УДК 351.851 ББК 4481.4
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Б.А. Куган*, Г.Н. Сериков
Тлавное управление образования Администрации Курганской области, ЮУрГУ
SYSTEMATICAL AND SYNERGETIC INTERPRETATION OF MANAGEMENT INTERACTION IN THE EDUCATION SPHERE
B.A. Kugan, G.N. Sericov Kurgan Regional Heard Authorities of Education, SUSU
Определено управленческое взаимодействие, рассмотрены его виды, компоненты и уровни. Охарактеризованы внутренние и внешние аспекты управленческого взаимодействия. Субъектная самость индивидуальных и групповых субъектов управления определена как внутренняя движущая сила управленческого взаимодействия. Описано явление антропосинергизма, отражающее неформальный, субъектный характер управленческого взаимодействия.
Ключевые слова: управление образованием, управленческое взаимодействие, системно-синергетическая интерпретация, внутреннее управление, самоуправление, внешнее управление, распорядительно-организующий, взаимно согласовывающий, исполнительно-регулирующий компоненты управленческого взаимодействия, самость субъекта управления, антропосинергизм.
The management interaction is defined. Its kinds, components and levels are considered. The internal and external aspects of management interaction are revealed. The subject self of individual and group management subjects as inner motive force of management interaction is defined. The anthroposinergism phenomenon reflecting the informal, subjective character of management interaction is described.
Keywords: management of education, management interaction, systematical and synergetic interpretation, internal management, self management, external management, active-organized, mutual-agreement, carry out components of management interaction, self of subject management, anthroposinergism.
Образование является одной из сфер социального бытия. Поэтому в нем находят свое отражение практически все его признаки. Следовательно, в реализации управления образованием целесообразно учитывать их, рассматривая в единстве (в общности). Такой вывод следует из сущности системно-синергетического подхода к отражению управления образованием. Поэтому управленческие решения, принимаемые субъектами образования, могут претендовать на взвешенность и разумность, если в них учитываются все основные аспекты соответствующей ситуации в образовании. В таком случае в управленческих решениях необходимо интегративно от-
ражать меры, обусловливаемые знаниями в области соответствующих научных дисциплин. В этом состоит важная особенность управления образованием на основе системносинергетического подхода. На основе систем-но-синергетического подхода [2, 4, 6-9 и др.], а также материалов, изложенных в опубликованных работах авторов [3-6 и др.], в данной статье рассматривается управленческое взаимодействие как приоритетное выражение управления образованием.
Управленческая деятельность людей всегда целенаправленна. Если цели общие, то ради их достижения люди согласовывают свои управленческие действия друг с другом,
т.е. вступают в управленческие взаимоотношения, проявляемые через взаимодействие.
Характеризуя управленческую деятельность человека, можно выделить два ее плана -внутренний и внешний, взаимоувязанных между собой в соответствии с положениями системно-синергетического подхода. Внутренняя управленческая деятельность обусловливается природоопределенной индивидуальностью и развившейся самостью человека. Поэтому мотивы, проявляемые эмоции (в частности, интерес, склонность, целеустремленность и др.) являются неизбежными следствиями его специфики. Внутренняя управленческая деятельность человека в принципе не устранима. Она присуща самой природе управления в психологическом плане. Отсюда следует, что все участники образования являются естественными субъектами управленческой деятельности.
Внутренняя управленческая деятельность субъекта образования (учащегося, педагоги- ' ческого работника и др.) представляет собой важный аспект индивидуального самоуправления. Ее специфика заключается в том, что человек как субъект управления образованием воздействует с определенной целью на себя, мобилизует свои внутренние потенциалы для того, чтобы выполнить (достичь) поставленные перед собой цели. Индивидуальное самоуправление как внутриличностная управленческая деятельность неустранимо в принципе. При гуманистических подходах к образованию индивидуальному самоуправлению намеренно передаются некоторые «властные» функции. Благодаря им раскрепощается инициатива субъекта образования (учащегося, учителя и других участников образования), создаются условия для активизации его индивидуального творчества. О внутреннем плане управленческой деятельности целесообразно говорить и в отношении групповых коалиций (учебного коллектива, педагогического коллектива учреждения образования и т.д.).
Управленческая деятельность субъектов взаимодействия, направленная на реализацию общегрупповых целей, является обязательным признаком каждого коллектива, т.е. также неустранима в принципе. Она представляет собой другой аспект самоуправления, называемый коллективным самоуправлением. Для него характерно разделение управленческих функций между всеми участниками соответствующего коллектива.
Итак, самоуправление является важным
аспектом управленческого взаимодействия участников образования. С системных позиций под самоуправлением образовательной системой понимается, в частности, управленческая деятельность (управленческое взаимодействие) всех участников образования, действующих в соответствующей образовательной системе.
