SYSTEM THINKING IN PUBLIC ADMINISTRATION - THE IMPERATIVE OF THE MODERN STAGE OF THE DOMESTIC ECONOMY DEVELOPMENT
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ -ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ЭКОНОМИКИ
GENNADY A. SHCHERBAKOV 1 ORCID 0000-0002-3298-1638
Геннадий Анатольевич Щербаков 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation 1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Keywords: economic policy, public administration, system economics, systems thinking
The current difficulties experienced by the domestic economy are, to a significant extent, the result of the lost ability to see the future, when priority is given to tactical measures according to the "impulse-response" scheme. The practice of situational reaction in the Russian economy management deprives the country of the real prospects for advanced development, a breakthrough in the key sectors of a new technological turn, creation of additional competitive advantages due to modernization of the economic complex, implementation of modern technologies, deepening of the link between production and science. Absence of strategic vision of development targets dooms the country to continuous reproduction of "crisis style" of managing the Russian economy. There is a question: "What is to be done?" This report is an attempt to provide an answer to this question. Thesis 1. Unsustainability of the system.
The economic difficulties of the modern period are based on the combined effect of three groups of negative factors:
1.1) external economic factors - the instability of world markets, which is the "legacy" of the 20202021 coronavirus recession;
1.2) foreign policy factors - aggravation of the international situation, which began in 2014 around the events in Ukraine and Syria; anti-Russian economic sanctions and Russian counter-sanctions; freezing of state and private Russian assets abroad; closing of Russian companies' access to global loan capital markets; drop of the national sovereign rating to "trash" level, etc.;
1.3) intra-economic factors - a complex of structural disproportions formed in the preceding period (di-
Ключевые слова: экономическая политика, государственное управление, системная экономика, системное мышление
Современные трудности, переживаемые отечественным хозяйством, - в существенной степени результат утраченной способности видеть перспективу, когда приоритет отдается тактическим мерам по схеме «импульс-реакция». Сложившаяся в управлении российской экономикой практика ситуативного реагирования лишает страну реальных перспектив опережающего развития, прорыва в ключевые отрасли нового технологического витка, создания дополнительных конкурентных преимуществ за счет модернизации хозяйственного комплекса, внедрения современных технологий, углубления связи между производством и наукой. Отсутствие стратегического видения целей развития обрекает страну к постоянному воспроизводству «кризисного стиля» управления российской экономикой. Возникает вопрос: «Что делать?». Попыткой представить ответ на данный вопрос является настоящий доклад.
Тезис 1. Неустойчивость системы.
В основе экономических трудностей современного периода лежит совокупное воздействие трех групп негативных факторов:
1.1) внешнеэкономические факторы - нестабильность мировых рынков, являющаяся «наследием» коронави-русной рецессии 2020-2021 гг.;
1.2) внешнеполитические факторы - обострение международной обстановки, стартовавшее в 2014 г. вокруг событий на Украине и в Сирии; антироссийские экономические санкции и российские контрсанкции; замораживание государственных и частных российских активов за рубежом; закрытие российским компаниям доступа на мировые рынки ссудного капитала; падение до «мусорного» уровня отечественного суверенного рейтинга и пр.;
1.3) внутриэкономические факторы - комплекс струк-
186
Shcherbakov G. A.
the Imperative of the Modern Stage of the Domestic Economy ...
System Thinking in Public Administration -lapidation of the main capital of the Russian industry, a high degree of monopolization (oligopoliza-tion) of economic relations, critical imbalances in the functioning of spheres of non-material and material production, etc.).
External factors (1st and 2nd groups) have a direct impact on the domestic economy, which is not isolated from the outside world and for this reason it periodically experiences external impacts of different origin and power, which bear risks of crisis processes formation. At the same time, the depth of exogenous penetration depends exclusively on the internal state of the system, which determines its ability to respond adequately to the exogenous changes of functioning conditions. Thus, deep basis of problems of modern domestic economy lies not so much in external influence, as in qualitative degradation of Russian economy and, consequently, 3rd group of factors (out of the above mentioned) becomes critical for domestic economy. Thesis 2. The crisis of the management system. The modern difficulties experienced by the domestic economy, to a large extent, are the result of the lost ability to see the prospect, when priority is given to tactical measures on the scheme "impulse-reaction". For example, import substitution as a response to sanctions pressure is undoubtedly a very urgent task, which, however, is not a goal, but a consequence of a short-sighted policy that did not take into account the whole range of serious challenges for an overly open economy.
The practice of situational reaction which has taken shape in the management of the Russian economy deprives the country of real prospects for advanced development, a breakthrough into the key sectors of a new technological turn, creation of additional competitive advantages due to modernization of the economic complex, implementation of modern technologies and deepening of the link between production and science.
