Научная статья на тему 'Систематизация анаэробных силовых энергоустановок'

Систематизация анаэробных силовых энергоустановок Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЭРОБНЫЕ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ / ANAEROBIC POWER PLANTS / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ДВИГАТЕЛИ СТИРЛИНГА / STIRLING ENGINES / PULSE TUBE / THERMOACOUSTICS / РЕСУРС / RESOURCE / ШУМЫ / NOISE / ПУЛЬСАЦИОННАЯ ТРУБА / ТЕРМОАКУСТИКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Карагусов Владимир Иванович

Двигатели внешнего сгорания на базе пульсационной трубы и термоакустики являются наиболее перспективными для транспортных и наземных автономных энергоустановок. В них могут отсутствовать механически подвижные детали и узлы, что определяет длительный ресурс, высокую надежность, минимальные шумы и вибрации. Для работы такие двигатели могут использовать любое топливо, практически не требуют обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of Anaerobic Power Plant

The external combustion engines based on pulse tubes and thermoacoustics are the most promising for transport and land-based autonomous power plants. Mechanically moving parts and components that define long service life, high reliability, minimal noise and vibration may be not included. These engines are able to use any fuel to operate and require little maintenance.

Текст научной работы на тему «Систематизация анаэробных силовых энергоустановок»

\\\\\\\\\\\\ч

Научные разработки и исследования

Систематизация анаэробных силовых энергоустановок

I

В.И. Карагусов, профессор Омского государственного технического университета, д.т.н.

Двигатели внешнего сгорания на базе пульсационной трубы и термоакустики являются наиболее перспективными для транспортных и наземных автономных энергоустановок. В них могут отсутствовать механически подвижные детали и узлы, что определяет длительный ресурс, высокую надежность, минимальные шумы и вибрации. Для работы такие двигатели могут использовать любое топливо, практически не требуют обслуживания.

__Ключевые слова:

анаэробные энергоустановки, транспорт, двигатели Стирлинга, пульсационная труба, термоакустика, ресурс, шумы.

Енаэробными энергоустановками принято называть системы, которые не используют атмосферный воздух [1]. В широком смысле под анаэробными энергоустановками следует понимать не только классические системы, работающие с запасом газообразного или жидкого кислорода (воздух), но и системы, работающие от альтернативных источников энергии, не требующих кислорода.

К анаэробным следует отнести транспортные и стационарные системы: энергоустановки с запасами воздуха и кислорода; электрохимические энергоустановки, топливные элементы, дизельные и парогенераторные установки замкнутого цикла; орбитальные и наземные энергоустановки с питанием от солнечной энергии, энергии холода космического пространства, холода вечной мерзлоты, ледников и атмосферы; системы бесперебойного питания стратегических комплексов, вычислительных и управляющих центров; автономное энергоснабжение систем логистики и

жизнеобеспечения в полевых условиях и чрезвычайных обстоятельствах; обеспечение стабильности газо- и нефтепроводов в зоне вечной мерзлоты; автономное энергообеспечение удаленных потребителей (метеостанции, экспедиции, фермы и пр.).

На рис. 1 показана систематизация анаэробных энергоустановок по областям применения, на рис. 2 - по типу подводимой энергии.

В транспортных анаэробных энергоустановках на флоте наибольшее распространение получили атомные энергоблоки, в космосе - солнечные батареи. При всех достоинствах этих энергоустановок они имеют целый ряд недостатков.

В настоящее время некоторые страны занимаются разработкой анаэробных энергоустановок для водного транспорта на базе дизельных и парогенера-торных систем замкнутого цикла, электрохимических систем, топливных элементов и двигателей внешнего сгорания, работающих по циклу Стирлинга или близким к нему [2].

