СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ КУЛЬТУРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.С.Дорощук, к.п.н., доцент кафедры связей с общественностью АСО (КСЮИ)
Системно-целевой подход в контексте обучения студентов - журналистов необходимо рассмотреть с точки зрения интеграции системного и целевого подходов. Системный подход широко внедряется в педагогические научные исследования. Исходя из того, что социально - педагогический процесс определяется как процесс многообразный, многофакторный, а системный подход приобрел междисциплинарный характер и стал общенаучным, суть системного подхода в педагогическом исследовании заключается в том, что образовательное учреждение, которое участвует в образовательном процессе, а также любой процесс, осуществляемый в педагогических учреждениях, являются частью социальной системы и поэтому могут быть представлены как целостные динамические социально
- педагогические системы, что является основой для их системного изучения.
Одними из первых о системном подходе в педагогике заговорили Ф.Ф.Королев,
Э.Г.Юдин, М.А.Данилов. Методологической основой применения системного подхода является мысль о том, что в современных условиях высока степень интеграции общественных процессов, что определяет общие связи в социуме. Проблемы, возникающие в этих условиях, также носят характер комплексных и системных (В.Г.Афанасьев). Широко в отечественной методологии и педагогике разработаны термины «система» и «системный подход» (В.Г.Афанасьев, В.И.Загвязинский,
Т.ИШамова, Ф.Ф.Королев, А.Н.Аверь-янов, А.Д.Урсул). Система, будучи объективной формой существования материи, отражается, фиксируется сознанием в понятии, которое может рассматриваться как конкретно-научное и общенаучное понятие, дающее нам знание о форме организации существования материи, и ее отражении в сознании (А.Н.Аверьянов).
Термин «система» соотносят с чем-то целым, что состоит из отдельных частей. В случае с педагогическими системами это может быть перечень составляющих учебного процесса; учебных подразделений и т.д. Система может быть определена как совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность [1, с.18].
К признакам системы относят: наличие элементов - минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы; интегративность, как результат взаимодействия всех компонентов, входящих в систему; связь с внешней средой, что характеризует ее открытость/ целевые характеристики, которые позволяют определить системы как целеустремленные и целенаправленные: полифункциональность,
развитие, упорядоченность. Исходя из этого, педагогическая система определяется как совокупная целостность элементов -участников педагогического процесса, обусловленный социальныти факторами, которые взаимодействуют между собой на
условиях сотрудничества, а также с внешней средой с целью развития и саморазвития личности..
Главное положение в системном подходе гласит, что для изучения сложного объекта - системы необходимо не только изучить особенности всех элементов, ее составляющих, но и особенностей взаимодействия этих элементов. Задачи познания механизма связей между элементами системы - интегральные задачи в системном подходе. Необходимо представить изучаемый процесс как объект-систему в виде иерархической структуры взаимосвязанных видов, функций, задач с учетом их взаимосвязей. Изучать объект как целостное образование нельзя, не учитывая этапы его развития. О целостности и взаимосвязи этого принципа с системным подходом говорят многие исследователи. В частности, В.И.Загвязинский указывает на необходимость соблюдения в процессе исследования и применения в системном подходе принципа целостности - система должна рассматриваться как целостное образование. Вычленение в ней элементов требует исследовательской выверенности и осторожности. Оно может быть условным, даже носить временный характер. Очень важным здесь является наличие методов, которые позволяют соотносить результаты, полученные в ходе исследования, с целым процессом и его ходом. Поэтому систему определяют как некую целеустремленную целостность элементов, взаимодействующих между собой. Причем, эта целостность имеет новые свойства, которые не являются простой суммой элементов, составляющих систему, а представляют новое образование, характеризующееся глубокими внешними связями.
В теории педагогики особо выделяется системный подход к процессу формирования творчески активной личности учителя
(А.И.Красильникова, Т.А.Демьянова,
П.Ф.Кравчук, Т.Л.Пономаренко,
Л.Т.Тригуб, Г.М.Шуткина). Он связан с положением о том, что формировать творчески активную личность может только учитель с высоко развитым творческим потенциалом. «Сложность подготовки такого учителя в вузе определяется необходимостью комплексного подхода к процессу его воспитания, поскольку вопросы формирования научного мировоззрения и развития творческого потенциала личности органически взаимосвязаны, и решать их можно только системно» [2, с.З]. При формировании творчески активной личности включается следующий механизм. Если рассматривать творчество личности как деятельность определенного характера, отражающую высшую степень активности, направленную на преодоление конкретного противоречия в соответствии с поставленной целью, то можно утверждать, что степень творческой наполненности деятельности личности зависит как от характера труда человека или творческой среды, так и от уровня развития творческих способностей личности. «Ибо только при наличии потребности реализации своих творческих способностей как выражения собственной сущности личность будет подходить к делу творчески» [2, с.4]. Эти положения отражают проблему повышения качества профессионального обучения в целом и профессионального обучения студентов - журналистов, как представителей творческой профессии.
