СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шведова, Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение [Текст] / Н.А Шведова. — М., 2002. — 121 с.
2. Скорнякова, С.С. Женщины и власть в России — уроки демократии [Текст] / С.С. Скорнякова. - СПб., 2000. - 22 с.
3. Махмутова, Л. Гендерная сегрегация и тендерные стереотипы в сфере политического управления [Электронный ресурс] / Л. Махмутова. — Режим доступа: http://sociosphera.com.
4. Гендерная реконструкция политических систем [Текст] / под ред. Н.М. Степановой, Е.В. Коч-киной. — СПб.: Алетейя, 2004. — 991 с.
5. Скорнякова, С.С. Политическая культура и тендерные аспекты власти [Текст] / С.С. Скорнякова // Диалог культур:состояние межкультурных коммуникаций в условиях посткризисной экономики: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та управления и экономики, 2012. - С. 148-152.
6. Путин рассказал о женщине — президенте России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazeta.spb.ru/643981-0/.
7. Айвазова, С. Российские выборы: гендерное прочтение [Текст] / С. Айвазова. — М., 2008. — 177 с.
УДК 316.007:304:004:9
Н.Р. Барабанова, А.А. Самсон
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОНТАКТОВ И АНАЛИЗ РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК В ШОУ-БИЗНЕСЕ
О социальном (социально-деловом) взаимодействии в шоу-бизнесе все чаще говорят и пишут не только практики, участники различных кампаний и акций в этой сфере, но и теоретики социальных коммуникаций. Правда, когда речь заходит о социальных коммуникациях в деятельности организаторов шоу, большинство исследователей сходятся на том, что социальные коммуникации в их работе реализуются, как правило, только в донесении рекламной информации о мероприятиях до целевой аудитории. Подобное мнение формируется в связи с тем, что широкая аудитория не имеет четкого представления о структуре шоу-бизнеса и ролевых установках коммуникантов в ситуациях этой сферы профессиональной деятельности.
Проблема эффективности установления взаимовыгодных социально-деловых контактов в шоу-бизнесе (отечественном и международном) тесно связана с отсутствием дипломированных специалистов в этой области, с нехваткой необходимой методической литературы для тех, кто занят в организации соответствующих мероприятий, но не получил специального образования.
Помимо сказанного, для украинского шоу-бизнеса характерно и то, что сегодня этот вид профессиональной деятельности находит-
ся в стадии развития, а нормативно-правовая база страны почти не регулирует коммуникативные отношения его участников, что приводит к большому количеству проблем с распространением информации, подготовкой документов, соблюдением договоренностей. Существуют и проблемы понимания самого процесса организации шоу (концертов, массовых мероприятий). Часто происходит подмена понятий, организаторы мероприятий не всегда владеют профессиональным языком (сленгом), что приводит к отсутствию правильного представления о том, какое количество социально-коммуникативных контактов происходит в шоу-бизнесе. Особенно это касается тех, кто считает, что можно «раскрутить» исполнителя или организовать концерт, не вникая в подробности и тонкости этой сферы деятельности, не владея навыками установления и поддержания необходимых контактов социально-коммуникативного плана [1, с. 25—28].
Подобное дилетантское отношение связано с отсутствием профессионализма коммуникантов (организаторов массовых мероприятий и шоу, промоутеров, арт-директоров) в сфере шоу-бизнеса. Основные проблемы в этих ситуациях связаны с довольно узким представлением организаторов о том, как, когда, с кем и какие
деловые контакты необходимо устанавливать, как на профессиональном уровне обеспечить системный подход к популяризации группы [3, с. 124-125].
Чтобы понять, каким образом реализуются социально-деловые контакты в шоу-бизнесе, мы предприняли уточнение ролей и функций участников культурно-массовых, в частности музыкальных, мероприятий.
В числе задач проводимого нами исследования были обозначены систематизация коммуникативных контактов в шоу-бизнесе, определение ролевых установок участников и соответствия профессиональных характеристик конкретных специалистов их функциям.
Результаты исследования показывают, что основными действующими лицами при организации мероприятий в шоу-бизнесе являются представители двух групп:
1) группа «артист и его команда»,
2) группа «принимающая сторона» [2, с. 58-59].
Отметим, что в группе «принимающая сторона» особняком стоит работа промоутера или промоутерского агентства. Эту единицу шоу-бизнеса мы рекомендуем рассматривать как отдельную группу, так как именно промоутеры выходят на основные контакты с командой артиста и многими членами команды «принимающая сторона».
Фактически промоутер — это организатор мероприятия, и именно он вступает в большее количество социально-коммуникативных, деловых контактов при подготовке мероприятия.
