Маслова Т.Н.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет » в г. Георгиевске,
Россия, Ставропольский край, г. Георгиевск
УДК 005.53
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ И ПРИНЦИПОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Своевременность управленческих решений и эффективность антикризисного управления обеспечивается с помощью области устойчивости, которая позволяет видеть динамику развития предприятия. Важным этапом в определении системы антикризисного управления предприятием является выяснение особенностей и закономерностей развития предприятия. По своим организационно-социальным компонентам стадии развития предприятия выделяются в три группы, для которых характерны общие черты.
Ключевые слова: антикризисный инструментарий, антикризисное поведение, антикризисное регулирование, система антикризисного управления, конкурентоспособность управления, система антикризисного управления, систематизация принципов.
SYSTEMATIZATION OF FACTORS AND PRINCIPLES OF CRISIS MANAGEMENT BY THE ENTERPRISES OF VARIOUS FIELDS OF ACTIVITY
Timeliness of administrative decisions and efficiency of crisis management is provided by means of area of stability which allows to see dynamics of development of the enterprise. Important stage in definition of system of crisis management by the enterprise is clarification of features and regularities of development of the enterprise. On the organizational and social components of a stage of development, the enterprise are allocated in three groups to which common features are characteristic.
Key words: anti-recessionary tools, anti-recessionary behavior, anti-recessionary regulation, system of crisis management, competitiveness of management, system of crisis management, systematization of the principles.
Антикризисное поведение предприятий различных сфер деятельности должно быть применимо в любых условиях их развития и функционирования вне зависимости от того, наступил кризис или нет. Чтобы обеспечить предприятию адекватность реагирования на степень реальной угрозы его финансовому равновесию и устойчивости, необходимо проранжировать антикризисный инструментарий относительно уровня кризиса и применять именно тот, который необходим в данном случае. В результате этих действий можно выделить в механизме антикризисного управления отличительный инструментарий, соответствующий антикризисному мониторингу, антикризисному регулированию и непосредственно антикризисному управлению.
При этом эти отличительные особенности хорошо прослеживаются при движении предприятия по кривой жизненного цикла.
Исследование позволило выделить из всех факторов фактор времени, от которого напрямую зависит успех бизнеса, и охарактеризовать его с позиции глубины качества проявления характеристики движения, невосполнимого ресурса, процесса, жизненного цикла предприятия, источника риска, пространства деятельности и основы формирования концепции антикризисного управления, а также выделить инструменты управления им.
Цели, задачи и функции в механизме антикризисного управления предприятием различны и зависят зачастую от стадии развития предприятия
и движения его по этой кривой в определенном промежутке времени. Учитывая, что время обладает такими характеристиками, как необратимость, невосполнимость и быстротечность, то необходимо данный фактор рассматривать как главенствующий при формировании механизма и совершенствования системы антикризисного управления.
Своевременность управленческих решений и эффективность антикризисного управления здесь обеспечивается с помощью области устойчивости, которая позволяет видеть динамику развития предприятия. Эту область устойчивости наполняют динамические показатели системы управления предприятием, по структурным элементам, и соответствующие стадии развития предприятия, позволяющие видеть изменения в том подразделении, в котором они происходят, применять необходимые антикризисные инструменты, адекватно и своевременно реагировать на кризисные явления. Следовательно, область устойчивости предприятия становится главным индикатором системы антикризисного управления, чувствительность которого позволяет видеть необходимость в преобразованиях этой системы управления и ее структурных подразделений.
Развитие управления всегда опирается на определенный потенциал, который является источником и гарантом развития. Для приобретения нового качества, а именно оно и определяет развитие, необходимы ресурсы. Но развитие определяется не только наличием ресурсов, но и их распределением, использованием и пополнением в бизнес-процессах. Результатом их использования становится продукт, который приобретает покупатель, удовлетворяя тем самым свои потребности. Все эти процессы находятся в тесной взаимосвязи и существуют в поле постоянно действующих факторов внешнего окружения. Правильно выстроенная система антикризисного управления позволяет добиваться эффективности и конкурентоспособности управления, обеспечивая предприятию устойчивое развитие. Основным инструментом достижения этих результатов становится стратегия устойчивого развития, в которой учтены факторы экономии времени. Это расчет времени, его исследование, контроль, измерение, приобретение через повышение уровня образования, квалификации и качества. А также планирование времени, с распределением его резервов, поля функций и высвобождением времени с помощью делегирования функций и полномочий.
