Научная статья на тему 'Систематизация отечественного законодательства'

Систематизация отечественного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4327
874
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНКОРПОРАЦИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ / КОДИФИКАЦИЯ / КОДЕКС / НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ / ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ / СИСТЕМА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / УСТАВ / УЧЕТ / INCORPORATION / CONSOLIDATION / CODIFICATION / CODE / INFORMAL INCORPORATION / BASES OF THE LEGISLATION / OFFICIAL INCORPORATION / SYSTEM / SYSTEMATIZATION / CHARTER / ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванникова Ольга Ивановна

Рассматриваются вопросы систематизации законодательства, ее цели и виды, а также некоторые ее проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of domestic legislation

The article deals with the issues of purpose and types of systematization of legislation and some other problemes of systematization.

Текст научной работы на тему «Систематизация отечественного законодательства»

Иванникова Ольга Ивановна

Систематизация отечественного законодательства

Аннотация: рассматриваются вопросы систематизации законодательства, ее цели и виды, а также некоторые ее проблемы.

Ключевые слова: инкорпорация, консолидация, кодификация, кодекс, неофициальная инкорпорация, основы законодательства, официальная инкорпорация, система, систематизация, устав, учет.

Право того или иного государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса все эти нормы должны быть согласованы, организованы, структурированы и приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие «система» предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно систематизация права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.

Целью систематизации нормативных правовых актов является упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, то есть классифицирование и облегчение поиска необходимых правовых актов. Во внутреннем плане она направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, то есть на устранение коллизий и пробелов в праве. В ней нуждаются и законодатель, и правоприменители, и все граждане.1

Активизация правотворческого процесса отрицательно сказалась на организации российского законодательства, в целом:

> недостаточно отработана его единая внутренняя согласованная структура;

1 Гранат Л. Н. «Общая теория права и государства» Учеб-

ник для вузов Изд. 3-е перераб и доп. / под ред. проф. Лазарева В. В. - Москва, Юристъ. - 2000., с 196

> имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу законодательных и иных нормативных актов;

> многие нормативные акты, вплоть до конституций и уставов субъектов Федерации, не приведены в соответствие с Конституцией и законодательством;

> до сих пор нормативно не определен круг правовых актов бывшего СССР и иных, сохранивших свое действие на территории России; существуют дублирующие предписания;

> нуждается в завершении разграничение правотворческих полномочий Федерации и ее субъектов;

> сказывается отсутствие системообразующей цели проводимой правовой реформы, обоснование характера российской правовой системы, приоритетов в ее развитии, легитимации новых источников права.

Неупорядоченность законодательства ведет к неэффективности правового пространства в стране. Правовой массив требует инвентаризации и последующей систематизации. Систематизация законодательства есть его упорядочение, то есть расположение нормативного материала в определенной системе на основе объединения правовых актов в тематические, хронологические или иные сборники с тем, чтобы обеспечить доступность законодательства субъектам праворе-ализации, дать им возможность с наименьшими затратами времени правильно ориентироваться в юридических нормах, быстро отыскать требуемые, используются такие виды систематизации нормативных актов, как инкорпорация, консолидация и кодификация.

Систематизация отечественного законодательства

Инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел например в суде.

Инкорпорация может быть официальной (проводимой по поручению уполномоченного правотворческого органа с последующим утверждением им) и неофициальной. Кроме того, некоторые авторы выделяют официозную (полуофициальную) инкорпорацию (проводимую по поручению уполномоченного правотворческого органа, но без последующего утверждения). Различают также генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство либо все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.2

Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативных правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2 Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. - М.: 2003.

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Целью консолидации является устранение множественности нормативных актов и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений3.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

• Основы законодательства — это нормативный правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

• Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

• Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например,

3 Хропанюк В. Н. «Теория государства и права» Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. / под ред. проф. Стреко-зова. - М.: Интерстиль, 2001., с. 246.

Правовая информатика

президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

Некоторые авторы4 выделяют еще один вид систематизации законодательства — учет.

Учет нормативных актов — это сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).5

Упорядочение системы права в России неразрывно связано с преодолением «шквала» ведомственных актов. Их число у ряда министерств исчисляется тысячами исходящих нормативных документов, которые не то что исполнить, но просто изучить представляется проблематичным.

Главная проблема — найти разумное соотношение между законодательством и подзаконным нормотворчеством. Необходимо четкое, на уровне федерального конституционного закона закрепление тех общественных отношений, которые должны регулироваться только законами. Систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью.

В разные периоды развития государства потребность в систематизации законодательства

бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же модификации, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. Но проблема систематизации законодательства всегда должна быть актуальной. Как правило, эффективное использование приемов систематизации позволяет обнаружить и своевременно восполнять пробелы в действующем законодательстве.

Резюмируя вышесказанное, представляется необходимым:

1) провести ревизию всего действующего нормативно-правового материала на предмет его очищения от большого количества фактически не действующих, но формально не утративших силу нормативных актов, создание новых, в которых будут консолидированы разрозненные действующие статьи и положения;

2) создать единую базу всех правовых актов, принимаемых законодательной и исполнительной властью на федеральном уровне;

3) проанализировать формы и виды систематизации, системы классификаций правовой материи с учетом методологии компьютерной обработки нормативных правовых актов и их элементов.

4 А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2005.

5 А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2005. — 370 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.