Н.Н. Скитер А.Ф. Рогачев Т.В. Плещенко
системное моделирование процессов ограничения
техногенного загрязнения среды в условиях
глобализации
Ключевые слова: системный анализ, техногенное загрязнение, моделирование, глобализация, открытая система, российская экономика, национальная экономика, мировая экономика, интеграция национальных и региональных товарных рынков.
Переход к устойчивому развитию российской экономики предусматривает в качестве одной из приоритетных задач совершенствование экономических механизмов в области охраны окружающей среды. Решение этой задачи требует совершенствования нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, механизмов государственной поддержки работ по сокращению экологического ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности, принятие мер по обеспечению безопасности среды проживания и др. Развивающиеся процессы глобализации мировой экономики способствуют росту интеграции национальных и региональных товарных рынков [6]. Уничтожение торговых барьеров посредством двусторонних и многосторонних договоров о режиме свободной торговли сопровождаются снижением нетарифных торговых издержек, которые являются важнейшей движущей силой в процессе международной экономической интеграции и создания зон свободной торговли, таких, как Европейская экономическая зона, Северо-Американский договор о свободной торговле и Азиатская зона свободной торговли [8].
Рост производства и торговых потоков, увеличение открытости национальных экономик приводит как к увеличению выбросов загрязняющих веществ, так и снижает эффективность эколого-экономической политики [1]. Так, в докладе ВТО об экологических последствиях роста международной торговли отмечается: «Происходящее устранение экономических границ усиливает потребность кооперации стран в осуществлении эколого-экономической политики и, особенно, в решении трансграничных и глобальных экологических проблем, находящихся вне контроля отдельных стран» [4]. В условиях несовершенной конкуренции осуществляющие национальную экономическую политику институты, как правило, преследуют стратегические неэкологические цели, например, использование экологических налогов как инструментов торговой политики, особенно в условиях, исключающих применение таких традиционных инструментов как импортные тарифы или экспортные субсидии [2]. Одними из современных инструментов эколого-экономического регулирования выступают распределяемые и продаваемые квоты на промышленные выбросы, которые применяются как внутри страны на федеральном рынке квот, так и в международных экологических соглашениях [3]. Система квот на выбросы в федеративном государстве преследует цель обеспечения допустимого совокупного уровня производственных выбросов при наименьших затратах.
Проблемы эколого-экономической безопасности, регулирования (в том числе его международные аспекты), административно-контрольные механизмы снижения отрица-
© Скитер Н.Н., Рогачев А.Ф., Плещенко Т.В., 2013
тельного влияния производственной деятельности на экологию, научного обоснования концепции эколого-экономического развития государства и его субъектов рассматриваются в работах Царегородцева Е.И., Винтизенко ИГ, Пиндайка Р., Атаманова Г. А. и др. Экономико-организационный механизм природопользования, вопросы количественной оценки экологических издержек производственной деятельности и экономической эффективности природоохранной деятельности, проблемы формирования эффективной территориальной системы регулирования качества окружающей среды в рыночных условиях рассматриваются в трудах Папенова К.В., Робинсона Н., Айдиновой Д.Х.-М. и др. Взаимодействие макроэкономического роста с состоянием экологии, государственное стимулирование инвестиций в разработку экологичных технологических процессов исследуются в работах Смалдерса С., Тарновского С., Королев В.А. и др. Проблемы экономико-математического моделирования, в том числе использования природных ресурсов в экономических системах на макроуровне, рассматривались в работах Красса М.С., Рогачева А.Ф, Торопцева Е.Л., и др. Проблемами анализа систем занимались Гатаулин А.М., Богачкова Л.Ю., Хубаев Г.Н., а анализом, применительно к эколого-экономическим подсистемам, - Наталуха И.А., Руденко А.Ю., Иноземцева С.А. и др. [8].
Вместе с тем, в литературе недостаточно исследованы проблемы системного обоснования выбора с применением современных методов экономико-математического моделирования оптимального инструментария регулирования вредных производственных выбросов в различных условиях. Требуют дополнительного анализа экономические стимулы к инвестициям в создание инновационных экологически чистых технологических процессов на рынках совершенной и несовершенной конкуренции при использовании таких инструментов эколого-экономического регулирования, как экологические стандарты (предельные объемы загрязнения, устанавливаемых для фирмы), технологические стандарты, бесплатно распределяемых регулятором квот на выбросы и продаваемых с аукциона квот на производственные выбросы. Отдельного рассмотрения требует проблема системного моделирования и анализа оптимальной налоговой политики национальных правительств в отношении загрязнения окружающей среды транснациональными фирмами с учетом их рыночного взаимодействия. Существенное социально-экономическое значение имеет решение проблемы оптимизации государственной эколого-экономиче-ской политики регулирования загрязнения окружающей среды производственным сектором с учетом глобализации экономики, включающей мобильность капитала и трансграничные эндогенные эффекты. В связи с этим, предлагается рассматривать следующую систему эколого-экономических регуляторов для разработки семейства адекватных математических моделей, представленную на рис.
