Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 4
http://cloudofscience.ru
Системная интеграция и построение архитектуры корпоративных систем
М. А. Мусабеков
Московский технологический институт «ВТУ» ТОО «Актюбинская Медная Компания» (Казахстан)
Аннотация. Для решения производственных задач на предприятиях используется, как правило, комплекс различных ИТ-решений, таких как программы бухгалтерского учета, управления закупками, обмена сообщениями, средства электронного документооборота и прочее. При этом по мере роста предприятия, увеличивается и количество используемых информационных систем, что способствует усложнению инфраструктуры, что в итоге приводит к трудоемкости администрирования, затруднениям при масштабировании и низкой эффективности использования имеющихся ресурсов. По этой причине различные предприятия прибегают к системной интеграции — объединению различных подсистем в единую систему, направленную на решение всех бизнес-задач компании. Разработана система интеграции для информационных систем Горнообогатительного комбината ТОО «Актюбинская медная компания». Ключевые слова: информационные системы, системная интеграция, корпоративные системы.
Горно-обогатительный комбинат ТОО «Актюбинская медная компания» (далее АМК) расположен в Актюбинской области (Республика Казахстан). АМК является дочерним предприятием ЗАО «Русская Медная Компания», и состоит из двух обогатительных фабрик, производственной мощностью по переработке 2,5 млн. и 2,0 млн. тонн руды в год, и рудников "50 лет Октября" и "Приорский" на одноименных месторождениях. Первая обогатительная фабрика АМК введена в эксплуатацию в 2006 году, вторая — в 2010 году. Готовой продукцией предприятия является медный концентрат, отгружаемый в Китайскую Народную Республику и на Карабаш-ский Медеплавильный Комбинат (г. Карабаш, Челябинская область) [1].
С целью повышения эффективности использования ИТ-инфраструктуры предприятия, руководство ТОО «Актюбинская Медная Компания» поставило задачу произвести интеграцию имеющихся корпоративных информационных систем. При этом решение должно было обладать следующими свойствами:
- минимальная стоимость;
- совместимость с имеющейся инфраструктурой;
- возможность проведения работ по интеграции с минимальными простоями информационных систем, непосредственно занятых в бизнесе компании;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Cloud of Science. 2013. № 4
- легкая масштабируемость.
Анализ текущего состояния корпоративной ИТ-инфраструктуры (рис. 1) показал, что, несмотря на то, что значительная часть подсистем объединены в виде функциональных модулей ERP-системы построенной на платформе «1С Предприятие», существенная часть информационных потоков нуждается в автоматизации и интеграции. Дополнительно стоит отметить, что электронная база договоров никак не связана с остальными системами, что также отрицательно сказывается на эффективности делопроизводства.
Рисунок 1. Текущее состояние корпоративной ИТ-инфраструктуры
Было принято решение осуществить интеграцию с помощью сервисной шины предприятия (enterprise service bus, ESB). Сервисная шина — связующее программное обеспечение, обеспечивающее централизованный и унифицированный событийно-ориентированный обмен сообщениями между различными информационными системами на принципах сервис-ориентированной архитектуры [2]. Преимуществами сервис-ориентированного подхода можно назвать:
- достижение эффективного взаимодействия между приложениями;
М. А. Мусабеков
Системная интеграция и построение архитектуры корпоративных систем
- обеспечение доступа к данным и приложениям с помощью Web-сервисов;
- простота интеграции новых приложений [3].
Также, исходя из рис. 1, для повышения эффективности работы ИТ-инфраструктуры, существует необходимость внедрения системы электронного документооборота, так как доля обмена информацией в бумажном виде остается высока. Для улучшения доступа к существующей ERP-системе было принято решение произвести публикацию в виде Web-сервиса.
Интеграция СЭД Alfresco с Mule ESB производится с помощью готового коннектора [5] и не требует дополнительных затрат. Предполагаемая структура корпоративных систем после проведения работ по системной интеграции изображена на рис. 2.
Рисунок 2. Предлагаемое решение системной интеграции.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Cloud of Science. 2013. № 4
Для минимизации затрат на интеграцию было решено использовать интеграционную платформу с открытым исходным кодом. В качестве решения, отвечающего всем поставленным требованием, был выбран продукт Mule ESB, позволяющий осуществлять взаимодействие приложений с помощью Web-сервисов [4]. Для осуществления электронного документооборота была предложена система Alfresco.
Ожидаемый эффект от внедрения заключается в повышении эффективности использования корпоративной информационной системы, снижение затрат на поддержание её работы, а также в упрощении интеграции новых программных продуктов в будущем.
Литература
[1] Сайт компании «Русская Медная Компания» [Электронный ресурс] http://rmk-group.ru/production/copper/production_of_copper_concentra-te/pg1/rz49/109
[2] Википедия — свободная энциклопедия, статья «ESB» [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/ESB
[3] Сервис-ориентированная архитектура [Электронный ресурс] http://citforum.ru/ internet/ webservice/soa/
[4] Википедия — свободная энциклопедия, статья «Mule ESB» [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/MuleESB
[5] Alfresco integration connector [Электронный ресурс] https://www.mulesoft.com/ cloud-connectors/alfresco-integration-connector
Автор:
МусабековМ. А., магистрант Московского технологического института «ВТУ», инженер ТОО «Актюбинская Медная Компания» (Казахстан)