Выполнение первой команды приводит к созданию в поле раскладки детали с некоторыми начальными параметрами размещения.
Операции сдвига и поворота детали позволяет получить деталь с новыми параметрами размещения.
Сдвиг детали осуществляется в диалоговом режиме. Используя устройство указания оператор перемещает деталь, пытаясь найти для нее наилучшее, с его точки зрения, положение. Задача системы - обеспечить ряд функций, выполняемых автоматически, в частности, контролировать в процессе перемещения непересечение деталей и соблюдение технологического зазора между ними. Если режим контроля непересечения включен, то система не позволит придвинуть размещаемую деталь к другим ближе, чем на величину технического зазора. Однако оператор должен иметь возможность выключать режим контроля по своему усмотрению. В этом случае система позволяет детали пересекаться с другими, но сообщает оператору о пересечении, выделяя ее контур специальным цветом или пунктирной линией. Например, размещенные детали образуют замкнутую область, и требуется вывести из нее одну из деталей. Оператор выключает контроль, перемещает деталь на свободное место и дальнейшее размещение происходит при включенном режиме контроля.
Перемещение детали может выполняться как в произвольном направлении, так и по одной из осей координат. К детали также может быть применена операция пристыковки. В этом случае оператор указывает только направление перемещения, а система сама определяет максимально возможное расстояние, на которое можно переместить деталь до пересечения с другими деталями, границами области размещения или областями запрета.
Угол поворота с19 должен быть дискретным, так как кожа является анизотропным материалом.
Производительность работы оператора можно повысить, включив в систему элементы автоматического размещения.
Создавая раскладку на натуральной коже, ответственные детали размещают на центральной части кожи, как правило, по линейно-поступательной системе. Можно предложить следующий режим, ускоряющий этот процесс. Компьютер автоматически рассчитывает схему
С. Ф. АБДУЛИН А. А. КОЛОКОЛОВ А. Б. КОРОБОВА В. Н. АРИСТОВ Е. О. ЗАХАРОВА
Омский государственный институт сервиса
УДК 687.016.5
В современной структурной схеме показателей качества одежды цвет рассматривается как критерий эстетических требований - новизна и соответствие модному направлению [7]. Между тем, некоторые психологи указывают на решающую роль цвета в развитии ребенка, и всякое сочетание цветов в детской одежде должно оли-
совмещения выбранной детали и показывает на мониторе полученную решетку. Оператор, используя устройство указания, помечает узлы решетки, в которых следует разместить детали. Созданные детали объединяются в сегмент, к которому в дальнейшем может быть применена операция сдвига.
Таким образом, задача автоматизированного размещения деталей одежды на кожевенном полуфабрикате может быть решена в диалоговом режиме оператор -ЭВМ с выполнением в автоматическом режиме ряда функций.
Литература
1. Козлов Б. А. Плотные многокомплектные раскладки деталей швейных изделий. - М.: Легпромбытиэдат, 1985.
2. Скатерной В. А. Оптимизация раскроя материалов в легкой промышленности. - М.: Легпромбытиэдат, 1989. -144 с.
3. Вилмош К. Автоматический раскрой кожи. / Коже-венно-обувная промышленность, 1991, № 7 - с. 34-36.
4. Пустыльник Я. И. Новые разработки для швейной промышленности. / Швейная промышленность, 2000, № 3 - с. 37-39.
5. Свистунов Ю. Г Формирование планов раскроя кожи на детали верха обуви на ЭВМ./ Дис. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. - М.: МТИЛП, 1975. - 172 с.
6. Манченко С. А. Автоматизация процесса подготовки информации подготовительно-раскройного производства в обувной промышленности./ Дис. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. - М.: МТИЛП, 1987 - 188с.
7. Мурзин Е. Ю. Система автоматизированной подготовки раскройных процессов на роботизированных комплексах в обувной промышленности./ Дис. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. - М.: МТИЛП, 1988 - 199с.
ПЛАСТИНИН Василий Васильевич, доктор физико-математических наук, профессор.
ШАЛМИНА Ирина Ивановна, кандидат технических наук, доцент кафедры КШИ Омского государственного института сервиса.
РАШЕВА Ольга Анатольевна, ассистент кафедры КШИ Омского государственного института сервиса.
раться не на модную цветовую гамму сезона, а на научные обоснования, учитывающие возраст ребенка и назначение одежды [2].
