Систематизация активизирующих условий внедрения инноваций во внешнюю торговлю РФ
Аннотация
В перманентно напряженных условиях, когда геополитика и санкционное эмбарго довлеют над международными связями и внешний торговлей, для экономики и бизнеса РФ необходимо в рамках структурной перестройки обосновать и интенсифицировать национальные стратегии и региональные проекты прорывного инновационного развития. Для этого важно на основе систематизации, обобщения и упорядочения позитивных предпосылок и агрессивных факторов определить на макро- и микроуровнях систему преимущественных условий, связанных с устойчивыми к опасностям и рискам и динамичными в пространстве качественными изменениями в социально-экономических и научно-технологических отношениях. В связи с чем повышается актуальность выбора и обоснования баланса и сочетания условий на основе новых научных концепций, идей, интуитивного предвидения, оказывающих активизирующее влияние на разработку и внедрение инноваций для повышения технологического суверенитета страны и активизации экспорта технологий как базового элемента для революционного подъема экономики и расширенного поступления доходов в государственный бюджет.
Целью статьи является систематизация активизирующих условия для внедрения инноваций в международную торговлю РФ. Проблема рассматривается с позиции концеп-туальности и методологической обоснованности выбора совокупности синергетических условий на базе экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих влияние в системе, определения холистики, аппроксимации, эмерджентности активных, влияющих мер и направлений государственного регулирования и стимулирования процессов, активности бизнес-структур и оптимизации содержания внешней торговли. При разработке и оценке на основе обобщения научных публикаций выявлены тенденции для построения концепций и методологических решений, предложены авторские подходы к исследованию проблем и условий внедрения инноваций.
Принципиально важными для активизации бизнеса процессов являются системность и полнота условий. Концептуальные основы систематизации условий связаны с определение полноты и состояния системы условий, обнаружения диспропорций и сдвигов во влиянии. Методологические подходы рассматриваются через системную оценку совокупности условий на основе баланса факторов, ресурсно-затратного, количественного и качественного обоснования по активности персонала и руководства, инвестициям, финансированию и психологической готовности к преобразованиям. Мультикритериальные, сложно выстроенные поведенческие, социальные коммуникационные, инжиниринговые,
2 - 2025 Российский внешнеэкономический вестник
УДК :001.895:339.5;
ББК: 65.291.551; Jel:O31
DOI: 10.24412/2072-8042-2025-2-107-125
Максим Александрович КУЗНЕЦОВ,
ООО «Экспертстройпроект» (Москва, ул. Енисейская д.1 стр.1), заместитель коммерческого директора; аспирант, e-mail: [email protected]
мотивационные, консалтинговые условия нуждаются в оценке по сочетанию, структуре и стоимости, готовности к организации и внедрению на базе причинных (фундаментальных), промежуточных переменных, потенциала инноваций, сравнительного эффекта, имитационных разработок (симулякров) по отраслям, проектам, интеграционным формированиям.
К базовыми предпосылками повышения устойчивости экономики на основе инноваций относятся формирование национальной инновационной системы, развитие инновационного рынка, стимулирование спроса на инновационные продукты, инфраструктурные преобразования для инновационной деятельности. По совокупности условий на первое место выходят внутренние: потенциал и резервы инициированного развития предприятий, базирующиеся на национальной технологической и финансовой системе. Активизирующие условия для инновационного насыщения внешней торговли необходимо определять по внешним позициям на международном рынке, совокупности факторов спроса и предложения, стратегиям мотивации решений и стимулирования потенциала получения дополнительной прибыли от внедрения инноваций. Для чего требуется позитивный инновационный и инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях. Внутренние условия активизации охватывают кадровые и трудовые ресурсы, распределение прибыли и финансовые результаты деятельности предприятия, научно-технический потенциал, Объединив и систематизировав внешние и внутренние условия, можно понизить градус напряженности, активизировать системы, в которых комбинируются по вариантам и сценариям рациональные и психолого-эмоциональные посылы, экономико-финансовые, технологические, кадровые, организационные, образовательные и культурные условия.
Ключевые слова: внешняя торговля, инновации, систематизация, активизирующие условия, совокупность факторов, экзогенные, эндогенные условия, синергетически позитивные условия, внедрение инноваций.
Systematizing Enabling Conditions for Innovations in Russia's International Trade
Maxim Alexandrovich KUZNETSOV,
LLC "Ekspertstroyproekt" (Moscow, Eniseyskaya str. 1 bld.1), Deputy commercial director; Postgraduate student, e-mail: [email protected]
Abstract
In persistently tense conditions, when geopolitics and the sanctions embargo dominate international relations and foreign trade, it is crucial for the Russian economy and business to substantiate and intensify national strategies and regional projects of breakthrough innovative development within the structural transformation. For this purpose, on the basis of systematization, consolidation and arrangement of favourable prerequisites and adverse factors, it is important to define a system of preferential hazard- and risk-resilient conditions with flexible and adaptive
^ 108
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
qualitative changes in socio-economic and scientific-technological relations at the macro and micro levels. In this regard, the relevance of choice and rational balance with combination of conditions based on new scientific concepts, ideas, intuitive foresight, which encourage development and implementation of innovations to increase the technological sovereignty of the country and facilitate export of technologies as a basic element for a revolutionary upturn of the economy and enhanced state budget revenues, increases.
