f
Медицинский вестник Юга России КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
А.А. Сависько, Г.Ш. Голубев, А.А. Яковлев, Я.А. Хананашвили
система зачетных Единиц (кредитов) как форма подтверждения профессиональной компетенции врача-специалиста
ГОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России
Присоединение России к Европейской системе высшего образования предусматривает принятие и введение системы зачетных единиц (ЕСТБ), обеспечивающей зачетную и накопительную функции, а также гарантирующей академическое признание обучения за рубежом [1]. Однако в ходе внедрения основных положений Болонского процесса по использованию кредитной системы в медицинском образовании выявились определенные несоответствия между образовательными системами различных стран, в том числе, и в отношении традиционной национальной системы образования России [1, 2, 3]. Кроме того Болонская декларация была разработана, главным образом, для системы додипломного образования, в то время как структура и содержание последипломного образования более сложны и многогранны [4]. В этой связи возникает необходимость адаптации кредитно-накопительной системы к специфике непрерывного профессионального образования в нашей стране. Рациональное сочетание кредитной системы образования с технологиями дистанционного образования, использующими современные коммуникационные возможности, может служить основой для повышения качества последипломного образования.
Социально-экономические условия работы врачей в России требуют пересмотра технологий последипломного обучения. Актуальным является перенос фокуса решений с вопроса «чему учить специалиста» в область «как учить специалиста». Учёным советом по последипломному образованию РостГМУ было принято решение приступить к разработке временного Положения о системе накопления зачетных единиц (кредитов) как формы подтверждения образовательной деятельности специалиста. Учитывая отсутствие положения о кредитно-накопитель-ной системе, утвержденного МЗ и СР, перед рабочей группой была поставлена цель разработать Положение, основывающееся на решении Правительства РФ об участии России в создании общеевропейского образовательного пространства и реализации принципов и требований Бо-лонской декларации в системе отечественного высшего медицинского образования с учетом требований Закона РФ «Об образовании», Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», инструктивных писем Министерства образования России № 14-52-988 ин/13 от 28.11.2002 г. и № 15-55-357 ин/15 от 09.03.2004 г. и опыта пилотных проектов применения вариантов кредитно-накопительной системы в образовательных учреждениях РФ [5, 6, 7, 8]. Следует подчеркнуть, что разработка и внедрение новой методологии в образо-
вательный процесс осуществляется последовательно. На первых шагах её внедрения основной акцент делается на этап дополнительного профессионального образования, реализующего принцип непрерывного последипломного образования - «обучение через всю жизнь».
Рабочей группой разработано временное Положение о системе накопления зачетных единиц (кредитов) как формы подтверждения профессиональной образовательной деятельности специалиста. Предлагаются единая по форме и содержанию структура непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов с использованием системы зачётных единиц (кредитов) и методические подходы к переводу учёта учебной нагрузки разных форм непрерывного послевузовского образования врачей в систему кредитных единиц. Данное Положение соответствует международным стандартам Всемирной Федерации Медицинского образования (ВФМО), по которым последипломное образование врачей осуществляется в течение всей врачебной практики и имеет следующие виды:
- профессиональное непрерывное развитие в течение всего периода работы с возможностью первичной профессиональной переподготовки, тематического усовершенствования и сертификации специалистов;
- подготовка к официальной регистрации - получению права на медицинскую практику;
- специализация по определённому направлению медицины;
- изучение теории и практическое освоение специальных методов диагностики и лечения.
Результатом внедрения Положения должны стать повышение профессиональных компетенций врачей-специалистов, улучшение качества оказания медицинской помощи, рост эффективности работы лечебных учреждений.
Работоспособность системы накопления кредитов в РостГМУ обеспечивается взаимодействием производителей (организаторов) и потребителей (обучающихся) образовательных продуктов. Характеристики участников системы приводятся ниже.
1. Организаторы последипломного образования.
Последипломную профессиональную подготовку специалистов организовывают, проводят и контролируют структурные подразделения РостГМУ во взаимодействии с другими территориальными органами управления здравоохранением РФ и, прежде всего, его Южного федерального округа. Структурные подразделения РостГМУ:
- предоставляют различные варианты последипломного профессионального образования, отвечающие требованиям современного здравоохранения;
- разрабатывают различные варианты последипломного профессионального образования и соответствующие образовательные программы, отвечающие современным требованиям и направленные на совершенствование профессиональной компетенции специалистов;
- создают условия для мотивации врачей к обучению путём периодического контроля их знаний;
- обеспечивают соответствие учебных программ стандартам и принципам, утверждаемых Минздравсоцразви-тия и Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Целевая аудитория и преподаватели
Целевая аудитория включает врачей 82 специальностей. Образовательную деятельность осуществляют работника кафедр ФПК и ППС РостГМУ, высококвалифицированные специалисты клиники РостГМУ, региональных, федеральных и международных лечебных центров и медицинских учебных заведений, аккредитованные для проведения отдельных занятий.
2.1. Виды образовательной активности специалистов.
