение / сознание / система / мышление / понимание / практика / категории / язык / philosophy / science / worldview / consciousness / system / thinking / understanding / practice / categories / language

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергеева Анжелика Ивановна

Статья посвящена определению специфики философии в новых реалиях развития науки. Обосновывается утверждение, что научная сторона философии заключается в разработке методологии научного познания, а мировоззренческая позиция в гносеологических, аксиологических проблемах. Отличительной чертой философского мышления является систематизация разных процессов (природных, социальных, культурных). Задачей является выявление влияния современной философии на развитие науки и социальные процессы, так как фундаментальная часть любой науки имеет непосредственное отношение к философии. Актуальность заключается в том, что в современных условиях развития науки, глобализации, роль философии значительна. Методологическую основу исследования составили сравнительно-аналитический, системный подходы, с помощью которых были выявлены роль, особенности философского знания и осуществлён анализ взаимосвязи науки и философии. Философия тесно связана с практической жизнью и направлена на осмысление актуальных проблем бытия, сложных систем, где требуется решение комплексных междисциплинарных проблем. Философский анализ расширяет границы видения проблемы, выступает как универсальный инструмент познания. Благодаря философии появляются новые подходы к исследованию, возрастает значимость аналитических, рационалистических подходов, в том числе сферы этико-культурного содержания. Одной из перспективных направлений является развитие синтетической философии, в мире цифровой революции, чем больше в мире изменений, тем больше необходима философия. Философия по-прежнему выступает посредником между науками, людьми, как когда-то древнегреческая философия начала с анализа устройства мира, с поиска ответов на вопросы социального бытия и познания, которые сегодня особенно важны, когда возможности человека начинают угрожать самому человеку. Также тысячелетиями оперируем философскими категориями, как причина, система, структура, движение, вероятность, пространство, время и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The systematic nature of modern philosophical knowledge

The article is devoted to defining the specifics of philosophy in the new realities of scientific development. It is substantiated that the scientific side of philosophy lies in the development of the methodology of scientific knowledge, and the ideological position in axiological problems. Philosophical researching is the systematization of different processes: natural, social, and cultural. The aim of the article is to identify the influence of modern philosophy for development of science and social processes. In modern conditions of scientific development, globalization, the role of philosophy is significant. The methodological basis of the study was made up of comparative-analytical, systemic approaches, with the help of which the role and features of philosophical knowledge were identified and the analysis of the relationship between science and philosophy was carried out. Philosophy is closely connected with practical life and is aimed at understanding the current problems of being, complex systems, where a solution to complex interdisciplinary problems is required. Philosophical analysis expands the boundaries of vision of the problem, acts as a universal tool of knowledge. New approaches to research appear, the importance of analytical, rationalistic approaches, including the sphere of ethical and cultural content, increases. One of the promising areas is the development of synthetic philosophy, in the world of digital revolution, the more changes in the world, the more philosophy is needed. Philosophy still acts as an intermediary between sciences, people, as ancient Greek philosophy once began with an analysis of the structure of the world, with the search for answers to questions of social existence and knowledge, which are especially important today when human capabilities begin to threaten man himself. We have also been operating with philosophical categories for millennia, such as cause, system, structure, movement, probability, space, time, etc. The fundamental part of any science is directly related to philosophy.

Текст научной работы на тему «Системность современного философского знания»

