Фэн Цзунжэнь
СИСТЕМНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ АВТОНОМНОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ КНР
В статье на основе системно-типологической концепции изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца Н. Л. Нагибиной автором осуществлен анализ культурно-психологических особенностей личности китайского художника как субъекта социально-культурного творчества. Доказана перспективность использования идей художественной ауры произведения в философско-культурологическом анализе. Адрес статьи: От^.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/3-2/54.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 195-198. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
BACKGROUNDS FOR FORMATION OF NATIONAL LANDSCAPE IN FRENCH ART OF THE XVII-XVIII CENTURIES
Frolova Marina Anatol'evna
St. Petersburg Repin State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture of Russian Academy of Arts
marina_ivasyutina@mail. ru
In literature on art criticism an opinion formed long ago that appeal for French nature motives is a novelty of the painters of the XIX century. But interest in national landscape had developed implicitly over several centuries in pictures by Le Nain brothers, A. Watteau, F. Boucher and Jean-Honore Fragonard, in romanticism painters' works. The article is devoted to the creative work of little known painters of the XVIII century - Jean-Baptiste Oudry, Alexandre Francois Desportes, Simon Mathurin Lantara, and Gustave Moreau - the real predecessors of the Barbizon school.
Key words and phrases: national landscape; French school of painting; Jean-Baptiste Oudry; Alexandre Francois Desportes; Simon Mathurin Lantara; Gustave Moreau.
УДК 7
Искусствоведение
В статье на основе системно-типологической концепции изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца Н. Л. Нагибиной автором осуществлен анализ культурно-психологических особенностей личности китайского художника как субъекта социально-культурного творчества. Доказана перспективность использования идей художественной ауры произведения в философско-культурологическом анализе.
Ключевые слова и фразы: личность; художественная культура; степь; интенция художника; художественная аура; системно-типологический подход; психологический тип творца.
Фэн Цзунжэнь
Забайкальский государственный университет fengzr@mail. гы
СИСТЕМНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ АВТОНОМНОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ КНР
Современная художественная культура Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики (АРВМ КНР) неразрывно связана с текущими трансформационными процессами в КНР, из которых важнейшим является именно социокультурная эволюция современного китайского общества.
Современное состояние художественной культуры АРВМ КНР характеризуется имманентным проявлением в сфере художественно-эстетического сознания эвристических смыслов и значений художественной культуры, осмыслением проблем времени и пространства, редукцией априорных форм сознания, герменевтической методологией произведений искусства китайских художников, эманацией их произведений, выявлением художественной ауры) (излучение, отзвук, тон, теплота, настроение, атмосфера, дыхание, певучесть произведения искусства).
Отсюда вытекает актуальность собственно проблемы личности художника как субъекта социально-культурного творчества.
В исследовательской литературе можно выделить следующие подходы к изучению современной художественной культуры: а) теоретико-нормативный подход, который позиционирует нормативную модель полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия художника. Он позволяет проанализировать индивидуальное своеобразие различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства (Гоа Панг, Сун Юпинь и др.); б) деятельностный подход (Д. А. Леонтьев и др.) рассматривает искусство как механизм трансляции смыслов; в) системно-типологический подход (Н. Л. Нагибина) в психологии искусства выдвигает на первое место фигуру творца.
В качестве концепции исследования индивидуальных особенностей творческих личностей: известных писателей, поэтов, музыкантов, художников выступает модель системно-типологического подхода Н. Л. Нагибиной, которая обосновала концепцию как проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца.
Система психологических типов Н. Л. Нагибиной строится на соотношении принципов познания на рациональном и иррациональном уровнях. В каждом человеке доминирует один из способов познания, второй способ познания может являться подчиненным или равным первому (переходные типы) [5, с. 39].
Рациональный - это тип, в котором мышление является доминантным, рефлексивным, который относится к мышлению как к ценности, более высокой в своей познавательной сфере, чем чувственное познание. Иррациональный, в свою очередь, - это тип, в котором мышление не является доминантным и процесс познания не опосредован рефлексивными операциями.
В системе психологических типов, выделенных Н. Л. Нагибиной, находятся четыре рациональных типа (А, В, D, Е) и четыре иррациональных (В, С, F, G), также имеются четыре переходных типа (АВ, CD, EF, GH), в которых рациональный и иррациональный принципы познания имеют одинаковый вес [Там же, с. 40].
