Научная статья на тему 'Систематизация видов отношений и ответственности при получении доступа к информации'

Систематизация видов отношений и ответственности при получении доступа к информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ / INFORMATION PROTECTION / OFFICIAL SECRET / INVIOLABILITY OF PRIVATE LIFE / LIABILITY FOR DISCLOSURE OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федичев Андрей Валерьевич, Артамошин Сергей Александрович

Рассматривается правовое регулирование отношений в сфере информационных технологий. Систематизированы виды отношений и виды ответственности и представлены в виде исчерпывающих таблиц. Рассмотрены условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEMATISATION OF TYPES OF RELATIONSHIPS AND RESPONSIBILITY IN ACQUIRING ACCESS TO INFORMATION

Legal regulation of relationships in the sphere ofinformation technologies is considered. Types of these relationships and responsibility are systematised and presented in the form of comprehensive tables. Conditions of classifying information as a commercial secret, official secret, or confidential information of any other kind, and the obligation to comply with the confidentiality of such information are considered.

Текст научной работы на тему «Систематизация видов отношений и ответственности при получении доступа к информации»

(СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВИДОВ ОТНОШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

Федичев Андрей Валерьевич, кандидат технических наук, доцент Артамошин Сергей Александрович

Рассматривается правовое регулирование отношений в сфере информационных технологий. Систематизированы виды отношений и виды ответственности и представлены в виде исчерпывающих таблиц. Рассмотрены условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации.

Ключевые слова: защита информации, служебная тайна, неприкосновенность частной жизни, ответственность за разглашение.

A SYSTEMATISATION OF TYPES OF RELATIONSHIPS AND RESPONSIBILITY IN ACQUIRING ACCESS TO INFORMATION

Andrey V. Fedichev, Ph.D., Associate Professor Sergey A. Artamoshin

Legal regulation of relationships in the sphere of information technologies is considered. Types of these relationships and responsibility are systematised and presented in the form of comprehensive tables. Conditions of classifying information as a commercial secret, official secret, or confidential information of any other kind, and the obligation to comply with the confidentiality of such information are considered.

Keywords: information protection, official secret, inviolability of private life, liability for disclosure of information.

«Цзылу сказал Конфуцию: «Правитель Вэя предлагает доверить Вам правительство. Как Вы считаете, что надо будет сделать прежде всего? Главное - сделать верными наименования.» - Ответил Конфуций. И добавил «Если наименования неточны, слова не будут подходить; если слова не подходят, государственные дела придут в упадок; если эти дела не будут иметь успеха, если ни обряды, ни музыка не процветают, кары и наказания не могут применяться справедливо; если они не применяются справедливо, народ не будет знать, как действовать. Поэтому мудрец, распределяя наименования, всегда действует таким образом, чтобы слова им точно соответствовали, а употребляя их в разговоре, он опять же действует так, чтобы эти слова проявлялись в поступках. Пусть мудрец не допускает ни малейшего легкомыслия в своих словах! Этого достаточно». іоиеп уиХ,р. 187; БМЇ, У,р.378

Центральным понятием законодательства «об информации, информационных технологиях и о защите информации» является понятие «информация». В ранее действовавшем Законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 1995 г. под информацией понимались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В новом Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определение информации представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 9 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в рамках реализации принципов изложенных в п.2 и п.3 («Ограничение доступа к информации») установила:

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Для того, чтобы более детально разобраться в сложившейся ситуации, подробно рассмотрим построение системы законодательства. Итак, под системой законодательства понимается совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов. При этом под нормативно-правовым актом понимается официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права. Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативноправовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права

- в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта. Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

1. Законы;

2. Подзаконные акты.

Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

Принимая во внимание, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Фе-

дерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (статья 15 Конституции РФ) сформулируем основные гарантии:

Статья 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства».

Статья 7 «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Статья 8 «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Статья 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

Статья 24 «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Статья 29 «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Статья 34 «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Статья 35 «Право частной собственности охраняется законом».

