Научная статья на тему 'Системное изучение правозаконности в современном российском обществе'

Системное изучение правозаконности в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системное изучение правозаконности в современном российском обществе»

Е. В. Каравайкова

СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОЗАКОННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Законность - это требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, то есть гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами [1, с. 78].

Правозаконность, предполагающая единство права и законности, является фундаментальной, базовой социально-правовой ценностью и в этом качестве - важнейшим принципом права [2]. При таком подходе закон выступает по отношению к праву наиболее адекватной формой его выражения, а законность - наиболее адекватной формой, методом упрочения правопорядка. Законность предстает как специфический механизм обеспечения прав и свобод личности, необходимый компонент становления гражданского общества и правового государства. В то же время именно на этом пути законность обретает единство с правом. Явление правозаконности связывается с середины XX века с развитыми гражданскими и демократическими институтами.

Согласно концепции правозаконности право рождается в самих общественных отношениях в процессе согласования сталкивающихся, а порой и конфликтующих интересов субъектов этих отношений. В центре данной концепции - идея социального согласия в вопросах права, восходящая к Цицерону. Право предстает в ней как «дитя» общества, а не государства и издаваемых им законов.

Именно праву в качестве выработанной обществом меры свободы должен соответствовать закон. Тогда он может предписываться как правовой закон. Поэтому законность (правозаконность) предполагает верховенство правового закона. Ведь давно известно, что в форму юридического закона может быть облечен и произвол государства. Тем большее значение приобретает ограничение правом государства. Право, в соответствии с таким подходом, рассматривается как одинаковая, равная мера свободы для правящих и подвластных.

Правовой режим законности предполагает господство права во всех сферах общественно-политической жизни. Господство права означа-

ет при этом социальный феномен, обусловленный приоритетом прав человека в качестве субстанционального признака (принципа) законности. Признается непосредственное юридическое значение индивидуальных прав, обвязывающих все ветви государственной власти.

С учетом сказанного правовое государство может быть названо также государством пра-возаконности. Главная цель деятельности такого государства - обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Режим законности предполагает здесь ответственность не только граждан перед государством, но и государства перед гражданами.

В правовом государстве законность становится основополагающим принципом деятельности граждан, общественных организаций, всех государственных органов. Правовое государство - это государство, связанное правом, а это предполагает, что государство берет на себя обязанность обеспечивать и защищать права человека и гражданина. Проблема демократии, прав человека и граждан актуальна на современном этапе преобразований общественной, экономической и политической жизни Российской Федерации, когда осуществляются преобразования, главной целью которых является обеспечение свободной безопасности, достойной и благоустроенной жизни человека [3, с. 66-69].

Неотчуждаемые права человека - основная базовая ценность права и законности. Речь идет не об игнорировании иных социальных благ, а о признании первенства индивидуальных прав по отношению ко всем другим социальным благам. Лишь при такой постановке вопроса реальное значение приобретает принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Из базовой ценности индивидуальных прав проистекают все основные условия (в определенном смысле - требования) законности, имеющие функциональный характер.

Соблюдение этих условий зависит от уровня развития институтов гражданского общества, демократической политической системы в той или иной стране. Важнейшее значение имеет состояние правовой культуры общества. По сути, речь идет о реальности законности, то есть,

© Е. В. Каравайкова, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006

137

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Е. В. Каравайкова

Гражданское право Административное право Земельное право Конституционное право Уголовное право

Налоговое право Семейное право Экологическое право Трудовое право Жилищное право

Политика

Социальное положение

Экономическое развитие государства

Религия

Правовая культура

Благосостояние

Средства массовой информации

Коррупция

Общественное мнение

Общая культура

VII

Правомерное поведение

Нравственность

Образование

Правонарушение

Рис. Иерархическая система правозаконности

прежде всего, о системе гарантий и контрольных механизмов защиты основных прав и свобод человека. Такие механизмы должны существовать, независимо от того, гарантированы ли основные права и свободы действующей конституцией. Если они, однако, оказываются не эффективными, то первоочередной задачей становится конституционное закрепление гарантий прав, в первую очередь, соответствующего судебного контроля. В сегодняшней, конкретной обстановке вряд ли кто рискнет назвать Российскую Федерацию сформировавшимся демократическим, правовым, социальным государством. Происходящий процесс становления Российского правового государства требует глубокого теоретического осмысления и обоснования.

В данной работе предпринимается попытка осмысления с общетеоретических позиций пра-возаконности как основного принципа права, попытка дать общую характеристику правоза-конности в публичном и частном праве в новых условиях функционирования общества.

Современный этап научного знания, в том числе и правового, характеризуется увеличением аспектов изучения одного и того же объекта. Поэтому в нашей работе правозаконность изучается не только на уровне общетеоретическом, но и на уровне отдельных отраслевых юридических наук. Это позволяет сделать общетеоретические выводы на основе изучения правоза-конности различных отраслей права.