The purpose of the article is to systematize the enabling conditions for the implementation of innovations in Russia's international trade. The issue is considered from the perspective of conceptuality and methodological validity of selecting a set of synergetic conditions based on exogenous and endogenous factors that influence the system, determining holistics, approximation, emergence of proactive measures and regulations and facilitation of processes, encouragement of business and optimization of foreign trade. As a result of the research and assessment based on the summary of scientific publications, trends for the development of concepts and methodological solutions are identified; the author's approaches to the study of problems and conditions for the implementation of innovations are proposed.
Systematicity and completeness of conditions are fundamentally important for activating business processes. Conceptual foundations of the systematization of conditions are related to determining the completeness and state of the system of conditions, detecting imbalances and shifts in influence. Methodological approaches are considered through the systematic assessment of a set of conditions based on the balance of factors, resource-cost, quantitative and qualitative justification for the activity of staff and management, investments, financial support and psychological readiness for transformation. Multicriteria, complex behavioral, social communication, engineering, motivational, and consulting conditions need to be assessed by combination, structure, and cost, readiness for organization and implementation based on causal (fundamental), intermediate variables, innovation potential, comparative effect, and simulation developments (simulacra) by industry, project, and integration formations.
The basic prerequisites for increasing the sustainability of the economy based on innovation include the creation of a national innovation system, the development of an innovation market, stimulating demand for innovative products, and infrastructural transformations for innovation. As for the set of conditions, the internal ones come first: the potential and capacity of the initiated development of enterprises based on the national technological and financial system. Enabling conditions for the innovation saturation of foreign trade should be determined by external positions in the international market, supply and demand factors, and facilitating the possibility of obtaining additional profits from the introduction of innovations. This requires a favourable innovation and investment climate at the federal and regional levels. Internal enabling conditions include human and labour resources, profit distribution and financial results of the enterprise, scientific and technological potential. By combining and systematizing external and internal conditions, it is possible to lower the degree of tension, to activate systems in which rational and psycho-emotional messages, economic, financial, technological, labour, organizational, educational and cultural conditions are combined according to options and scenarios.
Keywords: foreign trade, innovation, systematization, enabling conditions, combination of factors, exogenous, endogenous conditions, synergetically favourable conditions, innovation.
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
109 Q
Актуальность исследования связана с особенностями современной внешней торговли, к которым относятся искажения в геополитической среде, деградация связей и торговых отношений с Европой, политическое дистанцирование между Евросоюзом и Россией, разрыв связей и слом логистических систем и торговых путей, усилений скрытых и явных санкционных рисков и препятствий в торговле со странами Юга и Юго-Востока (каналы, платежи), актуализация экспорта современных технологических и интеллектуальных услуг, провозглашение приоритетов тотальной суверенности и доминирующей торговли услугами на основе цифрови-зации, информатизации, технологических трансформаций.
Цель статьи - систематизировать активизирующие условия для внедрения инноваций в международную торговлю РФ.
Для достижения поставленной цели предлагаются концептуальные и методологические подходы выявления условий на основе анализа мультифакторных преобразований в составе макросреды и региональных тенденций, конвергенции связей и отношений по вертикали и горизонтали между институтами и системами. Уточнение понятия систематизации как методологии приведения в систему, предполагает связь с характеристикой открытости и закрытости, аппроксимации, эмер-джентности, конгруэнтности, синергетики, конвергенции, концептов и метаморфоз, архетипов, перцепций, идиосинкразии по совокупности ситуаций и явлений.
Активизирующие условия - это не просто наличие факторов, это создание среды, атмосферы, инфраструктуры, выявление причин развития и предпосылок сочетания и внедрения. Активизирующие условия позволяют определить федеральную, региональную, предпринимательскую, субъективную и объективную готовность (степень, уровень, качество) государственных и социальных институтов, акторов рынка к восприятию внешних и внутренних факторов, которые по сочетанию и влиянию создают обстоятельства и предпосылки для повышения инновационной активности и наполнения инновациями внутреннего рынка, для выхода на экспорт технологий (модернизированных или уникальных). Опираясь на научные разработки, выстраивая связи между производством и наукой, бизнес развивает горизонтальные связи в совокупности с инфраструктурными преобразованиями окружающей среды (кластеры, платформы, технопарки, инкубаторы, испытательные и сертификационные центры). В системе вокруг инновационного ядра на основе государственной и частной поддержки выстраиваются инфраструктурные подразделения под влиянием коммуникационных, цифровых, информационных, экологических, качественных и международных условий.
Активизирующие условия предлагаем дифференцировать как условия-предпосылки, условия-стимулы разработки и условия внедрения инноваций. Условия внедрения инноваций требуют инновационного мышления и компетентного поведения акторов рынка, общества и граждан с позиции восприятия ценности инноваций (рациональной и сенситивной) и участия в инновационной деятельности (начиная с воспитания, образования, выращивания новаторов). Условия понима-
^ 110
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
ются нами как сбалансированные элементы по составу и сочетаниям (материальные и нематериальные, структурные, коммуникационные, культурные, интеллектуальные, кадровые), гарантирующие качественные изменения явлений среды и поведения. От совокупности условий зависит активность и востребованность инновационных товаров и технологий. Относительно внешней торговли условиями инновационного наполнения являются состояние и устойчивость внутреннего рынка инноваций и спрос на инновации на внешнем рынке (при соревновательном сравнении инноваций с другими странами, при доминировании уникальных собственных инноваций) .