Статья 41 «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Статья 55 «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не долж-

ны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

2) Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы

Федеральные законы составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

- текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицирован-ного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Термин «федеральный закон», впервые введенный Конституцией РФ 1993 г., используется ею в двух значениях. В одних статьях он означает все виды законов, принимаемых Федеральным Собранием (например, статья 4, часть 2), то есть обычные федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы о конституционных поправках (см. пересмотр конституции). В других случаях под федеральными законами понимается только обычный закон, то есть закон, который принимается по всем вопросам, не регулируемым по прямому предписанию Конституции федеральным конституционным законом или законом о конституционных поправках.

4) Законы субъектов федерации.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того

региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они

1) принимаются на основе закона,

2) принимаются во исполнение закона,

3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) указы Президента;

2) постановления Правительства;

3) акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

4) акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

5) акты органов местного самоуправления;

6) локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Таким образом, ограничения доступа к информации могут быть установлены только законом принятым федеральным парламентом по вопросам, отнесенным конституцией к исключительной компетенции федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Наиболее наглядно процедура доступа к информации прописана в федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» который реализует «закрепленное за ним (гражданином Российской Федерации) Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные

органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

Так п.6 статьи 11 федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указывает, что «в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений». Таким образом, если «письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в государственный орган, орган местного самоуправления» гражданина соответствует требованиям, изложенным в статье 7 Закона, и информация не содержит ограничения изложенного п.6 статьи 11, то ответ должен быть получен «в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения».

Хань Фэйцзы пишет: «Законы следует соединять и объявлять в виде таблиц; во всех административных учреждениях нужно обязательно выставлять таблицы с законами; о них необходимо оповестить весь народ». « Закон существует, когда указы и постановления выставлены во всех административных конторах, а мысль о неизбежности наказания и кары приникла во все умы. Вознаграждение связано с уважительным соблюдением закона, а наказание - с его нарушением». Han Fei tseu, p. 38,43.

Статья 15 Конституции Российской Федерации сформулировала следующий основной принцип

- « Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Учитывая направленность материала в дальнейшем, понятие информация будем рассматривать в связи с его возможностью передачи (получения) сведений (сообщения, данных) независимо от формы их представления, или напротив, запретом на ее передачу (получение) третьим лицам. Иными словами, понятие информация будем связывать с движением. При рассмотрении материала в данном контексте, возникает понятие «тайны» соответствующей информации.

Принимая во внимание ранее изложенные Конституционные гарантии, условно сформулируем ограничение оборота информации о:

1) реализации обязанности Российской Федерации по обеспечению целостности и неприкосновенности своей территории;

2) праве частной собственности охраняемой законом и соответственно о реализации своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

3) праве на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

В общем виде требования ограничения оборота информации федеральными законами по предложенной классификации сведены в таблицу.

№ по перечню условного ограничения Наименование Федерального Закона Содержание информации, оборот которой подлежит ограничению

1 Закон «О государственной тайне» Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

1 Уголовный Кодекс Российской Федерации Статья 283. Разглашение государственной тайны 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2 Федеральный Закон «О коммерческой тайне» закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

2 Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» Статья 8. Аудиторская тайна Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

2 Налоговый Кодекс Российской Федерации Статья 102. Налоговая тайна 1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

№ по перечню условного ограничения Наименование Федерального Закона Содержание информации, оборот которой подлежит ограничению

2 Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть вторая Статья 857. Банковская тайна 1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. 2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Статья 946. Тайна страхования Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 139 или статьей 150 настоящего Кодекса.

2 Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» Статья 26. Банковская тайна Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

2 Федеральный Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Статья 31 . Служебная, коммерческая и банковская тайна 1. Агентство вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай, необходимую для осуществления им функций, установленных настоящим Федеральным законом. 2. Агентство обязано предоставить ставшую ему известной информацию об операциях банка, в отношении которого наступил страховой случай, по счетам и вкладам, о его финансовом состоянии, а также иную информацию, являющуюся коммерческой и банковской тайной указанного банка, по запросу суда, а также Банка России. 3. В случае разглашения Агентством или его должностными лицами информации, составляющей служебную, коммерческую и банковскую тайну, Агентство обязано в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить причиненные убытки лицу, права которого были нарушены.

