Научная статья на тему 'Систематизация методов налогового регулирования экономического развития региона'

Систематизация методов налогового регулирования экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое регулирование / налоговые льготы / налоговые санкции / экономическое развитие региона / tax adjusting / tax deductions / tax approvals / economic development of region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И В. Бережная, Е Е. Сушкова

Исследованы методы налогового регулирования, включая налоговые льготы, санкции и прочие, их систематизация, учитывая характер и направление налогового воздействия, а также стратегические цели и задачи экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of methods of the tax adjusting of economic development of region

The article is devoted to research of methods tax regulations, including tax benefits, sanctions, and others, their classification, considering the nature and direction of tax effects, strategic goals and objectives of regional economic development.

Текст научной работы на тему «Систематизация методов налогового регулирования экономического развития региона»

4. ЕКОНОМ1КА, ПЛАНУВАННЯ ТА УПРАВЛ1ННЯ В ГАЛУЗЯХ

УДК 332.146.2 Проф. И.В. Бережная1, д-р экон. наук; ассист Е.Е. Сушкова1

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Исследованы методы налогового регулирования, включая налоговые льготы, санкции и прочие, их систематизация, учитывая характер и направление налогового воздействия, а также стратегические цели и задачи экономического развития региона.

Ключевые слова: налоговое регулирование, налоговые льготы, налоговые санкции, экономическое развитие региона.

Повышение эффективности системы управления социально-экономическим развитием региона требует разработки механизма налогового регулирования экономического развития региона, обеспечивающего создание условий для активизации предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности региона, внедрения инноваций. Это предопределяет особую актуальность систематизации налоговых методов, позволяющих осуществлять стимулирующее воздействие на процессы экономического развития региона, учитывая природно-ресурсный потенциал, региональные особенности организации хозяйственной деятельности и приоритеты развития территориально-общественной системы.

Анализ последних исследований и публикаций продемонстрировал, что работы большинства отечественных и зарубежных ученых (Г. Гендлер [5], Д.В. Латипова [8], Е.А. Литвиненко [9], А.М. Соколовская, И.А. Лунина [14], Д.О. Тарангул [15] и др.), в основном, посвящены исследованию различных аспектов использования методов налогового стимулирования экономического развития. В работе А.И. Накая [12] методы налогового регулирования рассматриваются как эффективные инструменты сдерживания негативных явлений в экономике, в частности в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. Ученые Л.М. Дейнис [6], Т.Ф. Юткина [16] в своих исследованиях обосновали необходимость систематизации инструментов налогового регулирования, выделяя способы и методы налогового воздействия. При этом налоговые способы включают систему льгот и систему санкций, а к налоговым методам относятся основные виды налоговых льгот. По мнению авторов статьи, такая систематизация инструментов налогового регулирования не позволяет учитывать характер (стимулирование или сдерживание) и направление их воздействия.

В связи с этим целью данной статьи является систематизировать методы налогового регулирования, включая налоговые льготы, санкции и прочие, учитывая характер и направление налогового воздействия, а также стратегические цели и задачи экономического развития региона.

1 Национальная академия природоохранного и курортного строительства, г. Симферополь

Так, согласно п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса Украины, налоговые льготы предоставляются экономическим субъектам посредством применения налоговых вычетов (скидок), уменьшения налогового обязательства, установления сниженной ставки налогообложения или полного освобождения от уплаты налога и сбора. Вишневский В.П. [4, с. 173] обосновывает, что налоговые льготы рассматриваются в зависимости от изменения элемента налога и предоставляются в виде изъятия (освобождения от налогообложения отдельных объектов), скидки (уменьшения базы налогообложения) или кредита (уменьшения налоговой ставки). Также Д.О. Тарангул [15] отмечает, что налоговое регулирование осуществляется посредством предоставления налоговых льгот, применения реструктуризации налоговых долгов, легализации теневых доходов, заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, учитывая цель и сферу их применения. При этом ученые [4, с. 173; 2, с. 39] предлагают разделять налоговые льготы на общие, которые предоставляются всем экономическим субъектам, и специальные, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков.

