Научная статья на тему 'Систематизация зарубежного опыта развития малых территорий'

Систематизация зарубежного опыта развития малых территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1113
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ / МАЛЫЙ ГОРОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT / SMALL CITY / STRATEGIC PLANNING / SYSTEM OF LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бондарская Оксана Викторовна

Анализ опыта зарубежных стран в области методологии стратегического планирования, может существенным образом поспособствовать совершенствованию российской практики. Например, высокая и стихийно сформированная концентрация населения и промышленности в отдельных крупных городах сдерживает дальнейшее развитие производительных мощностей. В таких городах прослеживается промышленная теснота, дефицит свободных земельных участков, формируются трудности в системе жизнеобеспечения города, ухудшение экологии и многое другое. Исследуются сложившиеся тенденции: рост, изменение в производственных секторах городов, в его населении, рабочей силе и других социальных сферах. На современном этапе развития территории существуют уровни планирования социально-экономического развития города: всестороннее планирование, программное и политическое планирование, а также проектное планирование с координирующим процессом стратегического планирования. Представляет большой интерес для возможной адаптации в современных российских условиях опыт развития малых территорий зарубежных стран. В планировании и осуществлении контроля социально-экономического развития малых городов в США применяется совокупность показателей, отражающих качество жизни проживающего населения в малом городе. Не менее интересен опыт Великобритании, Франции, Японии, где приняты законоположения, стимулирующие размещение производительных сил в малых городах. Германия, Англия на сегодняшний день проводят политику укрепления экономической базы малого города посредством размещения в них второстепенных предприятий и поддержания традиционных производств и ремесел. В Японии создан проект для одного из районов города Токио. Британский опыт работы органов местного самоуправления малых городов интересен для адаптации к российской действительности. В Канаде функционируют специально созданные профессиональные ассоциации специалистов по экономическому развитию, члены которых привлекаются к деятельности по укреплению и диверсификации местной экономики. В США не стремятся развивать города-гиганты, планомерно развивают так называемые города-поля, которые в будущем должны объединить всю территорию США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бондарская Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF SMALL TERRITORIES

The analysis of experience of foreign countries in the field of methodology of strategic planning, can promote improvement of the Russian practice essentially. For example, the high and spontaneously created concentration of the population and the industry in the certain large cities constrains further development of productive capacities. In such cities there is the industrial narrowness, deficiency of the free land plots, difficulties in a city life support system, deterioration of ecology and many other things. The author investigated the developed tendencies: growth, change in production sectors of the cities, in its population, labor and other social spheres. At the present stage of development of the territory there are levels of planning of a social and economic development of the city: comprehensive planning, program and political planning, and also design planning with the coordinating process of strategic planning. Experience of development of small territories of foreign countries represents a great interest for possible adaptation in modern Russian conditions. In planning and control of social and economic development of the small cities in the USA there is a set of indicators reflecting quality of life of the living population in the small city. Experience of Great Britain, France, Japan who accepted the statutes stimulating placement of productive forces in the small cities isn't less interesting. Germany and England pursue policy of strengthening of economic base of the small city by means of placement in them the minor enterprises and maintenance of traditional productions and crafts today. In Japan they created project for one of districts of Tokyo. The British experience of local governments of the small cities is interesting to adaptation to the Russian reality. In Canada specially created professional associations of specialists in economic development which members take part in activities for strengthening and diversification of local economy function. In the USA don't seek to develop the giant cities, systematically develop the so-called cities fields which in the future have to unite all territory of the USA.