DOI 10.25587/2587-5604-2024-4-197-203 УДК 101.3

А. И. Сергеева

Системность современного философского знания

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена определению специфики философии в новых реалиях развития науки. Обосновывается утверждение, что научная сторона философии заключается в разработке методологии научного познания, а мировоззренческая позиция в гносеологических, аксиологических проблемах. Отличительной чертой философского мышления является систематизация разных процессов (природных, социальных, культурных). Задачей является выявление влияния современной философии на развитие науки и социальные процессы, так как фундаментальная часть любой науки имеет непосредственное отношение к философии. Актуальность заключается в том, что в современных условиях развития науки, глобализации, роль философии значительна. Методологическую основу исследования составили сравнительно-аналитический, системный подходы, с помощью которых были выявлены роль, особенности философского знания и осуществлён анализ взаимосвязи науки и философии. Философия тесно связана с практической жизнью и направлена на осмысление актуальных проблем бытия, сложных систем, где требуется решение комплексных междисциплинарных проблем. Философский анализ расширяет границы видения проблемы, выступает как универсальный инструмент познания. Благодаря философии появляются новые подходы к исследованию, возрастает значимость аналитических, рационалистических подходов, в том числе сферы этико-культурного содержания. Одной из перспективных направлений является развитие синтетической философии, в мире цифровой революции, чем больше в мире изменений, тем больше необходима философия. Философия по-прежнему выступает посредником между науками, людьми, как когда-то древнегреческая философия начала с анализа устройства мира, с поиска ответов на вопросы социального бытия и познания, которые сегодня особенно важны, когда возможности человека начинают угрожать самому человеку. Также тысячелетиями оперируем философскими категориями, как причина, система, структура, движение, вероятность, пространство, время и т. д.

Ключевые слова: философия, наука, мировоззрение, сознание, система, мышление, понимание, практика, категории, язык.

A. I. Sergeeva

The systematic nature of modern philosophical knowledge

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article is devoted to defining the specifics of philosophy in the new realities of scientific development. It is substantiated that the scientific side of philosophy lies in the development of the methodology of scientific knowledge, and the ideological position in axiological problems. Philosophical researching is the systematization of different processes: natural, social, and cultural. The aim of the article is to identify the influence of modern philosophy for development of science and social processes. In modern conditions of scientific development, globalization, the role of philosophy is significant. The methodological basis of the study was made up of comparative-analytical, systemic approaches, with the help of which the role and features of philosophical knowledge were identified and the analysis of the relationship between

СЕРГЕЕВА Анжелика Ивановна - магистрант финансово-экономического института, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]

SERGEEVA Anzhelika I. - Master's student, Institute of Finances and Economics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

science and philosophy was carried out. Philosophy is closely connected with practical life and is aimed at understanding the current problems of being, complex systems, where a solution to complex interdisciplinary problems is required. Philosophical analysis expands the boundaries of vision of the problem, acts as a universal tool of knowledge. New approaches to research appear, the importance of analytical, rationalistic approaches, including the sphere of ethical and cultural content, increases. One of the promising areas is the development of synthetic philosophy, in the world of digital revolution, the more changes in the world, the more philosophy is needed. Philosophy still acts as an intermediary between sciences, people, as ancient Greek philosophy once began with an analysis of the structure of the world, with the search for answers to questions of social existence and knowledge, which are especially important today when human capabilities begin to threaten man himself. We have also been operating with philosophical categories for millennia, such as cause, system, structure, movement, probability, space, time, etc. The fundamental part of any science is directly related to philosophy.

Keywords: philosophy, science, worldview, consciousness, system, thinking, understanding, practice, categories, language.

Введение

С давних времён определение роли философии остается одним из важных проблем, с тех пор философия продолжает учить познавать мир в целом. Философию определяют через проблемы, которые она решает и онтологические проблемы связаны со всеми науками. Студентам любых специальностей, гуманитарных, общественных и естественных наук, всегда можно подобрать интересный материал из их сферы. Поэтому философия отличается своей всеобщностью. Мировоззренческие, этические, гносеологические вопросы, проблемы мышления, языка и многие другие вопросы, позволяют определить философию как теоретическое знание. О мировоззренческой позиции философии писал Н. Бердяев, философия познает бытие через человека [1, с. 24].

Философия обобщает результаты всех наук, тем самым вырисовывает общую научную картину мира, придавая смысл всем явлениям. Такое разнообразие философских анализов позволяет согласиться с Виндельбандом, который отмечал, что если мы обратимся к истории с вопросом о том, что собственно есть философия, то мы «получим самые разнообразные ...ответы». «Попытка выразить это пестрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие было бы делом совершенно безнадежным» [2, с. 22-58]. Как отметил В. Виндельбанд, философией называли то, что мы сегодня называем наукой, в частности, в античное время философию называли преднаукой, основой научного знания. Также и Делез, и Гваттари определяли философию не как «созерцание. философия не обретает окончательного прибежища» [3, с. 15].