Таким образом, можно сказать, что исходя из потенциала предприятия формируется видение, на основании которого строятся стратегии, осуществляемые во временном промежутке. При этом данные
стратегии должны быть ориентированы на решение приоритетных проблем совершенствования системы антикризисного управления, с учетом современных тенденций и технологий, существующих и активно внедряющихся в деятельность предприятий.
Современный ритм жизни и динамизм внешнего окружения ставит перед предприятием определенные приоритетные задачи, которые оно должно решать, обеспечивая тем самым себе толчок для дальнейшего развития. Так как результат данных решений должен увеличивать конкурентоспособность предприятия и обеспечивать устойчивость его развития, то самым адекватным инструментарием здесь становится введение различного рода и степени новизны инноваций, позволяющих в короткие временные промежутки добиваться успеха даже в кризисных условиях. Поэтому система антикризисного управления должна опираться на инновационную деятельность, и ее совершенствование должно идти в соответствии с современными тенденциями развития сферы услуг.
Главные приоритетные проблемы и задачи, обеспечивающие эффективность управления, представлены таким блоком, как «что продавать/предлагать?». Решение этих задач должно носить инновационный характер, доля инноваций определяется стадией развития предприятия и факторами внешнего окружения. Благодаря им предприятие увеличивает свою конкурентоспособность, укрепляя конкурентные позиции на рынке. Главное - не останавливаться на достигнутых результатах и продолжать исследовать, формировать новые потребности у существующих и потенциальных клиентов, что позволит предприятию увеличить свои мощности в перспективе с хорошим, устойчивым развитием. А чтобы устойчивость развития у предприятия была на высоком уровне, необходимо постоянно решать такие задачи с ключевым вопросом «как продавать?». Инновационная деятельность здесь проявляется через реализацию и использование прогрессивных технологий: Интернет, сотовая связь, а также новые рекламные технологии и многое другое, позволяющее предприятию достигнуть положительных результатов в короткий промежуток времени при минимальных затратах.
Следующим достаточно важным этапом в определении системы антикризисного управления предприятием является выяснение особенностей и закономерностей развития предприятия. Необходимо выяснить, в каких условиях функционирует и развивается предприятие. В современных условиях широко распространено применение методов анкетирования и наблюдения, выяснение основных закономерностей развития предприятия на разных стадиях жизненного цикла. В результате по организационно-социальным компонентам стадии
развития предприятия были выделены в три группы, для которых характерны общие черты:
1. Группа включает стадию «рождения», которой присуще отсутствие организованности, управляемости и низкий уровень социальной компоненты.
2. Группа состоит из стадий «становление», «развитие», «расцвет», которым соответствуют такие характеристики, как появление организованности, высокий уровень инициативы, развитие происходит очень динамично.
3. Группа состоит из стадий «стабильность» и «спад», с точки зрения организационно-социальных элементов их динамика низка, но постоянна и находится на высоком уровне, четко виден функционал персонала, инициативность низкая.
Тем самым, чтобы одним факторам противостоять, а другими, в сложившейся ситуации, правильно воспользоваться, необходимо создать на предприятии такую систему взглядов, подходов и положений, которая позволит укреплять сильные стороны предприятия и уменьшать количество слабых, что поможет эффективно функционировать и успешно развиваться предприятию. Поэтому необходимо сформировать на предприятии эффективную концепцию управления, позволяющую целенаправленно действовать, а неопределенность сферы деятельности указывает на необходимость применения антикризисной концепции, в которой соединены нестандартные управленческие решения и подходы, позволяющие в кратчайшие сроки изменить ход событий и предотвратить наступление кризисных ситуаций.
При этом реализация концепции антикризисного управления предприятием с учетом фактора времени должна опираться на основные принципы управления, которые позволят предприятию приобрести такие черты, как оперативность, непрерывность, ритмичность, возвратность и т. д.
Так, из всех многочисленных принципов можно систематизировать принципы по трем группам, что позволяет комплексно подходить к процессу антикризисного управления предприятием на различных уровнях управления.