Внешний план управленческой деятельности любого субъекта является двуаспектным. С одной стороны, субъект оказывает воздействие на объект управления: деятельность и (или) взаимодействие людей (работников образования, учащихся и др.). Такой аспект управленческой деятельности субъектов образования целесообразно назвать административно-управленческим. Одновременно деятельность каждого участника образования происходит в условиях, когда действуют и другие участники образования. С точки зрения системного подхода, речь идет о том, что, взаимоувязываясь между собой через внешние планы, управленческая деятельность участников образования обретает вполне определенное единство, общность, которую назовем управленческим взаимодействием субъектов. Следует подчеркнуть, что управленческое взаимодействие субъектов образования не сводится к некой общности внешних планов управленческой деятельности каждого из них. Вступая в компромисс с другими участниками образования, каждый субъект (или коллектив) во внутреннем плане управления берет на себя определенные обязательства (согласие на подчинение другим субъектам, добросовестный труд, повышение профессиональной квалификации или эффективности учебной деятельности и др.).
Если внутренняя управленческая деятельность каждого из субъектов образования не вступает в острое противоречие с внутренним управлением других субъектов или с внешним планом собственной управленческой деятельности или других субъектов, то управленческое взаимодействие партнеров протекает без конфликтов и без помех достигаемым целям образования. Всякие противоречия между внутренними и внешними планами каждого из субъектов или межсубъект-ные противоречия вполне определенным образом сказываются на результатах образования. Поэтому управленческое взаимодействие участников образования следует признать главной организующей и регулирующей силой, действующей в образован™. При этом
управленческое взаимодействие предстает в единстве внутреннего и внешнего планов управления, взаимоувязываемых на основе системно-синергетической концепции.
Управленческое взаимодействие субъектов образования обладает всеми признаками системы [1, 4 и др.]. Признаком системного управления является взаимодействие этих элементов. Структурные формы их представления, вообще говоря, различны и зависят от уровня рассмотрения.
Например, на уровне образовательного учреждения можно вычленить управление, которое реализуется администрацией образовательного учреждения, а также педагогическое самоуправление, реализуемое в форме общественных организаций, например, педагогических работников. Кроме того, целесообразно рассматривать и ученическое (или студенческое) самоуправление как самостоятельный орган внутри образовательного учреждения, действующий на основе своего положения и выполняющий вытекающие из этого положения функции. Взаимодействие между этими тремя видами управления составляет внутриучрежденческое самоуправление. При этом важно заметить, что внутреннее управление присуще как субъектам административного управления (администрации учреждения), так и субъектам самоуправления: педагогического, ученического (студенческого). Мобилизация самоуправления в образовательном учреждении на решение социально и лично значимых задач образования является важной функцией внутриучрежденческого управления.
На следующих уровнях: районном, региональном, федеральном, присутствуют те же взаимодействующие стороны. Административное управление играет направляющую, распорядительную и координирующую роли. Осуществляется оно в соответствующих учреждениях управления образованием (районных, городских, областных, общефедеральном). Управленческое взаимодействие педагогических работников реализуется в различных формах (ассоциации педагогов, методические объединения и др.), а самоуправление учащихся - ассоциации учащихся, движениях (скаутских) и других детских или студенческих объединениях.
В обобщенном виде структурная схема системного управления образованием (в аспекте взаимодействия его участников) представлена на рис. 1.
Как и всякая система, управленческое взаимодействие субъектов образования характеризуется вполне определенным составом. В результате анализа управленческой деятельности субъектов образования и взаимоотношений между ними считаем целесообразным в составе системы их управленческого взаимодействия вычленить три компонента (распорядительно-организующий, взаимно согласовывающий и исполнительно-регули-рующий). Охарактеризуем вкратце каждый из них.
Распорядительно-организующий компонент системы управленческого взаимодействия субъектов образования характеризует ко-мандно-подчинительные аспекты во взаимоотношениях участников образования. Речь идет, вообще говоря, не только о доминирующей роли тех или иных субъектов образования по отношению к деятельности других. Распорядительно-организующий компонент предполагает также доминирование воли самого субъекта деятельности по отношению к выполнению им же заданий. В этом компоненте отражено единство распорядительно-организующей управленческой деятельности субъектов и принимающей распоряжения к исполнению со стороны, может быть, других субъектов управленческой деятельности. Формально этот компонент управленческого взаимодействия участников образования сводится к тому, что один из субъектов (или группа) разрабатывает способы достижения целей образования. Они доводятся до сведения участников образования, согласных (или функционально обязанных) исполнять проекты. Затем организуется исполнение через деятельность исполнителей. При неформальном подходе речь идет о единстве внутренней и внешней управленческой деятельности субъектов, связанных между собой отношением типа «руководитель - подчиненный». От их личных качеств, от профессионализма, нравственности, психологической совместимости зависит суть данного компонента системы управленческого взаимодействия субъектов образования.
Взаимно согласовывающий компонент системы управленческого взаимодействия субъектов образования включает функционально равноправные аспекты во взаимоотношениях партнеров. В нем сосредоточены такие стороны управленческой деятельности каждого субъекта, которые могут быть реализованы посредством равноправного сотруд-
Рис. 1. Структурная схема представления управленческого взаимодействия участников образования при системном управлении образованием
ничества, путем взаимного согласования своих действий. Речь идет о том, что различные субъекты управленческой деятельности в образовании в каком-то смысле могут действовать независимо друг от друга. Однако в их общих интересах необходимо договориться между собой о согласованных способах управленческой деятельности (чаще всего путем разумных компромиссов). В отличие от предыдущего компонента, здесь различные субъекты связаны друг с другом отношением партнерства, в условиях которого проявляются их личные качества, влияющие на суть соглашений.