Получается, по-философски можно проанализировать многие явления: от мельчайших элементов до вселенной, от человека до обыденной жизни. И в то же время, философию на протяжении многих лет, считают наукой. Философия изучает социальную сферу, культурные, научные достижения, политические проблемы и существует не в отрыве от наук (математики, психологии, физики, от исследований искусственного интеллекта). Философские исследования способствовали формированию логики, лингвистики, кибернетики, культурологии, постструктурализма, постмодернизма, теории систем и т. д.

Методология системно-структурного подхода в изучении философии

Для целей настоящей работы выделим категориальный и системный подходы. Системный подход к любому исследованию требует всестороннего анализа объектов, их взаимодействие в системе природы, в социальной сфере. Использованы такие методы научного исследования как анализ и синтез. При этом синтез понимается как объединение элементов и явлений, которое приводит к качественно новому образованию. Используя понятие «континуум» в математическом плане, можно подчеркнуть континуальность философии,

как непрерывную совокупность всех дисциплин, их внутреннее единство. Философия разрабатывает методологию научного познания, правила, логику мышления и многое другое. Ортега-и-Гассет о значении философии писал, что [4, с. 95-108] «...философия - это наука без предпосылок ... философия автономна, она сама себе интеллектуальный закон». Также актуальны проблемы синергетики, кибернетики. Философия обладает богатой литературой, исследованиями по этим проблемам [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].

Категорию «система» изучали многие исследователи. А. Н. Аверьянов определил систему, как множество взаимодействующих межу собой элементов [14]. Известным классическим определением является определение системы, как комплекс взаимодействующих элементов, которые взаимодействуют друг с другом. Социальные, научные, культурные проблемы, вопросы сознания, мышления исследуются в таких разделах философии, как аксиология, философская антропология, социальная философия, онтология, философия науки. Также в структурном плане можно выделить такие дисциплины, как философские проблемы техники, экономики, физики, химии и т. д. Мышление выступает не только как психическая деятельность, но и связано с пониманием.

Категории философии способствуют развитию мышления, формированию мировоззрения и являются методологическим ориентиром, образуют общетеоретическую основу наук. Философские принципы причинности, всеобщей связи, единства количества и качества, причины и следствия являются важными элементами многих естественных наук. Работа И. Ньютона называлась «Математические начала натуральной философии», где были отмечены априорные значения абсолютного времени и абсолютного пространства. Априорные принципы находят применение и в опытной науке. Научная картина мира в целом основана на философских аксиомах. Например, такие категории как система, структура, причина и следствие, пространство, время, движение, случайность, вероятность, качество, количество играют важную роль и в обыденной жизни.

Системное мышление структурирует социально-культурный мир с помощью категорий, в итоге окружающий мир становится понятным, структурированным. Категории философии создают некую модель понимания: «сущность - явление», «значение - знак», «причина - следствие», «целое - часть», «общее - особенное-единичное», «содержание - форма», «вероятность - необходимость», «возможность - действительность» и другие.

Развитие философии от понимания к практике

Понимание есть процесс мышления, решение разных задач. Исследователями выделено достаточно много определений «понимания», в герменевтике, филологии, в прагматизме и т. д. Понимание как знание, например, для французского математика Р. Декарта выражается как ясное знание, где нет сомнения, всё проверено. В герменевтике Ф. Шлей-ермахера понимание можно рассмотреть в рамках герменевтического круга как процесс от целого к частям и обратно. Взаимодействие целого и частей не только в герменевтике, но и в изучении архивных, исторических, юридических документов, библейских трактатов, литературных произведений, художественных, музыкальных предстаёт как переход от частей к целому и наоборот.

В известной триаде Ильинского (И. М. Ильинский) «знание - понимание - умение», подчеркивается проблема понимания, которое является результатом не только знания, но и является результатом развития личности, подчеркивается связь знания, понимания и умения. Основываясь на понимании, осуществляется отбор полезной информации, выделяется главное, важное, необходимое, что впоследствии влияет на получение новых знаний.

Мнение о том, что понимание составляет суть философствования, отмечалось многими мыслителями, существует термин «понимающая психология» (Вильгельм Дильтей).

Для В. Дильтея, понимание есть метод, который позволяет изучить целостную душевную жизнь личности. В психологии, понимание есть способность осознавать что-либо, понимание связывают с содержанием, смыслом и значением чего-либо. В целом, понимание есть когнитивный процесс.