Современная среда вокруг РФ, напряженность и стрессовые ситуации предполагают, по мнению Барковского А.Н., «два сценария развития внешней торговли России на среднесрочную перспективу - инерционный и инновационный на основе основательного законодательного обустройства избранных направлений диверсификации российского экспорта и особенно импорта».1 Можно вполне обосновано предположить, что инновационность - как инновационный путь развития - обусловлена совокупностью условий с различной скоростью протекания процессов, перетеканием и взаимодействием различных факторов, которые усиливают свое влияние при определенной компоновке.
На мировом уровне прогнозируются высокие показатели экспорта информационных услуг, услуг в сфере интеллектуальной собственности, деловых и профессиональных услуг. «Объёмы мировой торговли товарами и услугами в 2025 году, по прогнозным разработкам Международного валютного фонда (МВФ), вырастут на 3,6%».2
«В 2023 году из России на внешний рынок поступило товаров на сумму 425,1 млрд долларов, что на 28,3% меньше, чем в 2022 году».3 Драйвером развития 1Т-рынка в 2025 году станет ужесточение требований к критической инфраструктуре, которое вступает в силу с 1 января 2025 года, к которым относятся сроки и порядок перехода субъектов критической информационной инфраструктуры на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры, требования к программному обеспечению, используемому органами государственной власти, заказчиками на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры; правила согласования закупок иностранного программного обеспечения в целях использования заказчиками на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры.
Основываясь на словах Президента РФ Путина В.В., которые изложены в ежегодном послании Федеральному собранию (2024 год), отметим важность решения вопроса технологического суверенитета, что вызвало достаточно большое количество публикаций и обсуждений в СМИ и в сети. «Первое - мы должны быть независимыми, иметь все технологические ключи в таких чувствительных обла-
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
111 ^
стях, как сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность. Второе - нужно достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны - это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные, авиационные, морские и другие системы, экономика данных, новые материалы и химия».4
Взаимовлияние и взаимообусловленность факторов устойчивости и инноваци-онности представлено в таблице 1.
Таблица 1
Взаимовлияние и взаимообусловленность факторов устойчивости
иинновационности
Факторы устойчивости Содержание Факторы инновационного развития
1.Производственно-хозяйственные, производительность и качество труда Энергетическое, электрическое, технико-технологическое обеспечение безопасности, функционирования производственных процессов, создание устойчивой инфраструктуры на основе внедрения инновационных технологий. Формирование и перманентное совершенствование национальной инновационной системы, генерация потоков инноваций, адаптация ресурсного наполнения адекватно развитию общественных потребностей.
2.Ресурсные, производственные, потребительские - инновационный маркетинг и менеджмент Ресурсное обеспечение -суверенность, безопасность, условия для производства, сбыта и наполнения рынка. Накопление инновационного потенциала и потенциала человеческого капитала связано с системой образования, уровнем образования населения, расходами, численностью и структурой кадров-новаторов.
3.Финансовые, экономические, инвестиционные условия Устойчивая финансовая система, по источникам, каналам инвестирования, по методам управления капиталом, повышению привлекательности инвестиционной среды, активности государственных, коммерческих финансово-кредитных институтов, частных инвесторов. Стимулирование спроса на инновационные продукты на основе качественных преобразований, эффективности научной, коммуникационной, образовательной сферы, активизации интереса и спроса на инновационные продукты.
^ 112
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
Факторы устойчивости Содержание Факторы инновационного развития
4. Социальные факторы Состояние общества, качественные изменение, новые общественные отношения и институты. Развитие инфраструктуры для инновационной деятельности включает рыночную, энергетическую, логистическую, финансовую, транспортную, управленческие и информационные технологии.
5.Макроэкономическая и геополитическая стабильность на международном уровне и на уровне страны Соблюдение внутреннего баланса «затраты-выпуск», поддержание низкого уровня безработицы и инфляции, близких к естественному Эффективная финансовая система - государственные расходы, целевые субсидии, льготы налогообложения, региональная система стимулирования и кредитования.
6.Эффективность и зрелость внутреннего рынка Формирование условий для эффективного рыночного саморегулирования посредством ценового механизма Эффективная система подготовки кадров для инновационной экономики на основе конвергенции наук.
На государственном уровне в плане международных отношений и поведения в экономической среде ориентиры описываются как соблюдение независимости и технологического суверенитета. Требуется отметить, что понятие независимости связано с политической самостоятельностью в решении внешних и внутренних задач, а экономическая самостоятельность отражает самостоятельность в финансово-экономической деятельности, распоряжении экономическими благами, равноправном участии в международной экономической жизни, что не исключает международного взаимодействия и партнерства. Для поиска условий - триггеров следует обратиться к опыту других стран. «Мировая практика свидетельствует, что за рубежом формирование и воспроизводство науки передано в частные лаборатории и научно-исследовательские центры, которые заинтересованы в их развитии».5
Для российской экономики, науки и производственной сферы требуется обоснование и внедрение новых моделей взаимосвязи науки и частных инвестиций, кра-удфандинга, фандрайзинга и факторинга. Активизация краудфандинга как условия спонсирования и финансирования бизнес-проектов связана с востребованностью новых идей в социальных программах и построением оптимальных связей между изобретателями и спонсорами. «Имеются данные о том, что рынок краудфандинга в РФ достиг 21,4 млрд руб».6 Если развивать мысль относительно использования
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
113 ^
свободных финансовых средств населения для активизации инновационной деятельности, то отметим, что «на 1 августа 2024 года, средства населения на счетах и депозитах в российских банках достигли 50,39 трлн рублей».7
Несмотря на высокие риски поиска идей и разработки проектов внедрения инноваций, стабильное финансирование проектов строится на базе взаимовыгодных отношений между разработчиками и инвесторами, чему несомненно способствуют правовые по защите гарантии интеллектуальной собственности, разграничения и закрепления прав инвесторов на результаты научных исследований, страхование коммерциализации, распространения и трансферных изменений инновационной деятельности.
