систематизация специфического состава модели пространственно-смыловой технико-тактической деятельности в тхэквондо
Доктор педагогических наук, профессор Ю. А. Шулика, аспирант А. Ю. Куделя, аспирант Г. Е. Порогер
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В развитие идеи формирования деятельностной модели в ударных единоборствах целесообразна ее конкретизация для условий определенных правил соревнований, что обеспечит алгоритмизацию программного состава технико-тактического компонента для типовых кинематических условий поединков.
Ключевые слова: ударные единоборства, модель деятельности, пространственно-смысловая технико-тактическая деятельность, кинематические условия деятельности, алгоритмизация подготовки.
Технико-тактическая подготовка бойцов тхэквондо в России, к сожалению, ведется на основании использования переводной и непереводной литературы [8, 11], содержание и методика в которой представлены в традициях восточных единоборств с преобладанием техники «пхумсе» (формализованная техника), значительно отличающейся по содержанию от реального комплекса ударных действий в состязаниях по Къоруги (свободный бой). По данным социологического опроса, основная масса детей не понимает смысла изучаемых движений и по «простоте душевной», случайно попав в конфликтную ситуацию, тщетно пытается применить полученные «умения». Такие факты и монотония, возникающая при изучении непонятных и бесперспективных движений, приводят к оставлению секций тхэквондо. Скорее всего, это результат непонимания нашими тренерами сути восточных единоборств [3], их неспособности к ориентации детей с различными физиологическими и психологическими возможностям на разноролевую полифункциональную и полимодальную деятельность в секции.
Научные исследования по тхэквондо в России посвящены, в основном, вопросам подготовки спортсменов высокого класса [4, 6, 7], в то время как их содержание свидетельствует об отсутствии базовой подготовки, которая в достаточной мере обеспечивала бы становление мастеров высокого класса.
Анализ соревновательных технико-тактических действий бойцов тхэквондо высокой квалификации свидетельствует о том, что их арсенал не обеспечивает соревновательной надежности как в атаке, так и в защите, техника боя изобилует непроизводительными вертикальными подпрыгиваниями, именуемыми почему-то степами (маневром).
Методология проведения пред-соревновательных сборов, как правило, ориентирована на повышение показателей, так называемых специальных физических качеств (в тхэквондо - скоростная выносливость нанесения какого-либо однотипного удара по мишени, без формирования тактики использования техники атаки и защиты, что и оценивается в поединках). Естественно, что при такой подготовке многого не достигнешь.
Создавшиеся условия требуют внесения некоторых коррекций в методологию подготовки наших тхэквондистов, начиная с этапа начальной подготовки и заканчивая этапом высшего спортивного мастерства. Для этого необходимо представлять, чем же должен владеть боец, выходящий на спарринг?
До сих пор в нашей специальной литературе вопрос о моделировании в спорте [10] представляется в ракурсе формирования модели на основе проявления простейшей грудной моторики [1] спортсменами высокого класса. В видах спортивной деятельности, связанных с двигательной адаптацией к меняющимся кинематическим и динамическим ситуациям, в моделировании должен преобладать ситуативно-деятельностный компонент в пространственно-смысловом аспекте.
В работах по моделированию в единоборствах [2, 5] в качестве модельных характеристик принимаются количественные показатели специализированных действий без учета их тактического смысла, что не характеризует качества технико-тактической подготовки.