2 Уголовный Кодекс Российской Федерации Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2 Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть третья Статья 1123. Тайна завещания Нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены. В случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться другими способами защиты гражданских прав, предусмотренными настоящим Кодексом.

2 Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Статья 8. Адвокатская тайна 1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. 2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. 3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

№ по перечню условного ограничения Наименование Федерального Закона Содержание информации, оборот которой подлежит ограничению

Административный кодекс Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю Нарушение бюро кредитных историй установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3 Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации Статья 13. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 1. Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. 2. Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения.

3 Федеральный Закон «О почтовой связи» Статья 15. Тайна связи Тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

3 Федеральный Закон «О связи» Статья 63. Тайна связи 1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. 2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

3 Уголовный Кодекс Российской Федерации Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений 1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

3 Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая Статья 150. Нематериальные блага 1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

3 Федеральный Закон «О персональных данных» Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Семейный Кодекс Российской Федерации Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Статья 139. Тайна усыновления ребенка Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

№ по перечню условного ограничения Наименование Федерального Закона Содержание информации, оборот которой подлежит ограничению

3 Федеральный Закон «Об актах гражданского состояния» Статья 47. Обеспечение тайны усыновления органами записи актов гражданского состояния 1. Тайна усыновления охраняется законом. 2. Работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.

3 Уголовный Кодекс Российской Федерации Статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения) Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений,- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Статья 61 . Врачебная тайна Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

3 Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Статья 9. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи.

3 Федеральный Закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» Статья 12. Основные требования к хранению и использованию дактилоскопической информации государственные органы, указанные в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, обеспечивают сохранность сведений, составляющих дактилоскопическую информацию, в режиме служебной тайны, а их должностные лица несут уголовную и административную ответственность за нарушение правил хранения и незаконное использование этой информации.

3 Уголовный Кодекс Российской Федерации Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни 1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

3 Административный кодекс. Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

«Когда ясен принцип вознаграждений и наказаний, самый глупый понимает, что от него ждут, знать и крестянство сохраняют свой ранг, добрые и плохие стремятся поступать как можно лучше, ибо не упущена возможность распределить таланты с учетом имен и рангов, так, чтобы высшие оказались обслужены, низшие накормлены, совокупность существ управляема, а каждая личность - воспитана ... и именно это называется Великим Миром, совершенным правлением» ТсЬоиапд 1зеи, Ь,р. 336-337.

Учитывая вышеизложенное, встает очевидным вопрос «А где же сама «информация для служебного пользования»»?

С 1 января 2008 года утратила силу статья 319 Гражданского Кодекса, которая в доступной форме формулировала идею защиты информации - «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности». То есть если «обладатель информации» не «принимает меры к охране» конфиденциальности информации, то и говорить о том, что информация относит-

ся к какой либо из вида тайн не придется. В качестве доказательства приведем пример. Так, в 1998 г. по ст. 283 УК был привлечен к ответственности и осужден бывший сотрудник ГРУ Генштаба Министерства обороны РФ подполковник Владимир Т., передавший своему бывшему сослуживцу по Центру космической разведки слайды с изображением городов некоторых ближневосточных стран, сделанные силами космической разведки. Сослуживец подполковника Владимира Т, распорядился слайдами по собственному усмотрению. В связи с тем, что гриф «секретно» на слайдах отсутствовал, сослуживец подполковника Владимира Т не был привлечен к уголовной ответственности.

Приведенный пример в какой-то мере может объяснить свободное хождение на рынке различных информационных баз (ГАИ, налоговой инспекции, телефонные справочники и.т.д.). Но основная идея его заключается только в одном: лицо, получающее доступ к информации, должно знать, что эта информация ограниченного распространения. И термин «Для служебного пользования» в этом случае исполняет роль «стоп-фонаря» для лица, получившего доступ к информации ограниченного распространения.

Как говорится, «назовите, как хотите», только обеспечьте защиту информации, оборот которой ограничен федеральным законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.