The lack of strategic vision of the goals of development dooms the country to constant reproduction of the "crisis style" of economic management, which consists in constant "turns of economic policy from one extreme to another (open economy - import substitution; nationalization and collectivization -privatization; enlargement of economic units - unbundling; natural planning - total monetization; centralization - de-centralization, etc.). Such U-turns consume a huge amount of resources and cause economic crises. At the same time, the excesses and mistakes made in the economic policy are not corrected, but change the sign".
турных диспропорций, сформировавшихся в предшествовавший период (обветшание основного капитала российской индустрии, высокая степень монополизации (олиго-полизации) хозяйственных отношений, критические дисбалансы в функционировании сфер нематериального и материального производства и др.
Внешние факторы (1-я и 2-я группы) оказывают непосредственное влияние на отечественную экономику, которая не является изолированной от внешнего мира и по указанной причине периодически испытывает внешние воздействия различного происхождения и мощности, несущие в своем потенциале риски формирования кризисных процессов. Вместе с тем, глубина экзогенного проникновения зависит исключительно от внутреннего состояния системы, определяющего ее способность адекватного реагирования на заданное извне изменение условий функционирования.
Таким образом, глубинные основания проблем современного отечественного хозяйства заключаются не столько во внешнем влиянии, сколько в качественной деградации российской экономики и, следовательно, критической для отечественного хозяйства становится 3-я группа факторов (из указанных выше).
Тезис 2. Кризис системы управления.
Современные трудности, переживаемые отечественным хозяйством, - в существенной степени результат утраченной способности видеть перспективу, когда приоритет отдается тактическим мерам по схеме «импульс-реакция». Например, импортозамещение как реакция на санкционное давление, без сомнения, является весьма актуальной задачей, которая, однако, является не целью, а следствием недальновидной политики, не учитывавшей всю совокупность серьезных вызовов для излишне открытой экономики.
Сложившаяся в управлении российской экономикой практика ситуативного реагирования лишает страну реальных перспектив опережающего развития, прорыва в ключевые отрасли нового технологического витка, создания дополнительных конкурентных преимуществ за счет модернизации хозяйственного комплекса, внедрения современных технологий, углубления связи между производством и наукой.
Отсутствие стратегического видения целей развития обрекает страну к постоянному воспроизводству «кризисного стиля» управления российской экономикой, заключающемуся в постоянных «разворотах экономической политики от одной крайности к другой (открытая экономика - им-портозамещение; национализация и коллективизация -приватизация; укрупнение хозяйственных звеньев - разукрупнение; натуральное планирование - тотальная монетизация; централизация - децентрализация и т. д.). Такие развороты поглощают огромное количество ресурсов и сами порождают экономические кризисы. При этом допущенные в экономической политике перегибы и ошибки не
_187_
Щербаков Г. А.
Системное мышление в государственном управлении - императив современного этапа развития ...
Such "zigzagging in the economic space and backward-step in the economic time character of the social and economic development". Russia testifies about the absence of the economic authorities' clearly built up long-term development strategy, based on the available resources and supported by the verified target indicators.
Thesis 3. The need for a change in governing principles.
This situation is succinctly defined by C. Kindleberger: "There are times when rules and principles cannot be violated, but there are other times when it is dangerous to abide by them. This begs the question, "What is to be done?" Let's try to formulate just some of the possible measures to answer this question.
3.1 Counting on the operation of market mechanisms in modern conditions requires replacing them with mechanisms of state management of the economy in industries that are critical to the survival of the state. These include, first of all, heavy industry and energy.
3.2 It should be remembered that modernization of economic objects is blocked by the inertia of the current model of financial stabilization, which is the basis of the current economic policy. The high cost of credit in Russia, which is unmatched by credit practice in developed countries, is based on the Central Bank's normative rate, which has a direct impact on the size of the domestic credit market's requirements.
3.3 It is also necessary to reform credit and financial policy of the Central Bank of the Russian Federation. Being focused on solving rather narrow tasks, it creates unacceptable credit conditions for development of Russian industry and becomes one of the key barriers to quality modernization of the national economy. It is necessary to introduce direct responsibility of the Central Bank of the Russian Federation for solving the issues related to the country's economic development (at present the responsibility of the Central Bank is limited to monetary sphere only). It is necessary to make appropriate changes in the legislative acts regulating the activity of the Central Bank of the Russian Federation, and for the period requiring the passage of legislative procedures to introduce the said changes.
3.4 The consumer sector, which directly affects the social wellbeing of Russian society, requires a particularly sensitive attitude.
The social wellbeing of Russian citizens forms the basis for domestic political stability in the country and is a guarantee of the stability of the state sys-
исправляются, а меняют знак».
Подобный «зигзагообразный в экономическом пространстве и возвратно-поступательный в экономическом времени характер социально-экономического развития» России свидетельствует об отсутствии у экономических властей четко выстроенной долгосрочной стратегии развития, опирающейся на располагаемые ресурсы и подкрепленной выверенными целевыми показателями.