В отечественном учебнике [2] представлена модель технико-тактической деятельности, использование которой позволяет тренеру составлять программу обу-
Таблица 1
Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности боксера
Дальняя дистанция
удары прямые и круговые прямые и круговые прямые и круговые прямые и круговые
противника с подшагом с подшагом с подшагом с подшагом
маневр выходы, отходы, выходы, заходы, выходы, заходы, выходы, отходы,
по рингу подходы отходы, подходы отходы, подходы подходы
маневр наклоны, наклоны, наклоны, наклоны,
туловищем отклоны, уклоны, отклоны, уклоны, отклоны, уклоны отклоны, уклоны
удары атакующего прямые * прямые прямые прямые
и круговые с подшагом и круговые с подшагом и круговые с подшагом \ и круговые с подшагом
Средняя дистанция
удары прямые, боковые прямые, боковые прямые, боковые прямые, боковые
противника и круговые и круговые и круговые и круговые
зашита отбивы, блоки, отбивы, блоки, отбивы, блоки, отбивы, блоки,
контактная подставки подставки подставки подставки
маневр выходы, отходы, выходы, заходы, выходы, заходы, выходы,
по рингу подходы отходы, подходы отходы, подходы отходы, подходы
маневр наклоны, отклоны, наклоны, отклоны, наклоны, отклоны, наклоны, отклоны,
туловищем уклоны уклоны, нырки уклоны, нырки уклоны
маневр маневр тазом маневр тазом маневр тазом маневр тазом
тазом и приседом и приседом и приседом и приседом
удары атакующего прямые, боковые * прямые, боковые прямые, боковые \ прямые, боковые
и круговые и круговые и круговые и круговые
Ближняя дистанция
удары противника сбоку, снизу сбоку, снизу сбоку, снизу сбоку, снизу
зашита контактная отбивы, блоки, подставки, упоры отбивы, блоки, подставки, упоры отбивы, блоки, подставки, упоры отбивы, блоки, подставки, упоры
маневр по рингу отскоки отскоки отскоки отскоки
маневр тазом маневр тазом маневр тазом маневр тазом маневр тазом
и приседом и приседом и приседом и приседом
удары атакующего сбоку, снизу * сбоку, снизу сбоку, снизу \ сбоку, снизу
Дистанция вплотную
удары противника сбоку, снизу сбоку, снизу сбоку, снизу сбоку, снизу
защита контактная упоры, блоки, обхваты упоры, блоки, обхваты упоры, блоки, обхваты упоры, блоки, обхваты
маневр по рингу отскоки отскоки отскоки отскоки
удары атакующего сбоку, снизу * сбоку, снизу сбоку, снизу ч сбоку, снизу
чения на этапах и подэтапах подготовки (табл. 1). Однако в ней отсутствует иллюстративная составляющая, которая позволила бы образно представить «театр действий» с алгоритмами возможной собственной деятельности и алгоритм наиболее вероятных опасностей со стороны противника.
В предлагаемой нами модели (не исключающей необходимость использования первой) имеет место образная иллюстративность возможных действий атакующего и противника в типовых кинематических ситуациях, формируемых взаимными стойками в проекции на горизонтальную плоскость. В представленных схемах предполагается левосторонняя стойка атакующего (расположенного ниже символа плечевой оси противника) при встрече с противником, стоящим в левосторонней стойке (табл. 2) и при встрече с противником, стоящим в левосторонней стойке (табл. 3). При изменении собственной стойки атакующего кинематические ситуации и типовые модели деятельности зеркально изменяются.
На наш взгляд, именно такая, образно представленная модель должна предшествовать расширенной модели с таким расчетом, чтобы ею могли пользоваться учащиеся.
С учетом состава настоящей модели должно осуществляться планирование технической и технико-тактической подготовки, начиная с базовой, формирование состава педагогического контроля и коррекции становления технико-тактической оснащенности бойцов в процессе спортивной подготовки. Данные модели являются пространственно-смысловым стержнем, и в дальнейшем арсенал усвоенной техники должен будет расширяться за счет разнонаправленных атакующих действий и аранжироваться комплексом вспомогательных тактических действий, что и содержится в таблице 1.
В конечном итоге, технико-тактическая модель члена сборной команды по тхэквондо должна соответствовать следующим требованиям:
• боец должен равноценно владеть ударной техникой при бое в одноименной и разноименной взаимной стойке (в проекции на горизонтальную плоскость), желательно не меняя своей привычной стойки (в целях обеспечения эффек-
тивной защиты);
• боец должен равноценно владеть ударной техникой в секторы по фронту и высоте при бое на различных дистанциях;
• боец должен равноценно владеть маневренной защитой на дальней и средней дистанции;
• боец должен владеть контактной защитой на средней и ближней дистанции.
