СИСТЕМНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США И РОССИИ
А.М. Цыбулька, кандидат философских наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрен сравнительный системно-ценностный подход фундаментальных основ формирования стратегий национальной безопасности США и России, американская либеральная система ценностей, национальные интересы России.
Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, национальные интересы, система ценностей
SYSTEM-VALUE APPROACH IN STRATEGY UNITED STATES OF AMERICA NATIONAL SECURITY AND RUSSIA
A.M. Tsybulka. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
A relatively system-value approach the fundamental basis for the formation of United States of America national security strategy, and Russia, the American liberal system of values, national interests of Russia.
Keywords: national security strategy, national interests, values
После распада СССР Россия испытывает большое давление со стороны США и стран Западной Европы на проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику. Такая активная евро-атлантическая политическая деятельность не может не сказаться на суверенитете России.
В структуре доктринального видения национальной безопасности США фундаментальные (постоянные) интересы стоят на первом месте. По заявлению бывшего государственного секретаря США М. Олбрайт, они не менялись в течение более чем 200 лет и заключаются в обеспечении безопасности, процветании и свободе американского народа [1].
Ретроспективный анализ концепций национальной безопасности США в постсоветскую эпоху показывает, что в их основе лежит национальная система ценностей, выражающая опыт их цивилизационного становления и развития [2].
В 2010 г. Президент США Барак Обама поделился своими размышлениями перед представителями своего кабинета, участвующими в разработке Стратегии национальной безопасности США: «Мы не сможем обеспечить безопасность нашей страны, если не будем черпать силы из наших величайших фундаментальных ценностей. Декларация независимости, Конституция, Билль о правах - это основа свободы и справедливости в нашей стране, и это свет, который светит всем тем, кто добивается свободы, справедливости, равенства и достоинства, повсюду в мире. Мы защищаем наши заветные, величайшие ценности не только потому, что это правильно, но и потому, что это делает нашу страну сильнее и сохраняет нас в безопасности. Во все времена наши ценности остаются лучшим активом национальной безопасности - во время войны и мира; в спокойные времена и в эпохи великих потрясений» [3].
Таким образом, доктринальные документы, закрепляющие национальную систему ценностей, являются тем нормативным каркасом, на котором выстраивается архитектура национальной безопасности США в тот или иной исторический период.
Палитра угроз национальной безопасности США в историческом контексте постоянно меняется, что находит свое отражение в концепциях национальной безопасности. Одно остается неизменным - направленность внешних угроз на «систему американских ценностей» [4].
В соответствии со Стратегиями национальной безопасности США лучшим способом обеспечения национальной безопасности, а соответственно сохранения национальной системы ценностей, является распространение своей системы ценностей в мире. Этому вопросу посвящены разделы II и VII Стратегий национальной безопасности США 2002 и 2006 гг. (об этом говорил в своем выступлении действующий Президент США Барак Обама) [5].
Таким образом, фундаментальной основой формирования стратегий национальной безопасности США является американская либеральная система ценностей, закрепленная в доктринальных документах - Декларации независимости, Конституции, Билле о правах.
Система либерально-демократических идеалов резюмирует национальную идею США и задает координаты системы ценностей. Крашенинникова В. в своей работе рассматривает, как американские ценности «преломляют видение России». При определении набора либерально-демократических ценностей она ссылается на Самюэля Хантингтона, который утверждал, что американское кредо воплощает политические принципы свободы, равенства, демократии, индивидуализма, прав человека, законности и неприкосновенности частной собственности [6].
Декларация независимости от 4 июля 1776 г. институализировала неотчуждаемые права человека (право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью) как «высшую истину». Если любая форма правительства начинает действовать против этих принципов, люди имеют право изменить или свергнуть его и учредить новое правительство [7]. Отсюда следует, что права человека, его свобода и равенство превыше государства.
Утверждение либерально-демократических ценностей было продолжено принятием Конституции США в 1787 г. Конституция объявила о рождении американской нации, которая определяется приверженностью политическим и гражданским принципам -в противоположность территориальным или этническим других наций [6]. Это во многом объясняет «экстерриториальность» американской концепции прав человека как аккумулирующей фундаментальные универсальные ценности для всех «истинных» демократий.
Анализ Концепций национальной безопасности России 1997 и 2000 гг., Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. показывает, что в их основе лежит не система ценностей, а национальные интересы, представляющие совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства во всех сферах общественной жизни. Концепции констатируют различие этих интересов, ключевыми определяются экономические и социальные интересы [8].
Национальные интересы выражены во всех сферах общественной жизни и отвечают на вопрос: «как должно быть?». Угрозы национальной безопасности констатируют положение во всех сферах общественной жизни России и отвечают на вопрос «как есть?». Обеспечение национальной безопасности ставит задачи для реализации национальных интересов и отвечает на вопрос: «что делать?».
Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. характеризует тенденции развития мира на обозримый период и формирует национальные приоритеты на долгосрочную перспективу через систему реализации соответствующих национальных интересов. Положенные в основу концепции национальной безопасности России дифференцированные величины, подверженные количественным и качественным изменениям, делают ее уязвимой как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения мотивации общества к обеспечению самой национальной безопасности России.
Система фундаментальных ценностей США выражает единство интересов личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности. Она отвечает на вопросы «что нужно защищать?», «от кого нужно защищать?» и «как нужно защищать?». Она делает концепцию национальной безопасности США простой «арифметической задачей», решение которой понятно как простому американцу, так и обществу и государству в целом.
