УДК 656.078
Шеховцов А.И., ШеховцоваЮ.А.
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Shekhovtsov A.I., Shekhovtsova Y.A.
THE SYSTEM OF INTERACTION BETWEEN TRUNK AND INDUSTRIAL TRANSPORT AS A CONTROL OBJECT
Введение
Местом взаимодействия
магистрального и промышленного железнодорожного транспорта является не просто физическая точка примыкания железнодорожных путей необщего пользования (ПНП) к путям станции примыкания магистрального
железнодорожного транспорта. А участниками взаимодействия являются не только работники ПНП и станции примыкания: грузоотправитель не всегда является ветвевладельцем, на станции примыкания представлены структурные подразделения филиалов ОАО «РЖД», связанные с фирменным транспортным обслуживанием, управлением
движением и содержанием
инфраструктуры. Планирование и организация перевозок грузов, а, следовательно - взаимодействие в условиях системы «железная дорога -клиенты» [1], невозможны без участия операторов подвижного состава. Также, в зависимости от условий и направления перевозок, участниками взаимодействия могут быть транспортно-
экспедиционные компании и работники государственных органов (таможенных, пограничных, ветеринарных и других).
Для повышения эффективности взаимодействия необходимо учитывать интересы всех участников системы
взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, а это невозможно без определения и учета влияющих факторов.
Анализ последних исследований и публикаций
Взаимодействию магистрального и промышленного транспорта уделяется много внимания в научной литературе. Важность совершенствования системы взаимодействия продиктована в т.ч. тем, что 46,1% в структуре оборота вагона приходится на простой под грузовыми операциями [2], а погрузку и выгрузку свыше 80% грузов, перевозимых на сети ОАО «РЖД», приходится на ПНП [3].
В работе [4] автор выделяет следующие основные проблемы взаимодействия магистрального
транспорта и ПНП: ненадлежащее техническое состояние ПНП,
недостаточное число погрузочно-разгрузочных машин и недостаточное путевое развитие ПНП, слабая логистика предприятий, недостаток
квалифицированных специалистов,
ненадлежащий контроль за технической документацией и несвоевременное внесение изменений в технологию взаимодействия. Совершенствовать технологию взаимодействия
предлагается за счет совместной работы всех участников перевозочного процесса по оптимизации цепей поставок.
Авторы [5] отмечают важную роль ПНП в структуре транспортной системы Российской Федерации и вместе с тем указывают на проблемы, связанные с несоответствием законодательства и текущей ситуации во взаимодействии магистрального транспорта и ПНП. Приводятся исторические сведения о взаимодействии в «эпоху МПС», выделяются основные проблемы, требующие решения в современных условиях.
Работа [6] посвящена
совершенствованию работы станций примыкания с целью уменьшения затрат и обеспечения непрерывного
взаимодействия с ПНП. Автором выделены техническая и
технологическая сферы взаимодействия и основные направления их дальнейшего совершенствования.
Авторами [7] отмечается важность совершенствования системы
взаимодействия магистрального
транспорта и ПНП для ускорения продвижения грузов и сокращения транспортных расходов. Перечислены проблемы, возникающие в случае несогласованности при взаимодействии, в связи с неэффективным использованием подвижного состава. Предложены мероприятия по нормированию времени
технологических операций для планирования взаимодействия.
В работе [8] авторами проведена формализация взаимодействия станций примыкания и ПНП с помощью метода агрегатов, что должно привести к оптимальной очередности подач-уборок вагонов, определению влияющих факторов и повышению эффективности применения управляющих воздействий.
В приведенных работах выполнены исследования взаимодействия станций примыкания и ПНП, предложены мероприятия по повышению
эффективности взаимодействия в отдельных направлениях, но не учтены все факторы, влияющие на взаимодействие.
Цель работы
Определить и обосновать факторы, оказывающие влияние на систему управления взаимодействием
магистрального и промышленного транспорта, представить систему взаимодействия как объект управления.
Основная часть
На взаимодействие станций магистрального железнодорожного транспорта с примыкающими ПНП оказывают влияние факторы различной природы [9]. Наиболее простым способом их классификации
представляется разделение на технические, технологические и нормативно-правовые. Но в случае нерациональной организации
маневровой работы по обслуживанию ПНП может сложиться впечатление, что непроизводительные простои вагонов являются результатом недостаточной обеспеченности маневровыми
средствами, следовательно, данную проблему могут ошибочно отнести к техническим, фактически, же это технологическая проблема.
Предлагается факторы, влияющие на взаимодействие станций примыкания магистрального железнодорожного транспорта с ПНП, разделить на: нормативно-правовые, информационно-управляющие, инфраструктурные,
факторы обеспечения безопасности и
ненормируемые факторы, факторы текущей отправки.