Только после соблюдения данных модельных технико-тактических условий будут уместны требования по специальным физическим качествам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.
2. Дзюдо (система и борьба): учебник [Текст] / под общ. ред. Ю. А. Шулики и Я. К. Коблева [Я. К. Коблев, В. М. Невзоров, Ю. М. Схаляхо, Ю. А. Шулика]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 800 с.
3. Долин, А. А. КЭМПО: Традиции боевых искусств [Текст] / А. А. Долин, Г. В. Попов. - М.: Рипол, 1995. - 471 с.
4. Калашников, Ю. Б. Тактика бокового маневрирования в таэквондо [Текст] / Ю. Б. Калашников, О. Б. Мал-ков, О. Г. Эпов // Тактика ведения спарринга в таэквондо. - ИТФ. - М.: РГАФК, 2000. - С. 40-46.
Таблица 2
ОДНОИМЕННАЯ СТОИКА * Вне дистанции _
СГТ
Дальняя дистанция
р **
Средняя и ближняя дистанции
Алгоритм предпочтительных атакующих действий противника
одноименная взаимная левосторонняя стойка
Алгор итм предпочтительных атакующих действий атакующего
Средняя и ближняя дистанции
Дальняя дистанция
« .....-...... с \
Вне дистанции
* - символы ударной техники приведены в учебнике Тхэквондо (2007).
** - данный символ объединяет понятия реверсивного удара обратного
заднего удара (с предварительной сменой стойки).
5. Кузнецов В. В. Научные основы создания моделей сильнейших спортсменов / В.
B. Кузнецов, А. А. Новиков, Б. Н. Шустин // Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. - Вып. 2-й. - М.: Физкульт. и спорт, 1975. - С. 24-36.
6. Лашпанов, А. В. Проблемы подготовки резерва сборных команд России по тхэквондо [Текст] / А. В. Лашпанов // WTF Тхэквондо. Весна 2003. - № 1. -
C. 14-17.
7. Масляев, В. И. Критерии отбора и комплектования сборных команд России по тхэквондо (ВТФ) [Текст] // WTF Тхэквондо. Весна 2003. - № 1. -С. 19.
8. Программа обучения базовой технике таэквондо (ВТФ) [Текст]. - М., 1992. - 23 с.
9. Тхэквондо (теория и методика): учебник [Текст] / под общ. ред. Ю. А. Шулики и Е. Ю. Ключникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 800 с.
10 Шустин, Б. Н. Моделирование в спорте высших достижений [Текст] / Б. Н. Шустин. - М.: РГАФК, 1995. - 103 с.
Таблица 3
РАЗНОИМЕННАЯ СТОИКА Вне дистанции
г < <5
Дальняя дистанция
<
Средняя и ближняя дистанции
Алгоритм предпочтительных действий противника
разноименная взаимная стойка (атакующий - в левой)
Алгоритм предпочтительных действий атакующего
Средняя и ближняя дистанции
Дальняя дистанция
<
Вне дистанции
g
11. Taekwondo: Textbook [Текст]. - Kuki won Edition, 1997.-77(38 p.
SYSTEMATIZATION OF THE! SPECIFIC COMPOSITION OF SPATIAL-SENSEFUL TECHNICALtTACTICAL ACTIVITY MODEL IN TAEKWONDO
Shulika Yu., Doctor of Pedagogics, Professor, Kudelya A., Post-Graduate, Poroger G., Post-Graduate
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 3500015, Krasnodar, Budennogo str., 161
While developing the idea of the formation of an active model in striking it is expedient to give its concrete expression in order to create definite conditions of certain competitive rules. It will provide an algorithmic formulation of the programme composition of a technical-
tactical component for typical kinematic conditions of single combats.
Key words: striking single combats, a model of an activity, spatial-senseful technical-tactical activity, kinematic conditions of an activity, algorythmic implementation of training.