Таким образом, к налоговым льготам авторы статьи предлагают относить методы налогового регулирования, которые предусматривают полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков посредством оптимизации (снижения или дифференциации) ставок налогообложения, уменьшения базы налогообложения, введения специальных налоговых режимов, применения налоговых кредитов, предоставления налоговых каникул, учитывая вид экономической деятельности или особенности территории (рис.), что обеспечит эффективное стимулирующее воздействие на процессы социального, экономического развития и экологизации производства в регионе. Данный подход позволяет рассматривать налоговые льготы в качестве методов налогового стимулирования, учитывая стратегические задачи экономического развития региона, решение которых предусматривает создание условий для активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, стимулирования разработки и внедрения инноваций.

Так, в качестве метода налогового стимулирования экономического развития региона следует рассматривать установление льготных налоговых ставок посредством снижения или дифференциации ставок налогов, что позволит оптимизировать налоговое давление на экономических субъектов, а также обеспечит относительное равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогообложения. Это позволит создать благоприятные условия для развития приоритетных видов экономической деятельности, привлечения новых инвестиций, обеспечивая таким образом экономический рост. Применение льготных налоговых ставок не должно носить избирательный характер в зависимости от формы собственности, иметь форму принуждения (обязательность и административно-командный характер применения), ущемлять интересы экономических субъектов, а также приносить ущерб доходам местных бюджетов [16]. Это предопределяет необходимость экономического обоснования оптимальной величины ставок налогообложения, учитывая налоговый и экономический потенциалы региона.

Методы налогового регулирования экономического развития региона

Характер налогового воздействия

Налоговые льготы

Льготные налоговые ставки

И нвестицион ный налоговый кредит

Налоговые вычеты (скидки)

Налоговые санкции

Финансовые штрафы, пеня, доначисление налогов

Двойной или повышенный _размер ставок_

■ снижение налоговых ставок; • дифференциация налоговых ставок

"1М

Оптимизация налогового давления

развитие приоритетных видов эконоишчес кой деятельности; ■ активизация предпринимательской

деятельности

Налоговые канику лы ■ временное освобожде1ше ог уплаты налогов И\ V Частичное или полное освобождение от уплаты налогов ■ создание условий для развития [ ма.юг о и среднего бизнеса

Специальные налоговые режимы ■ установление особого порядки 1 шлогообложе» ЕИЯ У Миши.газация затрат на администрирование налогов ■ стимулирование развитая малого 1 (редирикимягел ьства; 1- ■ активизация инвестиционной и Г > га 1 юла 1 и Ю! п юй деятельности

■ отсрочка уплаты налогов

У

Исг юльэование налогового обязгпельспш в качестве инвестиций п средне- и высокорез кабельные проекты

активизация Инвестиционной и I и шовациош [ой деятели юсти

пение базы К. ложения на ^ \

У

■ уменьшение налогообложения сумму инвестиций в инновации

■ уменьшение дохода экоиоми ческих субъектов за не соблюдение норм налогового ян® нодательства

V

Использование налогооблагаемого дохода для финансирования расширения производства и внедрения инноваций

Уме! 1ьтпе1 те количества нарушений налогового законодательства, усиление налогового контроля

• активизация инновационной

деятельности;

1 повышение уровня экологизации производства

реализация сдерживающего воздействия на социально-экономические процессы, снижающие1-уровень конку решоспособноетн и инвестиционной I фивлекательности региона

Прочие налоговые методы

Повышение налогового контроля и автоматизация аналити ческой работы

Налоговая амнистия

■ формирование достоверной информационной ба-• освобождение от налогообложе! шя летая тированных доходов_

А

У

Повышение уровня «прозрачнос ти» и легальности предпринимательской деятельности

■ осуществление мониторинга показателей социально-экономического развития региона: минимизация финансовых потерь местных бюджетов

Результат налогового воздействия

Повышение ин вестицио иной пр ивл скате л ьности региона

Ин новацион ное развитие экономики региона

Обеспечение стабильно го роста налоговых поступлений в местные бюджеты

Рис. Функциональный подход к систематизации методов налогового регулирования экономического развития региона