Текст научной работы на тему «Систематизация зарубежного опыта развития малых территорий»

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ТЕРРИТОРИЙ

БОНДАРСКАЯ ОКСАНА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Анализ опыта зарубежных стран в области методологии стратегического планирования, может существенным образом поспособствовать совершенствованию российской практики. Например, высокая и стихийно сформированная концентрация населения и промышленности в отдельных крупных городах сдерживает дальнейшее развитие производительных мощностей. В таких городах прослеживается промышленная теснота, дефицит свободных земельных участков, формируются трудности в системе жизнеобеспечения города, ухудшение экологии и многое другое. Исследуются сложившиеся тенденции: рост, изменение в производственных секторах городов, в его населении, рабочей силе и других социальных сферах. На современном этапе развития территории существуют уровни планирования социально-экономического развития города: всестороннее планирование, программное и политическое планирование, а также проектное планирование с координирующим процессом стратегического планирования. Представляет большой интерес для возможной адаптации в современных российских условиях опыт развития малых территорий зарубежных стран. В планировании и осуществлении контроля социально-экономического развития малых городов в США применяется совокупность показателей, отражающих качество жизни проживающего населения в малом городе. Не менее интересен опыт Великобритании, Франции, Японии, где приняты законоположения, стимулирующие размещение производительных сил в малых городах. Германия, Англия на сегодняшний день проводят политику укрепления экономической базы малого города посредством размещения в них второстепенных предприятий и поддержания традиционных производств и ремесел. В Японии создан проект для одного из районов города Токио. Британский опыт работы органов местного самоуправления малых городов интересен для адаптации к российской действительности. В Канаде функционируют специально созданные профессиональные ассоциации специалистов по экономическому развитию, члены которых привлекаются к деятельности по укреплению и диверсификации местной экономики. В США не стремятся развивать города-гиганты, планомерно развивают так называемые города-поля, которые в будущем должны объединить всю территорию США.

Ключевые слова: зарубежный опыт развития, малый город, стратегическое планирование, система местного самоуправления.

Специфика и обилие проблем малых городов России формирует необходимость новых подходов в решении их развития. Сегодня система местного самоуправления функционирует в условиях широкомасштабного реформирования социально-политической и экономической составляющей жизни российского общества. Данные условия обосновываются заинтересованностью государства в сильном, самостоятельном институте местного самоуправления. Несмотря на различие экономического уклада современных западных стран и бывшего СССР, предмет планирования носит, до сих пор, универсальный характер. В отличие от градоплани-рования в СССР западные специалисты по планированию предпринимают анализ капиталоресурсов и формируют финансовые планы и бюджеты в увязке с создаваемыми ими экономическими, социальными и пространственными планами. Кроме то-

го, иностранными специалистами применяются методы, учитывающие несколько важных аспектов роста города:

- уровень инвестиции;

- динамические изменения, происходящие в городе.

На современном этапе развития территории существуют уровни планирования социально-экономического развития города, которые имеют определенную структуру (рис. 1).

С применением анализа и выводов всесторонних планов предпринимаются следующие пять этапов по программному и политическому планированию (табл. 1).

Предметно механизм стратегического планирования малого города начинается с аналитического этапа анализа главных секторов экономики с оценкой перспективы национальных, региональных и

o. v. bondarskaya

мировых тенденций. Политика властных структур зарубежных стран максимально направлена на внедрение планов стимулирования развития современного малого города с целью формирования рыночных основ, снабжения их эффективного взаимодействия с частными инвесторами, собственниками

земельных ресурсов и арендаторами, менеджментом предприятий и различных учреждений, а также с органами власти. Эти особенности представляют большой интерес для возможной адаптации в современных российских условиях [ 1].

Рис. 1. Структура всестороннего планирования развития города

Этапы анализа и выводов всесторонних планов

Таблица 1

Этапы Содержание этапа

территориальное планирование включает в себя макетирование районов, кварталов и земельных участков, а также анализ потенциального воздействия на окружающую среду

кадровое планирование изучает характеристики и тенденции развития рабочей силы и социальных групп и ведет к разработке программ по образованию, трудовой подготовке, здравоохранению, спорту и отдыху

планирование экономического развития рассматривает основные секторы промышленности, торговли и коммерческих услуг, в результате чего выступает с предложением новых регулирующих правил и прочей политики поддержки их роста, а также разрабатывает программы сохранения рабочих мест, привлечения новых инвестиций и создания благоприятного делового климата