Розанов В. В. отметил, что системное познание проявляется тогда, когда человек может ответить на вопросы о причинности, цели, сходствах и различиях. Розанов считает категории «схемами понимания»: схема природы, атрибутов, соответствующая свойствам космоса и вещей в нем, схема причинности, целесообразности, схема сходства и различия и схема чисел, обнимающая количественную сторону космоса [15, с. 52].

М. Хайдеггер раскрывает понимание в качестве основного определения бытия человека, для него понимание есть категория эпистемологии.

Для М. Хайдеггера, философия является не только теорией, но и практикой, «.. .мыслящее знание есть в себе поведение» [16, с. 68]. Многие учения философов практичны. Некоторые принципы, ценности буддизма, конфуцианства, даосизма практикуются и поныне. Понимание механизмов социального, культурного можно найти в философских школах эллинизма, у стоиков, эпикурейцев. Например, учение стоиков актуально и сегодня, так как имеет практическое назначение. Американский философ, биолог Массимо Пильюччи считает, что стоицизм может обучить современного человека искусству жить. Проверенная тысячелетиями стоическая мудрость, по мнению Пильюччи, обладает исключительной ценностью в мире постмодерна [17]. Адо Пьер заметил, что для стоиков философия есть упражнение, философия не абстракция, а практика [18].

Л. Витгенштейн определил философию как деятельность, результатом философии является «ясность предложений», «мысли... туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми» [19, с. 24].

Синтетическая философия. Философия на стыке наук, может выступать как «синтетическая философия», где моделирование целостного мира оказывается важной задачей. П. А. Кропоткин писал, что методологической и гносеологической основой для социальных процессов является синтетическая философия, которая изучает общие законы присущие природе и обществе, выступает как синтез естественных и общественных наук. Спенсер Г. в своей книге «Система синтетической философии» писал, что физические (природные) и социальные сферы взаимосвязаны, где присущ междисциплинарный подход. Якутские философы предпринимают попытки проанализировать процессы в рамках данного подхода. Известный профессор В. Д. Михайлов писал о философии согласия. Понятие согласие универсально, многообразно в функциональном плане, человек постоянно проявляет согласие или не согласие. Примечательно, что Виктор Данилович исследовал понятие согласие в научном плане. Физик, кандидат технических наук, доктор философии Н. Н. Кожевников в своих работах исследует неравновесные состояния и взаимодействия с устойчивыми предельными динамическими равновесиями, которые формируют систему координат, рассматривает процессы самоорганизации мира. Автор на основе понятий современной синергетики и неравновесной термодинамики дает общую характеристику четырёх уровней структурной организации мира и их предельных равновесий. Природа в своем развитии опирается именно на динамические равновесия и квазиравновесные процессы, то есть на равновесные границы вещей и областей опираются на порядок. Эти общие динамические равновесия связаны с множеством частных динамических равновесий, так что каждая из вещей взаимодействует с наиболее близким к нему равновесием. Предельные равновесные динамические границы вещи связаны с равновесными динамическими границами и служат основаниями для последних, являются общими для всех об-

ластей (среды, уровня, ритмов). Необходимо отметить, что система координат - комплекс определений, набор математических правил, устанавливающих точкам пространства соответствующие значения координат, существуют разные виды систем (цилиндрическая, трёхмерная, полярная и другие), они используются в разных областях. Поэтому, осмысление проблем в рамках данного подхода перспективно по своей сути. Книга написана на стыке современной философии, химии, математики. Н. Н. Кожевников справедливо отмечает, что в современной науке сложились направления, связанные с выявлением параллелей между физикой и социальной сферой. Не все подходы в этой области являются доказуемыми, но сама трактовка универсализма, даёт направление осмыслению разных процессов, в целом, научной картины мира. Кандидат физико-математических наук, доктор философии