Важным в оценке качества обучения студентов-журналистов становится целевой подход. Его внедрение в педагогическую теорию и практику связано с разработкой теории управления образованием. Впервые идея управления по целям или по результатам появилась в теории социального управления в семидесятые годы XX - го столе-
тия. Г.Кунц и С.О.Доннел относят эту идею к феноменам человеческой истории. Феноменальность состоит в том, что для успешного управления предприятиями необходимо осознать простую истину: для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными тем, кто занимается их осуществлением.
Целевой подход в педагогике предусматривает: а) четкую постановку основных и промежуточных целей обучения и воспитания, как конечных и промежуточных результатов образовательного процесса; б) определение полной структуры действий, которые непосредственно направлены на достижение целей обучения и воспитания; в) обеспечение условий для выполнения этих действий; г) создание специальных программ (методик) для реализации целей, развитие всей изучаемой образовательной системы; д) согласованность и интеграцию всех усилий субъектов образовательной системы. В результате использования этого подхода достигается грамотное функционирование образовательной системы и развитие всех ее элементов на уровне инновации. Стимулируется обновление не только того объекта, который подвергается воздействию, но и самой системы, управляющей процессами развития.
Важным слагаемым целевого подхода является программирование деятельности по достижению поставленных целей в образовательной системе. Это составление так называемых программ развития, которые позволяют определить исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки ее развития; представить образ желаемого будущего состояния этой системы, выраженный в виде генеральной цели программы, и системы целей, основных задач управления; обозначить состав и структуру действий по достижению целей
[3].
Таким образом, интегративность системного и целевого подходов как методологических принципов позволяет реализовать системно-целевой подход к процессу обучения студентов - журналистов культуре творческой деятельности. Это значит, что весь процесс обучения студентов-журналистов рассматривается как система, во-первых, с точки зрения его целостности, во-вторых, с точки зрения его компонентного состава, упорядоченности элементов; в-третьих, в покое и динамике; в-четвертых, с точки зрения управления объектом, как процесс достижения целей или результатов деятельности. Объект, подвергающийся анализу в рамках системноцелевого подхода, может быть представлен как система, развивающаяся по особой целевой программе, отличающаяся целеустремленностью, результативностью, целостностью, упорядоченностью.
Системно-целевой подход важен при оценке качества обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности. Он позволяет не только оценить состояние профессионального обучения как объекта изучения, но и проследить за целевыми установками и прогнозами по совершенствованию и внедрению инноваций в процесс обучения, обеспечив, таким образом, программу корректирующих целей и действий в рамках повышения качества подготовки специалистов.
Для реализации системно-целевого подхода к обучению студентов-журналистов необходимо учитывать, что эффективность и качество воспитательного и образовательного процесса зависит от степени подготовленности самого студента-журналиста к творческой деятельности и степени сформированности творческой компетентности студента-журналиста. А на уровень подготовленности студента-журналиста к творческой деятельности оказывают влия-
ние такие факторы: условия творческой деятельности студента-журналиста (чем благоприятнее атмосфера в творческом коллективе, тем выше шансы студента-журналиста на осознание необходимости к саморазвитию); раннее самоопределение в профессии (чем более уверенность в правильности выбора профессионального поля, тем выше стремление к саморазвитию); широта применения индивидуальных характеристик личности в профессиональном поле (чем больше возможностей приложения личностных усилий к полезному профессиональному труду, тем больше стремление к саморазвитию); осознанность в выборе профессионального поля (чем более личностного в выборе профессионального поля, тем выше притязания студента на совершенствование личности, а значит - на саморазвитие); развитость умения профессионального труда (чем более развито умение профессионально трудиться, тем более возможностей у студента для того, чтобы задуматься о программе саморазвития).