Сочима"'''

Научные разработки и исследования

к\\\\\\\\\\\\

Анаэробные энергоустановки

Транспортные

Стационарные

Судовые

Ракетные

Орбитальные

Наземные системы бесперебойного энергообеспечения

Наземные системы

автономного энергообеспечения удаленных потребителей

Рис. 1. Систематизация анаэробных энергоустановок по областям применения

Анаэробные энергоустановки

С запасами воздуха или кислорода с традиционными или

альтернативными видами топлива

Электрохимические

На топливных элементах

Солнечные

Радиационные

от холода космического пространства

На использовании тепловыделений оборудования

На атомной энергии

На эксергии холода вечной мерзлоты и других источников холода

Рис. 2. Систематизация анаэробных энергоустановок по типу подводимой энергии

Двигатели внешнего сгорания имеют ряд преимуществ перед двигателями внутреннего сгорания. В наибольшей степени эти преимущества могут быть реализованы в судовых и орбитальных энергоустановках [3-5]. Основное преимущество двигателей внешнего сгорания - возможность использования в них как традиционных топлив (бензин, дизельное

топливо), так и альтернативных (природный газ, спирты, солнечная, ядерная энергии, эксергия холода и пр.) [5-7]. Другими преимуществами двигателей внешнего сгорания (за исключением паровых, которые не будут рассматриваться в данной статье по понятным причинам) являются значительно более низкие уровни шумов и вибраций [1, 2, 5].

шшшшшшш

Рис. 3. Систематизация анаэробных термомеханических энергоустановок по термодинамическим циклам

Единственным анаэробным двигателем внешнего сгорания, который использовался и используется в транспортных (судовых) энергоустановках (еще раз отметим, что паровой двигатель здесь не рассматривается), является двигатель Стирлинга, который относится к термомеханическим системам [8].

Создание транспортных двигателей Стирлинга требует решения целого ряда технических и технологических задач, которые в настоящее время частично решены только в некоторых странах, производящих и ставящих серийные судовые двигатели Стирлинга в анаэробные системы автономного энергоснабжения на водном транспорте.

При всех положительных свойствах двигателя Стирлинга он обладает и рядом недостатков, таких как сравнительно большие габариты, масса, инерционность, малый ресурс, сложность регулирования. Но основными проблемами, сдерживающими применение двигателей Стирлинга, являются конструктивные и материа-ловедческие.

Для реализации анаэробных термомеханических двигателей внешнего сгорания можно использовать не только

цикл Стирлинга, но и другие. На рис. 3 приведена систематизация анаэробных термомеханических энергоустановок по термодинамическим циклам.

Цикл Карно, несмотря на то, что он является идеальным и эталонным, в реальных двигателях не используется из-за ряда технических сложностей. С другой стороны, идеальные циклы Стирлинга и Эриксона при сравнительно более простой реализации имеют такой же КПД, как и у идеального цикла Карно [9]:

Лкарно Лотирлинга Лэриксона 1.

Следует помнить, что в реальных машинах реализовать идеальные циклы не представляется возможным из-за ограничений, накладываемых теплообменом, гидравликой, механическими потерями и пр. В итоге в любом двигателе внешнего сгорания реализуется промежуточный цикл, который на Т,$ - и р, У-диаграммах напоминает овал, эллипс или огурец [10].

С точки зрения термодинамики существуют еще два вида систем, перспективных для создания двигателей внешнего сгорания: пульсационная труба и термоакустические системы [11-13].

Если проследить развитие схемотехники двигателей внешнего сгорания,

Сочима"'''

Научные разработки и исследования

к\\\\\\\\\\\\

то следует отметить следующий ряд (рис. 4): интегральные двигатели Стир-линга, имеющие жесткий привод поршней, например, через коленчатый вал [8]; машины сплит-Стирлинг с газовым приводом одного из поршней -вытеснителя [8]; пульсационная труба только с одним поршнем [11, 12]; термоакустические системы, которые могут быть выполнены вообще без поршней и подвижных деталей [5, 6].

Если принять, что главная задача анаэробных термомеханических энергоустановок - вырабатывать электрическую энергию, то следует признать, что достижение таких параметров, как высокие ресурс, надежность и КПД, низкие шумы, вибрации и периодичность регламентных работ, а также минимизация механически подвижных деталей и узлов, имеет первостепенное значение.