Общей концептуальной основой, в рамках которой рассуждает автор, является достаточная стабильность соотношения рационального и иррационального компонентов в структуре индивидуальности творческой личности. Иррациональный компонент имеет либо установку «интуиция себя», либо противоположную установку - «интуиция мира». Рациональный компонент включает позицию «мышления мира» или противоположную позицию - «мышления себя». В целом модель системы Н. Л. Нагибиной представляет собой единичную окружность с рациональной и иррациональной осями, где каждый человек занимает определенную позицию. Позиция определяется соотношением и направленностью рационального и чувственного компонентов в структуре индивидуальности художника.
При этом Н. Л. Нагибина отмечает, что позиция на окружности определяет качественные особенности когнитивных составляющих (восприятия, памяти, мышления), а также иерархию ценностно-мотивационных характеристик творческого человека.
Поведенческие паттерны представителей одного типа зависят от динамических и анатомических характеристик психофизиологического типа (тип ВНД, патологии, увечья и т.д.), социальных характеристик (национальность, социальный статус и т.д.), особенностей воспитания и личной судьбы, интеллектуального и творческого потенциала личности и т.д. [Там же].
Выделенные Н. Л. Нагибиной цели изобразительного искусства и творчества, на наш взгляд, коррелиру-ются с понятием интенциональности художника. Теоретик искусства В. Гор считает, что интенция любого художника проявляет себя как внутренняя расположенность его к неким темам, способам художественной выразительности, к характерным языковым и композиционным приемам [2, с. 51]. При богатстве психологических аспектов интенции художника особое внимание уделяется сочетанию сознательной разработки различных мотивов и сюжетов и предзаданности тем и путей их осуществления или манеры. Как один из пяти художественных принципов, наряду с правилом, порядком, мерой и рисунком, манера складывается, с одной стороны, из подражания мастерам прошлого и привычки к «изображению самых красивых вещей», а с другой, сводится к «интуитивному синтезу», посредством которого художник из индивидуального опыта вырабатывает одному ему свойственный «тип красоты» [Там же, с. 56].
Данное положение можно осмыслить в рамках понятия имманентной художественной воли (Кит^оПеп). Алоиз Ригль, введший данное понятие, полагает, что она всегда присуща творческой активности художника и предопределяет своеобразие отдельных эпох, тем самым отвергнув характерный для искусствознания XIX века нормативный взгляд на историю искусств как на эволюционирующую к общему идеалу последовательность периодов «упадка» и «прогресса». Далее, Эрвин Панофский развил понятие Кит1м>о11еп в том смысле, что чисто историческое изучение произведения, если оно посвящено в первую очередь содержанию или истории формы, разъясняет феномен произведения искусства только посредством ссылок на другие произведения, и следовательно, не имеет более высокого уровня обобщения [Там же, с. 50]. В. Гор, обобщая произведение искусства как поле репрезентации исторической ментальности, обращает внимание на взаимозависимость индивидуальных творческих интенций и духа, который делает эпоху художественной, если выражен средствами искусства. Он предлагает «герменевтический круг» создания произведения изобразительного искусства: «.. .Историческая ментальность - Дух эпохи - Индивидуальность художника - Интенция - Инструментарий -Иконография - Картина - Дух эпохи.» [Там же, с. 81].
Здесь дух эпохи представлен как замыкающий звено цепи, ее начало и конец, поскольку часто отражает сознательные творческие устремления художника и результирующую линию общей интенциональной напряженности эпохи, которая вбирает в себя индивидуальные интенции [Там же, с. 82].
Исследователь современной художественной культуры АРВМ КНР Сун Юпинь подчеркивает важность изображения в картинах духа эпохи, реальной жизни людей, таинственного мира монголов, приобретающего современные черты в живописи Внутренней Монголии за последние 20 лет. Сун Юпинь предрекает больший акцент многих местных художников на изображение китайского современного уклада жизни, их духовного и культурного опыта, и, следовательно, их большую склонность показать миру особенности монгольской культуры, подчеркивая ее уникальный культурный оттенок и смысл [6, с. 51].
