СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPING INDUSTRIES, COMPLEXES, BUSINESSES AND ORGANIZATIONS OF SERVICES SECTOR
УДК 348; 631 РО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10110
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал);
Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени акад. Д.Н. Прянишникова
(Пермь, РФ); Сочинский государственный университет (Сочи, РФ); доктор экономических наук, профессор; recreachin@rambler.ru
СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ
Статья посвящена исследованию понятия сельского туризма и особенностей его развития в регионах страны с учетом важного влияния на социально-экономическое развитие аграрных территорий. Изучены научно-теоретические основы данного вида деятельности, проанализирована терминология в научных работах, посвященных теме. Оцениваются преимущества развития сельского туризма, а также факторы, сдерживающие его развитие. Предметом изучения является сельский туризм как особый вид социальной, экономической и культурной деятельности, оказывающей положительное влияние на решение социально-экономических проблем сельских территорий. Целью исследования является исследование подходов к оценке понятия «сельский туризм», систематизация его признаков с указанием типа и категории, обоснование мероприятий по внедрению системы сельского туризма с целью развития территорий с аграрной специализацией. Основные методы исследования: системный и ситуационный подход, моделирование социально-экономических процессов, формально-логический анализ. В качестве результатов работы представлена классификация видов сельского туризма, а также интегрированная система базовых и дополнительных услуг. Представленные в статье особенности организации сельского туризма могут быть полезны для представителей туристического бизнеса, региональных и муниципальных органов власти, а также для ученых, изучающих сельский туризм с организационно-экономической точки зрения. Дальнейшей перспективой изучения является разработка механизма развития сельского туризма на местном уровне, а также оценка социально-экономической результативности развития этого вида туризма в регионах России, имеющих различный аграрный и промышленный потенциал.
Ключевые слова: сельские территории, сельский туризм, система организации сельского туризма, виды сельского туризма, система сельского туризма.
Для цитирования: Оборин М.С. Системное развитие сельского туризма как фактор социально-экономического развития сельских территорий России // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №1. С. 117-126. РО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10110.
Дата поступления в редакцию: 23 марта 2020 г. Дата утверждения в печать: 12 мая 2020 г.
UDC 348; 631 DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10110
Matvey S. OBORIN
Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (Perm, Russia); Sochi State University (Sochi, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: recreachin@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-4281-8615
FEATURES OF CREATING FAVORABLE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF RURAL TOURISM IN THE REGIONS OF RUSSIA
Abstract. The article is devoted to the concept of rural tourism and its development in the Russia, taking into account the important impact on the socio-economic development of agricultural territories. The author study scientific and theoretical foundations of this activity and analyzes its terminology in scientific papers. The article evaluates advantages of rural tourism development, as well as the factors that hinder its development. The study is focused on rural tourism as a special type of social, economic and cultural activity that has a positive impact on solving socioeconomic problems of rural territories. The research is aimed at studying approaches to assessing the concept of "rural tourism", systematization of its features with indication of the type and category, justification of measures to implement the system of rural tourism in order to develop territories with agricultural specialization. Main research methods: system and situational approach, modeling of socio-economic processes, formal and logical analysis. The research results include a classification of types of rural tourism, as well as an integrated system of basic and additional services. The author proposes a system of organizing rural tourism based on models of its development (organization and creation of special large and medium-sized rural tourist facilities, rural tourist networks, public and private agricultural facilities). The features of rural tourism organization, presented in the article, can be useful for representatives of the tourism business, regional and municipal authorities, as well as for scientists who study rural tourism from an organizational and economic point of view. The further perspective of the study is to develop a mechanism for the development of rural tourism at the local level, as well as to assess the socio-economic performance of this type of tourism in regions of Russia with different agricultural and industrial potential.
Keywords: rural territories, rural tourism, rural tourism organization system, types of rural tourism, rural tourism system
Citation: Oborin, M. S. (2020). Features of creating favorable conditions for the development of rural tourism in the regions of Russia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(1), 117126. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10110. (In Russ.).
Article History
Received 23 March 2020 Accepted 12 May 2020
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).
