дискуссия
журнал научных публикаций
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Делазари М.А., преподаватель, Лицей искусств "Санкт-Петербург"; Делазари Д. Л., соискатель, факультет музыки, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена., г. Санкт-Петербург, Россия
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ В МУЗЫКЕ
Взаимосвязь логоса и музыкального творчества - актуальнейшая проблема современного теоретического гуманитарного знания. Она, по нашему мнению, находится на стыке таких наук, как философия, психология, естествознание, культурология, искусствоведение и музыковедение.
Человеческое мышление является сложнейшим творческим и активным практическим процессом, с помощью которого человек познает не только окружающий мир, но и самого себя. Представление о мышлении человека как о сложном философском понятии развивалось на протяжении многих веков. Наука, в сущности, выделяет две разновидности мышления -обыденное и научное. Но, издавна, философы выявляли различные виды мышления (образное, элементарное, системное) и формы мышления (умозаключения, силлогизмы, гипотезы и т.д.). В 1970-х годах НТР привела человечество к потребности синтезировать ранее существующие типы мышления в одно, по словам философа И. В. Николаева, «правильное высшее системное мышление человека» [1]. Академик РАО, психолог В. П. Зинченко считает, что: «мышление представляет собой культурно-историческую категорию». В культуре известно огромное количество разновидностей мышления. Например, В. Зинченко в своей работе «Наука о мыш-
лении» классифицировал виды мышления в образовании, характеризующие мышление и его носителя: сомневающееся — догматическое, автономное (самостоятельное) - конформное, продуктивное (творческое) — критическое (часто выхолощенное или агрессивное), систематическое (доказательное) — случайное (хаотическое). Далее в своей работе он отметил: «Я намеренно не использовал расхожий термин системное, поскольку согласен с П. А. Флоренским в том, что система -результат события мысли, а не ее предпосылка. К тому же результат, к счастью, временный. Опыт истории и науки свидетельствует о том, что любая система таит в себе жало смерти, правда, иногда она таит его невыносимо долго» [2]. Но, по нашему мнению, о познании чуда мышления возможно говорить и с помощью системности, подтверждение этих слов мы можем увидеть у В. Зинченко: «С этим легко согласятся художники, но для многих ученых аналитического склада такое утверждение звучит как минимум странно. Но и тем, кто согласен с данным положением, эксплицировать логику зрительного образа и представить ее в виде некой формальной схемы не удавалось» [3]. Иначе говоря, профессионалы в разных областях знания независимо друг от друга пытаются создать абстрактную модель «правильного высшего системного мыш-
№7 СЕНТЯБРЬ 2010
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ^
ления», или иначе говоря, адекватную модель системного мышления, полагая, что системность связывает компоненты мышления (умственный и чувственный) в единое целое. Однако эта потребность до сих пор требует дальнейших теоретических и прикладных исследований.
В конце ХХ века отечественные искусствоведы справедливо считают, что фундаментом любому творческому процессу служит осознанность, логичность, или иначе, системность. Вторая особенность - в развитии эмоциональной и интеллектуальной жизни людей имеет место известная преемственность. Переход чувств и мыслей одного периода к чувствам и мыслям последующего периода связан с общим развитием личности, и не только. Осознанность и преемственность традиций - это одни из главных характеристик не только общего мышления, но и музыкального (системного) мышления. Например, музыковеды исследуют родство Л. ван Бетховена и И. С. Баха в контексте эстафеты времен, стилей, художественного мышления, в частности мелодического мышления: «Ме-лодико-тематические открытия великого полифониста, усвоенные и претворенные его великим преемником столетие спустя в новых стилистических условиях, стали мощным мостом мелодической культуры» [4]. По мнению современного отечественного музыкального критика М. Мищенко, эта своеобразная реконструкция некоторых черт языка Бетховена применительна к творчеству основателя нововенской композиторской школы, экспрессиониста А. Шенберга: «Скрытая структура западной музыки, впервые извлеченная на поверхность Бетховеном, не просто явная в додекафонии Шенберга: она стала на какое-то время единствен-
но возможным способом самораскрытия музыки» [5]. Это подчеркивает третью из главных особенностей музыкального системного мышления - абстрактность. Музыкант мыслит чувственными образами, но он мыслит на основе абстрактного мышления и знания музыкальной теории, гармонии, полифонии, музыкального слышания и т.д., что отличает его от других людей, любителей, непрофессионалов.
В музыке источником и причиной возникновения мысли, в первую очередь, является звук. В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но отличие звуков от шумов заключается в особенных свойствах первого - высота, длительность, громкость, тембр (они отобраны и организованы в определенную систему в процессе развития музыкальной культуры, воспитания музыкального человека). С этого отбора начинается стремление к упорядоченности компонентов музыкальной системы.
«Системное мышление композитора» является наивысшим, продуктивным и наиболее развитым уровнем творческого мышления в музыке, в основе которого лежит интеграция звуковых комплексов в иерархически организованную целостность на основе законов музыкальной логики. Но в XXI веке понятие «систем-
Л. ван Бетховен
дискуссия
журнал научных публикаций
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ного мышления музыканта (композитора)» чрезвычайно тесно связано со способностью выражения музыканта своего отношения к жизни, к искусству, к художественному взаимодействию с музыкальным коллективом, к организационной деятельности музыкантов и администраторов, с экономической стороной концертной деятельности. Это особенно ярко выражено у дирижеров, так как их профессия охватывает ряд задач, связанных не только с музыкальными сторонами его деятельности. Для дирижера важно не только осознанное взаимодействие со своими творческими партнерами, но и психологические функции и механизмы, и знаковое (языковое) информационное взаимодействие, и процесс управления. «Дирижер и оркестр неразрывны и взаимозависимы в своих действиях. Они представляют собой основные компоненты целостной системы, объединяющей воедино творческие устремления всех участников данной совместной деятельности. Ее основными составляющими являются:
1) система самоорганизации и самоуправления дирижера;
2) система внутренней саморегуляции оркестра;
3) система общения и активного взаимодействия руководителя и музыкального коллектива» [6].
Таким образом, системное мышление как фундамент художественного мышления музыканта представляет собой чрезвычайно сложное комплексное явление, по поводу которого написано огромное количество литературы, до сих пор требующее адекватного системного подхода к музыкальной культуре.
1. Николаев, А. И. Ощущения четвертого порядка / А. И. Николаев, И. В. Николаев. - СПб. : Возрожденная Россия, 2006. - 176 с.
2. Зинченко, В. П. Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 7.
3. Зинченко, В. П. Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 10-11.
4. Белянова, Г. Л. Пафос преодоления. Аналитические заметки о мелодике Бетховена / Г. Л. Белянова. - СПб.: НИИ Химии СПбГУ, СПб., 2001. - С. 5.
5. Мищенко, М. // Новая русская книга: критическое обозрение / Гл. ред. Г. Морев. - СПб.: Академический проект, 2001. № 3/4 (10/11). - С. 76.
6. Ержемский, Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. СПб.: Деан, Ферт, 1993. - С. 11.