Так как наше исследование связано с социально-коммуникативной составляющей организации мероприятий, рассмотрим подробнее соответствующие контакты, инициируемые промоутером. Прежде всего мы выяснили, с какими конкретными группами или частными лицами (в системе музыкальной индустрии) он вступает в коммуникацию. С этой целью нами был использован набор англоязычных терминов, активно используемых в шоу-бизнесе и редко имеющих аналоги в русском или украинском языках. Их разъяснение предложено в нашем исследовании для того, чтобы избавить отечественных специалистов от возможной путаницы, некорректного понимания определений событий и действующих лиц. Все необходимые термины мы привели в соответствие с обозначенными выше группами.
1. Контакты промоутера в группе «артист и его команда»:
• Manager—менеджер. Менеджер принимает все решения относительно записи музыкального материала, оплаты выступлений, общения с прессой, юридических дел. В частности, все концертные выступления подлежат его утверждению.
• Booking Agent — букинг-агент (обычно — просто агент). Агент работает за комиссию и стремится продать шоу по максимально высокой цене. К агенту промоутер обращается, если хочет организовать концерт. В странах СНГ, и в Украине в частности, агенты не используются, и вопросы по организации шоу промоутер часто решает напрямую с менеджером. Но если работа ведется с западными артистами, контактировать приходится именно с агентом.
• Tour Manager — тур-менеджер. Берет на себя всю работу по организации тура со стороны артиста, собирает деньги, платит по счетам и решает все организационные вопросы.
• Production Manager — продакшн-менеджер (технический координатор) артиста, менеджер по производству шоу. Администрирует и решает все технические вопросы. Продакшн-менеджер артиста составляет технический райдер — документ, в котором закреплены все требования по техническому обеспечению артиста, если шоу не привозится артистом «под ключ». С продакшн-менеджером артиста в плотной связке работает продакшн-менеджер принимающей стороны, который согласовывает все технические особенности площадки, где артисту придется выступать.
• Stage Manager — менеджер сцены. Несет ответственность за установку, монтаж и демонтаж всего оборудования на сцене. Также он контролирует передвижение на сцене людей и оборудования. Иногда (в не очень больших коллективах) роль менеджера сцены выполняет продакшн-менеджер.
• Sound Engineer — звукоинженер, звукооператор. Отвечает за так называемую FOH (Front Of House) — пультовую, контролирующую звук в зале. Задачей звукоинженера является создание звучания, близкого к тому, который зритель слышит на альбомах. Для максимального контроля над качеством звука пультовые располагают в центре зала.
• Monitor Engineer — мониторный инженер. Управляет мониторами, звук из которых артист слышит на сцене во время своего выступления.
Мониторная консоль обычно располагается справа или слева от сцены в прямом видении каждого исполнителя.
• Lighting Operator, Lighting Designer — све-тооператор, художник но свету (в профессиональном просторечии «световик»). Управляет всей световой системой. Он может быть также художником по свету, тем, кто формирует полное световое видение представления и выбирает тип, позицию, цвет и световые приборы.
• Drivers — водители грузовиков. С ними приходится сталкиваться при организации гастролей зарубежных артистов, когда их аппаратура прибывает наземным транспортом.
• Carpenters — плотники. Их роль важна, когда артист гастролирует со своим полноценным шоу. Плотники отвечают за сборку и демонтаж сценических конструкций и декораций [5, с. 219-223].
2. Контакты промоутера с представителями принимающей стороны:
• Владелец клуба, заказчик, инвестор. (Мы объединили разных представителей принимающей стороны по одному принципу: никто из них не занимается непосредственно организацией мероприятия.) Как правило, эти специалисты нанимают уже готовую команду профессионалов или агентство для выполнения поставленной задачи.
• Арт-директор клуба — формирует культурную и музыкальную политику клуба. Именно от него зависит, в каком музыкальном формате будет развиваться клуб. Арт-директор вместе с генеральным директором должны отчетливо представлять себе культурный и экономический масштаб деятельности клуба, временные рамки запускаемого проекта и его конечные цели.
• Директор по маркетингу и рекламе (РR-менеджер, пресс-атташе) — одна из ключевых фигур, отвечающих за всю рекламу, пресс-релизы, информационных спонсоров, связи с общественностью, выполнение обязательств перед спонсорами и т. д.
• Менеджер по наружной рекламе и производству рекламных материалов — отвечает за оптимальные рекламные программы, производство полиграфической продукции: флаеров, плакатов, буклетов, программ, афиш. На него также можно возложить и функцию мерчан-дайзинга (производство рекламной продукции фестиваля — футболок, значков, дисков и т. д.).
Менеджер по рекламе должен ориентироваться в разных типах потенциальной аудитории и четко понимать, на кого и как подействует тот или иной вид рекламы. От него зависит, насколько эффективно будут потрачены деньги на наружную рекламу.