A. С. Саввинов в монографии «Системные исследования объектов различной природы», основываясь на формально-математическом аппарате, принципе гомеостаза анализирует традиционные представления этноса саха, как результат макро и микрокосмоса, представляет модель обратных связей. В своей монографии А. С. Саввинов рассматривает формирование физического мировоззрения, что также важно студентам, в частности будущим физикам, как основываясь на законах физики, увидеть картину миру и развивать своё научное мировоззрение. Следует отметить, что любовь к физике, увлечённость физикой формирует навык, способность систематизировать процессы. Математик, кандидат философских наук Винокуров В. В. в работе «Пространственно-временные представления и единицы длины и времени в якутском олонхо» исследует пространственно-временные представления в якутском эпосе, количественные и качественные характеристики, единицы измерения. Изучение пространства и времени актуально сегодня также и в сфере киберпространства, как воспринимаются мифологические образы. С древнейших времен, в культурном слое разных народов проявляются схожие сюжеты архетипических символов, которые показывают целостность человеческого рода. К. Юнг считал, что в них проявляется коллективное бессознательное, которое передаётся от поколения к поколению. Этим объясняется схожесть эпических сюжетов в разных культурах, которые разделены временем и пространством. В эпосе многих народов характерно вертикальное деление пространства. В работе

B. В. Винокурова предпринята попытка систематизации единиц длины и времени, которые были исследованы им в якутском эпосе. Подобные исследования, на стыке наук, актуальны, и возможно, как писал А. Уайтхед, философы «строят соборы еще до того, как рабочие начинают закладывать камни». В этом плане, философия универсальна и выполняет свою интегрирующую функцию, многие методы, подходы философии носят междисциплинарный характер.

Заключение

Всегда существует спор об отношении философии и науки, но все разделы философии (онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, аксиология, философия науки (философские проблемы физики, экономики, математики и т. д.)) показывают, что философия напрямую связана с наукой. Но определить полностью, как науку, невозможно, для этого, необходимо, насколько философия отвечает критериям науки. Отдельные философские дисциплины, можно определить как науку. Для этого, также важно раскрыть значение, открытия. Многочисленные разделы философии, такие как феноменология, герменевтика, структурализм, позитивизм и другие, показывают роль философии в науке. Не случайно, В. Дильтей определял герменевтику общей методологией гуманитарного познания. Следует отметить философов аналитического направления, которые изучали сознание, язык, которые являются предметом изучения многих направлений науки. Статью о системности философии важно завершить словами Т. Уильямсона из его книги «Философия философии», где он

пишет, что «главная тема этой книги заключается в том, что различия в предмете между философией и другими науками также менее глубоки, чем часто предполагается», «что мне больше всего нравится в философии, так это то, что она позволяет создать элегантный порядок, который скрыт в беспорядочном хаосе» [20]. Для Т. Меткалфф философия и наука являются двумя способами познания окружающего мира, философские способы мышления не отличаются от других способов [21, с. 3-4]. Таким образом, отличительной чертой философии является систематизация разных процессов, разработка методологии научного познания, решение гносеологических, аксиологических проблем, философия выступает как междисциплинарная дисциплина, тесно связана с практической жизнью и принципы философии выступают как универсальный инструмент познания.

Л и т е р а т у р а

1. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - Москва : Республика, 1993. - 383 с.

2. Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. - Москва : Юрист, 1995. - С. 22-58.

3. Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1998.

- 288 с.

4. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? Лекция V / Х. Ортега-и-Гассет. - URL: https://phil. ulstu.ru/files/studentam/1.1_ortega.pdf ((дата обращения:25.04.2022).

5. Жилин, Д. М. Теория систем / Д. М. Жилин. - Москва : URSS, 2021. - 200 с.

6. Лакатос, И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. - Москва : Изд. АСТ, 2003.

- 380 с.

7. Майнцер, К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез / К. Майнцер. - Москва : Либроком, 2009. - 464 с.

8. Николис, Г. Познание сложного. Введение / Г. Николис, И. Р. Пригожин. - Москва : Мир, 1990.

- 344 с.

9. Пригожин, И. Р. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. - Москва : Эдиториал УРСС, 2000. - 312 с.

10. Степин, В. С. Научная картина мира / Новая философская энциклопедия в 4 т., Т. III. / В. С. Степин. - Москва : Мысль, 2001. - С. 32, 34.

11. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. - Москва : Мир, 1985. - 419 с.

12. Хакен, Г. Тайны природы Синергетика: учение о взаимодействии / Г. Хакен. - Москва-Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2003. - 320 с.