Исполнителъно-регулирующий компонент системы управленческого взаимодействия субъектов образования отражает единство принятых человеком обязательств и тех возможностей (свободу действий), которыми он обладает как субъект своей деятельности. Это означает, что участник образования не только принимает результаты управленческой деятельности каких-то субъектов к исполнению, но и проявляет свои возможности (как субъект управленческой деятельности), т.е. регулирует процесс исполнения. В результате проявляется специфический аспект системы управленческого взаимодействия субъектов.
С психологической точки зрения, этот компонент системы управленческого взаимодействия партнеров по образованию характеризует поведение исполнителя - субъекта своей деятельности и взаимодействия с другими работниками сферы образования, когда он находится под влиянием их управленческой деятельности.
Охарактеризованные компоненты системы управленческого взаимодействия участников образования не следует принимать изолированно друг от друга. Целесообразнее полагать, что в управленческом взаимодействии любых групп участников образования имеют место и распорядительно-организующие, и взаимно-согласовывающие, и исполнительно-регулирующие взаимоотношения. Это следует из неустранимости внутреннего управления человека и из отсутствия полной зависимости поведения человека от сознательно направленных воздействий со стороны других людей. Однако можно выделить различные типы управленческого взаимодействия партнеров по образованию, различающиеся друг от друга тем, какой из указанных компонентов системы их управленческого взаимодействия является доминирующим, главенствующим в иерархии.
Так, в управленческом взаимодействии руководителя образованием любого ранга и подчиненных ему участников главным компонентом выступает распорядительно-органи-зующий. Однако управленческое взаимодействие между ними не следует сводить лишь к приказно-исполнительным взаимоотношениям. Компетентный руководитель опирается также и на взаимно-согласовывающие, и на исполнительно-регулирующие взаимоотношения с подчиненными. Основанием для этого служат достижения психологии индивида и трудового коллектива, а также педагогики, опираясь на которые, руководитель применяет те или иные способы управленческого влияния на подчиненных. Тип управленческого взаимодействия между руководителем и подчиненными зависит от соотношения акцентов между распорядительно-организующим, вза-имно-согласовывающим и исполнительно-регулирующим компонентами.
Между участниками образования, имеющими равноправные по функционалу образования взаимоотношения (руководители одного ранга, но различных подразделений; учащиеся, преподаватели и др.), целесообразно доминирование взаимного согласовывания
управленческих действий. Однако и здесь могут иметь место распорядительно-организационный и исполнительно-регулирующий компоненты (по крайней мере, они явно выступают во внутреннем плане управления). Например, если коллектив образовательного учреждения непосредственно занят достижением какого-либо целевого множества, то между его членами могут преобладать исполнительно-регулирующие взаимоотношения, а распо-рядительно-организующие и взаимно-согласовывающие отодвигаются на задний план.
Следовательно, в образовании встречаются случаи, когда тот или иной компонент системы управленческого взаимодействия субъектов занимает в ее иерархии главенствующее положение. В определенных ситуациях (случаях) в качестве главных компонентов системы управленческого взаимодействия партнеров могут выступать пары (распорядительно-организующий и взаимно согласующий; рас-порядительно-организующий и исполнительно-регулирующий; взаимно согласующий и исполнительно-регулирующий). В частности, система управленческого взаимодействия субъектов образования может опираться на рядоположность всех трех указанных компонентов. Однако всегда и везде имеет место управленческое взаимодействие субъектов образования, которое невозможно свести к управленческой деятельности всех их в отдельности. В зависимости от соотношений верховенства того или иного компонента в системе управленческого взаимодействия партнеров по образованию находится ее тип, определяющий характер взаимоотношений соответствующих субъектов.
При характеристике управленческого взаимодействия партнеров по образованию целесообразно учитывать личные (интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные, профессиональные) возможности всех их как субъектов управленческой деятельности. Объективно это обусловлено тем, что, достигая в результате компромисса определенного соглашения между собой о сотрудничестве в сфере образования, его участники становятся партнерами в осуществлении совместной управленческой деятельности (управленческого взаимодействия). Посредством кооперации своих способностей к управленческой деятельности они могут наиболее полно реализовывать свои потребности (достигать личные цели), по сравнению с тем, что могло бы быть достигнуто каждым из них в результате
самостоятельных действий. Партнерство участников образования в управленческом взаимодействии в сфере образования предполагает единство распорядительно-организующего, взаимно-согласовывающего и исполнительно-регулирующего компонентов в системе управленческого взаимодействия субъектов. Оно обеспечивается взаимосвязями между указанными компонентами соответствующей системы управленческого взаимодействия.