В качестве методологической основы для моделирования использовался системный анализ как совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. При этом рассматривалась система эколого-экономических регуляторов, как совокупность отдельных инструментов (элементов), находящихся в определённых отношениях друг с другом и с окружающей средой. Системный анализ играет важную роль в процессе планирования и управления, при выработке и принятии управленческих решений. Необходимо рассматривать задачи не изолированно, а в комплексе, в единой системе. При этом необходимо учитывать многообразие различных факторов - технических, технологических, экономических, правовых, организационных и т.п. Поэтому, основные задачи, решаемые нами в рамках системного анализа - формулирование проблемы, сбор информации, разработка
ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Л- —► трансграничное загрязнение
<— —► международное эколого-экономическое регулирование
—► внутригосударственное эколого-экономическое регулирование
<— —> мобильность капитала
Рис. 1. Иерархия системы эколого-экономических регуляторов
нескольких вариантов развития системы при различных условиях, выбор оптимального курса развития системы, выявление основных целей развития системы, выявление критерия эффективности функционирования системы. Проблемы системного экономико-математического моделирования и анализа инструментов рыночного и нерыночного регулирования загрязнения внешней среды в процессе производственной деятельности рассмотрены в контексте влияния на общественное благосостояние и на инновационную деятельность в области разработки экологически чистых технологий.
В качестве инструментария регулирования выбросов загрязняющих веществ первоначально рассматриваем экологические стандарты (предельные объемы выбросов, устанавливаемых для фирмы), технологические стандарты, продаваемые с аукциона разрешения на выбросы загрязняющих веществ, бесплатно распределяемые разрешения на выбросы и пр. [7]. С точки зрения защиты окружающей среды ключевой вопрос состоит в том, увеличивает ли интеграция товарного рынка экологические выгоды от координации международной эколого-экономической политики. Требовалось уточнение того, как интеграция товарного рынка влияет на эффективность координации международной эко-лого-экономической политики как средства снижения выбросов загрязняющих веществ [5]. При этом, соотношение между степенью интеграции товарного рынка и экологическим эффектом координации международной эколого-экономической политики определяется следующими особенностями функций, определяющих ущербы окружающей среде от вредных выбросов.
a) Для линейной функции, определяющей ущербы от вредных выбросов, интеграция товарного рынка снижает экологические выгоды от координации международной эколого-экономической политики при условии
ъ < ъ , Ь = ^ (л/СЗс + 8)(3с + 4) -4-3с) е (0,83;1) ( 1 )
где Ь - возрастающая функция параметра С, характеризующего издержки сокращения вредных выбросов;
b) Для квадратичной функции, определяющей ущербы окружающей среды, интеграция товарного рынка снижает экологические выгоды от координации международной эколого-экономической политики.
Вследствие громоздкости полученных аналитических зависимостей, исследование их особенностей проводилось численными методами с использованием компьютерной программы «Анализ эффективности влияния значений параметров эколого-экономи-ческих регуляторов». Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ № 2012661069 от 13.12.2012.
С точки зрения охраны окружающей среды оказывается, что процесс усиления интеграции товарных рынков между странами не требует повышения координации международной эколого-экономической политики. Если только выпускаемые виды продукции не являются близкими субститутами, в усилении координации абсолютно нет необходимости в случае, если предельные общественные ущербы от загрязнения постоянны, так что «масштабный эффект» роста интеграции не оказывает влияние на предельные стимулы снижения вредных выбросов. Кроме того, в силу «масштабного эффекта» интеграции, интеграция товарного рынка еще более снижает относительный экологический выигрыш от координации эколого-экономической политики. Как показывает анализ, в этот результат вносят вклад два эффекта.
Во-первых, более низкие торговые издержки снижают стимулы поддерживать ставки налогообложения на высоком уровне в режиме координации с целью снизить полные затраты на торговые операции. Во-вторых, что более существенно, интеграция товарного рынка повышает стимулы национальных правительств к переносу загрязняющего окружающую среду производства в зарубежную страну в некоординированном режиме, если трансграничное загрязнение окружающей среды достаточно низко, и эти стимулы исключаются при координации эколого-экономической политики. Следовательно, если загрязнение носит преимущественно локальный характер, интеграция товарного рынка может снизить экологический выигрыш от координации эколого-экономической политики. Исследовано влияние интеграции товарного рынка и координации эколого-экономической политики на национальное благосостояние, что весьма важно для оценки целесообразности международной координации эколого-экономической политики.