Если представить состояние и взаимовлияние условий в виде системы, то отметим простые и сложные, многоуровневые, мультимодальные, полиморфные и линейные системы. Для системы инновационных условий характерно наличие простых и сложных связей, имеющих разветвлённую структуру, большое разнообразие элементов и связей и множество состояний работоспособности, которая зависит от совокупного, сбалансированного сочетания (триггеры и мотивация). Такая система является открытой, потому что взаимодействуют с внешней средой, меняется по составу и наполнению, активности и пассивности элементов. Открытая система условий инновационной активности постоянно пополняется энергиями из внешней среды, потенциал системы наращивается (энергетические источники, образовательные и культурные).
Инструменты обеспечения устойчивости национальной экономики на основе развития инновационного бизнеса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Инструменты обеспечения устойчивости национальной экономики на основе развития инновационного бизнеса
Инструменты Условия для развития инновационного бизнеса
1.Государственные нормативы и социальные стандарты 1.Формирование инновационной культуры, среды и атмосферы.
2.Прямые и косвенные налоги, трансферты 2.Комфортные условия для работы над новыми идеями - специальное рабочее пространство, где свободно преподносятся и обсуждаются идеи, устраиваются мозговые штурмы, эксперименты, имитационные модели для инновационных решений.
3.Государственные заказы, инвестиционные субвенции 3. Совершенствование системы образования (виртуального и реального), открытость и доступность учебных программ, мастер-классов, гайдов, ТРИЗ, тренингов по инновациям, в онлайн и офлайн-форматах.
4.Таможенные сборы, кредитование, демпинг, технические барьеры 4. Системная поддержка новаторских проектов (финансовая, консалтинговая, информационная, образовательная, через целевые фонды развития, деловые центры, бизнес-ангелов, бизнес-инкубаторы, технопарки, ТПП, агентства, ассоциации).
^ 114
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
Инструменты Условия для развития инновационного бизнеса
5.Норма обязательных резервов, учетная ставка, операции с ценными бумагами, официальные золотовалютные резервы 5.Вариативная система публичной поддержки, открытой мотивации, поощрения и вознаграждения за инновационные достижения (бонусы, компенсации, премии, комфортные условия, карьерная поддержка).
6. Лицензирование, патентование, сертификация и стандартизация, цены и тарифы 6.Экономические факторы - материально-техническая база для организации инновационной, наукоёмкой деятельности, наличие прогрессивной техники и технологий, инфраструктура инновационной, наукоёмкой деятельности.
7. Стратегии развития отдельных сфер и секторов национальной экономики 7.Политико-правовые условия - законодательная база регулирования инновационной деятельности, политическая система, гарантии защиты собственности и новаторства.
Источник: составлено автором на основе: Горда О.С. Условия и факторы обеспечения устойчивости национальной экономики к негативным внешним воздействиям // Экономические исследования и разработки. 2017. № 10.
Эксперты считают, что источниками инноваций являются не только случайности и поисковая деятельность ученых, но изменения во внешней среде, столкновение внешнего влияния и внутренних преобразований, демографические задачи, качественные изменения в восприятии реальности и представлениях о том, как должно быть (несоответствие экономических показателей и уровня жизни населения, спроса и прибыли), изменения и смещения в рыночных и отраслевых структурах (дисбаланс отраслей, конвергенция технологий, отраслевые преобразования). Считаем важным подчеркнуть, что систематизация активизирующих условий внедрения инноваций в международную торговлю - это целенаправленное движение, побудительного и стимулирующего влияния, прежде всего, внутренних институтов и акторов рынка, научных и финансовых кругов, инвесторов, проектных стейк-холдеров, бенефициаров, новаторов-последователей и имитаторов.
Для внешней торговли повышают значимость как структурного соотношения экспорта и импорта, так и качественного наполнения, влияния инновационного маркетинга на активное продвижение инноваций с позиции технологий и продуктов, международных коммуникационных программ продвижения на внешние рынки и управления внешней торговлей. Именно комбинация инновационного наполнения самой торговли - коммерческого процесса и того, что необходимо продавать: выгодно и ценно для страны.
При выборе концепций и методологии определения условий для инновационной активности рекомендуется опираться на теорию соотношения факторов производства - теорию Хекшера-Олина (1919-1933 гг.). Сущность теоретического
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
115 ^
подхода связана с утверждением, что страна активно экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется относительно избыточный фактор производства, а импортирует товары при наличии реального относительного недостатка факторов и ресурсов.
Предполагается, что выявление и активизация системных условий базируется на концепциях и инновационные программы (проекты и процессы) для производства инновационных товаров, при наличии большого количества факторов производства (с высокой наукоемкостью, НИКР, технологическим обновлением), что приведет в результате инновационных разработок к снижению производственных затрат и повышению эффективности использования ресурсов. Развитие экспорто-ориентированного производства возможно при наличии факторов производства, которые являются уникальными для конкретной отрасли и не могут быть перемещены между отраслями.