Китайский исследователь Гоа Пан, пытаясь обосновать данную идею, указывает историко-эстетический контекст живописи Внутренней Монголии, который выражается в символизме пастбища. По его мнению, суть данной грани их творчества - в изображении лирического и идеографического, стремлении к поэтическому очарованию, объективных и субъективных сторон жизни художника, будь то в пейзажах или символах Внутренней Монголии [1, с. 31].
В этом отношении наиболее показательно творчество современного китайского художника АРВМ КНР Хоу Бинь У. Он является деканом факультета искусств при Хулунбуирском институте, членом Всекитайской ассоциации художников, заместителем председателя ассоциации художников Внутренней Монголии, заместителем председателя Китайской Федерации литературы и искусства города Хулунбуир. На протяжении долгого времени профессор Хоу Бинь У занимался обучением художественному искусству, специализируясь на масляных картинах. Он провел углубленные исследования в сфере создания эскизов, съемок, творчества и теории изобразительного искусства [4, с. 17].
Произведения Хоу Биня У восходят к городу Хулунбуир во Внутренней Монголии, безграничным степям, которые поспособствовали расширению его кругозора. Голубое небо, лазурные поля, извилистые потоки, стада овец, коров, лошадей, скотоводческая жизнь - все это стало фактическим материалом его творчества, большого количества эскизов, набросков и масляных картин [Там же, с. 23].
Во время обучения в Центральном художественном институте Хоу Бинь У соприкоснулся со многими прекрасными произведениями. Благодаря указаниям известных учителей и своим неустанным усилиям его
творчество получило стремительное развитие. Его стиль разнообразен: за три часа рисования портрета получается изысканное произведение, порой верхняя часть картины полностью в узорах кожи. К примеру, на масляной картине «Взирая к горам» художник изображает горные слои при помощи складчатых узоров, в соответствии с изменениями горных подъемов использует богатые краски. По граничащим линиям в верхней части картины можно заметить, что художник является весьма образованным человеком. Например, в произведениях искусства «Осенние листья», «Зимняя любовь», «Летнее солнце», «Тот пейзаж» он изображает природу свободно и произвольно. Он не связан с объективными предметами, его произведения о природе. Художник избегает строгого изображения реальности, достигнув значительной свободы. Люди, зарисованные им, выглядят непринужденными и настоящими. Узоры и оттенки природы, фигуры стали духовными знаками художника.
Картина «Специализированное хозяйство» отражает повседневную жизнь земледельческого степного народа нового времени. Степные женщины очень трудолюбивы. С рассветом солнца они приступают к работе: доят коров, носят молоко, варят чай с молоком, пекут хлеб, готовят сыр, скручивают шерсть, готовят кожу для изготовления изделий, собирают навоз, рубят дрова, иногда, как и мужчины, они садятся на лошадей и пасут стада. Особый образ жизни закалил их сильный и здоровый организм; обширные пастбища сформировали его широкую, как степи, душу и воспитали открытый характер. На картине изображена сцена из степного молочного района, который является местом сбора женщин: женщины идут в молочный район и стоят в очереди на сдачу молока, весело беседуя друг с другом.
На картине «Время - человек» время будто остановилось на обширных степях, существуют лишь знаки между небом и землей. Лошади и люди, цвет травы говорят о наступлении глубокой осени. Изображения времени, людей на лошадях и других лошадей, смотрящих друг на друга, - это размышления о жизни и любви к степям, которые отводят взгляд зрителей в далекие места. Монголы живут в степи, поэтому у них здоровое телосложение, упрощенные орудия труда. Все это выражает очарование свободы, широту души и природного начала. Стиль Хоу Бина У - простой и безыскусный, черты лица изображены очень правдоподобно и выразительно. Он показывает их простоту и чистоту. Независимо от выбора материала и наблюдений Хоу Бина У в произведении имеются субъективные идеи художника, фактический материал собран из реальной жизни, его произведения полностью погружаются в современность. Индивидуальные интенции художника сформированы на основе китайской и западной традиционных культур. Таким образом, он создает синтетический стиль. Он объединил собственный язык изобразительного искусства масляных картин с китайским традиционным искусством, сформировав совершенно различные изобразительные способы выражения. «Национализация масляных картин» стала реальностью.