При этом следует учитывать, что законодательно установленные полномочия республиканских советов дают возможность местным органам власти регулировать развитие предпринимательской деятельности в сфере торговли, развлечений, предоставления бытовых услуг, рекреационной сферы, обеспечивая рациональное природопользование и развитие инфраструктуры региона. Учитывая важную роль минимизации налогового давления на экономических субъектов в условиях преодоления экономических кризисов, авторы статьи согласны с мнением И.А. Луниной [10, с. 26], В.Н. Мельника в том, что это позволяет повысить финансовую заинтересованность экономических субъектов в осуществлении предпринимательской деятельности, обеспечивая при этом приток налоговых поступлений в доходную часть бюджета.

Основываясь на результатах оценки международного опыта стимулирования экономического роста, авторы отмечают, что льготные налоговые ставки используют также в качестве одного из методов стимулирования предпринимательской активности в сфере малого бизнеса, что реализуются посредством установления более низких ставок налога на прибыль и введение необлагаемого объема продаж по НДС. При этом Н.Н. Варакса [3] отмечает, что предоставление налоговых льгот по прямым налогам обеспечивает повышение конкурентоспособности малых предприятий, рост их инвестиционной и инновационной активности, а льготная схема косвенного налогообложения позволяет минимизировать затраты на администрирование налогов.

Однако, по мнению авторов статьи, налог на прибыль предприятий и НДС не могут быть рассмотрены в качестве инструмента региональной налоговой политики, что обусловлено законодательно установленными полномочиями местных органов власти. Поэтому авторы считают, что в качестве метода стимулирования предпринимательской активности в сфере малого и среднего предпринимательства следует рассматривать установление налоговых каникул и применение специальных налоговых режимов, обеспечивающих создание условий для ускорения темпов экономического развития и решения социальных проблем в регионе.

В данной связи следует отметить, что введение налоговых каникул осуществляется посредством освобождения экономических субъектов от уплаты налогов в течение установленного периода времени, что позволяет снизить до минимума налоговое давление на малый бизнес, создавая таким образом условия для ускорения темпов экономического роста, снижения уровня безработицы и повышения доходов населения в регионе. При этом А.С. Яремчук [17, с. 180] отмечает нецелесообразность применения налоговых каникул в условиях кризиса, учитывая низкий уровень заинтересованности субъектов экономической деятельности, обусловленный отсутствием доходов. Разделяя мнение ученого, авторы отмечают, что использование данного метода в условиях экономического кризиса требует оптимизации сроков действия налоговых каникул и перечня категорий экономических субъектов, имеющих право на применение данного метода.

В свою очередь создание специальных налоговых режимов предполагает установление особого льготного порядка налогообложения для отдель-

ных групп налогоплательщиков, который позволяет упростить методику расчета налогов, уменьшить периодичность их уплаты, снизить затраты на администрирование налогов, минимизировать налоговую нагрузку. Это создает благоприятные налоговые условия для повышения уровня вложения инвестиций и внедрения инноваций в приоритетные сферы экономической деятельности, а также стимулирования предпринимательской активности в регионе. Так, ученые Д.В. Латипова [8, с. 22-24], А.М. Соколовская, Т.И. Ефименко, И.А. Лунина [14, с. 29] обосновали необходимость использования специальных налоговых режимов с целью обеспечения государственной поддержки развития приоритетных сфер экономической деятельности, либо отдельных территорий и производственных комплексов, выделяя при этом упрощенные системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, административно-территориальных образований, агропромышленного комплекса и субъектов совместной деятельности.