Качественным показатели обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности находят отражение в функционировании системы1 по самореализации творческой личности студентов-журналистов в условиях профессиональноучебной деятельности, интегрированной в массово коммуникационную деятельность. Цель развития этой системы - становление и обеспечение функционирования механизма развития и саморазвития культуры творческой деятельности студентов-журналистов в двух ролевых характеристиках: студента-журналиста и журналиста-практика. Механизм организации и работы этой системы характеризуется как механизм длительного действия, содержащий программу перспективного развития и саморазвития.
В систему самореализации творческой
личности студента-журналиста в условиях профессионально-учебной деятельности,
интегрированной в массово коммуникационную деятельность (СТЛЖ-МК) в целях осуществленияпроцессов становления творческой личности будущего журналиста включены следующие элементы: творческая среда профессионально-учебной деятельности студента-журналиста; субъект профессионально-учебной деятельности
(студент-журналист), направленный на творческое самовыражение; цель профессионально-учебной деятельности студента-журналиста; технологии профессиональноучебной деятельности студента-
журналиста; управление профессиональноучебной деятельностью студента-
журналиста; результат профессиональноучебной деятельности студента-
журналиста.
Рассматривая деятельность журналиста как деятельность творческую, необходимо подчеркнуть, что именно она является той основой, которая осуществляет через преодоление противоречия между знанием о незнании и истинным знанием поиск ответов на возникающие в процессе журналистской деятельности вопросы и решений журналистских творческих задач. Этот процесс отождествляют с процессом становления мировоззрения журналиста как способа осознания человеком своей социальной сущности. И далее, определив свое отношение к окружающей действительности, журналист становится сознательным участником творческой деятельности, которая направляется его мировоззрением. В этом суть диалектического единства становления мировоззрения и творческих способностей личности журналиста.
Основой реализации системно-целевого подхода к обучению студентов-журналистов культуре творческой деятельности является взаимосвязь процессов ста-
новления мировоззрения и творческих способностей личности журналиста. А одним из важнейших условий реализации этого подхода в подготовке сту-дентов-журналистов является обеспечение взаимосвязи и взаимодействия всех направлений, сторон, форм и методов, всех факторов обучения сту-дентов-журналистов культуре творческой деятельности, интеграция их в профессиональную творческую деятельность.
В основе системно-целевого подхода к обучению студентов - журналистов культуре творческой деятельности лежит принцип системности педагогического процесса. Суть его сводится к тому, что процесс обучения студентов-журналистов представлен
как система в виде взаимосвязи и взаимоообусловленности процессов воспитания, обучения и учения, формирования, самоформирования, развития и саморазвития личности и коллектива.
Способность системно оценивать и рассматривать деятельность объектов действительности считается особой познавательной технологией. Среди теорий, созданных и внедренных в этой области, выделяется теория системно-целевого развития школы, разработанная В.С.Лазаревым [4]. Данная концепция базируется на синтезе основных идей организационного развития, а также системного и целевого подходов к управлению изменениями. Согласно этой теории в школе, а также в вузовской педагогической системе, наряду с педагогической целевой системой, создается и инновационная система, которая осуществляет процессы изменений. Цель создания такой системы - улучшить способность
школы выявлять и решать проблемы, связанные с педагогическим и внедренческим процессами. В основе лежит методология системного анализа, которая содержит четыре основных стадии: проблемно - ориентированный анализ (проблематизация); проектирование желаемой образовательной системы; планирование изменений; реализация изменений. Для каждой из этих стадий определены требования к результатам инновационного процесса, логическая структура действий, а также способы и средства их выполнения.
Учебный процесс на отделении и факультете журналистики, также может быть рассмотрен и представлен как педагогическая система, так как он
- суть социальная организация и поэтому к нему может быть применен общий для всех социальных систем принцип управления. Модель обучения студентов-журналистов культуре творческой деятельности рассматривается также как педагогическая система, в основе которой лежит диалектика обучения и саморазвития культуры творческой деятельности студента
- журналиста (Рис.1.). Проблемы диалектики воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, обучения и самообучения творческой личности разработаны в рамках педагогики творчества (А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский, А.В.Меренков). В этом контексте самопроцессы определяются как основа самоуправления личности в разных видах деятельности с целью формирования и развития креативных качеств, что ста-
Рис.1. Структура педагогической системы обучения студентов-журналистов культуре
новится резервом самоактуализации личности и условием ее творческого саморазвития.