Художественная аура произведений Хоу Бина У впитала в себя способ реалистичного описания мира, которая впоследствии сформировавшись в уникальный стиль. Люди и пейзаж, изображенные в его произведениях, обладают некой изящностью образованного человека.
Он слепо влюблен в обширные степи и опьянен этими широкими лесами и морями. В свое время он много раз бывал у бурят, узбеков, что дало ему некое представление о них. Такие национальные качества, как простота, грубость, трудолюбие и гостеприимность, очень впечатлили его, и все это отражается в его творческом наследии.
Искусствоведческий анализ картин Хоу Бина У «Взирая к горам», «Осенние листья», «Зимняя любовь», «Летнее солнце», «Тот пейзаж», «Специализированное хозяйство» и «Время - человек» позволил выявить стилевые особенности его творчества, художественную ауру его произведений и психологический тип творца.
В соответствии с концепцией изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца Н. Л. Нагибиной китайский художник Хоу Бинь У имеет психологический тип Н. Согласно данному типу, цель искусства и художественного творчества - переделать мир, трансформировать людские души, увлекать других в высоты духа и чувств и увлекаться самому [5, с. 235]. Основными темами изобразительного творчества Хоу Бинь У являются пейзажи, монументально-романтический образ природы, серьезность и сосредоточенность настроений героев, одухотворенность и полнота жизни. К характеристикам его творчества относятся уравновешенная композиция, гармония светотени и цвета, точное воспроизведение конкретных форм растительного мира и настроений природы, изящество и выразительность фактурного решения, романтизм.
Таким образом, на основе системно-типологической концепции изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца Н. Л. Нагибиной нами осуществлен анализ культурно-психологических особенностей личности китайского художника Хоу Бинь У как субъекта социально-культурного творчества. Доказана перспективность использования идей художественной ауры произведения в философско-культурологическом анализе.
«Гора надежды», живопись, 225 x 255, 2001
«Доярка», живопись, 623 x 750, 1988
«Время - Люди», живопись, 600 x 702, 1990 «Осенний лес», живопись, 350 x 460, 2002
«Зимняя любовь», живопись, 556 x 432, 2006
«Летнее солнце», живопись, 345 x 400, 2004
«Часть пейзажа», живопись, 552 x 500, 2006 Список литературы
1. Гоа Пан. Эстетическая ориентация живописи Внутренней Монголии 1980-х годов // Искусство. Хух-Хото: Гранд, 2009. № 4. С. 30-31.
2. Гор В. Классическое в неклассическую эпоху. Эстетические аспекты модификации языка изобразительного искусства. М.: Индрик, 2010. 248 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
4. Ли тян. Китайское искусство / Жэньминский университет. Пекин: Издательский дом «Китай», 2012. 25 с.
5. Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Гревова Т. Н. Психология искусства: типологический подход: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. 240 с.
6. Сун Юпинь. Монгольские образы в живописи Внутренней Монголии за последние двадцать лет // Журнал художественного училища Внутренней Монголии. 2009. № 7. С. 50-54.
7. Фан ди ан. Искусство картин Хоу Бинь У // Искусство Внутренней Монголии. 2008. № 11. С. 21-25.
8. Феноменология искусства / отв. ред. К. М. Долгов. М.: ИФ РАН, 1996. 263 с.
9. Художественная аура: истоки, восприятие, мифология / отв. ред. О. А. Кривцун. М.: Индрик, 2011. 560 с.
SYSTEMIC AND TYPOLOGICAL APPROACH TO STUDYING CREATIVE WORK OF CHINESE PAINTERS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA INNER MONGOLIA AUTONOMOUS REGION
Feng Zong Ren
Trans-Baikal State University fengzr@mail. ru
Relying on N. L. Nagibina's systemic and typological conception of studying the style peculiarities of creative work in the context of their determination by the creator's psychological type the author provides an analysis of the cultural and psychological peculiarities of the Chinese painter's personality as a subject of socio-cultural creation. The paper justifies prospects for using the ideas of the picture's artistic aura in the philosophical and culturological analysis.
Key words and phrases: personality; artistic culture; steppe; artist's intention; artistic aura; systemic and typological approach; creator's psychological type.