Данная система предполагает установление льготной схемы налогообложения на территориях приоритетного развития, что позволяет создать условия для повышения их инвестиционной привлекательности и обеспечить максимально эффективное использование природно-ресурсного, научно-технического и трудового потенциалов. Так, Т. Паенко [13, с. 237] обосновывает, что временное установление на определенной территории специальных налоговых режимов обеспечивает создание благоприятных условий для интенсификации инвестиционных и инновационных процессов. А. Кизыма, И. Кушнирык [7, с. 120] также отмечают, что введение специальных налоговых режимов позволяет максимально учитывать особенности и приоритетные направления развития региона, обеспечивая повышение его инвестиционной привлекательности и инновационного потенциала. По мнению Е.А. Михуринской [11, с. 259, 309], использование специальных налоговых режимов в качестве инструмента регулирования социально-экономического развития региона обеспечивает формирование инновационно-предпринимательской среды на основе сбалансированности интересов бизнеса и общества, что создает благоприятные условия для развития человеческого капитала, новых форм организации бизнеса, способствуя таким образом развитию конкурентных преимуществ региона. Также А. Кизыма, И. Кушнирык [7, с. 119] обосновали, что введение специальных налоговых режимом для малого бизнеса способствует созданию новых рабочих мест и развитию самозанятости, что обеспечивает решение многих социальных проблем и стабилизирует социальную ситуацию в регионе.

В качестве метода налогового стимулирования инвестиционных и инновационных процессов авторы статьи предлагают рассматривать инвестиционный налоговый кредит, что предполагает предоставление налогоплательщикам временной отсрочки по уплате налога при осуществлении инвестиционной деятельности. Это позволяет снизить налоговое давление на экономических субъектов, стимулируя вложение капитала в средне- и высокорентабельные инвестиционные проекты. Ученые Г. Гендлер [5], Е.А. Литвиненко [9], Л.В. Корж, Н.В. Романюк, А.И. Яковлев обосновывали важную роль инвестиционного налогового кредита и налоговых вычет (скидок) в создании

условий для активизации инвестиционно-инновационных процессов, акцентируя при этом внимание на необходимости стимулирования расширения производства. Опыт ведущих стран мира в создании благоприятного климата в регионе для привлечения инвестиций и внедрения инноваций подтверждает эффективность предоставления отсрочки в налогообложении сумм, направленных на формирование инвестиционных резервов, применения исследовательского налогового кредита, а также использования полного или частичного уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму инвестиций. Это позволяет авторам статьи определить инвестиционный налоговый кредит как наиболее перспективный и эффективный метод налогового стимулирования внедрения инвестиций и инноваций в приоритетных видах экономической деятельности.

При этом следует отметить, что предоставление инвестиционного кредита не меняет принципиальных основ налогообложения, позволяя при этом оперативно корректировать динамику инвестиционных и инновационных процессов. Также инвестиционный налоговый кредит, в отличие от других методов налогового регулирования, не снижает фискальный потенциал системы налогообложения, что проявляется в увеличении налоговых поступлений в бюджет в результате активизации предпринимательской деятельности и повышения уровня доходов экономических субъектов.

Ученые Ю.Н. Барский и В.Г. Полищук [1, с. 7-8] в качестве наиболее перспективных методов стимулирования инновационного развития региона выделяют налоговый научный и инвестиционный кредиты, налоговые преференции для наукоемких и экологоориентированных предприятий и экономических субъектов, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что обеспечивает развитие новых технологий и внедрение научных достижений в экономической, экологической и социальной сферах региона. При этом ученые Т.Ф. Юткина [16], А.И. Крысоватый, О. Сторожук полагают, что налоговый кредит и другие налоговые преференции в области инвестирования должны предоставляться, в первую очередь, для экспортных производств и в рамках инновационных или социально ориентированных инвестиционных программ регионального развития.

В качестве метода стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности следует также выделять налоговые вычеты, которые предполагают полное или частичное исключение из базы налогообложения сумм, направленных на расширение или модернизацию производства. Литвиненко Е. А. [9, с. 35] обосновывает, что использование налоговых вычетов является наиболее эффективным методом стимулирования инвестиционной, научно-технической и инновационной деятельности, поскольку позволяет учитывать специфику конкретного вида экономической деятельности, обеспечивая при этом ускорение темпов развития производства. При этом применение налоговых вычетов в меньшей степени снижает налоговые поступления в бюджет, чем введение налоговых каникул или снижение налоговых ставок, что также способствует эффективному решению задач налогового регулирования относительно усиления налогового потенциала региона.

