УДК 338.2
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Андрейченко А.С., к.э.н., Рахимова Г.М., аспирант Института мировой экономики и информатизации
В статье раскрыты сущность и методологическая база оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем. Подробно рассмотрены принципы оценки эффективности предпринимательской деятельности. Приведены результаты систематизации принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем.
Ключевые слова: инновации, системы, принципы, оценка, проекты, программы, решение, эффективность, исследования, контроль, управление, подход
SYSTEMATIZATION OF THE PRINCIPLES OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF INNOVATION AND ECONOMIC SYSTEMS
Andreychenko A., Ph.D., Rakhimova G., the post-graduate student, Institute of world economy and informatization
In article the essence and methodological base of an assessment of efficiency of innovative activity of economic systems are opened. The principles of an assessment of efficiency of business activity are in detail considered. Results of systematization of the principles of an assessment of efficiency of innovative activity of economic systems are given.
Keywords: innovations, systems, principles, assessment, projects, programs, decision, efficiency, researches, control, management, approach
Под инновационной деятельностью следует понимать комплекс научных, технологических, организационных и финансовых мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. При этом в качестве результатов инновационной деятельности традиционно рассматриваются новые товары, работы, услуги или известные товары, работы, услуги, обладающие новыми качествами.
Инновационная деятельность, реализуемая в рамках проектов и программ, направлена на поиск инновационных решений, определенных проектом (программой) конкретных проблем (расширение ассортимента, повышение качества продукции, совершенствование технологий производства, транспортировки, улучшение организации производства и т.д.), посредством синтеза и плановой реализации инновационных процессов.
В качестве методологической базы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем целесообразно использовать принципы, описанные Асаулом А.Н.[1].
Во-первых, это принцип системного подхода, в рамках которого система предпринимательской деятельности рассматривается как единый объект с упорядоченной структурой и взаимосвязями. Стоит согласится с тем, что этот принцип наиболее полно, точно и достоверно способен теоретически обосновать экономически целесообразное решение и предложить пути его наиболее эффективной практической реализации.
Во-вторых, это принцип оптимизации решений, получивший широкое распространение в теории управления, планирования, прогнозирования, а также в проектной, производственной, коммерческой деятельности.
В-третьих, это принцип сопоставимости сравниваемых вариантов, обеспечивающий сопоставимость, как экономических категорий, так и обеспечиваемых условий, при которых возможна сравнимость показателей и характеристик, полученных различными методами или в различное время.
В-четвертых, это непосредственные принципы оценки эффективности предпринимательской деятельности, включая:
- альтернативность процесса целеполагания,
- допустимость использования нескольких критериев оптимальности,
- целесообразность отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций,
- принцип маркетинга как рыночной концепции управления,
- принципы взаимодополняемости целевых характеристик, обеспечивающих сочетание результирующих характеристик;
- принцип стратегической гибкости и адаптивности производственных систем.
При исследовании принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем определенный интерес представляют научные результаты Бурцева Ю.А. [2] в
области теории стратегического управления эффективностью предпринимательства, которым былидополнены принципы управления эффективностью деятельности субъектов предпринимательства на микроуровне, в частности:
- принцип рациональности разработки рабочих мест;
- оптимальности размещения оборудования;
- гибкости производства посредством сочетания ячеечного размещения оборудования с унифицированностью материалов, используемых в производстве;
- сбалансированности операций;
- пропорциональности в формировании запасов исходя из элементов программы производства; интегрированности подразделений в процессы производства.
Также заслуживает внимания позиция Чегодаевой А.Н.[141] о том, что осуществление эффективной производственно-инновационной деятельности на промышленных предприятиях должно основываться на учете двух следующих основополагающих принципах.
Первый принцип - принцип маркетингового подхода производственно-инновационной деятельности предприятия, в соответствии с которым разрабатываемые и внедряемые на промышленном предприятии инновации и производимая продукция должны одновременно рассматриваться как результат поиска баланса интересов, как потребителей, так и производителей.
То есть, внедрение на предприятии всех видов инноваций должно осуществляться, с одной стороны, в соответствии с требованиями потребительского рынка, с другой, насущными интересами предприятия в инновационном развитии. При этом принцип маркетингового подхода рассматривается в качестве генерального принципа осуществления всей производственно-инновационной деятельности предприятия, в соответствии с которым разрабатывается и инновационная, и технологическая, и продуктовая политика промышленного предприятия
Второй принцип - принцип обеспечения непрерывности инновационной деятельности на промышленном предприятии, что соответствует одному из главных требований инновационной экономики.