Анализ общих проблем механизма правового регулирования в данной работе осуществляется на основе метода системного анализа и синтеза.

Мы рассматриваем правозаконность как иерархическую систему, схема которой представлена на рисунке. Главной целью функционирования этой системы является построение правового государства. На втором уровне рассматриваемой иерархии определяется значимость влияния публичного и частного права на достижение поставленной цели.

Деление права на частное и публичное было проведено, как известно, в Древнем Риме. Широкую известность получила формула юриста Ульпиана: публичное право охраняет общие интересы государства, а частное - интересы отдельных лиц. После революции 1917 года в России деление права на частное и публичное было категорически отвергнуто и только сейчас, в условиях становления демократического, правового

государства и рыночной экономики, вновь стали выделять эти две основные группы отраслей Российского права. Раньше анализ правовых явлений и категорий осуществлялся, в основном, в пределах самостоятельных отраслей права (уголовного, гражданского, трудового, административного и др.). В настоящее время очевидна недостаточность такого подхода, объективно обусловленная существенным обновлением сложившихся отраслей права, появлением новых, как в рамках установившихся отраслей, так и смежных, самостоятельных, базирующихся на коренных изменениях экономической, государственной, политической основ России. Необходимость исследования правовых проблем в рамках этих двух «суперотраслей» обусловлена и тем, что само подразделение права на две группы отраслей обозначает наличие у этих групп свойственных им общих черт, закономерностей развития и функционирования.

Анализ рассматриваемой в работе системы основан на методе, который способен помочь в оценках суждений по тому или иному вопросу и формулировании на основании этих оценок выводов, отражающих различные научные знания, опыт, политические мотивы и т.д. в соответствующей сбалансированной форме. Применяемый в работе метод анализа иерархий [4] делает возможным обоснование теоретических выводов при дефиците информации и в условиях наличия существенных расхождений интересов и предпочтений участников обсуждения юридических проблем, позволяет проводить анализ различных теоретических положений при достаточно сложной и конфликтующей целевой системе. Метод анализа иерархий (МАИ) включает процедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений. МАИ основан на принципе идентичности и декомпозиции, принципах дискриминации, сравнительного суждения и синтезирования [4].

Для всех уровней иерархии вводятся свои матрицы предпочтений А={аи}, где аи - предпочтение цели (альтернативы) г перед 8 относительно определенной цели высшего порядка. Из группы матриц парных сравнений формируется набор локальных приоритетов, которые выражают относительное влияние множества элементов на элемент примыкающего сверху уровня. Приоритеты синтезируются, начиная со второго

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006

139

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

уровня вниз. Локальные приоритеты перемножаются на приоритет соответствующего критерия на вышестоящем уровне и суммируются по каждому элементу в соответствии с критериями, на которые воздействуют этот элемент. Это дает составной, или глобальный, приоритет того элемента, который затем используется для взвешивания локальных приоритетов элементов, сравниваемых по отношению к нему как к критерию и расположенных уровнем ниже. Определение влияния и значимости определенных подцелей или альтернатив на главную цель целесообразно, так как суммируются всего лишь все те величины, которые отражают влияние на главную цель через отдельные непосредственно вышестоящие цели.

На каждом уровне иерархии исследуется приоритетность факторов, характеризующих и определяющих законность на современном этапе развития Российского общества:

уровень II - парное сравнение значимости публичного и частного права на данном этапе их развития в России;

уровень III - попарное сравнение различных отраслей законодательства (уголовное, гражданское, трудовое, административное, конституционное, экологическое, налоговое, жилищное, семейное и т. д.) с точки зрения их приоритетности в формировании публичного и частного права;

уровень IV - парное сравнение юридического определения правонарушения и адекватности юридической ответственности в каждой рассматриваемой отрасли законодательства с точки зрения построения правового государства;

уровень V - попарное сравнение значимости государственных правовых структур в формировании юридического определения правонарушения и адекватности юридической ответственности в рассматриваемых отраслях законодательства;

уровень VI - попарное сравнение влияния политических, социальных, общественных и иных факторов на профессиональную деятельность государственных правовых структур.

На УП-м уровне рассматриваются две альтернативы: правомерное поведение и правонарушение. Здесь мы находим ответ на вопрос, какая из этих альтернатив будет преобладать при существующей системе правозаконности в современном Российском обществе.

Очевидно, такой системный анализ позволит определить приоритетные направления в построении правового государства.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Государство и право. - М.: Юридическая литература, 1996.

2. Кузнецов Э. В. Законность, правомерность и правопорядок (анализ понятий) // Правовое государство и органы внутренних дел. Сб. науч. трудов / Под ред. С. Ф. Зыбина. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. - Вып. 2.

3. Максимовская И. Н. Законность в правовом государстве // Право: теория и практика. -2005. - № 10. - С. 66-69.

4. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1993. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.