Распорядительно-организующий компонент связан с взаимно-согласовывающим и исполнительно-регулирующим тем, что распорядительные и организационные средства (документы, учебники, пособия, мероприятия, методики обучения и др.) разрабатываются и внедряются с учетом взаимного согласования управленческих решений с исполнительно-регулирующими процедурами. В то же время реализация (выполнение) распоряжений и организационных мероприятий происходит в зависимости от того, насколько они согласованы с потребностями исполнителей, в какой мере они соответствуют их специфике (характеру, склонностям, сознанию и др.). Другими словами, проявляют себя и обратные связи взаимно-согласовывающего и исполнительно-регулирующего компонентов с распоряди-тельно-организующим. Между собой взаим-но-согласующий и исполнительно-регулиру-ющий компоненты взаимосвязаны через согласование исполнителями своих функций, через регулирование (уточнение, конкретизацию) тех или иных аспектов взаимоотношений партнеров, опосредованно-деятельност-ных и опосредованно-методических отношений в системе образовательных отношений.
Следует иметь в виду, что иерархия и взаимосвязи между компонентами системы управленческого взаимодействия партнеров нецелесообразно жестко регламентировать. Речь идет об особых взаимоотношениях между людьми, в частности, тех из них, которые трудятся или учатся в одном и том же образовательном учреждении или органе управления образованием. Каждый из них формально наделяется определенными полномочиями, имеет конкретные обязанности. Однако формальные взаимоотношения между ними в процессе управленческого взаимодействия в образовании далеко не всегда обеспечивают наилучшие результаты. Иногда они мешают партнерам в достижении целей образования. Многое порой зависит от неформальных сторон в их взаимоотношениях. Партнерство в управленческом
взаимодействии субъектов, наряду с регламентацией управленческих функций каждого из них, предполагает взаимопонимание, взаимоуважение, корректность, честность, порядочность, доброжелательность и многие другие неформальные проявления во взаимоотношениях при реализации управленческого взаимодействия. Поэтому единство трех компонентов системы управленческого взаимодействия партнеров следует понимать не только как иерархичность и взаимосвязность между ними, но и как проявление чисто человеческих свойств, способствующих укреплению доверия друг к другу и потребностей сотрудничать, улучшать (может быть, строить на новой основе) образовательные отношения в целом.
Неформальные взаимоотношения между людьми невозможно регламентировать, так же как и нельзя их установить каким-либо актом, договоренностью. Это в полной мере относится и к управленческому взаимодействию субъектов образования. Отсюда следует, что неформальная сторона иерархии и взаимосвязей между компонентами системы их управленческого взаимодействия порой весьма подвижна, неустойчива. Ее проявления зависят от многих факторов как внутрилично-го, межличного, так и опосредованного планов. Речь идет о воспитанности и воспитании, о совместимости и совмещении (учет в управлении признаков психологической совместимости), о быте и об условиях совместной работы, о социальных и других условиях в обществе. Следует иметь в виду, что в процессе управленческого взаимодействия субъектов образования происходит определенная стабилизация неформальной стороны иерархии и взаимосвязей между компонентами соответствующей системы.
От управленческого взаимодействия субъектов образования зависит, вообще говоря, возможность существования не только отдельных образовательных систем, но и образовательного пространства в целом. Когда нет взаимодействия (в том числе и опосредованного) между субъектами, тогда и возникают проблемы выживаемости соответствующих образовательных систем. Управленческое же взаимодействие партнеров позволяет мобилизовывать потенциалы (интеллектуальные, нравственно-духовные и др.) на организацию образования таким образом, чтобы стоящие перед ними цели своевременно достигались. Следует иметь в виду, что управленческое взаимодействие участников образования направлено в
Управленческое взаимодействие
Эмоции, направленность на взаимодействие
Рис. 2. Внутренние основы управленческого взаимодействия субъектов
конечном итоге на организацию образовательных процессов, регулирование всех сторон образовательных отношений учащихся и педагогов. Это означает, что их управленческое взаимодействие является важным элементом системного управления образованием. Без управленческого взаимодействия всех учащихся и педагогических работников как организующей и регулирующей силы не имеет смысла говорить о системности управления образованием.
В управлении образованием субъект проявляет себя посредством внутренних усилий, неустранимых в принципе намерений воздействовать на других субъектов, на искусственные системы в образовании для содействия достижению образовательных целей. Говоря о субъекте в управлении, подразумевают активность человека, осуществляющего управление, его проявления себя. Такой подход приводит к тому, что субъект управления -это, прежде всего, человек с его внутренним миром, состояние которого побуждает его к действиям. В то же время побуждения, мотивы, внутренняя направленность на принятие тех или иных решений находят проявление во внешнем взаимодействии. Это приводит к объективной целесообразности рассмотрения управленческого взаимодействия субъектов
как во внутреннем, так и во внешнем планах. Рассмотрим оба плана субъектных проявлений в управленческом взаимодействии -внутренний и внешний.