При определении принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем за основу были взяты общие принципы осуществления инновационной деятельности, среди которых традиционно выделяются:
- принцип новых задач;
- принцип системного подхода;
- принцип первого руководителя;
- принцип непрерывного развития системы;
- принцип единства информационной базы;
- принцип комплексности задач и рабочих программ;
- принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы;
- принцип унификации;
Таблица 1. Принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем
№ Группа принципов Состав принципов
1 Основополагающий принцип Сопоставление эффекта (результата) и затрат
2 Диалектические принципы Системный подход, комплексный подход, динамический подход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количества в качество и качества в новое количество, принцип "отрицание отрицания", принцип единства анализа и синтеза, принцип ранжирования, принцип обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов, принцип оперативности, принцип количественной определенности и др.
3 Принципы государственной политики в научной и инновационной деятельности Свобода научного и научно-технического творчества, правовая охрана интеллектуальной собственности, интеграция научной, научно-технической деятельности и образования, поддержка конкуренции в сферах науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности: развитие международного научного сотрудничества.
4 Принципы оценки инновационного потенциала экономической системы принцип оценки уровня составляющих инновационного потенциала, - принцип оценки сбалансированности составляющих инновационного потенциала, - принцип оценки уровня и динамики инновационной активности
5 Принципы оценки инновационного потенциала экономической системы Принципы оценки эффективности: - создания и приобретения результатов маркетинговых исследований; - обучения и подготовки персонала; - создания и приобретения машин и оборудования; - реализации экологических инноваций; - осуществления исследований и разработок; - создания и приобретения программных средств и программного обеспечения; - создания и приобретения новых технологий (включая приобретение прав на патенты и патентных лицензий)
6 Принципы, характеризующие эффективность осуществления инновационных процессов Принципы оценки инновационных процессов с позиций: целей организации, ее стратегии, политики и ценности; маркетинга; НИОКР; финансов; производства.
7 Принципы оценки результатов инновационной деятельности - принципы научно-технических оценок, - принципы экономических оценок, - принципы социальных оценок - принципы экологических оценок
- принцип открытости;
- принцип ориентации на будущее;
- принцип творческого, созидательного подхода.
Результаты систематизации принципов оценки эффективности
инновационной деятельности экономических систем приведены в таблице 1.
Помимо представленных в таблице 1 принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем следует также выделить:
- принцип оценки добавленной стоимости от инновационной деятельности. Это позволяет сопоставлять эффективность традиционной и инновационной деятельности на ее производственной стадии по глубине добавленной стоимости;
- принцип сопоставимости методов контроля эффективности инновационной деятельности с методами контроля эффективности традиционной деятельности;
- принцип соответствия процессов развития инновационной деятельности экономической системы общей стратегии развития экономической системы.
Таким образом, проведенные исследования показывают, что принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем можно представить в виде цепочки взаимосвязанных принципов: «основополагающий принцип - диалектические принципы - принципы государственной политики осуществления инновационной деятельности - принципы оценки инновационного потенциала - принципы оценки инновационной активности - принципы, характеризующие эффективность осуществления инновационных процессов, - принципы оценки результатов инновационной деятельности».
Литература:
1. Асаул А. Н. Феномен инвестиционно-строительного комплек-
са, или сохраняется ли строительный комплекс страны в рыночной экономике. М., 2001.
2. Бурцев Ю. А. Методология разработки стратегии повышения эффективности деятельности предпринимательских структур.Специ-альность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва 2011.
3. Глухова Л. В. Управление инновационной деятельностью предприятий в современных экономических условиях (методология, теория, практика). Специальность 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством» (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2010.
4. Кузнецов Е. Ю. Инновации и их роль в экономическом развитии. Специальность: 08.00.01 - политическая экономия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2000.
5. Столяров С. М. Обоснование методов оценки экономической эффективности инновационных проектов с участием государства : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05. -Москва, 2009.
6. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2012.
7. Тумина Т.А. Методология оценки эффективности инновационной деятельности. Транспортное дело России №1, 2009.
8. Фирсова А. А. Теория и методология инвестирования инновационной деятельности на основе государственно-частного партнерства. Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Саратов, 2012.
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №6 2014 | 89
9. Чегодаева А.Н. Развитие региональных инновационных систем. 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2012.
10. Чистякова Н. О. Мониторинг и оценка эффективности функ-
ционирования инфраструктуры инновационной системы региона. Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск 2009
УДК 656.6
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПОРТОВОГО КОНТРОЛЯ
Кулганик А.А., государственный инспектор, магистр Керченского государственного морского технологического университета
В работе рассмотрена актуальная проблема -эффективность обеспечения безопасности мореплавания службами государственного портового контроля. Выявлены недостатки существующих методик решения данной задачи, а именно большое влияние человеческого фактора и большой объем нормативно - правовой базы, регулирующей безопасность мореплавания конкретного судна. В результате предложены пути решения этой задачи.
Ключевые слова: морское судно, безопасность мореплавания, служба государственного портового контроля.