Тезис 3. Необходимость смены управляющих принципов.
Сложившуюся ситуацию достаточно емко определяет высказывание Ч. Киндлебергера: «Бывают времена, когда нельзя нарушать правила и принципы, но бывают и другие времена, когда опасно соблюдать их».
Возникает вопрос: «Что делать?». Попробуем сформулировать лишь некоторые из возможных мер в качестве ответа на данный вопрос.
3.1. Расчёт на действие рыночных механизмов в современных условиях требует замены на механизмы государственного управления экономикой в критически важных для выживания государства отраслях. К ним, прежде всего, относятся тяжелая промышленность и энергетика.
3.2. При этом необходимо помнить, что модернизация объектов экономики блокируется инерцией действующей модели финансовой стабилизации, лежащей в основе нынешней экономической политики. Высокая стоимость кредита в России, не находящая аналогов в ссудной практике развитых стран, опирается на нормативную ставку Центробанка России, оказывающую непосредственное влияние на величину требований отечественного кредитного рынка.
3.3. Реформирования требует также кредитно-финансовая политика ЦБ РФ. Сфокусированная на решении достаточно узких задач, она формирует неприемлемые кредитные условия для развития российской промышленности и становится одним из ключевых препятствий качественной модернизации отечественной экономики. Требуется введение прямой ответственности Центробанка РФ за решение вопросов, связанных с экономическим развитием страны (в настоящее время ответственность ЦБ ограничена исключительно денежно-финансовой сферой). Необходимо внести соответствующие изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность ЦБ РФ, а на период, требующий прохождения законодательных процедур, ввести указанные изменения.
3.4. Особенно деликатного отношения требует потребительский сектор, напрямую влияющий на социальное благополучие российского общества.
Социальное благополучие граждан РФ формирует основу внутриполитической стабильности в стране и является гарантией устойчивости государственной системы. Указанный тезис должен стать основополагающим при
188
Shcherbakov G. A.
System Thinking in Public Administration - the Imperative of the Modern Stage of the Domestic Economy
tem. This thesis should be fundamental in development of managerial decisions in the state sphere. In an economy that is highly dependent on imports the practice of weakening the national currency as a measure to support export-oriented production or as a tool for solving budget deficit problems should be excluded.
выработке управленческих решений в государственной сфере. В экономике, имеющей высокую степень зависимости от импорта, должна быть исключена практика ослабления курса национальной валюты как меры поддержки экспортоориентрированного производства или как инструмента решения проблем бюджетного дефицита.
References /
1. Akaev A.A. Russia on the way to managing economic growth // Ekon. politika. 2016. № 4. C. 148-165.
2. Hirooka M. Innovation Dynamism and Economic Growth. A Nonlinear Perspective. Cheltenham, UK - Northampton, MA: Edward Elgar, 2006. 448 p. DOI: https://doi.org/10.14441/eierA207.
3. Kindleberger, C. World financial crises. Manias, Panics and Crashes / C. Kindleberger, R. Alibert. Saint-Petersburg: Peter, 2010. 781 p.
4. Kleiner G. B. Stability of the Russian economy in the mirror of the system economic theory. Part 1 // Voprosy ekonomiki. 2015. № 12. C. 107-123.
5. Kleiner, G. B. Economics. Modeling. Mathematics. Selected works / Russian Academy of Sciences. Central Economics and Mathematics Institute. M.: CEMI RAN, 2016. 856 p.
6. Ovsienko, Yu. V. Institutes, institutional changes and their impact on socio-economic dynamics, Moscow: CEMI RAS, 2012, 142 p.
Библиография
1. Акаев А.А. Россия на пути к управлению экономическим ростом // Экон. политика. 2016. № 4. С. 148-165.
2. Hirooka M. Innovation Dynamism and Economic Growth. A Nonlinear Perspective. Cheltenham, UK -Northampton, MA: Edward Elgar, 2006. 448 p. DOI: https://doi.org/10.14441/eier.4207.
3. Киндлбергер, Ч. Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи / Ч. Киндлбергер, Р. Алибер. СПб.: Питер, 2010. 781 с.
4. Клейнер, Г. Б. Устойчивость российской экономики в зеркале системной экономической теории. Часть 1 // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 107-123.
5. Клейнер, Г. Б. Экономика. Моделирование. Математика. Избранные труды / Российская академия наук. Центральный экономико-математич. ин-т. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. 856 с.
6. Овсиенко, Ю. В. Институты, институци-ональные изменения и их влияние на со-циально-экономическую динамику. М.: ЦЭМИ РАН, 2012. 142 с.
189
Щербаков Г. А.
Системное мышление в государственном управлении - императив современного этапа развития