«Выделяя в качестве условий обеспечения устойчивости национальной экономики, эксперты подчеркивают важность организации экономического сотрудничества и развития на основе внешнеторговая открытость страны, высокая доля конкурентных товарных рынков в экономике, эффективно функционирующий рынок труда повышают способность экономики поглощать негативные внешние воздействия и преодолевать их негативные последствия».8
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой стороны, интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны. Губарев В.А. отмечает, что «основные инструменты завоевания рынков и удержания позиций на них все больше смещаются в плоскость динамичной технологической и организационной конкуренции на основе инноваций, снижающих все виды трансформационных издержек, а также создающих возможность экономить ресурсы в процессе эксплуатации или потребления».9
Долгое время «сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок». Инвестиции в нематериальные активы в России в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах, а доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет всего около 2,4 процента.
«При поиске условий инновационного развития промышленные предприятия приходят к пониманию необходимости собственной инновационной деятельности, наращивания инновационного потенциала, повышения инновационной активности руководства и персонала, использования ТРИЗ».10 Внедрение технологических,
^ 116
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
процессных и управленческих инноваций в производственные и маркетинговые процессы (автоматизация, роботизация, 1оТ) рассматривается как один из главных способов повышения производительности труда и конкурентоспособности производимой продукции. В связи с чем для поддержания высоких темпов развития и уровня доходности предприятия повышают уровень самостоятельности в НИОКР, «разработке в области технологических инноваций на основе изыскательской и экспериментальной деятельности, привлечения экспертов для внедрения моделей через акселерационные программы или поиск инновационных стартапов».11
Стремление предприятия и конкурентов к достижению лучшего конкурентного преимущества является одной из сил, которая способствует развитию преимуществ, мотивируя бизнес к интенсивным стратегическим процессным и проектным действиям. Конкурентоспособность предприятия проявляется во взаимном влиянии внешних и внутренних факторов. При этом внешние факторы представлены субъективными, объективными, количественными и качественными, условиями сложного и продолжительного влияния. К внешним факторам относится конъюнктура рынка, доступность ресурсов, в том числе информации, доступность и стоимость длинных кредитов; оптимизированная налоговая система (ставка налога, налоговые льготы); свободный выход на внешние рынки, взаимодействие с иностранными инвесторами.
Внутренние условия охватывают материальные, нематериальные, человеческие и финансовые ресурсы. На предприятии триггером инновационного развития является менеджмент, который реализует новаторские идеи, формирует команду рационализаторов, изобретателей и новаторов, активизирует творческий, интеллектуальный и профессиональный потенциал. Если в корпоративной культуре ценностью для всего коллектива является инновационное развитие, тогда облегчается процесс разработки инновационной политики, стратегий и моделей активизации. При этом сложная система условий предполагает разработки инновационного маркетинга, менеджмента, логистики, дистрибуцию, омниканальные коммуникации, целостное продвижение, повышения качества социальных, экологических и экономических отношений в инновационной среде.
Внутренние доминирующие предпосылки связаны с инновационной активностью и заинтересованность в технологических преобразованиях и применении разработок в предпринимательской деятельности. Внутренние отношения и связи между отделами и цехами образуют сети контактов, которые способствуют упорядочению использования собственного капитала, повышению готовности к модернизации и модификации процессов. Внутренняя среда и условия базируются на высококачественной корпоративной культуре, обосновании собственных инвестиций, расширении сферы и каналов привлечения капитала для финансирования инновационной производственной и управленческой деятельности. «Инструмен-
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
117 ^
ты повышения конкурентоспособности включают качество и ценообразование на предлагаемые продукты или услуги; методы и способы выделения и обозначения отличия продукта или услуги по сравнению с товарами, предлагаемыми другими производителями; технологии и способность адаптироваться к ожиданиям клиентов; программы повышения доступности продукта или услуги; расширение ассортимента; активизации коммуникаций, рекламы и формирование бренда продукта или услуги; усиление имиджа предприятия».12
Барьерами для внедрения инноваций многие эксперты называют менталь-ность людей, которые опасаются нового, тревожатся о достигнутом уровне и собственном статусе, не хотят изменений, непонимание ценности инноваций лично для себя, для своего дохода. Сдерживающими внедрение инноваций условиями становятся сочетания опасных технологий, отсутствие практической пользы от цифровой трансформации рабочих мест, необоснованность финансовых затрат и окупаемости вложений. В связи с чем внутренними исходными условиями становятся модели работы с персоналом, программы обучения, консалтинга, карьерного роста, мотивационные инструменты и стимулирующие методы.
Подчеркивая важность инноваций как проявления позитивных изменений, происходящих на предприятии в условиях форс-мажора, для решения задач повышения активности кадрового состава оцениваются условия финансовой устойчивости предприятия, потенциал бюджетирования, возможности управления доходами и расходами. При оптимальном поступлении выручки и прибыли, соответствующем обеспечении финансовыми ресурсами, направленными на решение инновационных задач, бизнес-структуры выходят на более высокий конкурентный уровень с новыми товарами и технологиями. Детерминированные факторы отставания России от стран-лидеров в сфере науки и технологий и решения по преодолению представлены в таблице 3.