13. Эшби, У Р. Введение в кибернетику / У. Р. Эшби. - Москва : URSS, 2021. - 432 с.

14. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: Методологические приёмы / А. Н. Аверьянов. -Москва : Политиздат, 1985. - 264с.

15. Розанов, В. В. О понимании / В. В. Розанов. - Санкт-Петербург : Наука, 1994. - 540 с.

16. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. - Москва : Республика, 1993. - 447 с.

17. Массимо, Пильюччи. Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь / Пи-льюччи Массимо. - Москва : Альмина нон-фикшн, 2018. - 252 с.

18. Адо, П. Духовные упражнения и античная философия / П. Адо. - Москва : Степной ветер; Санкт-Петербург: Коло, 2005. - 448 с.

19. Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч. 1 / Л. Витгенштейн. - Москва : Гнозис, 1994. - 612 с.

20. Williamson T. The philosophy of philosophy. - Malden, MA: Blackwell Publishing, 2007. - 332 p.

21. Metealf T. Philosophy and Its Contrast with Science: Comparing Philosophical and Scientific Understanding https:// 1000wordphilosophy.com/2018/02/13/philosophy-and-its-contrast-with-science (accessed: 13.02.2023)

R e f e re n c e s

1. Berdyaev NA. On the Purpose of Man. Moscow: Republic; 1993:383 (in Russian)

2. Windelband V. What is Philosophy? (On the Concept and History of Philosophy). Selected Works.

Spirit and History.Moscow: Jurist, 1995:22-58. (in Russian)

3. Deleuze J, Guattari F. What is Philosophy? St. Petersburg: Aleteia; 1998:288. (in Russian)

4. Ortega y Gasset H. What is Philosophy? Lecture. Available from: https://phil.ulstu.ru/files/ studentam/1.1_ortega.pdf . [Accessed 25 April 2022].

5. Zhilin, D.M. Systems Theory. Moscow: URSS, 2021:200 (in Russian)

6. Lakatos I. Methodology of Research Programs. Moscow: AST Publ; 2003:380. (in Russian)

7. Mainzer K. Complex-System Thinking: Matter, Mind, Humanity. New Synthesis. Moscow: Librokom; 2009:464. (in Russian)

8. Nikolis G, Prigogine IR. Cognition of the Complex. Moscow: Mir; 1990:344. (in Russian)

9. Prigogine IR, Stengers I. Order from Chaos. New Dialogue of Man with Nature. Moscow: Editorial URSS; 2000:312. (in Russian)

10. Stepin VS. Scientific picture of the world. New philosophical encyclopedia. Moscow: Mysl, 2001;(III): 32-34. (in Russian)

11. Haken G. Synergetics. Moscow: Mir: 1985:419. (in Russian)

12. Haken G. Secrets of nature Synergetics: the doctrine of interaction. Moscow-Izhevsk: Institute of Computer Research; 2003:320. (in Russian)

13. Ashby W.R. Introduction to cybernetics. Moscow: URSS; 2021:432. (in Russian)

14. Averyanov AN. Systemic knowledge of the world: Methodological techniques. Moscow: Politizdat;1985:264. (in Russian)

15. Rozanov VV. On understanding. St. Petersburg: Science; 1994:540. (in Russian)

16. Heidegger M. Time and Being: Articles and Speeches. Moscow: Republic; 1993:447. (in Russian)

17. Massimo Pigliucci. How to Be a Stoic: Ancient Philosophy and Modern Life. Moscow: Almina Non-Fiction; 2018:252. (in Russian)

18. Ado P. Spiritual Exercises and Ancient Philosophy. Moscow: Stepnoy Veter; Kolo; 2005:448. (in Russian)

19. Wittgenstein L. Philosophical Works. Moscow: Gnosis; 1994:612. (in Russian)

20. Williamson T. The philosophy of philosophy. Malden, MA: Blackwell Publishing; 2007:332.

21. Metealf T. Philosophy and Its Contrast with Science: Comparing Philosophical and Scientific Understanding. 1000-word Philosophy: an introductory anthology. Available from: https:// 1000wordphilosophy.com/2018/02/13/philosophy-and-its-contrast-with-science/ [Accessed 02 June 2023].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.