К нормативно-правовым следует отнести:
- соответствие действующих нормативных правовых актов (НПА) текущей ситуации на транспортном рынке. На рынке периодически появляются новые участники и не всегда четко разграничены их роли и ответственность [5];
- несоответствие требований между НПА в различных отраслях промышленности, приводящее к разнице в уровне тарифов и требованиях к состоянию технических средств [10].
К информационно-управляющим факторам предлагается отнести:
- соответствие технологии взаимодействия между станцией примыкания и ПНП технологиям работы взаимодействующих предприятий, оперативное изменение технологии в случае необходимости;
- наличие у клиентов автоматизированных систем управления и взаимодействие их с АСУ ОАО «РЖД», возможность оперативного информирования и планирования работы;
- укомплектованность штата работниками соответствующей квалификации.
Как инфраструктурные факторы предлагается учитывать:
- соответствие путевого развития объемам работы, отсутствие «узких мест» [10];
- обеспеченность тяговым подвижным составом для обслуживания ПНП;
- обеспеченность погрузочно-разгрузочными машинами и механизмами;
- наличие подвижного состава для обеспечения технологических процессов
обслуживаемого предприятия при необходимости.
Подвижной состав и грузовые устройства отнесены к
инфраструктурным факторам, т.к. их наличие - необходимое условие функционирования транспортной
системы предприятия, частью которой они являются.
Факторы безопасности:
- соблюдение требований охраны труда;
- безопасность движения;
- контроль за сохранностью грузов;
- экологическая безопасность.
К ненормируемым факторам отнесем:
- неравномерность грузовых операций на обслуживаемых предприятиях, вызванную авариями, чрезвычайными ситуациями, нарушениями договоров со стороны третьих лиц (поставщиков, подрядчиков).
Также есть группа факторов, касающихся каждой конкретной отправки:
- соблюдение требований [11] и других НПА по оформлению документов, подготовке грузов к перевозке;
- соблюдение оператором железнодорожного подвижного состава условий договора по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов;
- соблюдение требований технических условий размещения и крепления грузов (ТУ) при выполнении грузовых операций;
- сохранность ПС при выполнении грузовых операций на ПНП.
Для определения факторов, оказывающих влияние на
взаимодействие магистрального и
промышленного транспорта, (рис. 1).
воспользуемся диаграммой Исикавы
Рис. 1. Диаграмма определения факторов, влияющих навзаимодействие магистрального и промышленного транспорта
На основании выявленных факторов систему взаимодействия магистрального и промышленного транспорта представим как объект управления (рис. 2).
Основной целью
функционирования ПНП является перемещение материального потока между магистральным транспортом и производством с целью удовлетворения потребностей экономики государства [12]. Следовательно, входящим потоком в системе управления взаимодействием является материальный поток (грузы), которые будут передаваться перевозчику для доставки или грузоотправителю по прибытии на станцию назначения.
Выходящий поток системы включает: время простоя вагонов на ПНП (система управления направлена на его сокращение), расходы на работу с вагонами (система управления направлена на их сокращение), обеспечение вывоза с ПНП (сохранной доставки грузополучателю) всей запланированной к перевозке партии груза. На функционирование системы управления взаимодействием
магистрального и промышленного транспорта оказывают влияние все представленные на рис. 1 факторы, но доля их влияния на эффективность функционирования системы различна.
Рис. 2. Система взаимодействия магистрального и промышленного транспорта
как объект управления
Нормативно-правовые факторы оказывают влияние на систему взаимодействия в государственном масштабе, но их корректировка требует наибольших временных затрат и привлечения большого числа экспертов. Для изменения инфраструктурных факторов требуются значительные капитальные вложения и в каждом месте взаимодействия они являются относительно постоянными для отдельных партий грузов.
Информационно-управляющие факторы также являются относительно постоянными для отдельных партий грузов в конкретной системе взаимодействия.
Факторы текущей отправки, при соблюдении всеми участниками системы нормативных требований, также не оказывают негативного влияния на
функционирование системы. В противном случае - приводят к дополнительному простою вагонов и финансовым потерям. Аналогичная ситуация с факторами безопасности. Ненормируемые факторы, в случае возникновения, оказывают наибольшее негативное влияние на
функционирование системы
взаимодействия, так как не могут быть учтены заранее.
Выводы
Система взаимодействия
магистрального и промышленного железнодорожного транспорта не ограничивается взаимоотношениями ветвевладельца и перевозчика, включает значительное число участников, деятельность каждого из которых
регламентируется нормативными
правовыми актами, соответствующими их ведомственной принадлежности. Также в деятельности каждого участника есть свои интересы и ограничения. Эффективная система взаимодействия невозможна без учета всех факторы, оказывающих влияние на систему управления взаимодействием.