Таблица 3
Детерминированные факторы отставания России от стран-лидеров в сфере
науки и технологий
Факторные препятствия Решения по устранению проблем Ожидаемое в 2025 г. финансирование, трлн руб.
1.Сокращение и недофинансирование НИОКР; Фонд содействия инновациям, программы Минпромторга, региональные программы поддержки. 1,38
^ 118
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
Факторные препятствия Решения по устранению проблем Ожидаемое в 2025 г. финансирование, трлн руб.
2.Неразвитая институциональная база и нормативно- правовое регулирование вопросов защиты интеллектуальной собственности; Законопроект О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части поддержки высокорисковых инновационных и технологических проектов) 2,5
3.Ограничения по формированию потенциала рынка инноваций; Пониженные ставки страховых взносов -установлен единый пониженный тариф в размере 7,6%, ускоренная амортизация - к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 3, налоговый кредит на НИОКР - налог с меньшего размера прибыли с коэффициентом 1,5, с 2025 года будет повышен до 2. 4,5
4.Низкая заинтересованность хозяйствующих субъектов в инновационной деятельности; Субсидии бизнесу, сценарий полной отмены льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Льготное кредитование инновационных компаний: ставка - 3% годовых, срок - до 3 лет, сумма для МСП - до 500 млн рублей, для малых технологических компаний - до 1 млрд рублей. Заёмные средства можно направить на финансирование инвестиций, приобретение, реконструкцию, модернизацию, ремонт основных средств, пополнение оборотных средств и на другие цели 1,3
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
119 ^
Факторные препятствия Решения по устранению проблем Ожидаемое в 2025 г. финансирование, трлн руб.
5.Отсутствие мотивации, стимулов, непроверенная временем система менеджмента по созданию полного цикла инноваций Проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» на рассмотрении в ГД 0,2
Источник: составлено автором на основании: Устинова Л.Н., Павлова Х.А., Вашуркин Е.Д., Устинов А.Э. Мировые тренды инновационного развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2024 . Том 14. № 4. С. 977-990.
Исследователи отмечают связи инновационно-активизирующих условий с образованием и практикой. В исследованиях Гумеровой Г.И. «в основу функционирования и развития инструментария для оценки инновационной активности положена концепция совместного потребления, когда во внутренней среде образовательная организация взаимодействует с внешними цифровыми платформами (в частности, цифровыми платформами федеральных издательств)».13 Отметим, что выращивание новаторов, специалистов с критическим мышлением, с активной жизненной и карьерной позицией начинается на уровне школы и продолжается всю жизнь.
«В этой связи отмечается растущая ценность искусственного интеллекта (А1), как важного фактора повышения активности и эффективности производства».14 «Применение аддитивных технологий, включая 3Б-печать, активно используется в промышленности, ускоряя производственные процессы и снижая издержки, открывая новые возможности для авиации и других стратегических отраслей».15
Эксперты в составе основных проблем, влияющих на промышленный сектор, называют экономические санкции относительно импортных компонентов, высокий износ основных фондов, оборудования и техники, финансовые проблемы, связанные с ограничением иностранных инвестиций, короткими кредитами, высокими процентными ставками, системным дефицитом квалифицированных специалистов и рабочих. «Преодоление существующих внешних и внутренних проблем требует многостороннего, глубокого подхода, охватывающего государственную поддержку, законодательные гарантии, стимулирование инновационной активности, развитие научно-образовательных ресурсов и создание благоприятных условий для бизнеса».16
Мы разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что «на повышение технологической безопасности в России направлены меры: 1. Усиление государственной поддержки национальных разработок - фундаментальное значение государственной поддержки, реализация через гранты и субсидии, коммерциализация научных разработок. 2. Развитие межотраслевого сотрудничества и создание
^ 120
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
технопарков - межотраслевое сотрудничество, технопарки и инновационные кластеры, интеграция образования, науки и промышленности, совместные научно-исследовательские проекты».17
Активные во внешней торговле инновационные компании Российской Федерации представлены в таблице 4.