Национальная система ценностей в концепции национальной безопасности России в качестве ее фундаментальной основы ещё до конца не сформирована, что делает ее сложным «интегральным уравнением», решение которого попадает в зависимость от решения «простой арифметической задачи».
Разработка концепции ценностей сотрудников МЧС России станет одним из главных элементов в создании новой национальной системы ценностей. Об этом свидетельствуют ряд направлений в работе МЧС России, в частности участие в международных учениях, которые помимо совершенствования потенциала РСЧС и соответствующих служб зарубежных партнеров нацелены на интеграцию России в международную систему чрезвычайного реагирования, на решение важных внешнеполитических задач:
- укрепление лидирующей роли ООН в координации международной помощи в противовес региональным организациям, особенно НАТО;
- укрепление российского присутствия на постсоветском пространстве и в Арктическом регионе;
- смещение акцентов в работе НАТО на гуманитарную составляющую;
- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, и укрепление стратегически важных дружественных союзов, таких как Шанхайская организация сотрудничества и Организация Договора о коллективной безопасности [9].
В 2009 г. удалось вывести на должный уровень участие МЧС России в деятельности Международной консультативной группы по проведению поисково-спасательных операций (ИНСАРАГ).
Представители МЧС России принимали активное участие в различных мероприятиях ИНСАРАГ (международной встрече руководителей поисково-спасательных команд, региональных встречах и командно-штабных учениях, заседании кинологической рабочей группы ИНСАРАГ).
Силами специалистов Департамента международной деятельности и отряда «Центроспас» в 2009 г. был сделан перевод на русский язык Руководящих принципов и методологии проведения международных поисково-спасательных операций, разработанных ИНСАРАГ, которые будут использоваться для подготовки спасателей в России и в других государствах бывшего СНГ.
В рамках подготовки к международной аттестации отряда «Центроспас» по методике ИНСАРАГ, специалисты МЧС России в качестве наблюдателей приняли участие в международных аттестационных учениях поисково-спасательных отрядов Польши и КНР, а также провели соответствующие консультативные встречи с экспертами Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, а также США и Польши.
В течение 2009 г. поддерживались традиционные партнерские связи с США по линии МЧС России, которые всегда являлись определенным стабилизирующим фактором российско-американских отношений. Активизации данного направления международной деятельности МЧС России способствовало принятие важных политических решений на высшем уровне, в частности создание Рабочей группы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российско-Американской Президентской комиссии, а также проведение в марте 2009 г. в Нью-Йорке 13-го заседания Совместного российско-американского комитета по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и встречи сопредседателей Совместного комитета в Вашингтоне в декабре 2009 г.
В результате был разработан совместный Рабочий план на 2009-2011 гг. с акцентом на становление взаимовыгодного равноправного партнерства, предусматривающий
осуществление программ обменов между спасательными подразделениями России и США, привлекаемыми к международным операциям, включая подготовку и проведение российско-американских командно-штабных учений в 2010 г., а также более тесное взаимодействие с Агентством США по вопросам международного развития в целях формирования основы для возможных совместных гуманитарных проектов в третьих странах [9].
Наполнение Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. системно-ценностным содержанием, отражающим восточноевропейский цивилизационный опыт ее становления и развития, позволит сделать следующее:
- не сбалансировать, а объединить интересы личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности;
- устранить диспропорцию концептуальных подходов России к построению многополярного мира на основе полицивилизационного, а не моноцивилизационного подхода;
- придать Стратегии национальной безопасности России адекватный Стратегии национальной безопасности США фундаментальный ценностной характер.
Литература
1. Доктрины и концепции национальной безопасности США, Франции и Японии. Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федер. собрания Рос. Федерации // Информ.-аналит. бюл. 2010. № 14.
2. The National security strategy of the United States of America. The White House. Washington. September, 2002. P. 1; The National security strategy of the United States of America. The White House. Washington. March, 2006. P. 1-2.
3. Remarks by the President on National Security. The White House. Office of the Press Secretary. May 21, 2009. P. 2. URL: http://www.whitehouse.gov/ the_press_office/ Remarks-by-the-President-On-National-Security. 2009. May 21. (дата обращения: 11.10.2013).
4. Леонов Н.С. Основы национальной безопасности. URL: http://www.pravoslavie.ru/ analit/ rusideo/ bezopasn.htm.(дата обращения: 23.09.2013).
5. The National security strategy of the United States of America. The White House. Washington. September, 2002. P. 2, 31-35; The National security strategy of the United States of America. The White House. Washington. March, 2006. P. 2, 31-35; Remarks by the President on National security. The White House. Office of the Press Secretary. P. 3. URL: http://www.whitehouse.gov/ the_press_office/ Remarks-by-the-President-On-National-Security-5-21-096. 2009. May 21. (дата обращения: 13.10.2013).
6. Крашенинникова В. Америка - Россия: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М.: Европа, 2007. С. 31-34.
7. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. 4 июля 1776 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1957. С. 168-170.
8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 17 дек. 1997 г. № 1300; Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 10 янв. 2000 г. № 24; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537// Совет безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения: 25.09.2013).
9. Итоги международной деятельности МЧС России в 2009 г. // МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/results/Itogi_dejatelnosti_MCHS_Rossii_za_2009_g. (дата обращения: 12.11.2013).