Различными исследователями широко изучается влияние цвета на настроение и самочувствие человека[9], исследуется взаимное цветовое оценивание эмоцио-
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАВИСИМОСТИ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА ОДЕЖДЫ ИА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В САПР ОДЕЖДЫ_
В РАБОТЕ ПРИВОДЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ОБОСНОВЫВАЕТСЯ ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА ОДЕЖДЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. ВЫЯВЛЕНА ЗАВИСИМОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА ОДЕЖДЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКА ОТ ПСИХОТИПА И ТЕМПЕРАМЕНТА. ПОКАЗАНА НОВИЗНА И ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ АВТОРАМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
нального состояния в фуппе [14], проводятся цветоассо-циативные эксперименты [12], основанные на рефлекторной реакции на цвет [6], т.е. доказывается влияние цвета, в большей или меньшей степени, на физиологические реакции человека.
При восприятии одежды в процессе ее эксплуатации, предметом психофизических исследований [5] становится специфика ощущений различных модальностей (в психологии модальность означает принадлежность к определенной сенсорной системе: зрительной, тактильной, слуховой и т. д.). При соприкосновении с одеждой у человека возникают различные осязательные ощущения. Ощущения различных модальностей, возникающие у человека при восприятии и эксплуатации одежды, количественно измеряется с помощью методов оценки абсолютных и дифференциальных порогов восприятия [3, 8].
Возраст исследуемых, как правило, колеблется от 19 до 35 лет. Лишь некоторые авторы выбирают подростковый возраст [11]. Проводимые работы характеризуются как исследовательские и диагностические методики на основе процедур субъективного шкалирования [8, 10].
В настоящее время психофизиологическим свойствам, то есть проблемам проявления личности в одежде и влиянию одежды на человека уделяется большее внимание, и эти свойства рассматриваются в более широком проявлении. Особенно важно и интересно изучение и учет этих свойств при проектировании одежды для подростков (15-18 лет), так как в этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-кон-цепции. Одежда в этих аспектах является способом самовыражения и самоутверждения, формирует стиль поведения как в группе сверстников, так и со взрослыми.
Исследуемые цветовые предпочтения и отвержения, например, показывают[13], что в возрасте 13-16 лет подростки предпочитают ультрамарин, оранжевый и зеленый; а отвергают фиолетовый и лиловый; а в возрасте 17-19 лет - предпочитаются красный и оранжевый, а отвергаются розовый и пурпурный.
Авторами были проведены исследования по изучению цвета одежды в двух направлениях: первое - по выявлению цветовых предпочтений подростков в одежде (в его основе лежит специфика зрительных ощущений) и второе - по выявлению зависимости влияния цвета одежды на функциональное состояние организма подростка (в его основе лежит специфика тактильных ощущений).
В первом исследовании принимали участие подростки школ №43, 74, 75, 85, 124, 142, 151, а также негосударственного общеобразовательного учреждения Центр образования и развития и студенты 1 курса Омского государственного педагогического университета в возрасте 15,518 лет (девочки, 249 человек; мальчики, 142 человека).
В результате исследования выявлены предпочтения цвета одежды среди девснек (рис. 1) и мальчиков (рис. 2). На первом месте у испытуемых обеих групп оказался черный цвет, на втором - синий, а третье место разделили: белый цвет у девочек, и серый - у мальчиков. Зеленый цвет у девочек отошел на 6-е место, а у малычиков - на 5-е. Красному цвету, девочки отдали 5-е, а мальчики - 6-е места. Цвета, выбранные тремя % (и меньше) исследуемых, сгруппированы в категорию «другие». Оранжевый цвет оказался на 13-м месте у девочек и на 10-м месте у мальчиков.
Для второго исследования была выбрана методика РМ. Баевского[2], основанная на математическом анализе измерений сердечного ритма, с применением прибора АРС-5 (анализатор ритма сердца, модель 5). Предлагаемая методика объективно оценивает функциональное состояние подростка в каждом индивидуальном случае.
В исследовании принимали участие подростки школ №42 и 151 г. Омска в возрасте 15,5 лет (выборка состави-
Кол>ао исследуемых
Рис. 1. Предпочтения цвета одежды среди девочек.
Кол-во
исследуемых
%
50
40 ■
30 •
20 а
10 - л, Ш Ш т т т т
0 -I
/ У / ,/ ^
Рис. 2. Предпочтения цвета одежды среди мальчиков.
ла: девочки, 160 человек; мальчики, 160 человек). Для работы выбраны три основных цвета (красный, синий, зеленый) и три ахроматических цвета (черный, серый, белый). Последовательность цветов произвольная и влияния на результаты не оказывает. :
Предварительно участникам исследования был предложен тест по выявлению психотипа. Тест разработан Изабеллой Майерс-Бригс из института К. Г. Юнга в Цюрихе с учетом возрастных особенностей подростков и характеризует 16 психотипов[1].