Принимая во внимание нормы Налогового кодекса Украины (ст. 158), следует отметить, что применение налоговых вычет позволяет снизить налоговую нагрузку на экономических субъектов, которые осуществляют переход на потребление альтернативных источников энергии (солнца, ветра, фотосинтеза, геотермальной энергии), используют возобновляемые виды природных ресурсов, реализуют энергосберегающие проекты, обеспечивают снижение уровня отходов и вредных для окружающей среды выбросов, а также осуществляют деятельность по переработке вторичного сырья, способствуя таким образом созданию условий для интенсивного экономического роста и повышения качества жизни населения в регионе.

Также в подразделе 4 переходных положений Налогового кодекса Украины предусмотрена возможность применения экономическими субъектами определенных налоговых вычет при условии использования высвобожденных средств на расширение производства, переоснащение материально-технической базы, внедрение новых технологий или выплату процентов и погашение кредитов, направленных на вышеуказанные цели. Это позволяет создать условия для развития и повышения инвестиционной привлекательности рекреационной сферы, легкой промышленности, судостроения, агропромышленного комплекса региона. Таким образом, целевое использование высвобожденных финансовых ресурсов будет способствовать росту налоговых поступлений в местные бюджеты в следствие активизации и повышения эффективности предпринимательской деятельности в регионе.

Таким образом, разработка комплекса методов налогового стимулирования, обеспечивающих целевое, сбалансированное и гибкое воздействие на экономические процессы, позволит активизировать развитие приоритетных сфер экономической деятельности, инвестиций, внедрение ресурсосберегающих технологий, что обеспечит рост налоговых поступлений в местные бюджеты и расширение финансовых возможностей местных органов власти в решении социальных и экономических проблем в регионе. При этом с целью обеспечения сбалансированного развития экономики региона необходимым также является осуществление сдерживающего налогового воздействия на экономические процессы, негативно влияющие на жизнедеятельность региона, что осуществляется посредством применения налоговых санкций.

В данной связи следует отметить, что согласно п. 14.1.265 ст. 14 Налогового кодекса Украины налоговые санкции применяются к экономическим субъектам в виде фиксированных сумм (платы) или процентов в связи с нарушением ими правил налогообложения, определенных законодательством. При этом Е. П. Орлюк отмечает, что в зависимости от характера воздействия налоговой санкции на деятельность экономического субъекта, следует выделять непосредственное наказание, которое оказывает влияние на имущественное состояние налогоплательщика (штраф, конфискация объектов налогообложения, лишение свободы), и опосредованное наказание, которое не связано с имущественными потерями плательщика, но ограничивает его деятельность или уменьшает доход в будущем (арест счета, временное прекращение деятельности предприятия).

Таким образом, к налоговым санкциям нами предложено относить методы налогового регулирования, которые предусматривают применение к экономическим субъектам штрафных санкций, начисление пени, доначисление налогов, а также применение повышенных или двойных налоговых ставок, что обеспечит эффективную реализацию сдерживающего воздействия на социально-экономические процессы в регионе.

Так, применение штрафных санкций и пени, доначисление налогов направлено на усиление налогового контроля за функционированием экономических субъектов, деятельность которых осуществляется с нарушением норм налогового законодательства, искажает принципы конкуренции, а также приводит к дестабилизации экологической ситуации в регионе. Это позволит ограничивать предпринимательскую деятельность, несоответствующую стратегическим приоритетам регионального развития, снизить риск неуплаты налогов в бюджет, регламентировать воздействие экономических субъектов на окружающую среду, а также сдерживать проявление других негативных тенденций в экономике региона. При этом с целью повышения эффективности регулирующего воздействия системы налогообложения на процессы экономического развития региона авторы статьи считают необходимым устранение противоречий в законодательном основании для применения штрафных санкций, оптимизацию их размера, а также обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности за совершение экономическими субъектами налоговых правонарушений.

