УДК 378 ББК 74.202
С.А. Казанцев
система условии формирования профессионально-педагогических компетенций тренера по спортивному ориентированию
Профессиональная подготовка тренеров в системе высшего профессионального образования требует единого подхода к формированию образовательных программ. Рассматриваются основные профессионально-педагогические компетенции тренера по спортивному ориентированию, которые являются базой для разработки основных образовательных программ бакалавра (магистра) по направлению подготовки 03400 «Физическая культура» по дисциплине «Спортивное ориентирование»
Ключевые слова:
профессиональное образование, профессионально-педагогические компетенции, системный подход, спортивное ориентирование.
Спортивное ориентирование как вид спортивной и рекреационной деятельности приобретает все большую массовость как в нашей стране, так и во всем мире. Растущая популярность этого вида активности формирует заказ системе высшего профессионального образования в сфере физической культуры на подготовку тренерских кадров для работы в спортивных школах и других организациях, в задачи которых входит работа с населением в области физической культуры и спорта.
Исходным документом для разработки основных образовательных программ по направлению подготовки 03400 «Физическая культура», является федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФгОС ВПО). Этот стандарт предусматривает профессиональные компетенции в области тренерской деятельности, которыми должны обладать выпускники ВУза:
- обладать высоким уровнем знаний в области подготовки спортсменов (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями (ПК-8);
- способностью видеть главное в подготовке спортсменов и определять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач (ПК-9);
- способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения качества тренировочного процесса (ПК-10);
- способностью разрабатывать целевые программы и планы подготовки спортсменов различной квалификации (ПК-11);
- способностью решать нестандартные проблемы в процессе подготовки спортсменов (ПК-12);
- способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в подго-
товку спортсменов с целью повышения ее эффективности (ПК-13);
- способностью управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности тренерской деятельности (ПК-14);
Соревнования по спортивному ориентированию являются интегратором пространственных (местность, дистанция), временных (результат соревнований), энергетических (энергозатраты) и информационных (карта) характеристик. Таким образом, анализ соревновательной деятельности можно проводить на основе системного базиса: субстрат, пространство, время, энергия, информация (СПВЭИ), предложенного В.А. ганзеном [3]. Системный характер соревновательной деятельности обусловлен тем обстоятельством, что все блоки процесса взаимообусловлены. Например, не имея информации, «где нахожусь» и «куда бежать», нельзя реализовать свой энергетический потенциал, и нельзя добиться хорошего результата в соревновании.
Системное описание помогает установить целевые функции, характеристики и параметры соревновательной деятельности, которые являются исходным пунктом в организации тренировок.
В основе организации тренировочного процесса в связи с целевыми функциями соревновательной деятельности лежит теория адаптации функциональных систем организма П.К. Анохина [2], согласно которой тренировочные нагрузки должны быть адекватны пространственным, временным, энергетическим и информационным параметрам соревновательной деятельности. Выполнение в большом объеме неспециализированных упражнений ведет к необоснованному расходованию адаптационного ресурса спортсмена.
В общем виде функции тренера в обеспечении учебно-тренировочного процесса могут быть представлены в виде системного базиса: объяснение (описание) - обеспечение - управление - прогнозирование. Н.Б. Стамбулова [5] считает, что в целом функция тренера заключается в психологическом сопровождении спортивной карьеры. «Психологическое сопровождение спортивной карьеры - это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом из этапов спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере» [5, с. 218].
Содержание деятельности в спортивном ориентировании позволяет выделить следующие направления психолого-педагогической помощи спортсмену:
— в тренировочном процессе;
— в соревнованиях;
— в решении проблемных ситуаций в спортивной деятельности;
— в решении важных жизненных проблем.
К основным видам психолого-педагогической помощи тренера спортсмену можно отнести:
— спортивную ориентацию и спортивный отбор;
— воспитание (помощь спортсмену в формировании личности и индивидуальности);
— обучение (помощь спортсмену в овладении знаниями, умениями и навыками спортивной деятельности);
— тренировку и сопровождение спортивной деятельности (включая, психодиагностику, психокоррекцию, консультирование);
— психологическую помощь на этапе завершения спортивной карьеры.
Базовые модели психологической помощи. Можно рассматривать две модели психологической помощи. Первая модель исходит из того, что тренер анализирует ситуацию и предлагает спортсмену готовое решение проблемы, т.е. основную работу тренер берет на себя, оставляя спортсмену роль исполнителя. Вторая модель исходит из того, что тренер дает спортсмену возможность самостоятельно найти решение проблемы и дать спортсмену проявить свои личностные качества.
В конкретных условиях каждая из этих моделей может иметь определенные преимущества. Однако для такого вида спорта как спортивное ориентирование, вторая модель является более предпочтительной.