© 2020 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
Многообразие туристско-рекреационных потребностей населения влияет на устойчивый рост новых видов туризма в регионах страны. Наибольший интерес представляют те из них, которые могут быть потенциальными точками роста экономики субъектов страны и способствовать решению локальных социально-экономических проблем. Россия обладает богатым природно-ресурсным потенциалом, однако неравномерность территориального развития не позволяет использовать его в полной мере для преобразования социально-экономического пространства. Большинство видов туризма развиваются в благоприятных условиях государственной поддержки и реализации стратегических законопроектов, направленных на достижение положительного синер-гетического эффекта в сфере социально-экономической политики, поддержки территорий, оказавшихся в неблагоприятных социально-экономических условиях и улучшения качества жизни населения регионов с выраженной аграрной специализацией и низким уровнем доходов [11].
Одним из перспективных направлений устойчивого роста и получения государственной поддержки является сельский туризм (агрономический туризм, зеленый туризм), который является альтернативным направлением социально-экономического развития территорий страны с аграрной специализацией или сельских территорий. Положительный опыт реализации подобных сетевых и кластерных проектов существует в зарубежной практике, однако требует развитой инфраструктуры и транспортной доступности к природным и производственным объектам, наличия гостиничных комплексов или иных средств размещения, соответствующим требованиям спроса.
Сосредоточенность природно-ресурс-ного потенциала в сельских территориях сочетается с социально-экономическими проблемами, препятствующими его развитию,
которые характерны для большинства государств: инфраструктурная неразвитость; низкий уровень жизни и отсутствие базовых услуг, необходимых для комфортного проживания; моно специализация экономики, отсутствие перспектив профессионального и карьерного роста. Стратегическое развитие государства связано с системным развитием сельских территорий страны. Самым значительным нормативно-правовым актом можно назвать Государственную программу «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Законом обозначены стратегические приоритеты: стимулирование сельскохозяйственного производства, субсидирование инноваций и модернизации основных производственных фондов, развитие инженерной, коммунальной, транспортной инфраструктуры и т.д. [2].
Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов
" П "
имеют постоянных жителей. В сельской местности - 72% сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют только 2 %.
Численность сельского населения России в 2018 году составляет 38 млн. человек (27% общей численности населения), на начало 2017 г. - 37772 тыс. чел. [11], за 2016 г. она сократилась на 115,3 тыс., или на 0,3%, продолжая отрицательную динамику предыдущих лет, трудовые ресурсы 23,6 млн. чел. (рис. 1).
Территория России превышает 17 млн. кв. километров, из которых 400 млн. га (23,4%) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Несельскохозяйственные угодья в результате присоединения Крыма увеличились незначительно - на 0,7 млн. га (0,05%) (рис. 2).
38200 38000 37800 37600 37400 37200 37000 36800
37985,1
37887,3
37772
37444,2
37314,4
37228,8 37228,8
2011
2012
2013
2015
2016
2017
Рис. 1 - Динамика численности сельского населения России в 2011-2017 гг., тыс. чел.1
Fig. 1 - Dynamics of the rural population of Russia in 2011-2017, thousand people
2000
1500
1000
500
1709,8
1709,8
1709,8
1709,9
1712,5
1712,5
389 386,1 386,5 385,5 383,7 383,6
1 220,3 220,2 220,2 220,2 222,1 222
__■ II i ll_i II ■ ll_i II i
2012 2013 2014 2015 2016 2017
I Земли в РФ, всего
I Земли с/х назначения
I Земли сельских населенных пунктов I Сельскохозяйственные угодья
Рис. 2 - Состояние земельного фонда сельских территорий России в 2012-2017 гг., млн. га
Fig. 2 - The state of the land Fund of rural territories of Russia in 2012-2017, million ha
0
Земельный фонд сельских территорий является стабильным и незначительно меняется за исследуемый период. Изменению бизнес-среды способствует снижение персонала, занятого в сфере агропромышленного комплекса и сельского хозяйства, а также положительное влияние технологий на рост производительности. Положительной тенденцией является снижение убыточных организаций и банкротств, обусловленные государственным субсидированием и иными мерами поддержки.
Рассмотренные данные свидетельствуют о том, что объективно сложились условия для применения имеющегося потенциала сельских территорий в развитии сельского туризма в стране, который будет способствовать
многофункциональному использованию производственного потенциала агропромышленного комплекса и привлечению платежеспособного спроса в регионы.
