УДК 82.085
В.Ю. ЛИПАТОВА
Московский педагогический государственный университет
СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТОПОРОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Рассматривается технологическая сторона концепции совершенствования текстопоро-ждающей деятельности языковой личности студента. Представленная системная организация основывается на неориторическом и психолингвистическом понимании процессов тек-стопорождения, которые предстают как многоуровневые программы вербализации побуждений, мотивов и намерений языковой личности, как сложные алгоритмы перевода смысла в значение (и наоборот). Процесс обучения строится, с одной стороны, на осознании языковой личностью социо-, психо-, физиологических основ текстопорождающей деятельности (деятельности в целом и собственной деятельности в частности), с другой - на развитии процессов автокоммуникации и интроспекции.
The technological side of the speech activity enhancement concept of a student's linguistic personality is studied. The offered systematic organization is based on the neo-rhetorical and psycho-linguistic understanding of the verbal processes, which are presented as multileveled programmes of verbalization of concessions, motives and intentions of the linguistic personality, as complicated processes of converting sense into significance (and vice versa). On the one hand, the process of education is built up on understanding by the linguistic personality sociological, psychological and physiological foundations of verbal activity (the activity as a whole and personal activity in particular) and, on the other hand, it is built up on development of processes of self-communication and introspection.
Современные исследования, опирающиеся на синтез, интеграцию риторических, лингвистических, психолого-педагогических, методических и психолингвистических разработок в области самосознания (в частности - осознания собственной речевой деятельности), являются особенно актуальными, поскольку они делают упор на базовый компонент речевой деятельности - отношения между коммуникантами; они выдвигают на первый план важнейший этап речепоро-ждения - распознавание своего и чужого коммуникативных намерений. Представляется перспективным обогатить риторический канон данными психолингвистических исследований. Выделив в качестве предмета исследования первый этап риторического канона: изобретение, инвенцию, а в этом этапе - подэтап / компонент: ориентацию в своем внутреннем речемыслительном пространстве (временной аспект); приняв за единицу рассмотрения важнейшее зве-
но / элемент коммуникативно-речевого акта / дискурса: связи и отношения между партнерами по общению / коммуникации (говорящим / продуциентом и слушающим / реципиентом) (пространственный аспект), - считаем целесообразным усилить личностную и межличностную составляющие текстопорождающей деятельности.
Системная организация текстопорож-дающей деятельности языковой личности основывается на неориторическом и психолингвистическом понимании процессов тек-стопорождения, которые предстают как многоуровневые программы вербализации побуждений, мотивов и намерений языковой личности, как сложные алгоритмы перевода смысла в значение (при текстопорож-дении) и наоборот - значения в смысл (при текстовосприятии). Процесс обучения строится, с одной стороны, на осознании языковой личностью социо-, психо-, физиологических основ текстопорождающей деятель-
_ 143
Санкт-Петербург. 2005
ности (деятельности в целом и собственной деятельности в частности), с другой стороны - на развитии процессов автокоммуникации и интроспекции. Лаконично эту идею можно представить следующим образом: осознанное и регулируемое обращение коммуникантов к своей внутренней речи, к своим внутренним диалогам - с целью качественного улучшения речи внешней (рассмотрение мыслеречевого процесса в его отношении к речемыслительному).
Выделяют три основных механизма внутренней речи: автокоммуникацию, интроспекцию и рефлексию. Автокоммуникация представляет собой такое образование в языковом сознании личности, которое разворачивается в трех направлениях: 1) диалог с самим собой; 2) диалог с другим во время высказывания другого; 3) диалог с другим в отсутствие этого другого. Интроспекция есть самонаблюдение, изучение психических процессов (сознания, мышления, речи) самим переживающим эти процессы, то есть самим обучающимся. Интроспекция предполагает внимательное изучение самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач. А что есть создание текста как не решение эмоционально-мыслительной задачи: что, кому, где, зачем и как сказать? Таким образом, интроспекция призвана осуществлять наблюдение человека за своей автокоммуникацией. Рефлексия позволяет осуществлять мысленный контроль и размышления над всем тем, что было добыто автокоммуникацией и интроспекцией. Классическая риторика дает рекомендации по самонаблюдению и самоанализу речи внешней, уже свершившейся. Нам представляется важным исследовать доречевой этап. Управление речью (ее качеством, структурированностью, чистотой, богатством, выразительностью) эффективнее происходит не на артикулируемом «выходе», а на уровне потребностей, мотивов, коммуникативных намере-
ний. Система коммуникативных установок представляет собой, условно говоря, два психических пласта личности, которые находятся в постоянном взаимодействии. Это, во-первых, ранее сложившаяся, относительно константная картина мира и, во-вторых, динамическое, постоянно меняющееся пространство привходящих и личностных смыслов. Это пространство, с точки зрения коммуникативных помех, может восприниматься как внутренний диалог, как «внутренний шум». Говорящий / пишущий не сможет начать речь, пока не прекратит (путем разрешения, вытеснения или проговари-вания) внутренний диалог с оппонентом. Слушающий / читающий не сможет адекватно воспринимать сообщение, если он продолжает вести внутренний диалог с оппонентом (оппонент - общее название «возбудителя» наших внутренних монологов). От корректно проведенной работы с помощью метода интроспекции с этим компонентом и на этом этапе зависит эффективность как самого процесса текстопорожде-ния, так и эффективность, качественность результата этого процесса. Именно здесь находится источник пополнения риторического наследия.
Интроспективные основы преподавания риторики служат ориентации образования на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. В результате применения новой технологии, основанной на методе интроспекции, происходит интеграция психики обучающегося, которая приобретает целостность, единство, устойчивость. Рождается цельная языковая личность, имеющая высокий уровень самосознания, духовности и культуры, умеющая самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозирующая их возможные последствия, способная к сотрудничеству, отличающаяся толерантностью и коммуникабельностью.
144 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1