Под образовательной активностью подразумеваются любые действия обучаемых, учитываемые организаторами образовательного процесса как способ получения знаний и практических навыков, оценённые в кредитах и подтверждённые соответствующим документом (авторизованной записью в базе данных).
ФПК и ППС РостГМУ реагирует на потребности в обучении специалистов, предоставляя образовательные мероприятия, отвечающие конкретным целям обучения. При этом образовательная активность специалиста складывается из следующих видов:
Академические образовательные программы с курсами тематического, сертификационного, аттестационного усовершенствования, программы профессиональной переподготовки;
Тематические семинары, симпозиумы, школы последипломного обучения;
Периодические (ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные) конференции международного, федерального, регионального уровней по специальностям;
Участие - активное в форме выступлений - или пассивное в заседаниях областных обществ и общественных организаций специалистов, проводимых РостГМУ и МЗ РО;
Работа с информационным обеспечением, посредством адресной рассылки через интернет или почтой России (статьи и презентации, лекции, экзаменационные тесты по избранным вопросам с последующей оценкой качества усвоения).
Образовательные программы профессионального дополнительного образования разрабатываются кафедрами ФПК и ППС РостГМУ на основе унифицированных программ, утверждённых Минздравсоцразвития и Министерством образования и науки РФ. Программы имеют структуру, образованную соответствующими курсами, разделами, темами и элементами. Расписание циклов постдипломного обучения ежегодно публикуется службой последипломного обучения РостГМУ, электронный эквивалент расписания размещается на официальном сайте РостГМУ, и должен иметься у главных специалистов МЗ Ростовской области.
2.2. Учёт образовательной активности специалистов.
Образовательная активность специалиста складывается из нескольких видов деятельности, каждая из которых оценивается зачётными единицами - кредитами.
Кредит - единица оценки, равная одному часу образовательной деятельности в виде участия в образовательных программах или самостоятельной учитываемой активности.
В предлагаемой системе накопления зачетных единиц (кредитов) различаются два вида кредитов, предусматривающие активное участие специалиста в образовательном событии. При этом термин «образовательное событие» определяется как действие, осуществляемое организатором, для предоставления обучаемому специальной информации и оценённое в кредитах. Поскольку предоставление информации и контроль качества её усвоения могут осуществлять различными способами, предусмотрено разделение кредитов на две группы:
- Академические кредиты (А1, кредит I категории), получаемые специалистом во время обучения на циклах тематического или сертификационного усовершенствования по соответствующим образовательным программам. Необходимость обучения в условиях академического учреждения призвана сохранить очень важный принцип сочетания имеющихся национальных традиционных форм образования с инновационными технологиями и осуществить плавный вход в Европейские образовательные традиции [1].
Законодательно определённого требования к количеству академических часов последипломного обучения, необходимых для подтверждения сертификата (ресерти-фикации) нет. Отделами кадров лечебных учреждений поддерживается требование отменённого приказа № 33 от 16.02.95 об обучении в течение не менее 144 часов.
При разработке кредитной системы предполагается, что специалист должен иметь не менее половины (72 кредитов), полученных в сертифицированных образовательных учреждениях и подтверждённые свидетельством о повышении квалификации.
- Кредиты категории II (С2, кредит II категории, равный / кредита А1), получаемые специалистами в результате участия в образовательных событиях вне циклов усовершенствования ФПК и ППС. Документом, подтверждающим получение специалистом образовательных кредитов С2 является сертификат, выдаваемый представителем профильной кафедры по окончании образовательного события.
К моменту очередной сертификации (ресертификации) специалист должен получить не менее 144 кредитов, эквивалентных кредитам А1. С учётом «веса» кредита С2, равного / кредита А1, образовательный эквивалент 144 часов усовершенствования может складываться как сумма:
8
: А1 . + (х. , + У„),
шш 4 А1 ' С2'
где: 8кред - сумма кредитов, эквивалентная 144 кредитам А1, т.е. 144 часам обучения;
А1 - минимально необходимое количество кредитов А1, равное 72 часам;
х - количество кредитов А1, полученное от
иных видов академической активности;
УС2 - количество кредитов С2, где А1=2*С2.
Все виды образовательной активности специалиста учитываются и хранятся в электронной базе данных деканата ФПК и ППС РостГМУ, имеют криптографическую защиту.
5
Медицинский вестник Юга России
3. Спецификация учитываемых видов образовательной активности.
В кредитных единицах А1 и С2 могут быть учтены виды деятельности, перечисленные в таблице 1.
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
4. Порядок сертификации / ресертификации врачей, принявших участие в образовательной программе последипломного обучения с накоплением суммы кредитов
Таблица 1
Спецификация учитываемых видов образовательной активности
Вид образовательной активности Получаемые кредиты Примечание
Подготовка и презентация материалов на съездах, конференциях А1=2 за выступление продолжительностью 30 мин Однократно, последующие выступления не учитываются как образовательная активность. Подтверждается программой или сертификатом.