Как диалектика процессов развития и саморазвития представлен процесс воспитания личности в рамках креативной педагогики (А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский, А.В.Меренков). Исследователями подчеркивается, что необходимо учитывать преобразования, происходящие с человеком в единстве воздействия внутренних и внешних факторов - суть развития и преобразования внутри личности, которые происходят благодаря собственной активности -саморазвития. С одной стороны, саморазвитие отражает часть тех процессов, которые характеризуют развитие любого объекта, с другой - выявляет его внутренний двигатель [5, с.4]. Согласно концепции А.В.Меренкова, целью саморазвития является развитие природной предрасположенности, которая становится индивидуальностью, а формами саморазвития являются активное самостоятельное развитие, которое ведет к тому, что создаются новые продукты труда, являющиеся ценными не только для данного человека, но и для окружающих. Они начинают ими пользоваться, рассматривая как образец для более совершенной деятельности.
Диалектика обучения и саморазвития культуры творческой деятельности студен-тов-журналистов базируется на положении о том, что педагогические механизмы обучения творчеству, включая и механизмы профессионального обучения, являются основой для создания механизмов саморазвития - той системы саморазвития культуры творческой деятельности студентов-журналистов, основание которой становится сущностным образованием, обеспечивающим и процесс саморазвития творческой личности журналиста-практика.
Состояние профессионального развития
и саморазвития культуры творческой деятельности студентов - журналистов в свете системно-целевого подхода определяется через понятие профессионального мастерства. Оно представляет собой педагогическую систему, интегрирующую процессы профессионального развития и саморазвития культуры творческой деятельности на основе целенаправленного и систематического отбора целей, содержания, форм и методов развития и саморазвития, образующим элементом которой является культурный навык профессиональной деятельности. Для студента-журналиста культурный навык можно считать сформированным, если он представляет собой профессиональный стереотип, то есть такую схему действия, овладев которой, студент-журналист использует ее в дальнейшем автоматически, на уровне подсознания. Степень профессионального мастерства определяется наличием объема знаний, умений, убеждений и способностей, входящих в состояние развития культуры творческой деятельности студентов-журналистов. Обоснование степени развития профессионального мастерства в процессе развития культуры творческой деятельности студентов-журналистов базируется на таком понятии как «профессионально-важные качества специалиста». Наиболее емкое определение этим качествам дает в своих работах В.Д.Шадриков, подчеркивая, что профессионально-важные качества специалиста -это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [6]. Развитие и активное совершенствование качеств, определяющих уровни профессионального мастерства для журналиста, связано с уровнем творческой активности в профессиональной деятельности в период профессионального обучения.
Таким образом, системно-целевой под-
ход к обучению студентов-журналистов позволяет рассмотреть данный процесс как систему целевого формирования условий реализации творческих качеств студента -журналиста, определяющих уровни профессионального мастерства как инварианты культуры их творческой деятельности.
Литература:
1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Гуман.изд.центр «Владос», 2002. - 320 с.
2. Системный подход к процессу формиро-
вания творчески активной личности учителя. - М.: б/и, 1988. - 46 с.
3. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. - М. изд-во МГУ, 1999. - 176 с.
4. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. - 2003. -№3. - С. 23-32.
5. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. - Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2001. - 274 с.
6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Наука, 1994. - 254 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Э.В.Максимова, соискатель ИПППО РАО
В связи с переориентацией современного профессионального образования с традиционного подхода к обучению на компетеностный возникает потребность формирования ключевых компетенций в процессе изучения иностранных языков (ИЯ) в ссузе. Как известно, в обучении ИЯ ставятся как образовательные, так воспитывающие и развивающие задачи. Реализация этих задач повышает эффективность обучения ИЯ, поскольку дает обучаемым возможность приобрести не только соответствующую иноязычную подготовку, но и развить способности к познавательной деятельности и вооружить их умениями и навыками, необходимыми для самообразования и дальнейшего совершенствования знаний как в области
иностранного языка, так и в области профилирующих дисциплин.
Г.И.Ибрагимовым выделены ключевые компетенции при подготовке специалистов среднего звена, которые наиболее полно отвечают требованиям, представленным в ГОС СПО. К ним относятся: 1) готовность проявлять ответственность за выполняемую работу; 2) способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; 3) устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремление к творческой самореализации; 4) способность к системному мышлению; 5) способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; 6) готовность к постоян-