Список литературы
1. Шеховцов, А.И. Разработка схемы функционирования системы «железная дорога - клиенты» / А.И. Шеховцов // Вести Автомобильно-дорожного института. - 2021. - № 4 (39). - С. 9-15. - ISSN 1990-7796.
2. Хусаинов, Ф.И. В структуре оборота вагона на сети РЖД растёт доля простоев. За 9 месяцев с начала года подвижной состав находился в простоях более 84% времени оборота // Сетевое издание «Вгудок». - URL: https://vgudok.com/lenta/v-strukture-oborota-vagona-na-seti-rzhd-rastyot-dolya-prostoev-za-9-mesyacev-s-nachala-goda. (дата обращения 25.11.2024).
3. Брагин, А.М.
Железнодорожный транспорт необщего пользования: пути развития / А.М. Брагин // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 1-1 (95). -С. 41-44. - DOI 10.24412/2411-0450-20231-1-41-44.
4. Филимонов, В.Е. Взаимодействие путей необщего пользования с магистральным транспортом / В.Е. Филимонов // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей L Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 ноября 2021 года. - Пенза:
Влияющие факторы предложено разделить на нормативно-правовые, информационно-управляющие, инфраструктурные, факторы
обеспечения безопасности и
ненормируемые факторы, факторы текущей отправки. Обосновано влияние каждой группы факторов на систему управления взаимодействием.
References
1. Shekhovtsov, A.I. Development of a scheme for the functioning of the «railway-clients» system / A.I. Shekhovtsov // Vesti of the Automobile and Road Institute. - 2021. -№ 4 (39). - Pp. 9-15. - ISSN 1990-7796
2. Khusainov, F.I. The share of downtime in the structure of wagon turnover on the Russian Railways network is growing. Over 9 months from the beginning of the year, the rolling stock was idle for more than 84% of the turnover time // Online publication «Vgudok». - URL: https://vgudok.com/lenta/v-strukture-oborota-vagona-na-seti-rzhd-rastyot-dolya-prostoev-za-9-mesyacev-s-nachala-goda. (date of access: 11.25.2024).
3. Bragin, A.M. Non-public railway transport: development paths / A.M. Bragin // Economy and business: theory and practice. - 2023. - № 1-1 (95). - Pp. 41-44. . - DOI 10.24412/2411-04502023-1-1-41-44.
4. Filimonov, V.E. Interaction of private routes with main transport / V.E. Filimonov // Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations: collection of articles from the L International scientific and practical conference, Penza, November 15, 2021. - Penza: Science and Education (IP Gulyaev G.Yu ), 2021. -Pp. 88-91. - ISBN 978-5-00173-057-6.
Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 88-91. - ISBN 978-5-00173-0576
5. Нормативное обеспечение разработки Единых технологических процессов работы станций примыкания и железнодорожных путей необщего пользования / С.П. Вакуленко, Н.П. Журавлев, М.Ю. Савельев, А.А. Сидраков // Фёдор Петрович Кочнев - выдающийся организатор транспортного образования и науки в России: Труды международной научно-практической конференции, Москва, 2223 апреля 2021 года / Отв. редактор А.Ф. Бородин, сост. Р.А. Ефимов. -Москва: Российский университет транспорта, 2021. - С. 74-81. - ISBN 9785-907420-53-3.
6. Андреева, И.А. Координация работ обслуживания железнодорожных путей / И.А. Андреева // Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Материалы IX Международной научно-практической конференции студентов (23-24 марта 2022 г.) / Отв. ред.: У.М. Шереметьева. - Новосибирск: Новосибирский техникум железнодорожного транспорта, 2022. -С. 7-9. - 978-5-907479-60-9.
7. Сатторов, С.Б. Взаимодействие железнодорожных станций с местами общего и необщего пользования / С.Б. Сатторов, Ш.У. Саидивалиев, А.У. Курбонов // Zamonaviy fan va ta'lim yangiliklari xalqaro ilmiy jurnal. - Vol 2 Issue 5. - 2024. - С. 144-154. - URL: https://academics.uz/index.php/zfty/artide/v iew/3389/4672. (дата обращения 25.11.2024). - ISSN 3030-3044.
8. Гарлицкий, Е.И. Формализация процессов взаимодействия промышленного и магистрального железнодорожного транспорта / Е.И. Гарлицкий, В.А. Телегина // Транспортное дело России. - 2013. -
5. Regulatory support for the development of Unified technological processes for the operation of junction stations and non-public railway tracks / S.P. Vakulenko, N.P. Zhuravlev, M.Yu. Savelyev, A.A. Sidrakov // Fyodor Petrovich Kochnev- an outstanding organizer of transport education and science in Russia: Proceedings of the international scientific and practical conference, Moscow, April 22-23, 2021 / Responsible. editor A.F. Borodin, compiled by R.A. Efimov. - Moscow: Russian University of Transport, 2021. -Pp. 74-81. - ISBN 978-5-907420-53-3.