EVALUATING THE PERFORMANCE OF SERVICESPORT STATE CONTROL
Kulganik A., state inspector, master of the Kerch State Marine Technical University
The paper deals with actual problem - the effectiveness of the safety of navigation of the port state control services. Identified shortcomings of existing techniques for solving this problem, namely the great influence of the human factor and a large amount of normative - legal framework governing the safe navigation of a particular vessel. As a result of the ways to solve this problem are described.
Keywords: sea-going vessel, the safety of navigation, the service state of the port-governmental control.
Постановка задачи в общем виде
В случае задержания судна по результатам проверки органами государственного портового контроля судовладелец неизбежно терпит крупные убытки.
Несмотря на то, что порядка 95% судов под российским флагом не испытывают проблем при государственном портовом контроле в иностранных портах, судовладельцам, тем не менее, стоит обратить пристальное внимание на соответствие требованиям международных стандартов безопасности, постоянно контролируемых меморандумами.
Ведь и задержание судна, и даже проверка со сравнительно большим количеством выявленных недостатков может привести к серьезному ущербу для судоходной компании. Это убытки в связи с простоем судна, ухудшение профиля риска не только данного, но и всех судов, находящихся в управлении компании, их более частые проверки, ущерб деловой репутации компании.
Между тем, некоторые судовладельцы, неэффективно внедряют и используют системы управления безопасностью судов, а после задержания судна не пытаются решить очевидные проблемы системно.
Изложение материала исследования
Анализ статистика задержаний говорит об объективном характере претензий. Так, по данным за период 2012-2014 годы, причинами задержаний были недостатки в отношении объектов противопожарной защиты (20% недостатков, послуживших основанием для задержания судов), спасательных средств (12%), главных и вспомогательных механизмов (9%) и др.
В перечне несоответствий объектов противопожарной защиты отмечаются в первую очередь ненадлежащее состояние основных и аварийных пожарных насосов, недостаточная готовность средств борьбы с пожаром к их немедленному использованию, ненадлежащее состояние закрытий вентиляции, систем обнаружения пожара, недостатки в отношении снаряжения пожарных и носимых средств.
В категории спасательных средств, в свою очередь, выделяются проблемы с запуском двигателей спасательных шлюпках (отказ двигателя, разряженные стартовые батареи, обводнение или отсутствия топлива), затрудненный спуск и подъем шлюпки (ненадлежащее техническое обслуживание спускоподъемных устройств, тормозов лебедок). Также среди распространенных нарушений - истекшие сроки годности оборудования и снабжения, его функциональная неработоспособность, недостаточность аварийного освещения мест
сбора и посадки [1, 2].
В отношении главных и вспомогательных механизмов каждый второй недостаток связан с загрязненностью машинного отделения нефтепродуктами, несвоевременным и неполным сбором нефтео-статков. Так же частым замечание со стороны портового контроля является не соответствие и недоукомплектованность ЗИП, что особенно актуально для судов возрастом более 15 лет.
Вероятность задержания увеличивается с возрастом судна. Пороговым значением является возраст в 15 лет. Исключением не стал и 2014 год, когда 89% задержаний произошли с судами старше указанного срока. За прошедший период текущего года не было задержано ни одного российского судна возрастом до 15 лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что количество несоответствий на прямую зависит от возраста судна [3-5]. Вероятность возникновения одного и того же замечания на разных судах растет прямо пропорционально увеличению возраста судна.
Существует ряд типовых замечаний, которые легко обнаружить на преобладающей массе судов.
Если, для примера, рассмотреть морской сухогруз под флагом РФ возрастом от 15 до 25 лет то вероятность обнаружения несоответствий в категории спасательных средств может достигать 35-40 процентов.
В свете выше изложенного можно выявить зависимость и вероятность обнаружения какого либо несоответствия еще до захода судна в порт.
В, приведенной выше, таблице 1.1 легко выявить вероятность возникновения какого- либо замечания на различных типах судов с различным возрастом. Таким образом,можно сделать вывод: возраст судна на прямую влияет навероятность возникновения несоответствия при проверке.
В таблице 1.1 вероятность обнаружения несоответствия в части аварийно спасательного имущества на судах типа сухогруз возрастом 15-20 лет равна 30-35 %. О чем же говорит эта цифра? В основном эта зависимость возникаетвследствии ненадлежащей работы экипа-жаи финансированиясуднасо стороны судовладельца на протяжении всего периода эксплуатации судна. Проверки такого судна несут избирательный характер, что в свою очередь приводит к накоплению различных мелких замечаний, которые могут послужить причиной возникновения значительных несоответствий в будущем.
Основной задачей инспектора портового контроля, является обнаружение каких-либо несоответствий и контроль своевременного их устранения на раннем этапе и предотвращения их возможного развития.