Анализ научной литературы позволяет выделить следующие терминологические особенности трактовки сельского туризма:
1) Сельский туризм - путешествия и отдых городских жителей в сельской местности в гостевых домах, построенных сельской семьей, которая имеет личную сельскую территорию и размещенную на ней усадьбу, представляющую собой целое хозяйство. Непосредственно сельская семья в данном случае предоставляет жилье, питание и знакомит с местными сельскими достопримечательностями;
2) сельский туризм - выезд за пределы
1 Рис. 1, 2 составлены по данным: Доклад о состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2016 г. Науч. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. Вып. 4. 328 с.
города в поселок с небольшим населением [10];
3) сельский туризм является отраслью туристического бизнеса, основной особенностью которого является рекреационная деятельность на природе, например, фотографирование и наблюдение за природой, рыбалка и охота, спортивные и развлекательные мероприятия;
4) сельский туризм - это совокупность услуг, включающих проживание, походы, участие туристов в жизни сельского населения;
5) сельский туризм - это целенаправленная поездка туристов в сельские районы, включающая такие услуги, как отдых, размещение, организация экскурсионных услуг и спортивных мероприятий, а также активный отдых.
Следовательно, сельский туризм является специализированным видом экономической, социальной и культурной деятельности, которая включает в себя элементы организованного и неорганизованного отдыха для путешественников по всей стране, чтобы познакомить их с местной природой, образом жизни населения, его культурой и ценностями. Исходя из представленных концепций, можно сказать, что особенностью спроса является пребывание в благоприятной экологически чистой атмосфере вдали от урбанизированной среды, возможность поучаствовать в различных видах и мероприятиях, связанных с сельским хозяйством, попробовать натуральные продукты питания, обладающие высокой ценностью для потребителя. Этот вид туризма способствует приобщению городских жителей к традициям и быту сельских жителей, позволяет городским жителям отдохнуть от активной городской жизни, поменять ритм жизни на более расслабленный и приобщиться к природе.
Актуальность этого вида туризма определяется его влиянием, как на экономическое, так и на социально-демографическое развитие
села. Развитие сельского туризма является дополнительным стимулом для сельскохозяйственной экономики, в первую очередь из-за диверсификации сельскохозяйственного производства, увеличения доли экологических продуктов, увеличения доходов фермеров и благосостояния сельского населения. Сельский туризм включает в себя комплекс разных видов туризма и деятельность лиц, путешествующих с несколькими целями. В группу сельского туризма входят такие виды туризма, как сельскохозяйственный, экологический и охотничий туризм. Можно систематизировать характерные признаки сельского туризма (рис. 3.).
Эти виды образуют следующие категории: туризм внутри страны; национальный туризм; международный туризм.
Сельский туризм способствует решению следующих социально-экономических проблем [3, 4, 8, 9]: обеспечивает социально-экономическое развитие сельских территорий; способствует увеличению рабочих мест; способствует развитию бизнес-инфраструктуры и созданию новых рабочих мест; уменьшает отток молодого населения из сел; возрождает национальные традиции и культуру; решает проблемы экологии. Сельский туризм имеет высокий коммерческий потенциал во многих регионах России, но на данный момент недостаточно развит, и многие сельскохозяйственные ресурсы, включая климатические, природные и культурные, применяются не полностью. Сельский туризм предполагает применение потенциала сельских районов, а также формирование, продвижение и реализацию комплексного продукта сельского туризма. Данное направление может стать важным фактором экономического, культурного и социального развития некоторых территорий страны.
Сельский туризм развивается на ресурсной базе сельского хозяйства, рассмотрим некоторые виды рассматриваемой деятельности (рис. 4).