Внутреннюю основу управленческого взаимодействия составляют психологические механизмы саморегуляции, самоуправления и направленности на отношения с другими людьми. Внешнее проявление они находят в отношениях между людьми, в формах взаимодействия и общения. Для обозначения соответствующих отношений между людьми используются термины «межличностные отношения»; «общественные отношения»; в педагогике - «образовательные отношения».
Внутренние механизмы управленческого взаимодействия составляют те процессы, которые направляют человека к согласованной деятельности с другими людьми. Это взаимопонимание и взаимоотношения. Внутренними же механизмами для осуществления взаимодействия именно с целью совместного управления являются саморегуляция и самоуправление. Следующая схема дает представление о совокупности взаимосвязанных процессов и механизмов, обеспечивающих внутреннюю составляющую управленческого взаимодействия (рис. 2). Очевидно, что весь внутренний
мир человека участвует во внешнем осуществлении управленческого взаимодействия. На схеме показаны лишь иерархически наиболее важные и значимые для этого процессы.
Переход к внутреннему плану управления приводит к понятию субъектной самости человека. Человек, проявляя себя как субъект управленческой деятельности или управленческого взаимодействия с другими людьми, проявляет свойства своей самости. Этот вид самости, находящий проявления в активной деятельности или взаимодействии субъекта, называют «субъектной самостью» [5, с. 23]. Оперирование понятием субъектной самости дает возможность не рассматривать отдельные психологические процессы, лежащие в основе управления или управленческого взаимодействия. Субъектная самость предстает таким интегративным проявлением человека себя, которое обеспечивает его участие в управленческом взаимодействии в качестве субъекта.
В составе же субъектной самости (если мы конкретизируем этот состав применительно к управленческому взаимодействию) он вычленяет личный опыт проявления собственной воли, развившиеся потребности в управлении образованием, взаимоотношения с собой и с партнером по управлению.
Приоритетность субъектной самости в управлении обусловлена следующим. Во-первых, субъектная самость проявляется в том, чтобы осознать себя в осуществлении процесса управления образованием, на этом уровне и реализуются механизмы рефлексии, идентификации и обособления. В результате этого осознания определяется внутренняя позиция проявлять себя тем или иным образом в управлении образованием (мотивация, моделирование). В этом аспекте проявлений субъектной самости ведущую роль играют, таким образом, духовные и волевые качества субъекта управленческого взаимодействия.
Во-вторых, субъектная самость необходима для побуждения человеком себя действовать в осуществлении управления в соответствии с принятыми принципиальными установками (самоуправление, саморегуляция). В субъектной самости в этом плане заложена уже предрасположенность участников управления к сотрудничеству или соперничеству. Проявления субъектной самости партнеров в управленческом взаимодействии приобретают специфику, которая состоит в том, что «постепенно зарождаются и становятся самостоятельными данностями интегративные прояв-
ления субъектной самости партнеров по образованию» [5, с. 100].
В основе взаимодействия людей во внутреннем плане лежат взаимодействия их субъектных самостей. Рассмотрим это взаимодействие с позиции одного из субъектов взаимодействия А. Для него его субъектная самость выступает внутренним условием управленческого взаимодействия. Субъектная же самость партнера В - внешнее условие, в соответствии с которым он строит свои управленческие воздействия. Системное представление внутреннего плана управленческого взаимодействия субъектов позволяет охарактеризовать взаимосвязи между субъектными самостями субъектов (рис. 3). Образованная ими структура придает системе устойчивость и целостность, что в результате позволяет говорить об интегративной субъектной самости обоих субъектов управленческого взаимодействия А и В. Сущность структурирования интегративной субъектной самости состоит в реализации следующих взаимосвязей. Во-первых, проявления субъектной самости субъектом А являются ответным выражением воздействия со стороны внешних условий, среди которых воздействует и субъектная самость субъекта В (внутренняя связь 1). Во-вторых, проявления субъектной самости субъекта В могут служить ответным выражением на проявления субъектной самости субъекта А (внутренняя связь 2). В-третьих, взаимное проявление субъектных самостей субъектов А и В может послужить интегрированным воздействием на некий объект вне их (внешняя связь 3).
Внешний план осуществления управленческого взаимодействия происходит путем внешней реализации управленческих взаимоотношений. При этом с позиций системного подхода в управлении, как и в любой другой деятельности или взаимодействии, внутренний и внешние планы проявления субъектной самости образуют целостность.
Вступая в деятельность или во взаимодействие, человек проявляет свои отношения к другим людям или объектам действительности. В образовании многообразие таких отношений образует системы образовательных отношений. Среди них возможны такие виды, как межличностные, отношения со средствами, индивидуальные и групповые. В социальной психологии межличностные отношения относят, в основном, к разряду эмоциональных связей между людьми, настраивающих их на определенный тип взаимодействия [10].
Субъект управленческого взаимодействия (А)
Субъект управленческого взаимодействия
Субъектная самость (А)
Субъектная самость (В)
Управляющее
воздействие
Интегративные проявления субъектной самости субъектов (А) и (В)
3
Рис. 3. Внутренний план осуществления системного управленческого взаимодействия
К этому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения партнеров в образовании и в управлении образованием, «обусловливаемые деятельностью каждого участника образования и их взаимодействием друг с другом» [5, с. 43]. По основанию «субъекты и характер их взаимодействия» они подразделяются на опосредованно-деятельностные, личностномежличностные и опосредованно-методические (технологические).