планирование финансового управления включает анализ экономических тенденций для проектирования будущих налоговых поступлений, будущих операционных затрат и потребностей в капитале, а также кредитного потенциала города

управление муниципальными активами проводит моделирование будущих потребностей городских ведомств в земле, территориях для застройки, оборудовании и определяет, достаточно ли на данный момент у города активов для покрытия таких потребностей

В планировании и осуществлении контроля социально-экономического развития малых городов в США применяется совокупность показателей, отражающих качество жизни проживающего населения в малом городе: продолжительность здоровой жизни; квалификация в возрасте 19 лет; дома, неприспособленные для жизни; качество водных ресурсов (хорошее/высокое качество); выбросы парниковых газов; популяция диких птиц; новые дома, построенные на освоенных

землях; дни со средним и высоким уровнем загрязнения воздуха; количество производимых и перерабатываемых отходов [2].

В США функционирует две организационные формы управления процессами осуществления стратегических планов. Первая форма подразумевает выполнение планов стратегирования структурными подразделениями органов местного самоуправления - муниципалитетами. Вторая форма подразумевает привлечение специализирован-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

ных организаций на основе частно-государственного партнерства с вовлечением общественности.

По нашему мнению, в использовании данного механизма есть ряд преимуществ.

Во-первых, достижение целей местного развития достигается не только финансированием муниципалитета, но и привлекаемыми средствами бизнеса и индивидуальных домохозяйств. Во-вторых, такая горизонтальная реализация планов стратегирования позволяет максимально быстро принимать решения. В-третьих, организационная структура на основе ГЧП функционирует в привычной для предпринимателей бизнес-среде, в рамках культуры, ориентированной на клиента [3].

Несмотря на обилие применяемых показателей для этапа оценки состояния города в практике США обращает на себя внимание подход, впервые апробированный в Голландии и широко используемый в странах Западной Европы, с важной отличительной чертой - внедрение системы планирования по принципу снизу-вверх (именуемый POM).

Не менее интересен опыт Великобритании, Франции, Японии, где приняты законоположения, стимулирующие размещение производительных сил в малых городах, ограничивающие, а иногда и вовсе запрещающие новое промышленное строительство в районах с большой концентрацией населения и объектов промышленности. В США, Франции, Японии на сегодняшний день разработаны и осуществлены долгосрочные двадцати, тридцатилетние программы развития менее развитых территорий (США - бассейн реки Теннесси, район бассейнов рек Юго-Востока, район Аппа-лачских гор, во Франции - Нижняя Рона, Лангедок, Аквитания, в Японии - район Тахоку и др.) [4]. В этих программах, финансируемых в значительной степени за счет государственных средств, были предусмотрены мероприятия по стимулированию развития существующих, в пределах отдельных регионов, малых и средних городов, располагающих свободной рабочей силой, в частности, создание в них производственной и социально-бытовой инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для размещения в этих городах промышленных предприятий, в том числе прогрессивных отраслей промышленности. Экономическое стимулирование развития малых и средних городов по замыслу разработчиков долгосрочных программ развития депрессивных и отсталых районов должно было превратить их в активные центры роста экономики прилегающих к ним территорий [5].

Германия, Англия на сегодняшний день проводят политику укрепления экономической базы малого города посредствам размещения в них второстепенных предприятий и поддержания традиционных производств и ремесел. В Японии создан проект для одного из районов города Токио. В данном проекте (сроком на 20 лет вперед) прогнозируется развитие Токио и его природной зоны, включающей средние и малые города.

Британский опыт работы органов местного самоуправления малых городов интересен для адаптации к российской действительности, поэтому и приведем исторически хронометраж становления планомерного развития малых городов в Англии.