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Вид туризма
НИ
Категория туризма
Внутренний
Въездной
Выездной
В пределах страны
Национальный
Международн ы й
Тип территории
ы
н р
а р
е
т
и г о л о
а:
m
Сельский
ы н ь л е т и
ш
о р
о д
з
О
о
н
ю
е
т
е
ы н н о
и ц
а
е р
к е
Q-
ы н
Ш
и
т р
о п
С
ы н ь л е т а
Ш
а н з о п
О
н р
урт
ь
л у
К
е
т
и н т
m
ы н ь л е т а
ш
о
з
а р
ю О
Рис. 3 - Систематизированные признаки сельского туризма
Fig. 3 - Systematized features of rural tourism
Рис. 4 - Систематизация видов сельского туризма (составлено автором)
Fig. 4 - Systematization of types of rural tourism
На развитие сельского туризма оказывают влияние климатические, социально-экономические, экономико-географические, социальные, организационные, экологические факторы. Главная цель развития сельского туризма в Российской Федерации - это развитие на системной основе в условиях организации конкурентоспособной среды и получении высокой прибыли от этого сектора при полном применении существующих ресурсов сельских территорий, их сохранности и воспроизводстве. Учет факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие сельского туризма и оптимальное использование
ресурсов в экономической деятельности, является основой для образования туристического продукта сельского туризма. Управление сельским бизнесом - это сложная задача, которая предполагает, прежде всего, наличие предпринимательских качеств и ответственности со стороны организатора услуг, реализацию адекватной стратегии и тактики. Туристическим продуктом называют комплекс услуг, которые оказывают предприятия туристского экскурсионного комплекса в зависимости от цели поездки. На рис. 5 представлена комплексная система услуг сельского туризма.
Рис. 5 - Комплексная система услуг сельского туризма
Fig. 5 - Integrated system of rural tourism services
Сельский туризм как отдельный вид туристического бизнеса имеет свою специфику организации [1, 5]:
1) является экономичным видом туристического бизнеса, не содержит специальных затрат на содержание персонала, не имеет большого хозяйства, только незначительные траты на сезонный ремонт и разные виды работ;
2) ресурсная база и сама особенность сельского туризма позволяют создать спокойную и комфортную атмосферу, где клиента принимают как гостя. Этот факт способствует формированию стратегических отношений с клиентами и формирование постоянного контингента потребителей, ежегодно выбирающих отдых на природе;
3) сравнительная безопасность инвестиций в сельский туризм, поскольку здесь инвестиции для владельца будут связаны с открытием собственного малого бизнеса. Тем не менее, необходимо оценить риски, чтобы обеспечить загрузку и эффективное использование инфраструктуры.
Ценовая политика имеет большое значение в формировании потребительского спроса. Если цена услуг гостевого дома является конкурентоспособной, а условия проживания и питания по этой цене приемлемы, то соответственно, предлагаемые услуги будут востребованы. В рамках законодательства Российской Федерации организацию гостевых домов могут осуществлять граждане, владеющие жилищами, предназначенными для проживания и питания путешественников. Предоставление жилья гостям не влияет на основные виды деятельности граждан, гостям вполне достаточно предоставление чистой комнаты и организованного питания. Данный вид бизнеса предполагает регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица.
Ключевым фактором качественной организации управления гостями в сельской местности, безусловно, является персонал. В отличие от стандартных городских отелей, штат сельских гостевых домов может составлять от
двух до пяти человек, в зависимости от площади, количества комнат и туристов. К персоналу сельского хозяйства имеются конкретные требования. В отличие от городских отелей, имеющих четко регламентированную организационную структуру, в которой каждый сотрудник выполняет назначенные функции, например, прием и размещение, охрану, питание, в сельских гостевых домах один сотрудник может выполнять несколько функций одновременно. Например, сама хозяйка может встречать, размещать и кормить прибывающих туристов, а владелец может организовывать работу с туроператорами, учетные записи, выполнять бизнес-функции и организовывать систему безопасности.
В случае организации сельского туризма возможны два варианта размещения: в комфортных условиях, близких к уровню стандартных, комфортных отелей, где есть горячая вода, душ, туалет; размещение в условиях, предельно приближенное к реальным условиям жизни в сельской местности. Турист должен быть предупрежден о реальных условиях проживания.
Питание для туристов также является важным элементом туристического продукта. На крупных предприятиях расселения с большим количеством гостей не всегда есть возможность учитывать вкусы каждого, в этом преимущество сельских домов. Вследствие этого выделим определённые правила организации системы питания для сельских туристов: нужно согласовать с гостем его предпочтения. Должна быть обеспечена безопасность проживания в сельском гостевом доме. Потенциальные сложности и ограничения сельских гостевых домов в Российской Федерации включают:
- личную и имущественную безопасность, в этом случае необходимо заранее предупредить гостя о криминальной ситуации на селе (правонарушениях, эпидемиях и так далее);
- ограничения условий проживания, то есть необходимо предупредить о вероятном отключении воды, электричества, как в доме, так и в деревне;
- питание, необходимо предупредить о возможности некачественных продуктов.