В образовательных отношениях явно присутствует аспект воздействия субъекта или субъектов на других субъектов или объекты педагогической действительности. Эти проявления образовательных отношений свидетельствует о наличии в них управленческой составляющей. Направленность совместной деятельности субъектов образования на создание условий, благоприятствующих достижению целей, составляет управленческое взаимодействие между участниками образования. Управленческое взаимодействие в плане системного их отражения - это целостность, обладающая определенной морфоструктурой и функционально нацеленной на определенный результат. Морфологию системы управленческого взаимодействия составляют распоряди-тельно-организующий (РО), взаимно согласовывающий (ВО), исполнительно-регулиру-ющий (ИР) компоненты.
На рис. 4 показаны возможности их структурирования при управленческом взаимодействии федерального (Ф) и областного (О), федерального и муниципального (М) органов управления образования, федерального органа управления и администрации образовательного учреждения (ОУ); областного и муниципального органов управления образованием; областного органа и администрации образовательного учреждения; муниципальных органов и администрации.
В управленческом взаимодействии федеральных органов управления образованием преобладает (является иерархически главным) распорядительно-организующий вид. Это обусловлено тем, что основной задачей федерального органа управления является придание управлению образования направленности, выраженной в социальном заказе. Те законы, документационное обеспечение, приказы, которые при этом создаются, фиксируют в себе социальный заказ. Цель органов управления на федеральном уровне - довести суть заказа до органов управления образованием других уровней. Взаимно согласовывающий компонент управленческого взаимодействия при этом играет свою роль, создавая информационную обеспеченность деятельности федеральных органов управления. Если распорядительно-организующий компонент
а) б)
Рис. 4. Структура управленческого взаимодействия федеральных и региональных (а) и федеральных и муниципальных (б) органов управления образованием
напрямую связывает федеральные органы управления со всеми другими уровнями органов управления, то взаимно согласовывающий компонент присущ лишь при взаимодействии с региональными, областными органами управления образованием. Тем более что взаимно согласовывающий и исполнительно-регулирующий компоненты не осуществляются непосредственно при системном взаимодействии федеральных органов с администрацией образовательных учреждений. Эти компоненты реализуются опосредованно через региональные и муниципальные органы управления образованием (рис. 5).
Рассматривая преобладание определенных компонентов в структуре управленческого взаимодействия при оценивании их с позиции «нижестоящих» органов, следует отметить следующие структурные особенности. С позиции региональных органов управления образованием при их взаимодействии с муниципальными, ведущим компонентом предстает взаимно согласовывающий (информационное обеспечение и местные предложения - со стороны муниципальных органов; принятие управленческих решений, выдача распоряжений - со стороны региональных органов). Сходную структуру имеют отношения адми-
нистрации образовательного учреждения с региональными органами управления. В отношениях региональных органов с федеральными в центре находится исполнительно-регулирующий компонент, состоящий в творческом исполнении управленческих решений
РО
1 г ч г
(О), (М)
Рис. 5. Управленческое взаимодействие федеральных органов управления образованием с администрацией образовательных учреждений
федерального уровня, привнесение в исполнение региональной специфики и обогащение управления своими целями. Адекватность уже принятых на федеральном уровне управленческих решений является следствием того, что многие аспекты региональной специфики уже учитываются и на определенном уровне обобщения закладываются в распоряжения и приказы, поступающие сверху. Перечисленные структуры с позиции региональных органов управления образования представлены на рис. 6.
конкретизируем положения системно-синергетического подхода, приложив их к управлению образованием.
В основе управленческого взаимодействия субъектов управления образованием лежат: во-первых, опыт управленческой деятельности самих субъектов (индивидуальный или групповой); во-вторых, обобщенный опыт управления других субъектов; в-третьих, освоенные теоретические знания об управлении образованием и об управленческом взаимодействии.
вс РО ИР
1 1 1
РО ВС ВС
а) б) в)
Рис. 6. Структура взаимодействия региональных органов управления: а - с муниципальными органами управления образования; б - с администрацией образовательных учреждений; в - с федеральными органами управления образования
Таким образом, структура системного управленческого взаимодействия зависит и от взаимодействующих субъектов, и от субъекта, с позиции которого производится оценивание структуры.
Предлагаемое структурирование не позволяет учесть роль антропосинергизма в реализации управленческого взаимодействия. Однако же очевидно, что представленные формальные схемы не могут реализоваться вне участия субъектов и объектов управления. Субъектные самости партнеров (субъектов), а также субъектов и объектов управления оказывают ощутимое влияние на практическую реализацию структуры.
Неформализуемость и непредсказуемость субъектных проявлений людей приводят к тому, что структурирование на практике приобретает значительно более сложный вид, более того, структура может изменить свою форму.