Также в качестве налоговых санкций следует рассматривать применение повышенных (прогрессивных или двойных) ставок налогообложения, поскольку их использование позволяет осуществлять сдерживающее воздействие на социально-экономические процессы, которые негативно влияют на темпы экономического роста и снижают уровень конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона. При этом следует учитывать, что эффективность реализации сдерживающей функции налогового регулирования зависит от того, насколько установленная прогрессия налоговых ставок обеспечивает существенное повышение уровня налогового давления на экономических субъектов при незначительном увеличении объекта налогообложения. В данной связи, нами обоснована необходимость установления экономически взвешенных и аргументированных размеров повышенных налоговых ставок, учитывая характер процессов регионального развития, которые необходимо сдерживать или приостановить.

Выделяя прочие методы налогового регулирования, авторы статьи акцентируют внимание на необходимости усиления налогового контроля и повышения уровня автоматизации аналитической работы налоговых органов, что обеспечивается посредством систематизации и оптимизации информации о деятельности и финансовом состоянии экономических субъектов, а также посредством осуществления экспертной оценки уровня налогового давления на субъектов предпринимательской деятельности в регионе. Это позволит минимизировать влияние человеческого фактора при применении налоговых санкций, а также обеспечит постоянный мониторинг процессов социально-

экономического развития региона, влияющих на величину налогового потенциала региона. Так, И.А. Лунина, В.В. Балицкая, О.В. Короткевич, Н.Б. Фролова [10, с. 26] обосновали необходимость совершенствования методов налогового регулирования посредством формирования информационной базы, обеспечивающей осуществление мониторинга показателей финансовой устойчивости и платежеспособности экономических субъектов, что позволит минимизировать финансовые потери местных бюджетов. Это, по мнению авторов статьи, обеспечит повышение эффективности реализации фискальной функции налогообложения посредством наполнения доходной части местных бюджетов и значительно расширит финансовые возможности местных органов власти относительно финансирования программ социально-экономического развития региона.

Также в качестве прочих методов налогового регулирования следует рассматривать налоговую амнистию, которая предусматривает снижение ставок налогообложения или освобождение от применения налоговых санкций к экономическим субъектам, которые задекларировали скрытые доходы и признали задолженность по уплате налогов в бюджет. Это, во-первых, позволит предпринимательским структурам с минимальными финансовыми потерями легализовать скрытые доходы, а во-вторых, обеспечит значительный прирост налоговых поступлений в бюджет. При этом налоговая амнистия должна носить кратковременный или единоразовый характер, что обеспечит соблюдение норм налогового законодательства и повышение уровня налоговой дисциплины экономических субъектов.

Выводы. Результаты проведенного исследования доказали, что предложенный авторами статьи функциональный подход к систематизации методов налогового регулирования экономического развития региона позволяет обосновать оптимальные инструменты налогового воздействия (стимулирующие или сдерживающие) с целью создания условий для эффективного решения экономических, социальных и экологических проблем в регионе, учитывая стратегические цели и задачи налогового регулирования. Вместе с этим данный подход позволяет выявить характер налогового воздействия в соответствии с методами налогового регулирования экономического развития региона, включая налоговые льготы, санкции и прочие налоговые методы. При этом оптимальное сочетание методов налогового регулирования позволит обеспечить гибкость механизма налогового регулирования, что будет способствовать повышению результативности региональной налоговой политики.

Литература

1. Барський Ю.М. Фiнансовi шструменти стимулювання сталого розвитку регюну / Ю.М. Барський, В.Г. Полщук // Еконс^чш науки. - Сер.: Облж i фшанси. - 2010. - Вип. 7 (25). - Ч. 4. [Електронний ресурс]. - Доступний з http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/En _о1£'2010_7_4/3.рШ>.

2. Барулин С.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С.В. Барулин, А.В. Макрушин // Финансы. - 2002. - № 2. - С. 39-42.

3. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложения малого бизнеса в западных странах / Н.Н. Варакса // Управленческий учет. - 2005. - № 1. [Электронный ресурс]. - Доступный з http://www.upruchet.rU/articles/2005/1/3303.html>.

4. Вишневский В.П. Налогообложение: теории, проблемы, решения / В.П. Вишневский, А.С. Веткин. - Донецк : Изд-во ДонНТУ, ИЭП НАНУ, 2006. - 504 с.