Таким образом, предлагаемая на основе системного подхода концепция моделирования эколого-экономической политики на международном уровне позволяет учесть наличие синергетических эффектов между странами, связанных с распространением инновационных технологий, снижающих издержки сокращения вредных выбросов и отрицательных внешних эффектов. На основе полученных математических зависимостей, предложены концептуальные модели международных экологических договоров, учитывающие распределение разрешений на промышленное загрязнение между странами с условием возможности торговли квотами между ними, а также инструменты реализации эколого-экономической политики, включающие систему регуляторов, которая должна применяться странами, участвующими в соглашении. Проведенный анализ воздействия на эколого-экономическую политику со стороны стран, игнорирующих международные соглашения, позволил обосновать выбор и оптимальные параметры регуляторов, с целью соблюдения экологических требований.
Литература
1. Атаманов, Г. А. О необходимости новых подходов к исследованию феномена экономической безопасности / Г. А. Атаманов, А. Ф. Рогачев // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. -2009.-№ 1 (71). -С. 320-325.
2. Богачкова, Л.Ю. О применении модели Пиндайка к анализу состояния и перспектив развития недропользования в России (на примере нефтедобычи) / Л.Ю, Богачкова // Экономическая наука современной России. - 2002. - №1. - С. 38-50.
3. Мазаева, Т.И. Математическое моделирование и анализ процессов внедрения технологических инноваций в контексте экономической безопасности / Т.И. Мазаева, А.Ф. Рогачев // Экономика и предпринимательство. -2012.-№5. -С. 296-298.
4. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr/gov.ru/ part/?act=more&id=6109&pid=1227
5. Рогачев, А.Ф. Разработка системы поддержки принятия решений для обоснования параметров эколого-экономических систем / А.Ф. Рогачев, Н.Н. Скитер, Т.В. Плещенко //Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса, ВГСХА-Волгоград.-2012.-№2.- С. 238-242.
6. Рогачев А.Ф., Руденко А.Ю. Оптимальная политика мониторинга фирм, различающихся возможностью уклонения от налоговых платежей за вредные выбросы // Современные научные исследования. - 2006, № 1. - С. 73-79.
7. Скитер, Н.Н. Механизмы и инструменты эколого-экономической политики / Н.Н. Скитер // Вестник университета (ГУУ). - М.: ГУУ, 2011. - №24.-С. 218-221.
8. Скитер, Н.Н Математическое моделирование и формирование оптимальной эколо-го-экономической политики в условиях глобализации: монография / Н.Н. Скитер - Волгоград: Волгоградский ГАУ, ИПК «Нива», 2012.-185 с.
9. Скитер, Н.Н. Экономико-математическая модель регулирования выбросов производственного сектора / Н.Н. Скитер // Известия Нижневолжского агроуниверситет-ского комплекса, ВГСХА.- Волгоград.-2012.-№1.- С. 214-219.
А.А. Тер-Григорьянц И.В. Соловьева
к вопросу оценки эффективности бюджетных расходов на развитие национального научно-технологического комплекса
Ключевые слова: эффективность; бюджетные расходы; федеральная целевая программа; инновации; исследования и разработки; экономическая оценка; методика.
Тенденция развития мирового хозяйства свидетельствует о том, что в период экономического кризиса и депрессии внедрение новых идей, знаний и наработок обусловливают производственные возможности, обеспечивающие переход к качественно новому экономическому росту. Именно в условиях экономического спада в развитых странах наблюдается увеличение выпуска инновационной продукции (работ, услуг), а также перелив капитала из традиционных производств в новые, поскольку инвестирование сложившихся направлений хозяйственной деятельности более рискованно, чем финансовые вложения в нововведения.
В России инновационная деятельность финансируется путем привлечения средств двух основных источников [4, 5]:
- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
- инвестиционные ресурсы, в том числе финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц.
При этом важным источником финансирования различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию целевых комплексных программ и приоритетных государственных проектов. Поскольку в настоящее время ключевой задачей развития системы общественных финансов в стране является повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, важно рассматривать проблемы финансового обеспечения национальных инновационных процессов в
© Тер-Григорьянц А.А., Соловьева И.В., 2013