• Менеджер по логистике (тур-менеджер принимающей стороны) — занимается бронированием гостиниц, координацией и согласованием перелетов, оформлением визовых приглашений, планированием графика тура, организацией транспортных перевозок и питания для артистов. Он также составляет itinerary (подробное расписание: время прибытия артистов, место их размещения) и расписание для всех служб во время подготовки мероприятия.
• Продакшн-компания — отвечает за установку сцены, звукового и светового оборудования, саундчеки. Персонал продакшн-компании состоит из следующих лиц: техников по звуку (sound crew) — работают в тесной связке со звукорежиссером или звукоинженером артиста для отстройки звука и поддержания нужного звучания; техников по свету (lighting crew) — работают для отстройки света, фокусирования, поддержания всей световой системы. Команду по свету также привлекают к управлению занавесом, дым-машинами и др.
• Работники сцены (stagehands) — те же грузчики, только работающие на сцене. В их функции входит расстановка аппаратуры под руководством менеджера по сцене, артиста или его продакшн-менеджера. Элементарное знание английского языка работниками сцены весьма желательно.
• Курьеры, раннеры (runners) — осуществляют связь между группой и администрацией площадки, выполняют мелкие поручения артиста и тур-менеджера.
• Кейтеринговая компания (caterers) — организует питание артиста и его команды на площадке [4, с. 163—166].
Безусловно, предложенный список является скорее «идеальным». Подобную команду имеют в своем распоряжении только некоторые из артистов мирового уровня, однако любой профессиональный промоутер должен быть готов к взаимодействию с каждым из перечисленных членов команды, так как у каждого артиста или принимающей стороны команда состоит из абсолютно разного набора позиций.
Теперь, зная, кто и за что отвечает в системе организации концертных мероприятий, мы можем выяснить, какова роль промоутера в этой системе. Промоутер обязан скоординировать работу большинства из перечисленных выше специалистов, наладить социально-коммуникативное взаимодействие с ними.
Рассмотрим простую систему коммуникативных контактов со стороны промоутера, которая, по мнению специалистов и с учетом нашего опыта практической деятельности в шоу-бизнесе, является минимально необходимой при организации концертных мероприятий (см. рисунок).
Manager or Manerment — менеджер или менеджмент
Арт-директор
клуба или культурного центра
Production Manager — продакшн-мененеджер
Промоутер
Инвесторы или спонсоры
Система коммуникативных контактов промоутера
Представленная на рисунке схема предполагает необходимость владения коммуникативной компетенцией в социально-деловом общении каждым из организаторов мероприятия.
В социальном плане необходимая компетентность связана с умениями и навыками установления необходимых отношений сторон, со знанием национальных и культурных особен-
ностей исполнителей, с умениями ориентироваться в потребностях определенной социальной группы зрителей (слушателей) [5, с. 56].
Деловой план взаимодействия сторон заключается в проведении переговоров, подготовке и подписании договоров, контроле над соблюдением сторонами всех устных и письменных договоренностей.
Основную проблему повышения эффективности социально-коммуникативных контактов в отечественном шоу-бизнесе мы видим в непрофессионализме украинских промоутеров, в том, что в нашей стране отсутствуют специальные учебные курсы (в гуманитарных вузах и на факультетах) для подготовки будущих менеджеров к работе именно в сфере шоу-бизнеса. Проблема образования тесно связана с отсутствием необходимой методической литературы, которую могли бы использовать те, кто занят в шоу-бизнесе, но не получил соответствующей профессии.
Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу о том, что систематизация социально-коммуникативных контактов, уточнение ролевых установок организаторов шоу-бизнеса должны получить развитие в конкретных образовательных программах. Профессионалам-промоутерам необходимо владеть всеми навыками делового общения (устного, письменного, телефонного, компьютерного), ориентироваться в профессиональном сленге и точно знать, с кем, как и в какой последовательности проводятся переговоры и заключаются договоры об организации мероприятия.
Решению поднятых в статье проблем посвящено наше диссертационное исследование, включающее аналитическую базу и схемы действий промоутера по организации музыкальных шоу. Соответствующие рекомендации явятся основой для подготовки необходимых специалистам методических материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе [Текст] / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
2. Корнеева, С.М. Музыкальный менеджмент [Текст] / С.М. Корнеева. — М.: Юнити-Дана, 2006. — 303 с.
3. Пригожин, И.И. Политика — вершина шоу-бизнеса [Текст] / И.И. Пригожин. — М.: Алкигамма, 2001. — 320 с.
4. Хальцбаур, У. Event-менеджмент [Текст] / У. Хальцбаур. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
5. Passman, D. All You Need to Know About the Music Business [Text] / D. Passman. — Simon & Schuster Trade, 1997. — 419 p.