Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход к обучению гуманитарным предметам в школе: современное состояние и перспективы'

Системно-деятельностный подход к обучению гуманитарным предметам в школе: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1770
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / НОВЫЙ СТАНДАРТ ФГОС / THE NEW STANDARD OF THE GEF / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПО ФГОС / FORMATION OF KNOWLEDGE ON THE GEF HISTORY OF THE GEF / ИСТОРИЯ ФГОС / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / THE FORMATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачева Т. Н., Фадеева Л. В.

В статье рассматриваются проблемы подходов к обучению гуманитарных предметов в школе. Так же мы рассмотрим историю создания системного подхода к обучению и деятельностного. В связи с социальным введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности, на формирование партикулярной тождественности, философски базирующийся на предоставлении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрастной категории.Задача формирование знание в соответствии с новыми стандартами встаёт перед преподавателями. Сам же системно-деятельностный подход это такое образование учебного процесса, в котором важное место даётся активной и разносторонней занятости школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System and activity approach to teaching humanities subjects at school: status and prospects

The article examines the problems of approaches to teaching humanitarian subjects at school. We also consider the history of creating a systematic approach to learning and activity. In connection with the social introduction of the new Federal State Educational Standard (GEF), the system-activity approach aimed at the development of the individual, on the formation of a particular identity, philosophically based on the provision of correspondence of the educational activity of students of their age category. The task the formation of knowledge in accordance with the new standards stands before the teachers. The very system-activity approach is the formation of the educational process, in which an important place is given to active and versatile employment of the student.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход к обучению гуманитарным предметам в школе: современное состояние и перспективы»

УДК 37.013.2 https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-109-113

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГУМАНИТАРНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т.Н. Логачева,

Волгоградский институт бизнеса, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подходов к обучению гуманитарных предметов в школе. Так же мы рассмотрим историю создания системного подхода к обучению и деятельностного. В связи с социальным введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности, на формирование партикулярной тождественности, философски базирующийся на предоставлении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрастной категории.Задача - формирование знание в соответствии с новыми стандартами встаёт перед преподавателями. Сам же системно-деятельностный подход - это такое образование учебного процесса, в котором важное место даётся активной и разносторонней занятости школьника.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; новый стандарт ФГОС; организация учебного процесса; формирование знаний по ФГОС; история ФГОС; формирование компетенций

Для цитирования: Логачева Т.Н., Фадеева Л.В. Системно-деятельностный подход к обучению гуманитарным предметам в школе: современное состояние и перспективы // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №2. С. 109-113. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-109-113 Конфликт интересов отсутствует

SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH TO TEACHING HUMANITIES SUBJECTS AT SCHOOL: STATUS AND PROSPECTS

Tatyana N. Logacheva, Larisa V. Fadeeva

Volgograd Business Institute, Volgograd, Russian Federation

Summary. The article examines the problems of approaches to teaching humanitarian subjects at school. We also consider the history of creating a systematic approach to learning and activity. In connection with the social introduction of the new Federal State Educational Standard (GEF), the system-activity approach aimed at the development of the individual, on the formation of a particular identity, philosophically based on the provision of correspondence of the educational activity of students of their age category. The task - the formation of knowledge in accordance with the new standards stands before the teachers. The very system-activity approach is the formation of the educational process, in which an important place is given to active and versatile employment of the student.