Таблица 4
Активные во внешней торговле инновационные компании Российской Федерации
Компании Инновационная продукция Выручка, 2023 г Экспорт, всего стран
«ВСМПО-АВИСМА» Титановые сплавы для европейского Airbus, американского Boeing и других компаний. 121,4 млрд руб. 50 стран (США, Франция, Великобритания)
«Монокристалл» Производит и продает 25% синтетических сапфиров мира (светодиоды, сапфировое стекло) 3,8 млн руб. Япония, США
«Телесистемы» Радиоэлектронная продукция: миниатюрные диктофоны Edic-mini (занесены в книгу рекордов Гиннесса), видеорегистраторы mAVR, системы контроля и управления «Страж», декоративные светильники «Relax» 1343 млн руб. США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Италия, Израиль, Австралия
«Исток-Аудио» Производство инновационного реабилитационного и медицинского оборудования и средств для людей с ограниченными возможностями (слуховой аппарат «Руна») 39,3 млн руб. 7 стран (Узбекистан, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Индия)
ГК «Диарси» (R.O.C.S.) Производство инновационной продукции по уходу за полостью рта, косметики и медицинских изделий 650,9 млн руб. 55 стран
«Эмеральд Экотехнологии» Производство и реализация инновационных электрохимических систем на основе технологии электрохимической активации (оборудование для обеззараживания, очистки и кондиционирования воды, получения экологически чистого дезинфицирующего раствора и чистого водорода и кислорода) 2,52 млн руб. ОАЭ, Саудовскую Аравию, Катар, Оман, Кению, Индию, 6 европейских стран
«Хирана+» Производитель высокотехнологичной медицинской техники, сервисный оператор аппаратов ИВЛ и наркозно-дыхательной техники 21,7 млн руб. Страны СНГ и Восточной Европы
Источник: Экспорт без преград: как российские компании осваивают новые рынки. URL: https://национальныепроекты.рф/mediaProjects/eksport-bez-pregrad/
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
121 Q
Российский бизнес форсирует производство инновационной продукции: фактический объем товаров, работ, услуг, новых или подвергавшихся значительным технологическим изменениям, в 2023 г. достиг 8,3 трлн руб. (в 2022 г. - 6,4 трлн руб.). <...> В промышленном производстве величина показателя возросла на 15% (в постоянных ценах), существенный вклад внесли обрабатывающие отрасли, продукция которых особенно востребована на внутреннем рынке: производство медицинских инструментов (рост в 2,8 раза), автотранспортных средств, резиновых изделий, бумаги и мебели (в 2-2,2 раза). <...> Увеличение выпуска инновационной продукции также наблюдается в производстве готовых металлических изделий, электрооборудования, кораблей, судов и лодок, одежды (в 1,5-1,9 раза); текстильных изделий, компьютеров, машин и оборудования, лекарственных средств и материалов, кокса, металлургии (в 1,1-1,3 раза)».18
В целом потенциал инновационного развития (по уровню научно-технического развития, институциональным, профессиональным, инвестиционным условиям, влиянию НТП), который используется пока только на 61% (НИИ ВШЭ), имеет тенденцию к росту и может достигнуть к 2030 году 4,2 трлн руб. Выросло до 4125 количество организаций, выполняющих научно-исследовательские работы; удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры, достиг 93,5%. В промышленности использование робототехники позволило заместить 2795 тыс. рабочих мест, а количество промышленных роботов выросло до 12841 ед., уровень инновационной активности вырос с 2010 года с 9,5% до 11,3% в 2023 году (Росстат).
Таким образом, тотальные концептуальные и фундаментальные предпосылки, которые определяют необходимость активизации инновационной деятельности, связаны с повышением статуса России в мировой политической, экономической и коммуникационной системе. Для выявления условий активизации развития инновационной сферы требуется оценка институционального влияния, концепций, стратегий и методологии оценки предрасположенности, готовности и ускорения процессов, совокупности факторов синергетического влияния, динамики, темпов и состава элементов по ресурсам и инвестициям, состояния и зрелости рынка, спроса покупателей на внешнем и внутреннем рынках, влияния прорывных инноваций и диверсификации новых технологий на реальные экономическую систему и геополитическую среду, появление новых возможностей для формирования инновационного потенциала.
^ 122
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. / А.Н. Барковский, С.С. Алабян // Проблемы прогнозирования. 2004. № 5. С.130-144, с. 131.
2 Эксперты РЭЦ описали главные тренды в мировой торговле. URL: https://www. alta.ru/external_news/108406/
3 Экспорт РФ за год сократился на 30%. URL: https://business-magazine.online/ fn1442942.html
4 Послание Президента Российской Федерации от 29.02.2024 г. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации
5 Устинова Л.Н., Павлова Х.А., Вашуркин Е.Д., Устинов А.Э. Мировые тренды инновационного развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики Том 14, № 4. Октябрь-декабрь 2024. C. 977-990.
Объем рынка краудфандинга увеличился в 1,5 раза. URL: https://rg.ru/2023/06/09/ obem-rynka-kraudfandinga-uvelichilsia-v-15-raza.html
7 ЦБ РФ. Сбережения россиян. URL: https://www.tbank.ru/invest/social/profile/Stan-islav_Parovoy/2b3eaa10-bb59-4b82-9b99-8ad09af1b720/?author=profile
8 Горда О.С. Условия и факторы обеспечения устойчивости национальной экономики к негативным внешним воздействиям. URL: http://edrj.ru/article/29-10-2017
9 Губарев В. А. О возможности повышения доли инновационной продукции в экспорте России // Инновации. №5 (175), 2013. С. 96-100, с. 97.
10 Инновационное развитие промышленных предприятий в современных условиях. Монография / Под научной редакцией доктора экономических наук Веселовского М.Я. и кандидата экономических наук Хорошавиной Н.С. - М.: Мир науки, 2024. - 230 с., с. 122.
11 Bailetti T. Technology Entrepreneurship: Overview, Definition, and Distinctive Aspects // Technology Innovation Management Review. 2012. № 2. P. 5-12.
12 Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. / А.Н. Барковский, С.С. Алабян // Проблемы прогнозирования. 2004. № 5. С.130-144, с. 140.
13 Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Новейшие инструменты активизации исследовательской и инновационной деятельности образовательной организации в ее цифровой среде // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2024. № 2. С. 85-97, с. 87.
14 Искусственный интеллект: преимущества использования. URL: https://bigdata.bee-line.ru/blog/articles/preimushchestva-ispolzovaniya-iskusstvennogo-intellekta
15 Расширяя границы: как 3D-печать развивает российскую промышленность. URL: https://www.forbes.ru/spetsproekt/524935-rassiraa-granicy-kak-3d-pecat-razvivaet-rossij-skuu-promyslennost?erid=F7NfYUJCUneP41TWLWop
16 Усков В.С. Стимулирование инновационной деятельности - задача государственной важности // Проблемы развития территории. 2022. №6. С. 61-75, с. 70.