Антропосинергетическая обусловленность управленческого взаимодействия позволяет описать его целостно, учитывая как внутренний план, так и внешние проявления. Обобщая результаты анализа управленческого взаимодействия на уровне внутренних и внешних проявлений субъектных самостей,
Обогащение управленческого взаимодействия происходит, соответственно, через приращение личного опыта непосредственно в деятельности (взаимодействии); путем образования и самообразования. В первом случае это происходит путем соотнесения своих управляющих воздействий с реакциями других субъектов управленческого взаимодействия или объектов управляющих воздействий, путем рефлексии и обособления своей управленческой деятельности. Во втором - на основе сопоставления теоретических представлений об управлении, личного опыта, конкретных условий и реакций со стороны других субъектов или объектов управления.
В основу выстраивания субъект-субъект-ных или субъект-объектных отношений в управлении образованием ложится антропосинергизм участников управления. Природа человека такова, что он постоянно стремится к самовыражению своей сущности, к самореализации. В осуществлении управленческого взаимодействия, в котором коллективным или групповым субъектом является «орган управления образованием», такие проявления наблюдаются как в форме индивидуального профессиональной самореализации, так и в форме интегративного проявления субъект-
ной самости. Проектирование управленческих воздействий, выработка и принятие управленческих решений, их документационное оформление, содействие их решению, контроль и стимулирование - все это осуществляется людьми, с их индивидуальными или коллективными проявлениями субъектной самости. Каждому партнеру в управлении присущ определенный стиль управления, индивидуальной деятельности, состояние профессиональной квалификации как специалиста в области управления образованием и другие индивидуально характеризующие его показатели. Во взаимодействии осуществляется интеграция, взаимное дополнение и усиление возможностей каждого к управлению, вырабатывается системная целостность - интегративная субъектная самость, которая и определяет способность субъектов к эффективному и плодотворному управленческому взаимодействию.
В управленческом взаимодействии человек выступает как субъект. В созидании его управленческих отношений выражается его субъектная сущность. Вступая в управленческое взаимодействие с другими субъектами управления, человек проявляет свои внутренние качества, свои способности, ступень своей готовности взаимодействовать с другими людьми. И весь спектр таких проявлений человеком себя оказывает влияние на содержательную сторону управленческого взаимодействия. Взаимодействие, в которое вступает субъект, не отделяется от него как производная его самости. Он становится неотъемлемой частью самости и обогащает ее содержательно. Управленческое взаимодействие, таким образом, не только основывается на антропосинергизме. Это явление приводит к постоянному развитию субъектной самости человека при управленческом взаимодействии с другими субъектами (и их субъектными самостями).
В процессах управленческого взаимодействия личное и межличное развивается в субъектах управленческого взаимодействия. Это обеспечивает новый уровень развития систем управления образованием.
Синергизм в отражении реальности предполагает наличие самоуправления, самоорганизации, саморегуляции сложноорганизованных систем. Создаваемые на основе антропосинергизма системы управления образованием приобретают самостоятельность как системы с имманентными им законами. Так, полностью сложившаяся морфоструктура обусловливает проявление системой управления
образования свойств, выполнение ею определенных функций. Системы развиваются независимо от воли их создателей. Роль управленческого взаимодействия субъектов состоит лишь в том, что при обострении неожиданных противоречий (либо на стадии изживании системой себя, в моменты бифуркации - по терминологии теории синергизма) следует осуществлять адекватные сложившемуся состоянию, результатам функционирования и условиям управляющие воздействия, направленные на коррекцию самой системы управления, либо управляемой системы.
Антропосинергизм участников образования в своем развитии обусловливает саморегуляцию управляющих образовательных систем, а также проявление признаков самоуправления в управляемых образовательных системах. Рост уровня организации, присущий явлению антропосинергизма, проявляется и в межсистемной систематизации. Это придает целостность метасистеме управления образованием.
Уровни и подсистемы управления образования как формализованные модели не позволяют придать целостность управлению образованием. Именно в этом смысле мы оперируем термином «ансамбль моделей», где каждая из моделей может обладать системными свойствами. Придать системность всему «ансамблю» позволяет основание антропосинергизма. При системном подходе мы закладываем те признаки и факторы, связи и отношения между системами, подсистемами, которые способствуют целостности метасистемы управления образования. Однако люди как субъекты, использующие эти системы как средства управления, в практике управления могут по-разному распорядиться возможностями этих систем. В силу существенности случайных факторов, вызванных явлением антропосинергизма, взаимодействие субъектов управления, а также их взаимодействие с исполнителями, со всеми субъектами образования может приводить как к согласованности, целостности, так и к разобщению, целевому многообразию.
Направленность управленческого взаимодействия на общность целей, на согласованность целей, потребностей, интересов, аспектов и позволяет систематизировать управление образованием в целом. Основу такой систематизации составляет, в частности, интеграция субъектной самости участников управленческого взаимодействия, взаимная
согласованность личных и социальных целей управления образованием, социальная и индивидуальная удовлетворительность содержания, методов, средств, форм образования.