Организация системы безопасности также во многом зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы зависят от владельцев гостевого дома, например, несоблюдение санитарных норм, пожарная безопасность и так далее. Внешние факторы, как правило, не зависят от собственников, например, от политической, социально-экономической среды для ведения бизнеса. Безопасность имущества может быть достигнута посредством страхования, с помощью которого может быть возмещен как физический, так и моральный ущерб.
Основные услуги предприятий по размещению включают размещение и питание, другие услуги классифицируются как дополнительные: коммуникации и связь (телефон, интернет); анимационные услуги (организация культурного отдыха); экскурсионные услуги (услуги экскурсовода, переводчика). Стоимость пакета услуг в сфере сельского пансионата может зависеть от следующих факторов [2, 6]:
1) месторасположение гостиницы: гостевые дома, расположенные вблизи транспортной доступности больше востребованы туристами. Особенно привлекает туристов расположение в районе с красивыми пейзажами и видами;
2) Особое внимание уделяется предоставлению услуг гостевого дома. Чем лучше предприятие отвечает всем планировочным, архитектурным, санитарно-гигиеническим характеристикам, тем выше цена предоставляемых услуг;
3) квалификация персонала: особое внимание следует уделить качеству оказания гостевых дополнительных услуг. Разумеется, услуги, предоставляемые квалифицированным персоналом, будут дороже. Чем лучше и внимательнее персонал понимает потребности и требования гостя, тем больше будет удовлетворение от проживания, питания и, в целом, от всей поездки.
4) сезонность прибытия: основным
фактором развития предприятий сельского туризма является сезонность. Летом и весной самое большое количество туристов. Тем не менее, сельский тип туризма может обеспечить круглогодичный отдых, например, в выходные, праздничные дни, летние и зимние каникулы. Цены в межсезонье должны быть ниже.
Важным условием эффективного бизнеса является маркетинг услуг сельских гостевых домов и управление их качеством. Маркетинг для предприятий сельского туризма должен быть системным. Бизнес в сфере сельского туризма и организация гостеприимства имеет следующие преимущества:
- соответствие мировой тенденции индивидуализации туристических услуг;
- удовлетворение индивидуальных потребностей;
- возможность формирования индивидуального предложения, развлекательных программ в зависимости от выбора туристов и природно-климатических условий.
Развитие сельского туризма положительно влияет на социально-экономическое развитие сельских территорий, поэтому необходимо использовать имеющиеся преимущества в регионах России:
- разнообразный природный и сельскохозяйственный потенциал регионов;
- наличие культурных и исторических
памятников мирового назначения;
- диверсифицированная бизнес-среды развития сельского туризма.
Отметим существующие ограничения устойчивого роста сельского туризма в регионах России:
- недостаточный уровень государственной поддержки и необходимость активного участия местных властей в развитии инфраструктуры сельского туризма;
- неразвитость нормативно-правовой базы регулирования данного вида деятельности;
- отсутствие благоприятных условий развития кластерного и сетевого взаимодействия;
- проблемы транспортной доступности и качества инфраструктуры сельских территорий, их удаленность от развитых центров;
- низкое качестве локальных систем управления и отсутствия проектного опыта реализации услуг аграрного туризма;
- низкая инвестиционная привлекательность отрасли для частного и государственного капитала.
Необходима реализация системного подхода к развитию аграрного туризма на основе кластерных и сетевых механизмов регулирования, прозрачность условий получения финансово-инвестиционной поддержки со стороны государства и поддержки бизнес-инициатив, имеющих коммерческий или социальный эффект.
Список источников:
1. Акимова О.Е., Волков С.К. Особенности мотивации предпринимательской деятельности в сфере туризма в сельской местности // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №40(319). С. 32-42.
2. Абряндина В.В. Развитие туризма на сельских территориях регионах России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2014. №3(20). С. 95-98.
3. Богданова С. Перед российским туризмом открываются новые горизонты // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2013. № 10. С. 75-86.
4. Бадальянц С.В. Зарубежный опыт и отечественная практика развития сельского туризма // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 184-186.
5. Бородин А.Н. Формирование механизма управления сельской туристской дестинацией: дисс. канд.экон.наук. Сочи, 2013. 162 с.
6. Волков С.К. Развитие агротуризма как фактор повышения конкурентоспособности сельской территории // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №3. С. 140-143.