В 1980-х гг. формируются комплексная программа развития городов с четкой направленностью в сторону привлечения частного капитала. В сущности, каждая новая программа рассматривается как толчок к активизации деятельности частного бизнеса, которая позитивно воздействовала бы на развитие городов. В 1981 г. появляются первые зоны предпринимательства, в которых частным компаниям и фирмам предоставлялись различные льготы, включая налоговые, в обмен на их участие в экономическом и социальном развитии районов. Все понесенные потери органами власти, в результате введения налоговых льгот, компенсируются государством. Основная часть денежных средств адресно направлялась в районы (то есть малые города), в развитие которых долгое время не делалось капиталовложений или где пришли в упадок традиционные секторы промышленности. В это время в Англии, касательно малых городов существовала проблема зависимости занятости населения от одного предпринимателя или предприятия-филиала, деятельность которых могла быть в любую минуту свернута штаб-квартирой головной компании.

В 1986 г. сформирован фонд восстановления городов, средства из которого выделялись на финансирование начальных этапов крупных проектов, к которым в дальнейшем привлекаются частные инвестиции. Также в этом году была принята долгосрочная программа урбанизации, отдельные мероприятия которыой продолжают функционировать по сегодняшний день. Это была первая социально-экономическая программа, нацеленная исключительно на развитие городской инфраструктуры.

В 1988 г. разработан комплекс мер, контролируемых министерством торговли и промышленности, под общим названием «Предпринимательская инициатива». Данные меры направля-

o. v. bondarskaya

лись на привлечение частного бизнеса к развитию городов при условии сохранения и развития потенциала уже существующих предприятий. При этом значительное количество мер по развитию городов предпринимался органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местной власти проводили политику стимулирования экономического развития территории путем предоставления земельных участков и зданий для предприятий промышленного сектора, организаций службы консультаций и создания необходимых условий для размещения промышленных инвестиций. Вторая половина 1980-х гг. характеризуется формированием приемлемой политики для восстановления находящихся в упадке городов Англии. Результатом было принятие новых правительственных программ и осуществление локальных экономических инициатив. В 1989 г. функционирует городской фонд. Данный фонд был направлен на решение острейших проблем экономического и социального характера. В 1990 г. вступил в законную силу закон о финансах органов местного самоуправления. Законодательный стержень данного закона заключался в замене налога на домохозяйство подушным налогом или коммунальным сбором, сумма которого устанавливалась индивидуально органами местного самоуправления. При этом финансовая составляющая органов местного самоуправления состояла из нескольких частей:

- местные налоги;

- платежи или взносы населения за коммунальные услуги;

- безвозмездное субсидирование или ассигнования центрального правительства.

Сформированные принципы субсидирования центральным правительством стали сильнейшим потенциальным инструментом контроля за деятельностью органов местного самоуправления, расходы которых составляли одну из крупнейших статей государственного бюджета и к тому же плохо поддавались сокращению.

Анализ Английского и Французского опыта по обеспечению стабильной экономической базы небольших городских поселений и решению проблем их развития свидетельствует о том, что там существует целостная и глубоко продуманная система мер в области налогообложения, формирования местных бюджетов, кредитования, государственного субсидирования, которая обеспечивает экономическое и правовое регулирование, развитие городов. Заметим, что характерными чертами этой системы являются: значительный опыт использования муниципальной собственности и земельных участков в качестве источников дохода;

активная и весомая роль государства, посред-ствам государственных программ развития городов, дотации, субсидии, регулирование пропорций между центральными и местными бюджетами; детально-отработанные и проверенные на практике формы региональной дифференциации различных налоговых, кредитных и других льгот, способствующих привлечению частного капитала в желательные города и районы; разработанная система четких и легко проверяемых критериев, исключающая произвольное распределение кредитов, дотаций, субсидий и т. д., сочетание государственных и частных капиталовложений [6].

Заслуживает внимания принцип, определяющий необходимость профессионализации деятельности по стратегическому планированию и местному экономическому развитию. Его практическая апробация осуществляется посредством создания структур, концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие в обосновании направлений и механизмов территориального развития. Так, в Канаде функционируют специально созданные профессиональные ассоциации специалистов по экономическому развитию, члены которых привлекаются к деятельности по укреплению и диверсификации местной экономики. Свыше 30 лет назад создана Программа экономического развития Университета Ватерлоо, как структура для подготовки специалистов по экономическому развитию канадских муниципалитетов. В США органы исполнительной власти на уровне городов имеют специальные комиссии или агентства по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих повышение качества жизни населения, усиление конкурентных позиций территории. В США не стремятся развивать города-гиганты, планомерно развивают так называемые города-поля, которые в будущем должны объединить всю территорию США.