Первая группа включает в себя базовые принципы, которые отражают фундаментальные положения всей системы антикризисного управления.
Вторая - принципы бизнес-среды, направленные на поддержание системы в заданном состоянии либо способствующие ее переводу в новое, более жизнеспособное состояние.
Последняя группа состоит из принципов приоритетов, регулирующих антикризисное поведение в динамике и позволяющих повысить эффективность и качество антикризисного управления.
Следование на практике обоснованным базовым принципам бизнес-среды и принципам приоритетов позволяет успешнее регулировать процессы в системе антикризисного управления с учетом фактора времени в рамках предприятия и повысить эффективность функционирования системы в целом.
Список литературы:
1. Маслова Т.Н. Разработка антикризисной стратегии сельскохозяйственных предприятий (статья) // Математическое моделирование и информационные технологии: сб-к науч. ст. IV Региональной научно-практ. конф. (Георгиевск, 16-17 апреля 2004 г.). -Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.
2. Маслова Т.Н., Борисова М.П. Концептуальная модель антикризисного управления аграрными предпринимательскими структурами (статья) // Научная жизнь. - 2009. - № 1.
3. Маслова Т.Н., Сустщына Г.Г. Оценка инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта (монография). - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH &Co, 2012.
4. Зиринов С.А. Методология и практика антикризисного управления финансами интегрированных структур сферы рекреационных услуг / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Краснодар, 2011.
5. Сустщына Г.Г. Оценка и оптимизация денежных потоков направленных на воспроизводство основных средств // Финансовая экономика. - № 2. - М.: ЗАО «Издательство «Экономическое образование», 2011.
І-М
Комаров Ю.Л.
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры радиоэлектронных и квантовых устройств КНИГУ- КАП,
Россия, г. Казань
Сахно А. С.
кандидат технических наук, начальник отдела «Формирование и сопровождение целевых программ» Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, Россия, г. Казань
Смирнов А.В.
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Бугульминского филиала
' КН1ГГУ-КАН
Россия, г. Казань
УДК 332.83
МЕТОД ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ЗАСТРОЙКИ МИКРОРАЙОНА
Предложен метод решения социально-экономической задачи на основе теории распределенных систем при проектировании жилищной застройки микрорайона. Показана возможность нахождения оптимального соотношения между этажностью жилищных и социально-бытовых зданий, площадью застройки и стоимостью земельных участков и материально-экономических затрат.
Ключевые слова: микрорайон, территория, территориально распределенная система, социально-экономическая задача.
THE METHOD OF TECHNO-ECONOMIC FEASIBILITY OF HOUSING DEVELOPMENT DISTRICT
The method of solution of socio-economic problems on the basis of the theory of distributed systems in the design of residential development district. The possibility of finding the optimal ratio between the number of storeys of housing and social service buildings, built-up area and the cost of land, material and economic costs. The method of techno-economic feasibility of housing development district.
Key words: district, territory, geographically distributed system, socio-economic challenge.
В настоящее время плотность населения крупных городов привлекает особое внимание. Сохранение исторических памятников культуры и исторического наследия - это особенно важно для вновь подрастающего поколения. Основным источником территориального расширения городов является пригородная зона, где стоимость земельных участков на два порядка и более дешевле внутригородских площадей.
Таким образом, использование пригородных территорий под застройку с целью уменьшения плотности населения позволяет решить две основные задачи:
1) социально-экономическую;
2) сохранение исторического наследия столичных городов.
Микрорайон, как место жилой застройки, должен соответствовать Градостроительному кодексу РФ, принятому Государственной Думой 8 апреля 1998 года, одобренному Советом Федерации 22 апреля 1998 года, то есть содержать: жилые здания, учреждения обслуживания населения, дошкольные и школьные образовательные учреждения, медицинские, спортивные, культурно-просветительские учреждения, зоны отдыха, магазины, салоны красоты и др.
Все эти составляющие микрорайона являются взаимосвязанными и взаимозависимыми и располагаются на ограниченной территории.
Из опыта городского градостроительства - магазины различного профиля, то есть продуктовые, товарные, хозяйственные, аптеки, поликлиники,