2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы
№88(6)
УДК 656.052
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНЦЕПЦИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.А. КОЛЬЦОВА
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Криволуцким Ю.В.
Рассматриваются некоторые наиболее известные концептуальные управленческие направления, характерные для зарубежных управляющих систем.
Проблемы развития методологии оптимального управления тесно переплетаются с проблемами информационной поддержки управленческих решений, с информационными технологиями. И те, и другие оказывают существенное влияние на темпы развития экономики.
Рассмотрим некоторые наиболее известные концептуальные управленческие направления, характерные для зарубежных управляющих систем.
“TPS” -системы (от англ. “Transaction Processing Sistems - системы диалоговой обработки информации) обслуживают предприятие на эксплуатационном уровне - выполняют и рассчитывают простейшие операции, необходимые для проведения бизнеса. На этом уровне цели, задачи, ресурсы предприятия четко определены и высокоформализованы.
“ISO’’-концепция предусматривает всеобщую стандартизацию производства на базе ISO-подобных документов и представляет собой скорее механизм контроля, чем организации управленческого процесса, сосредотачиваясь преимущественно на производстве как технологическом процессе. Перспективы компьютеризации ISO-технологий как инструмента повседневного управления выглядят достаточно проблематичными (за исключением сертификации образцов по электронным макетам, конструкторско-технологической, эксплуатационной и ремонтной документации, которые повсеместно используются, например, в авиатранспортной области).
“DSS” -концепция (от англ. “Decision Support System) предусматривает строгую формализацию управленческой задачи и ее иерархическое декомпозирование в сочетании с применением развитого инструментария технико-экономического обоснования управленческих решений. Система может поддерживать слабоструктурированное принятие решения. Ее основное назначение - дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые сложные модели гибким способом. DSS специализированы по специфическим решениям или классам решений типа маршрутизации, формирования очередей, оценки и т.д. В DSS имеется меньшее количество возможностей, чтобы связать пользователей со структурными информационными потоками, и соответственно больший акцент делается на моделях, предположениях и показе графики.
“CRM” -концепция (от англ. “Customer Relationships Management” - управление взаимоотношениями с потребителями) ориентирована на сбытовой сектор экономики. В основном она предусматривает проверку наличия и состояния потребителей и мониторинг заказов на товарную продукцию предприятия.
В последнее время появились упоминания “CPC’’-концепции (от англ. Collaborate Product Commerce” - сотрудничество в области поставок товарной продукции). Содержательный смысл различий “CRM’’-концепции и “CPC’’-концепции пока не ясен.
“ESS’’-концепция (от англ. “Executive Support Systems” - системы поддержки выполнения) предназначены для высшего руководства и обслуживают стратегический уровень организации. Они ориентированы на неструктурированные решения и проводят системный анализ
окружающей среды лучше, чем любые прикладные и специфические системы. В отличие от других типов информационных систем, ESS не предназначены для решения определенных проблем. Вместо этого ESS обеспечивают обобщенные вычисления и передачу данных, которые могут применяться к изменяющемуся набору проблем [2].
“SAP” -концепция предусматривает, что истинное управление зиждется исключительно на информационной прозрачности бизнеса. При этом постулируется, что достаточно обратиться к базе данных с серией запросов, как сразу становятся очевидными причины негативных явлений и средства их нейтрализации. Однако подразумевающийся само собой разумеющимся процесс формирования запросов редко успешно решается на эмпирическом уровне, а формирование управленческих решений на практике является как минимум не очевидным.
“GIS" ’-концепция (от англ. “Geographical Information System - географические информационные системы) - пространственные системы поддержки принятия решений. GIS собирает, запасает, преобразует, демонстрирует и анализирует данные, пространственно привязанные к земле. Такие различные области, как управление природными ресурсами, государственная служба NASA, военное и градостроительное проектирование использовали GIS в течение 30 лет. Применение GIS в бизнесе было много лет охраняемым секретом. Выявление удобных участков - одно из наиболее распространенных деловых использований GIS, другие приложения включают рыночный анализ и планирование, материальнотехническое снабжение и распределение, технику моделирования эксплуатационных условий и модели территориального расширения банков.
“WF” -концепция (от англ. “Work Flow” - поток работ, т.е. технологических операций общего вида) увязывается с таким направлением, как управление проектами, или скорее, управление реализацией проектов. По своему смыслу она наиболее созвучна с общеизвестной технологической организацией производства (в том числе НИР и ОКР).