Подчеркнем, что развитие малых городов следует проводить не только на государственном уровне, но и на межгосударственном, так как ухудшение жизни людей и загрязнение окружающей среды - это мировые проблемы. Поэтому развивающиеся страны должны перенимать опыт организации малых городов, так как развитие небольших городов в целом считается многими специалистами одним из методов рационализации размещения производства и населения.

Само многообразие понятий, характеризующих неэффективные институциональные измене-

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

ния, выработанное новой институциональной теорией, говорит в пользу важности проблемы заимствования зарубежного опыта.

Литература

1. URL: http:// economy-lib.com/formirovanie-kor-porativnoy-strategii-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsi-palnyh-obrazovaniy

2. Кэш Д. Организация для поддержки экономического развития / Д. Кэш, С. Моррис // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. С. 52.

3. URL: http:// www.city.markham.on.ca

4. URL: http://borderland.ru/Page/ nalichie_ armij_ bezrabotnyx_i_polubezrabotnyx.aspx

5. URL: http://borderland.ru/Default.aspx.

6. URL: http://economy-lib.com/formirovanie-kor-porativnoy-strategii-ekonomicheskogo-razvitiya-munit-sipalnyh-obrazovaniy

References

1. URL: http:// economy-lib.com/formirovanie-kor-porativnoy-strategii-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy

2. Kesh D. Organizatsiya dlya podderzhki ekonomicheskogo razvitiya [The organization for support of economic development] / D. Kesh, S. Morris // Strate-gicheskoye planirovaniye ekonomicheskogo razvitiya: 35 let kanadskogo opyta. S. 52.

3. URL: http:// www.city.markham.on.ca

4. URL: http://borderland.ru/Page/ nalichie_ armij_ bezrabotnyx_i_polubezrabotnyx.aspx

5. URL: http://borderland.ru/Default.aspx.

6. URL: http://economy-lib.com/formirovanie-kor-porativnoy-strategii-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy

* * *

SYSTEMATIZATION OF FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF SMALL TERRITORIES

BONDARSKAYA OKSANA VIKTOROVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The analysis of experience of foreign countries in the field of methodology of strategic planning, can promote improvement of the Russian practice essentially. For example, the high and spontaneously created concentration of the population and the industry in the certain large cities constrains further development of productive capacities. In such cities there is the industrial narrowness, deficiency of the free land plots, difficulties in a city life support system, deterioration of ecology and many other things. The author investigated the developed tendencies: growth, change in production sectors of the cities, in its population, labor and other social spheres. At the present stage of development of the territory there are levels of planning of a social and economic development of the city: comprehensive planning, program and political planning, and also design planning with the coordinating process of strategic planning. Experience of development of small territories of foreign countries represents a great interest for possible adaptation in modern Russian conditions. In planning and control of social and economic development of the small cities in the USA there is a set of indicators reflecting quality of life of the living population in the small city. Experience of Great Britain, France, Japan who accepted the statutes stimulating placement of productive forces in the small cities isn't less interesting. Germany and England pursue policy of strengthening of economic base of the small city by means of placement in them the minor enterprises and maintenance of traditional productions and crafts today. In Japan they created project for one of districts of Tokyo. The British experience of local governments of the small cities is interesting to adaptation to the Russian reality. In Canada specially created professional associations of specialists in economic development which members take part in activities for strengthening and diversification of local economy function. In the USA don't seek to develop the giant cities, systematically develop the so-called cities fields which in the future have to unite all territory of the USA.

Key words: foreign experience of development, small city, strategic planning, system of local government.

о. v. bondarskaya ^ ^ ^ 5, ^

t 10 №5 2015 social and economic phenomena and processes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.