6. Andreeva, I.A. Coordination of railway maintenance works /
I.A. Andreeva // Modern technologies for ensuring safety in railway transport: Proceedings of the IX International scientific and practical conference of students (March 23-24, 2022) / Ed.: U.M. Sheremetyeva. - Novosibirsk: Novosibirsk College of Railway Transport, 2022. -Pp. 7-9. - 978-5-907479-60-9.
7. Sattorov, S.B. Interaction of railway stations with public and non-public areas / S.B. Sattorov, Sh.U. Saidivaliev, A.U. Kurbonov // Zamonaviy fan va ta'lim yangiliklari xalqaro ilmiy jurnal. - Vol 2 Issue 5. -2024. - Pp. 144-154. - URL: https://academics.uz/index.php/zfty/article /view/3389/4672. (date of access:
II.25.2024). - ISSN 3030-3044.
8. Garlitsky, E.I. Formalization of processes of interaction of industrial and main railway transport / E.I. Garlitsky, V.A. Telegina // Transport business of Russia. - 2013. - № 3. - Pp. 50-53. -ISSN 2072-8689. - EDN QZLSLD.
№ 3. - С. 50-53. - ISSN 2072-8689. - EDN QZLSLD.
9. Шеховцов, А.И. Алгоритм нахождения вагонов на путях необщего пользования как основа для повышения качества функционирования системы «железная дорога - клиенты» / А.И. Шеховцов // Известия Транссиба. -2020. - № 3(43). - С. 119-128. - ISSN 2220-4245.
10. Кузнецов, С.И. Актуальные проблемы взаимодействия железнодорожных станций с промышленным транспортом / С.И. Кузнецов // Всероссийский научный журнал «Вопросы права». - 2024. - № 2. - С. 84-86. - ISSN 2949-0871.
11. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_40444/. (дата обращения 25.11.2024).
12. Доценко, Ю.В. Разработка моделей взаимодействия станций примыкания и железнодорожных путей необщего пользования на основе сетей Петри / Ю.В. Доценко, А.И. Шеховцов, Ю.А. Шеховцова // Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта. - 2023. -№ 71. - С. 4-11. - ISSN 1993-5579.
9. Shekhovtsov, A.I. Algorithm for finding cars on non-public tracks as a basis for improving the quality of functioning of the «railway - clients» system / A.I. Shekhovtsov // Transsib News. -2020. - № 3 (43). - Pp. 119-128. - ISSN 2220-4245.
10. Kuznetsov, S.I. Actual problems of interaction of railway stations with industrial transport / S.I. Kuznetsov // All-Russian scientific journal «Questions of Law». - 2024. - № 2. - Pp. 84-86. - ISSN 2949-0871.
11. Federal Law "Charter of Railway Transport of the Russian Federation" dated 10.01.2003 N 18-FZ (latest revision) // ConsultantPlus. - URL: https https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_40444/. (date of access: 11.25.2024).
12. Dotsenko, Y.V. Development of models of interaction between junction stations and non-public railway tracks based on Petri nets / Yu.V. Dotsenko, A.I. Shekhovtsov, Yu.A. Shekhovtsova // Collection of scientific papers of the Donetsk Institute of Railway Transport. -2023. - № 71. - Pp. 4-11. - ISSN 19935579.
Аннотации:
Статья посвящена определению факторов, оказывающих влияние на систему управления взаимодействием магистрального и
промышленного транспорта. Выполнена классификация влияющих факторов, обосновано их влияние на систему управления взаимодействием. Система взаимодействия магистрального и промышленного транспорта представлена как объект управления.
Ключевые слова: магистральный транспорт, промышленный транспорт, взаимодействие, влияющие факторы, система
управления.
The article is devoted to the definition of factors influencing the management system of interaction between trunk and industrial transport. The classification of influencing factors has been completed and their impact on the interaction management system has been substantiated. The system of interaction between trunk and industrial transport is presented as a control object.
Keywords: trunk transport, industrial transport, interaction, influencing factors, control system.
Сведения об авторах
Шеховцов Алексей Игоревич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий институт железнодорожного транспорта» (ДОНИЖТ), факультет «Управление на транспорте», кандидат технических наук, доцент, декан
e-mail: [email protected]
Шеховцова Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий институт железнодорожного транспорта» (ДОНИЖТ), Кафедра «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте», аспирант
e-mail: alex-yilia@mail. ru
Information about the authors
Shekhovtsov Аleksej Igorevich
Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Donetsk Railway Transport Institute" (DRTI), Faculty "Railway transport management", Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Dean
e-mail: [email protected]
Shekhovtsova Yuliya Aleksandrovna
Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Donetsk Railway Transport Institute" (DRTI), Department "Organization of transportation and management in railway transport",
Post-graduate student e-mail: alex-yilia@mail. ru