Испытуемые были поделены на группы по 6 человек, и исследование проводилось в группе В начале исследования при помощи прибора АРС-5 были сняты исходные показатели. Далее исследуемые надевали одежду одного из исследуемых цветов и садились в удобной позе. В течение 10 минут исследуемые слушали отрывок литературного произведения. Затем снимались показатели, характеризующие реакцию организма на цвет одежды. После этого испытуемые переодевали одежду, последовательно меняя цвет. Результаты исследования заносились в сводную таблицу. Анализ проводился по изменению интегрального показателя состояния (ИПС) в зависимости от цвета одежды, надеваемой испытуемыми. Показатели в интервале от -1 до -10 характеризуются, как «слегка раздражает», от -11 до -20 - «раздражает и угнетает», от -21 и более - «сильно угнетает». Показатели в интервале от
I до 10 характеризуются, как «слегка расслабляет», от
II до 20 - «расслабляет и успокаивает», от 21 и более -«сильно успокаивает».
В результате исследования выявлены определенные закономерности в зависимостях влияния цвета на функциональное состояние организма подростка.
Так, например, на подростков психотипа интуитивно-логический экстраверт красный цвет действует «слегка расслабляюще», а синий «слегка раздражает» (рис. 3); на подростков/психотипа этико-сенсорный экстраверт черный и красный цвет действует «слегка успокаивающе», а белый и синий «раздражает и угнетает» (рис. 4); на подростков психотипа этико-сенсорный интроверт красный и черный цвета действуют «расслабляюще и успокаивающе», а зеленый - «раздражает и угнетает» (рис. 5). Причем необходимо заметить, что девочки и мальчики одного психотипа (в относительных единицах) реагируют одинаково.
ипс
—»—девочки а мальчики
Рис. 3. Зависимость функционального состояния организма подростка психотипа интуитивно-логический экстраверт от цвета одежды.
ипс
—«—девочки -а— мальчики
Рис. 4. Зависимость функционального состояния организма подростка психотипа этико-сенсорный экстраверт от цвета одежды.
Полученные результаты доказывают новизну и объективность предлагаемой авторами методики исследования влияния цветового решения одежды на функциональное состояние организма подростка в каждом индивидуальном случае и могут быть формализованы и использованы для расширения базы данных при автоматизированном проектировании одежды для подростков.
Литература
1. А. Аугустинавичюте. Соционика: Психотипы. Тесты. / Сост. Л.Филиппов. - М.: ООО «Фирма Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 1998.
2. RM. Баевский. Математический анализ измерений сердечного ритма. - М.,1984.
3. К.В. Бардин. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. - М., 1976.
4. Бр.Геба. Коллекции декоративных тканей, созданных с учетом психологических особенностей детей // Meintex. - 1988. - №4.
ипс
30 Т
—«—девочки о мальчики
Рис. 5. Зависимость функционального состояния организма подростка психотипа этико-сенсорный интроверт от цвета одежды.
5. Ю.М. Забродин, А.Н. Лебедев. Психофизиология и психофизика. - М.,1977.
6. М. Люшер. Цвет вашего характера. - М., 1996.
7. Основы конструирования одежды: Учебник / Коб-лякова Е.Б., Савостицкий A.B., Ивлева Г.С. и др. - 3-е изд., перераб. и доп.; под общ. ред. Е.Б. Кобляковой. - М.; Легкая индустрия, 1980.
8. Т.А. Ратанова Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека. - М., 1990.
9. Л.Н. Собчик. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - С.-Пб., 2001.
10. Ф. Франселпа, Д.Баннистер. Новый метод исследования личности. - М., 1987.
11. Е.С. Шильштейн. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. -№ 2. - С. 69-78.
12. A.M. Эткинд. Цветовой тест отношений. // Общая психодиагностика / под ред. A.A. Бодалева, В.В. Сталина. - М„ 1987.
13. Г Фрилинг, К. Ауэр. Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. Пер. с нем. - М.: Строй-издат, 1973.
14. П.В. Яньшин. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания. // Вопросы психологии. - 2000. - № 3.- с. 128-138.
АБДУЛИН Султан Файзрахманович, доктор технических наук, профессор.
КОЛОКОЛОВ Александр Александрович, доктор физико-математических наук, профессор. КОРОБОВА Антонина Брониславовна, кандидат технических наук, доцент, декан художественно-технологического факультета.
АРИСТОВ Владимир Никандрович, кандидат медицинских наук, доцент.
ЗАХАРОВА Елена Олеговна, старший преподаватель, аспирант.