7. Игнатьев А.А. Инновации в туризме как эффективный метод повышения уровня конкурентоспособности туристского продукта // Горизонты экономики. 2017. №4(37). С. 28-35.
8. Курышева М.В. К вопросу о развитии туризма на сельских территориях // Академия профессионального образования. 2013. №3-4. С. 55-58.
9. Лежнин В.В. Перспективы развития сельского туризма в Республике Марий Эл // Российское предпринимательство. 2013. № 17(239). С. 119-124.
10.Оборин М.С. Интеграционные процессы кластеризации туризма как механизм диверсификации индустриальной специализации региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Экономика. Информатика. Т.46. №4), 2019. С. 641-651.
11.Яковенко Н.В. Сельские гостевые дома как перспективное направление развития агроту-ризма в Ивановской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №3. С. 83-90.
12.Якунин В.Н. Видовые особенности и классификация туризма в отечественной историографии // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2014. № 4 (2). С. 65-71.
References
1. Akimova, O. E., & Volkov, S. K. (2013). Osobennosti motivacii predprinimatel'skoj deyatel'nosti v sfere turizma v sel'skoj mestnosti [Features of motivation of entrepreneurial activity in the field of tourism in rural areas]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional Economics: Theory and Practice], 40(319), 32-42. (In Russ.).
2. Abryandina, V. V. (2014). Razvitie turizma na sel'skih territoriyah regionah Rossii [Tourism development in rural areas of Russia]. Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve [Economics, labor, management in agriculture], 3(20), 95-98. (In Russ.).
3. Bogdanova, S. (2013). Pered rossijskim turizmom otkryvayutsya novye gorizonty [Russian tourism opens up new horizons]. Turizm: praktika, problemy, perspektivy [Tourism: practice, problems, prospect], 10, 75-86. (In Russ.).
4. Badal'yanc, S. V. (2015). Zarubezhnyj opyt i otechestvennaya praktika razvitiya sel'skogo turizma [Russian tourism opens new horizons]. Obrazovanie i nauka v sovremennyh usloviyah [Tourism: practice, problems, prospects], 3, 184-186. (In Russ.).
5. Borodin, A. N. (2013). Formirovanie mekhanizma upravleniya sel'skoj turistskoj destinaciej [Formation of a mechanism for managing rural tourist destinations]: Candidate of Economics thesis. (In Russ.).
6. Volkov, S. K. (2014). Razvitie agroturizma kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti sel'skoj territorii [The development of agritourism as a factor in increasing the competitiveness of rural areas]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 3, 140-143. (In Russ.).
7. Ignatiev, A. A. (2017). Innovacii v turizme kak effektivnyj metod povysheniya urovnya konkurentosposobnosti turistskogo produkta [Innovation in tourism as an effective method of increasing the competitiveness of a tourism product]. Gorizonty ekonomiki [Horizons of the economy], 4(37), 28-35. (In Russ.).
8. Kurysheva, M. V. (2013). K voprosu o razvitii turizma na sel'skih territoriyah [On the development of tourism in rural areas]. Akademiya professional'nogo obrazovaniya [Academy of Professional Education], 3-4, 55-58. (In Russ.).
9. Lezhnin, V. V. (2013). Perspektivy razvitiya sel'skogo turizma v Respublike Marij El [Prospects for the development of rural tourism in the Republic of Mari]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 17(239), 119-124. (In Russ.).
10.Oborin, M. S. (2019). Integracionnye processy klasterizacii turizma kak mekhanizm diversifikacii industrial'noj specializacii regiona [Integration processes of tourism clustering as a mechanism for diversification of the industrial specialization of the region]. Nauchnye vedomosti Belgo-rodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Informatika [Scientific Reports of Belgorod State University. Series: Economics. Computer science], 46(4), 641-651. (In Russ.).
11. Yakovenko, N. V. (2015). Sel'skie gostevye doma kak perspektivnoe napravlenie razvitiya agroturizma v Ivanovskoj oblasti [Rural guest houses as a promising direction for the development of agritourism in Ivanovo region]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges ], 9(3), 83-90. (In Russ.).
12.Yakunin, V. N. (2014). Vidovye osobennosti i klassifikaciya turizma v otechestvennoj istoriografii [Species features and classification of tourism in domestic historiography]. Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya [Science and Tourism: Interaction Strategies], 4(2), 65-71. (In Russ.).