“MRP’’-концепция (от англ. “Material Requirements Planning” - планирование материальных потребностей) - предназначена для решения задачи расчета материальных потребностей на производственную программу. Решение задачи состоит в определении и передаче в производство и службы материально-технического снабжения информации о потребности предприятия во всех материальных ресурсах, необходимых для обеспечения выполнения производственной программы предприятия. Особую сложность задаче придает ее календарный характер.
“MRPII”-(“Manufacturing Resource Planning” - планирование производственных ресурсов) направлена на эффективное управление всеми производственными ресурсами предприятия. Она базируется на ряде крупных взаимосвязанных функциональностей, среди которых: бизнес планирование; планирование продаж и деятельность предприятия в целом; планирование производства; разработка графика выпуска продукции; планирование материальных потребностей; планирование производственных мощностей; различные системы оперативного управления производством.
Длительный процесс внедрения систем MRPII позволил обеспечить рост эффективности предприятий, но при этом выявил ряд недостатков, в числе которых: ориентация системы управления предприятием исключительно на имеющиеся заказы; слабая интеграция с системами проектирования и конструирования продукции; недостаточное насыщение системы управления функциями управления затратами; отсутствие интеграции с процессами управления филиалами и кадрами.
“CF” -концепция (от англ. понятия “Cash Flow” - поток наличности, т.е. денежных средств) представляет собой отражение всех процессов во времени и пространстве через их стоимость. Данная концепция наиболее широко используется в бизнес-планировании, но решает ограниченный круг управленческих задач и не предназначена для оптимизации управленческих решений [1].
“ERP’’-концепция (от англ. “Enterprise Resourse Planning” - планирование ресурсов предприятия) ориентирована на работу с финансовой информацией для решения задач
управления большими корпорациями с разнесенными территориально ресурсами. Сюда включается все, что необходимо для получения ресурсов, изготовления продукции, ее транспортировки и расчетов по заказам клиентов. Помимо перечисленных функциональных требований к системам ERP предъявляются и новые требования по применению графики, использованию реляционных баз данных, CASE-технологий для их развития, архитектуры вычислительных систем типа “клиент-сервер” и реализации их как открытых систем. Сохранение в этой концепции тех же подходов к планированию производства, что и в MRPII, не дает возможности широко применять в управлении методы моделирования и оптимизации.
Обобщение рассмотренных выше систем с точки зрения уровня управления и типов принимаемых решений показано в таблице.
Таблица
Различные типы управляющих систем, поддерживающих разные типы решений
Типы решений Уровень организации
Эксплуатационный У правленческий Стратегический
Структурированные ТРS, SAP, ISO, WF, CF MRP, MRPII, CRM
Слабоструктурированные GIS ERP, GIS, DSS DSS, GIS
Неструктурированные ESS
В настоящее время наиболее перспективным и многообещающим путем разработки управляющих систем является “CALS’’-концепция, которая позиционируется как управление жизненным циклом продукции.
Термин CALS появился в 1985 году в оборонном комплексе США. На первоначальном этапе аббревиатура CALS расшифровывалась как Computer Aided Logistic Support -компьютерное обеспечение логистической поддержки. Здесь рассматривалась организация и интеграция процессов проектирования, производства, эксплуатации и интеграции процессов проектирования, производства, эксплуатации, эксплуатационного обслуживания и утилизации. При этом за основу ставилась безбумажная технология взаимодействия между заказчиками, производителями и организациями, непосредственно эксплуатирующими военную технику. Доказав свою эффективность, CALS-технологии вышли за рамки военного ведомства и стали активно внедряться в другие отрасли промышленности.
Отечественные концептуальные прототипы управляющих систем - это некоторые гибриды, сочетающие преимущества “SAP” и частично “WF’’-концепции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев О.Н. Системный анализ в управлении. -М.: ООО Издательство “Гном и Д”, 2002.
2. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. -М.: Финансы и статистика, 2002.
Koltsova A.A.
Some of the most famous concepts in western management’s systems are being analized in the article.
Сведения об авторе
Кольцова Анастасия Андриановна, окончила МЭИ (1970), кандидат физикоматематических наук, старший научный сотрудник НИИСИ РАН, автор более 50 научных работ, область научных интересов - методы математического моделирования, новые информационные технологии.