Keywords: system and activity approach; the new standard of the GEF; organization of educational process; formation of knowledge on the GEF history of the GEF; the formation of competencies

For titation: Logacheva T.N., Fadeeva L.V. System and activity approach to teaching humanities subjects at school: status and prospects. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018;(2):109-113. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-2-109-113 There is no conflict of interests

Системно-деятельностный подход берет свое начало в трудах корифеев отечественной психологии Л.С. Выгодского и А.Н. Леонтьева. Однако активно он начал оформляться одновременно со становлением развивающего обучения. Во-первых,

сторонники развивающего обучения потребовали изменения содержания: Л.В. Занков и В.В. Давыдов настаивали на увеличении доли теоретического содержания (особенно - в начальном звене), а П.М. Эрдниев предлагал более рационально его струк-

турировать. Во-вторых, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов разработали теорию учебной деятельности, смысл которой заключается в увеличении активности учащихся, в отказе от бесконечной репродукции. В-третьих, усилиями А.Г. Асмолова были научно обоснованы цели образования, которые вошли во ФГОС как предметные, метапредметные и личностные результаты. Таким образом, систем-но-деятельностный подход определил наиболее общие требования к обучению: содержанию, процессу (особенно - к учебной деятельности) и результатам [3, с. 190].

Проблемно-диалогическое обучение началось с интереса к учебной деятельности. Оказалось, что при усвоении знаний она бывает двух противоположных типов. Творческая учебная деятельность содержит те же звенья, что и деятельность ученых.

Если учебная деятельность не одинакова, то и обучающая деятельность должна различаться. Репродуктивная деятельность обеспечивается традиционными методами сообщения темы и знания, а также заданиями «выучиперескажи». А как организовать творческую деятельность? Были разработаны проблемно-диалогические методы, позволяющие ученикам ставить и решать проблемы, и продуктивные задания, требующие выразить открытое знание в разных формах (схемой, стихами и т.д.).

Таким образом, проблемный диалог стал существовать уже как технология обучения, т.е. детальное описание проблемно-диалогических методов и продуктивных заданий в их взаимосвязях с формами и средствами обучения [5, с. 21].

Однако, одно дело - технология «в чистом виде», и совсем другое - методика урока, который всегда имеет конкретное содержание. Пришлось осмысливать категорию содержания обучения и на этой основе разбираться с содержанием каждого урока. Оказалось, что по содержанию можно выделить несколько типов урока изучения нового материала. Самый простой - урок с одной проблемой, когда изучается правило или закономерность (таких уроков много в начальных классах). Более сложный тип урока - с общей и частными проблемами, где тема раскрывается несколькими пунктами плана, каждый из которых представляет собой отдельное знание (такие уроки преобладают в основном и старшем звене) [4, с. 98].

Установив конкретные виды содержания и типы уроков нового материала, стало возможным превратить технологию обучения в методику урока. Иными словами, проблемный диалог вышел на принципиально новый уровень - уровень урока, где для каждого вида содержания предлагается оптимальный вариант методики, т.е. набор проблем-

но-диалогических методов и продуктивных заданий с соответствующими формами и средствами обучения.

Все сказанное позволяет заключить, что проблемно-диалогическое обучение является средством реализации системно-деятельностного подхода на всех возможных уровнях: теоретическом, технологическом и методическом (рис. 1).

В настоящий момент тема системно-деятель-ностного подхода в обучении гуманитарным предметам очень актуальна. Сама тема системно-дея-тельностного подхода легла в основу разработки Концепции Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС). Суть этого подхода реализуется в формировании личности каждого ученика конкретного набора качеств. Именно поэтому, системно-деятельностный подход сейчас актуален. В корне системно-деятельностного подхода лежит позиция развивающего обучения, который составлен Л.С Выготским. Выдающийся ученый полагал, что ученики способны на большее, чем просто повторять за преподавателем выученный урок. Дети должны мыслить на будущее, занятия должны «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». В своей статье на тему «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте», Л.С Выготский рассказал об основных концепциях соответствия обучения и развития, сформулировал гипотезу о форме этого отношения. Благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова эта теория превратилась в развёрнутую теорию развивающего обучения.

Что бы понять, что же такое системно-деятель-ностный подход, нужно разобрать системный и де-ятельностный подходы отдельно [6, с. 235].

Системный подход-это направление методологии научного познания, в основе которого лежит изучение предмета как системы: целостной совокупности координированных элементов; комплекс взаимодействующих предметов; множество сущностей и связей.