Публикация статьи в журнале, рецензируемом ВАК в качестве первого автора А1=10 Подтверждается копией публикации
Публикация статьи в местной печати в качестве первого автора А1=2 Подтверждается копией публикации
Постерный доклад, первый автор А1=5 Подтверждается копией абстрактов или программой или сертификатом.
Получение учёного звания или учёной степени А1=60 Подтверждается копией диплома.
Успешное получение сертификата специалиста или его подтверждение А1=20 Подтверждается копией сертификата специалиста.
Написание и издание монографии, учебника (первый автор) А1=30 Подтверждается библиографическим описанием и копией форзаца.
Написание и издание монографии, учебника (второй и последующий автор) А1=20 Подтверждается библиографическим описанием и копией форзаца.
Внедрение новых лечебных технологий по месту работы С2=8 Подтверждается актом внедрения.
Участие в работе (присутствие) профессиональных съездов и конференций С2=п Подтверждается сертификатом участника, п -количество кредитов категории С2, определяемое оргкомитетом.
Работа с журнальными статьями С2=п Подтверждается сертификатом, п - количество кредитов категории С2, определяемое преподавателем (кафедрой).
Выступление в качестве оппонента на клинических или патолого-анатомических конференциях ЛПУ С2=2 Подтверждается программой конференции.
Врачи, имеющие необходимый комплект документов, включающий сертификаты/ удостоверения с суммарным объемом не менее 130 кредитов, подают заявление на имя ректора РостГМУ с просьбой о зачислении на краткосрочный цикл повышения квалификации. При положительном решении, заявление с комплектом документов, подтверждающих квалификацию специалиста, передается в деканат ФПК и ППС РостГМУ, который обеспечивает полный анализ документации врача-специалиста.
После подтверждения участия специалиста в программах с накоплением зачётных кредитов уникальный номер его диплома о медицинском образовании используется как идентификатор в базе данных. Идентификатор в дальнейшем применяется для получения доступа к образовательным ресурсам и для запроса информации из базы данных для суммирования кредитов.
При полном соответствии документов и подтверждения участия специалиста в программах с накоплением зачётных единиц (кредитов) врач-специалист зачисляется на краткосрочный цикл ПК с последующей сдачей сертификационного экзамена.
5. Отказ от ответственности.
Кредиты, накопленные специалистом в образовательных программах, не могут рассматриваться как прямая мера компетенции специалиста и не могут использоваться для юридических целей. Компетенция специалиста есть совокупность многих признаков, и накопленные образовательные кредиты являются только их частью.
Авторам представляется очевидным, что предлагаемое временное Положение не может претендовать на инструмент полного и системного решения последипломного образования, т.к. существующие проблемы дополнительного профессионального образования в целом и в частности в контексте кредитно-накопительной системы в настоящий момент не решены и требуют осмысления, выработке стратегии их постепенного преодоления, принципиального решения и внедрения.
В тоже время авторским коллективом выделены принципиальные проблемы, возникшие на пути реализации этой системы дополнительного профессионального обучения:
Необходимо создание единого координационного центра для выработки политики в области кредитной системы последипломного образования.
Требуется стандартизация системы, которая должна обеспечивать единый «вес» кредитов, полученных при участии специалистов в образовательных программах в различных регионах.
Следует организовывать обратную связь между академическим и лечебными учреждениями, в которых работают специалисты, для оценки влияния полученных знаний на качество работы.
Необходима ли адаптация образовательных программы к требованиям конкретных лечебных учреждений.
Как оценивать уровень практических навыков специалиста, допущенного к получению кредитов на основе работы с журнальными публикациями и/или обзора монографической литературы.
Тем не менее, временное Положение разработано и ждет свою апробацию на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов РостГМУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. М.А. Пальцев, Г.М. Перфильева, И.Н. Денисов, Б.М. Чекнев. Высшая медицинская школа России и болонский процесс (интегрированный учебный план и кредитная система) // Материалы совещания «Интегрированный учебный план подготовки врача», «Европейская система кредитов (ECTS) и ее роль в медицинском образовании» с участием экспертов ВОЗ, ВФМО, КГМА. - Москва, 11-18 апреля 2006 г. ECTS, выпуск VIII
2. Международные стандарты ВФМО по улучшению качества в медицинском образовании. Европейская спецификация. Всемирная Федерация Медицинского образования //Ассоциация медицинских школ в Европе. Международная рабочая группа, Kandrups Bogtrykkeri A/S. - Дания, 2007. - С.80
3. Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России //Высшее образование в России. - 2004. - №1. - С.43-51.
4. Сенашко В., Жалнина Н. Качество высшего образования и система зачетных единиц // Высшее образование в России. -2004. - №5. - С.4-18.
5. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (действующая редакция)
6. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2005 N 6862)
7. Инструктивное письмо Министерства образования России № 14-52-988 ин/13 от 28.11.2002 г.
8. Инструктивное письмо Министерства образования России № 15-55-357 ин/15 от 09.03.2004 г.