17 Музалёв С.В., Антонова Л.С. Стратегическое развитие технологической безопасности в России в контексте глобальных изменений // Экономические науки. 2024. № 236. С. 158-163, с.160.
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
123 Q
18 Инновационный рост российской экономики. URL: https://issek.hse.ru/ news/966501540.html
БИБЛИОГРАФИЯ:
Губарев В.А. О возможности повышения доли инновационной продукции в экспорте России // Инновации. №5 (175), 2013. С. 96-100 @@ Gubarev V.A. O vozmozhnosti povy-sheniya doli innovacionnoy produkcii v eksporte Rossii // Innovacii. №5 (175), 2013. S. 96-100.
Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Новейшие инструменты активизации исследовательской и инновационной деятельности образовательной организации в ее цифровой среде // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2024. № 2. С. 85-97 @@ Gumerova G.I., Shaymieva E.Sh. Noveyshie instrumenty aktivizacii issledovatelskoy i innovacionnoy deyatelnosti obrazovatelnoy organizacii v ee cifrovoy srede // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2024. № 2. S. 85-97.
Козыро В.С., Ву Ю.В., Фёдорова Л.А. Совершенствование инновационной деятельности в условиях санкций // Управленческий учет. 2024. № 4. С. 137-144 @@ Kozy'ro V.S., Vu Yu.V., Fyodorova L.A. Sovershenstvovanie innovacionnoj deyatel'nosti v usloviyax sankcij // Upravlencheskij uchet. 2024. № 4. S. 137-144.
Конева Ю. А., Козырев А. А. Роль инновационных научно-технических центров в развитии и прогрессе современного мира // Актуальные вопросы современной экономики. 2024. № 6. С. 486-492 @@ Koneva Yu.A., Kozyrev A.A. Rol innovacionnyh nauchno-tehnicheskih centrov v razvitii i progresse sovremennogo mira // Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. 2024. № 6. S. 486-492.
Музалёв С.В., Антонова Л.С. Стратегическое развитие технологической безопасности в России в контексте глобальных изменений // Экономические науки. 2024. № 236. С. 158163 @@ Muzalev S.V., Antonova L.S. Strategicheskoe razvitie tehnologicheskoy bezopasnosti v Rossii v kontekste globalnyh izmeneniy // Ekonomicheskie nauki. 2024. № 236. S. 158-163.
Мустафаева Р.Р., Нариманов Н.А. Роль инноваций в стимулировании экспортоориен-тированного производства // Вопросы инновационной экономики. 2020. Том 10 № 1. С. 111-122 @@ Mustafaeva R.R., Narimanov N.A. Rol' innovacij v stimulirovanii e'ksportoorien-tirovannogo proizvodstva // Voprosy' innovacionnoj e'konomiki. 2020. Tom 10 № 1. S. 111-122.
Низамутдинов И.К. Сущность и значение современной промышленной политики // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2024. Т. 59. № 4. С. 216-237 @@ Nizamutdinov I.K. Suschnost i znachenie sovremennoy promyshlennoy politiki // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2024. T. 59. № 4. S. 216-237.
Оруч Т.А. Методологические подходы к анализу экономической сущности импортоза-мещения, как фактора сокращения технологической и инновационной отсталости: региональный аспект // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 2. С. 1-13 @@ Oruch T.A. Metodologicheskie podhody k analizu ekonomicheskoy suschnosti importozamescheniya, kak faktora sokrascheniya tehnologicheskoy i innovacionnoy otstalosti: regionalnyy aspekt // Vestnik evraziyskoy nauki. 2023. T. 15. № 2. S. 1-13.
^ 124
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2025
Селиверстов Ю.И., Ватулин А.Е. Исследование факторов и методов активизации инновационных процессов // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. 2016. №10. С. 267-273 @@ Seliverstov Yu.I., Vatulin A.E. Issledovanie faktorov i metodov aktivizacii innovacionnyh processov // Vestnik BGTU imeni V. G. Shuhova. 2016. №10. S. 267-273.
Устинова Л.Н., Павлова Х.А., Вашуркин Е.Д., Устинов А.Э. Мировые тренды инновационного развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики Том 14, № 4. Октябрь-декабрь 2024. C. 977-990 @@ Ustinova L.N., Pavlova H.A., Vashurkin E.D., Ustinov A.E. Mirovye trendy innovacionnogo razvitiya: problemy i perspektivy // Voprosy inno-vacionnoy ekonomiki Tom 14, .№ 4. Oktyabr-dekabr 2024. C. 977-990.
Шкодинский С.В., Продченко И. А., Матюхин В.Н. Контуры современной промышленной политики России в обеспечении технологического суверенитета страны // Вестник евразийской науки. 2024. Т. 16. № 1. С. 1-15 @@ Shkodinskiy S.V, Prodchenko I.A., Matyuhin V.N. Kontury sovremennoy promyshlennoy politiki Rossii v obespechenii tehnologicheskogo suvereniteta strany // Vestnik evraziyskoy nauki. 2024. T. 16, № 1. S. 1-15.
2 - 2025
Российский внешнеэкономический вестник
125 Q