5. Гендлер Г. Налоговый механизм стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности / Г. Гендлер // Вестник Налоговой службы Украины. - 2006. - № 32. - С. 25-28.

6. Дейшс Л.М. Регулювання екож^чних штереав господарчих суб'екпв: податковi ва-желi та стимули : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук: спец. 08.02.03 "Ор-ганiзацiя управлшня, планування i регулювання економiкою" / Л.М. Дейшс / Одеський держ. екож^чний ун-т. - Одеса, 2000. - 19 с.

7. Юзима А. Спещальш податковi режими як шструмент податкового регулювання / А. Юзима, I. Кушнiрик // Галицький економiчний вiсник. - 2009. - № 1. - С. 117-127.

8. Латипова Д.В. Сущность и классификация налоговых льгот / Д.В. Латипова // Дайджест - финансы. - 2004. - № 10. - С. 16-24.

9. Литвиненко С.О. Податкове стимулювання швестицшно! дiяльностi промислових тдприемств / С.О. Литвиненко // Фшанси Укра1ни. - 2004. - № 11. - С. 33-39.

10. Лунша 1.О. Шляхи мiнiмiзацil впливу фшансово! кризи на бюджет Укра1ни / 1.О. Лу-нiна, В.В. Балщька, О.В. Короткевич, Н.Б. Фролова // Фшанси Укра!ни. - 2008. - № 12. - С. 22-32.

11. Михуринская Е.А. Экономико-организационное обеспечение формирования социально ориентированной экономики региона (на материалах АР Крым) : монография / Е.А. Михуринская. - Симферополь : Изд-во НАПКС, 2009. - 464 с.

12. Накай А.1. Податковi важелi забезпечення сталого екож^чного розвитку в Укра1ш : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук: спец. 08.04.01 "Фшанси, грошовий обш i кредит" / А.1. Накай; Нацюнальна академiя держ. податково! служби Укра!ни. - Iрпiнь, 2005. - 18 с.

13. Паенко Т. Шляхи оптишзаци пiльг у системi оподаткування доходiв з урахуванням мiжнародного досвщу / Т. Паенко // Вюник нацюнально! академи державного управлiння при Президеш^ Укра!ни. - 2004. - № 4. - С. 236-242.

14. Соколовська А.М. Система податкових тльг в Укра1ш у контексп европейського досвiду / А.М. Соколовська, T.I. Сфименко, 1.О. Лунiна та ш. - К. : Вид-во НДФ1, 2006. -320 с.

15. Тарангул Д.О. Пшьги в системi податкового регулювання Укра!ни / Д.О. Тарангул // Вюник Нацюнального унiверситету ДПС Укра!ни : зб. наук. праць. - 2007. - № 4 (39). [Електронний ресурс]. - Доступний з http://www.asta.edu.ua/vidan/nau_visn/4(39)/Menu/rubpod-ku.php.

16. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. - Изд. 2-е, [перераб. и доп.]. - М. : Изд-во ИНФРА-М, 2002. - 576 с.

17. Яремчук А.С. Налоговые льготы как инструмент стимулирования инвестиционной деятельности предприятия / А.С. Яремчук // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - № 3. - С. 178-181.

Бережна 1.В., Сушкова Е.Е. Систематизащя метод1в податкового регулювання економ1чного розвитку регюну

Дослщжено методи податкового регулювання, включаючи податковi шльги, санкци та шш^ !х систематизащю, враховуючи характер i напрям податкового впливу, а також стратепчш цш та завдання економiчного розвитку регюну.

Ключовi слова: податкове регулювання, податковi шльги, податковi санкци, економiчний розвиток регiону.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Berezhnaya I.V., Sushkova E.E. Systematization of methods of the tax adjusting of economic development of region

The article is devoted to research of methods tax regulations, including tax benefits, sanctions, and others, their classification, considering the nature and direction of tax effects, strategic goals and objectives of regional economic development.

Keywords: tax adjusting, tax deductions, tax approvals, economic development of region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.