Предметом управленческого взаимодействия субъектов образования являются сложные системы и их интеграции, составляющие содержательные аспекты взаимодействия. В управлении образованием такими предметами выступают правовые основы образовательной деятельности, содержание и организация образования, здоровьесбережение детей и молодежи, укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений, подготовка и переподготовка педагогических и инженерно-педагогических кадров, содействие семейному воспитанию, обеспечение адаптивной системы обучения, инновации в образовании, дополнительное образование детей. В плане создания правовых основ образовательной деятельности возможны направления разработки статуса ОУ, лицензирования образовательной деятельности, ее нормирования и регламентирования, составления тарифно-квалификационных требований и требований к образованности различных категорий учащихся.
В аспекте содержания образования управленческое взаимодействие направлено на проектирование, отбор, формирование, оформление содержания образования, на придание образованию непрерывного характера. Дополнительному образованию придается направленность на обеспечение возможности самореализации детей, удовлетворения образовательных потребностей населения.
В процессуальном аспекте - это внедрение и взаимодействие форм и методов образования; определение приоритетности форм и методов, их соответствия типу образовательного учреждения, региональным особенностям и личным образовательным потребностям; видовое деление образовательных процессов.
Управленческое взаимодействие в целях обеспечения образования - это, главным образом, проектирование и создание в практике соответствующих условий. Это направление охватывает такие ветви, как документационное обеспечение образования; информационный обмен в процессуальной стороне образования; создание сети информационного обеспечения образования; обеспечение образовательных процессов учебниками, учебной литературой, учебно-методическими комплексами, лабораториями и лабораторным оборудованием, техникой, средствами коммуника-
ции, материальное обслуживание образования, в том числе - новыми зданиями, помещениями, в частности, и специально оборудованными.
Специальным предметом управленческого взаимодействия является подготовка кадров для системы образования, охватывающая: среднее профессионально-педагогическое образование; высшее профессионально-педагогическое образование; повышение квалификации кадров в системе дополнительного образования; повышение квалификации без отрыва от производства (в методической, исследовательской, инновационной деятельности, путем самообразования).
В аспекте интеграции функционирования образования с семьями и общественными организациями такие направления, как образовательная работа с родителями; координация усилий семьи, школы и общественных организаций в воспитательных целях и в плане самореализации детей; организация межведомственных мероприятий в образовательных целях.
Особую заботу управленческих структур представляет работа с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.
Каждая из перечисленных сфер является управляемой системой. Управленческое же взаимодействие направлено на указанные системы как на объект управления. В этом плане целесообразно их рассмотрение как управляемых систем. Системное управленческое взаимодействие направлено на управляемые системы как на предмет. В соответствии с сущностью предмета, а также с целью управленческого взаимодействия, направленности на этот предмет, управленческое взаимодействие субъектов образует систему, особенности или специфика которой находится и в морфологии, и в структуре, и в функциях и в диалектике развития этой системы.
Морфологию данной системы составляют органы управления образованием на уровнях федерации, регионов и муниципальных образований, администрации образовательных учреждений, органы самоуправления. Между ними законодательно установлена иерархическая зависимость. Структурные связи реализуются по «вертикальным» и «горизонтальным» направлениям. Структура, именуемая управленческой вертикалью, охватывает федеральные органы управления образованием, региональный уровень управления, муниципальные органы управления и управление внутри образовательных учреждений. К числу
«горизонтальных» связей можно отнести межведомственные связи. Они реализуются на каждом уровне управленческой вертикали: федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения.
Создание структур «по вертикали» способствует укреплению целостности образовательной системы и единой политике управления образованием. «Горизонтальные» связи обеспечивают более полное и всестороннее решение задач образования, с привлечением тех органов, организаций и средств, которые могут более полно удовлетворить потребности образовательной сферы. С позиции системного взгляда на образование «вертикальные» связи являются внутренними, определяющими структуру данной системы. «Горизонтальные» связи - это и внутрисистемные, т.е. структурные связи, и вне- или межсис-темные, обеспечивающие согласованное функционирование различных общественных систем. Таким образом, укрепление структуры управления образованием и внешних связей образования как системы способствует эффективности осуществления функций управленческого взаимодействия.
Литература
1. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг,
Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. - 270 с.
2. Князева, Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. -1997. -М3.-С. 62-79.
3. Куган, Б.А. Методологические основы обеспечения целостности управления образованием / Б. А. Куган//Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2009. -С. 35-37.
4. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. -М.: ВЛАДОС' 2002. - 632 с.
5. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография / Г.Н Сериков. - Челябинск: Факел, 1998. - 664 с.
6. Сериков Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
7. Синергетика и образование / отв. ред. B.C. Егоров. - М.: Гнозис, 1997. - 360 с.
8. Таланчук, Н.М. Воспитание - синергетическая система ориентированного человековедения / Н.М. Таланчук. — Казань: Дом печати, 1998. -135 с.
9.Хакен, Г. Синергетика/Г. Хакен. - М.: Мир, 1980. - 404 с.
10. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: Руководитель и педагогический коллектив / P.X. Шакуров. — М.: Просвещение, 1990. -208 с.
Поступила в редакцию 29 января 2009 г.