Системный подход отображает полную связь и взаимовлияние явлений и процессов всеобщей действительности. Он направляет исследователя и практика на обязанность подбираться к явлениям бытия как к порядку, владеющим определенным строением и своими законами функционирования.

Смысл системного подхода заключается, в первую очередь, в осмыслении объекта изучения как системы, во-вторых, в осмыслении процесса изучения как комплексного по своей логике и применяемым средствам.

Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные

Систсмно-деятельностный подход

Проблемно-диалогическое обучение ¿^ учебная деятель ¡[ость содержание ^ результаты 1 обучающая деятельность |

Проблемно-диалогическая технология 1 детальное описание 1 1

Проблемно-диалогический урок 1 содсрл резул! Г 1 «апис————рсипы -мет латы Г о дика

Рисунок 1. Системно-деятельностный подход и проблемно-диалогическое обучение [2, с. 60]

проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.

Таким образом, системный подход запрашивает осуществление принципа единение теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является фактическим признаком точности научных знаний, положений, которые составляются теорией и отчасти проверяется экспериментом. Практика оказывается и причиной новых долговечных проблем образования. Теория, следовательно, дает начало для верных практических решений, но масштабные проблемы, задачи, появляющиеся в образовательной практике, рождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.

Говоря о системном подходе можно говорить об определённом способе формирования наших действий, которые будут охватывать различный род занятости, находя взаимные связи и логичность с целью их более результативного использования. При том, системный подход больше похож на метод постановки задач, чем на метод решения этих же задач. Как сказал знаменитый американский писатель - фантаст, Роберт Шекли «Правильно заданный вопрос - половина ответа».

К основным принципам системного подхода относятся:

- Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

- Иерархичность строения при наличии обилия (два и более) элементов, спланированных на основе покорности элементов наименьшего уровня элементам наивысшего уровня. Этот принцип хорошо виден в любой организации, так как в каждой организации есть две взаимодействующие подси-

стемы: управляющая и управляемый. То есть одна подчиняется другой.

- Структуризация, даёт возможность подвергать анализу элементы системы и их взаимодействие в пределах определённой организационной структуры. Обычно, процесс взаимодействия системы в большей мере обусловлен свойствами самой структуры, а не свойствами её отдельных элементов. - Системность, то есть это свойство предмета включать в себя все признаки системы [1, с. 142].

Отсюда следует, что системный подход - это многофункциональный прибор познавательной деятельности. Системный подход выступает как способ воспитания целостного мировоззрения, в котором человек ощущает неделимую связь с окружающим миром.

Опираясь на труды Л.С Выготского, С.Л Рубинштейн и А.Н Леонтьев в 1920 - 1930 гг. независимо друг от друга работали над теорией деятельности, именно поэтому их работы так похожи.

Исходный тезис формируется данным образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

Благодаря этому в 30-х годах Рубенштейн создаёт базисный принцип: «единство сознания и деятельность». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляется. Сознание и деятельность создают неотделимое единение (но не тождество). Деятельность не является объединением непроизвольных рефлексов на поверхностные импульсы, так как управляются сознанием. Сознание изучается как реальность, которая не дана субъекту напрямую для его интроспекции. Сознание можно познать только через порядок индивидуальных отношений, в том числе через деятельность индивида, в процессе которого идёт развитие индивида. Леонтьев детализирует позицию

Рубенштейна: «сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность - оно «встроено» в деятельности и неразрывно с ней» [7, с. 110].

Опираясь на исследования учёных, систем-но-деятельностный подход характеризуется как уровень общенаучных форм и исследований. Суть данного подхода заключается в том, что человек изучается как элемент особой системы, который включает в себя окружающую среду. А.Г. Асмолов утверждает, что на сегодняшний день системно-деятельностный подход наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы процесса обучения. Причём данный подход отлично сочетается с такими популярными подходами как, компетентностный и личностно-ориентированный, которые ему совсем не противоречат.