Из анаэробных термомеханических энергоустановок (см. рис. 4) наиболее перспективны пульсационная труба и термоакустические системы. В пуль-сационной трубе единственный свободный поршень может быть объединен

с ротором линейного электрогенератора. В термоакустической системе энергия акустической волны может вырабатывать электричество или холод для целей электрообеспечения, кондиционирования или охлаждения оптико-электронных приборов. Расчетные и экспериментальные исследования показывают, что машины на базе пульсаци-онной трубы и термоакустики по КПД не уступают машинам Стирлинга, а по ряду других параметров превосходят их [14].

В отличие от двигателей Стирлин-га в пульсационной трубе и термо акустической системе в «горячих» зонах отсутствуют поршни, нет трения, следовательно не требуется смазка (в том числе и сухая), также нет влияния вредных объемов и соответственно препятствий для развития внутренних теплообмен-ных поверхностей, что позволяет значительно улучшить массогабаритные характеристики.

Отсутствие подвижных узлов в «горячей» зоне упрощает требования к материалам и технологиям при

Рис. 4. Систематизация анаэробных термомеханических энергоустановок по типу машин

шшшшшшш

создании анаэробных термомеханических энергоустановок.

В заключение следует отметить, что анаэробные термомеханические энергоустановки на базе пульсационной трубы и термоакустики заметно проще по

конструкции, имеют меньшие себестоимость, массу и габариты в сравнении с двигателем Стирлинга, проще в обслуживании, у них больше ресурс. Их создание может быть основано на технологиях, разработанных в России.

Литература

1. Васильев В.А., Романов И.Д., Романова Е.А., Романов А.Д. История развития подводных лодок с воздухонезависимыми энергоустановками в России и СССР // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. - 2012. - № 4. - С. 192-201.

2. Кириллов Н.Г. Производство двигателя Стирлинга - новая отрасль в машиностроении XXI века // Турбины и дизели. - 2010. - № 2. - С. 2-5.

3. Карагусов В.И. Магнитокалорические двигатели внешнего сгорания на речных судах // Транспорт на альтернативном топливе. - 2011. - № 2. - С. 38-41.

4. Карагусов В.И. Комбинированная магнитокалорическая силовая установка на речных судах // Транспорт на альтернативном топливе. - 2011. - № 3. -С. 37-38.

5. Карагусов В.И., Карагусов И.В. Термоакустические охладители на солнечной энергии для орбитальных комплексов // Транспорт на альтернативном топливе. - 2014. - № 4. - С. 47-50.

6. Карагусов В.И. Реконденсация паров СПГ на речном транспорте // Транспорт на альтернативном топливе. - 2013. - № 1. - С. 11-12.

7. Карагусов В.И., Мальцев П. С. Бортовой термоакустический кондиционер на природном газе // Транспорт на альтернативном топливе. - 2011. - № 4. -С. 45-47.

8. Уокер Г. Двигатели Стирлинга. - М.: Машиностроение, 1985. - 408 с.

9. Карагусов В.И., Карагусова Н.В. Установки и системы микрокриогенной техники / Учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 88 с.

10. Карагусов В.И. Термодинамические циклы в редкоземельных рабочих телах магнитных систем охлаждения // Вестник Международной академии холода. - 1999. - № 3. - С. 20-23.

11. Шахметов Е.Б., Липин М.В., Карагусов В.И. Разработка одноступенчатого микроохладителя на базе пульсационной трубы холодопроизводитель-ностью 4 Вт на температурный уровень 80 К // Россия молодая: технологии -в промышленность. - 2013. - № 2. - С. 357-360.

12. Tyatyushkin N.V., Karagusov V.I., Baranov E.D., Karagusova E.E. Mathematical model of pulse-tube microcoolers // Chemical and Petroleum Engineering. -2003. - V. 39. - Issue 1-2. - P. 87-91.

13. Карагусов В.И., Юша В.Л., Карагусов И.В. Термоакустический ожижитель природного газа для заправки речных судов // Транспорт на альтернативном топливе. - 2013. - № 2. - С. 66-68.

14. Карагусов В.И., Тятюшкин Н.В., Карагусов И.В. Математическое моделирование и расчетные исследования термоакустической системы охлаждения // Химическое и нефтегазовое охлаждения. - 2014. - № 2. - С. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.