Такой исследователь, как Л.П. Кочнева, в данный момент обращает своё внимание на то, что произошли значительные перемены в системе образования. Благодаря этим изменениям педагоги по-другому посмотрели на школьное образовательное пространство. Так же Кочнева отмечет, что новые стандарты успешно внедряются и так же обеспечиваются условия для достижения качественного уровня образования каждым учащимся в отдельности, как того требует новые ФГОС.

Особенным условием системно-деятельност-ного подхода является его применение в профильном обучении.

Таким образом, в контексте системно-дея-тельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация личности. Важно учить детей не только получать и обрабатывать информацию, но и передавать её, ретранслировать. Обучение приёмам передачи информации - важнейшее из направлений деятельности на уроке. Умение письменно изложить свои взгляды, донести свою точку зрения до оппонента, грамотно вести диалог и результативно работать в группе - залог дальнейшего успешного продвижения ученика в социуме. А урок - это лишь первый шаг для такого продвижения. Особое значение в реализации системно-деятельностного подхода приобретает написание учащимися исследовательского проекта.

Системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных тех-

нологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты. Формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бовть Т.В. Системно-деятельностный подход в обучении // Альманах мировой науки. 2016. № 4-1 (7). С. 140-143.

2. Гущина Т.П., Зинкевич Е.П., Долголюк И.В. Си-стемно-деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-2 (71). С. 57-60.

3. Кирьянова Т.С. Системно-деятельностный подход на уроке русского языка // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 188-191.

4. Кецба А.Е. Системно-деятельностный подход решения проблем мотивации учащихся в предметных областях история и обществознание // Альманах мировой науки. 2016. № 1-2 (4). С. 97-102.

5. Лемешкова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2017. № 1 (11). С. 21-23.

6. Пряникова М.Г. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1(5). С. 235-239.

7. Юдина Д.А. Системно-деятельностный подход как источник нравственного воспитания младших школьников // Научное сообщество студентов. Сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции, 2016. С. 108-110.

REFERENCES

1. Bovt T.V System-activity approach in teaching. Almanac of world science. 2016; (4-1):140-143. (In Russ.)

2. Gushchina T.P, Zinkevich E.P, Dolgolyuk I.V The system-activity approach in the implementation of the federal state educational standard of basic general education. New Science: Experience, Traditions, Innovations. 2016; (3-2):57-60. (In Russ.)

3. Kiryanova T.S. System-activity approach in the lesson of the Russian language. Pedagogical experience: theory, methodology, practice. 2016; (1):188-191. (In Russ.)

4. Ketsba A.E. The system-activity approach to solving the problems of student motivation in subject areas history and social science. Almanac of world science. 2016; (1-2):97-102. (In Russ.)

5. Lemeshkova E.V System-activity approach at lessons in primary school. Development of modern education: theory, methodology and practice. 2017; (1):21-23. (In Russ.)

6. Pryanikova M.G. The system-activity approach in the teaching of younger schoolchildren as the basis for the implementation of the GEF. Educational environment today: development strategies. 2016; (1):235-239. (In Russ.)

7. Yudina D.A. The system-activity approach as a source of moral education of younger schoolchildren. Scientific community of students. Collection of materials of the VII International Student Scientific and Practical Conference, 2016. P. 108-110. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 28.03.2018

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Логачева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград, Тел.: (902) 650 33 12, e-mail: [email protected]

Фадеева Лариса Владимировна, студентка Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград, Тел.: (960) 880 91 31, e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Logacheva Tatyana Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, History and The Foreign languages of the Volgograd Business Institute, Volgograd. Ph.: (902) 650 33 12, e-mail: [email protected]

Fadeeva Larisa Vladimirovna, student of the Volgograd business Institute, Volgograd. Ph.: (960) 880 9131, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.