Дело в том, что суть соревновательной деятельности в спортивном ориентировании заключается в принятии решений в условиях неопределенности и интеллектуального риска. Во время соревнований спортсмен остается в лесу один только с картой и компасом и он должен действовать самостоятельно, не полагаясь, на чью-либо помощь. Такие условия деятельности предъявляют повышенные требования к интеллектуальной сфере спортсменов.
Первую модель психологической помощи условно называют «замещение», а вторую - «мобилизация». В первом случае тренер рассматривает спортивную подготовку как реализацию предложенной им методики подготовки, а во втором случае он дает спортсмену возможность самостоятельно искать и реализовать индивидуальный стиль деятельности.
В спортивном ориентировании модель «замещение» может оказаться продуктивной только на начальном этапе спортивной подготовки. Модель «мобилизация» дает возможность спортсмену реализовать свои мыслительные и творческие способности не только в спорте, но и в жизни.
Рассмотренные модели психологической помощи тренера спортсмену являются базовыми, поскольку они работают на всех этапах сопровождения спортивной деятельности.
Изучение мотивационной структуры личности тренеров по спортивному ориентированию показало, что в ней преобладают мотивы социальные, познавательные и материальные. Центральную группу составляют мотивы, связанные с осознанием важности получаемых знаний и умений для профессиональной деятельности. При этом профессиональная подготовка несет на себе печать личной значимости. Второе место занимают мотивы, связанные с утверждением и самоутверждением личности тренера.
Анализ работы большого количества тренеров по спортивному ориентированию, работающих в системе дополнительного образования, позволяет разделить их на две группы:
1. Тренеры, которые ставят перед собой задачи воспитания детей средствами двигательной активности на открытом воздухе. Как правило, такие тренеры не ориентированы на достижение их учениками высоких спортивных результатов. Главная задача - это физическое совершенствование обучающихся.
2. Тренеры, которые ставят перед собой и перед учениками задачи достиже-
ния высоких спортивных результатов. Будучи нацелены на спортивные достижения, такие тренеры нередко упускают из вида воспитательные задачи и они не всегда находят психологический контакт с учениками. Нередко в своей работе они предпочитают авторитарный стиль руководства командой, не оставляя спортсменам свободы для творчества.
В спортивном ориентировании, где квалифицированные спортсмены обладают высокой креативностью и предпочитают самостоятельно принимать решения, помощь тренера имеет только организационный характер.
На уровне индивидуально-психологического анализа изучаются индивидуально-своеобразные способы деятельности, проводится их определенная типизация и раскрываются индивидуальные качества тренера, обуславливающие тот или иной стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности при этом может изучаться в плане его обусловленности, как отдельными качествами индивида, так и системным характером соревновательной деятельности. Психологическую структуру деятельности составляют:
— мотивация к профессиональной деятельности - потребность, мотивы, цели;
— средства осуществления деятельности: способность к деятельности (мастерство и профессионально важные качества), способы ее выполнения (стили деятельности);
— результаты - успешность деятельности и удовлетворенность ею.
Профессионально важные качества тренера (ПВК), как показывают исследования, коррелируют с психологическими качествами на уровне познавательных процессов, свойств личности и психологических состояний. Однако установление связи профессионально важных качеств с психологическими качествами может иметь практический интерес, тогда, когда эти качества можно установить визуально в процессе педагогических наблюдений и в общении. Например, для ПВК тренеров с направленностью на достижение высоких спортивных результатов спортсменов характерны волевые качества - настойчивость, упорство, целеустремленность. В чертах характера прослеживается адаптивность, здравомыслие, самостоятельность, автономность, самоуважение.
Для тренеров, ориентированных на оздоровительную направленность спортивной деятельности, более свойственны такие качества как избегание неудачи, не-
приятностей, критики, инфантилизм, несамостоятельность, зависимость и т.п.
Деятельность тренера по спортивному ориентированию имеет ряд особенностей, к числу которых можно отнести следующее:
— Важная черта тренерской деятельности состоит в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена. Тренер проводит с учениками много времени, в одних бытовых условиях на сборах или в полевых учебно-тренировочных лагерях. Возможность влияния на поведение и психику спортсмена предъявляет высокие требования к профессионализму и личностным качествам самого тренера.
— Тренер по спортивному ориентированию несет ответственность за физическое и психологическое здоровье учеников, тем более, что когда спортсмены уходят а дистанцию в лес они действуют самостоятельно и тренер не имеет возможности корректировать их действия. Тренер должен быть уверен в том, что ученики справятся с поставленными перед ними задачами, которые должны быть адекватны возрасту и уровню подготовки спортсменов.
— Спецификой деятельности тренера является относительная неустойчивость системы «тренер - спортсмен». Нередко бывает, что мотивом, побуждающим начинающих спортсменов заняться спортивным ориентированием, являются его симпатии к тренеру. Если тренер поддерживает доверительные отношения с учениками, то они продолжают заниматься спортивным ориентированием, даже несмотря на отсутствие у них очевидных способностей. Однако с возрастом и ростом результатов спортсмен может почувствовать недостаточную профессиональную компетентность тренера, мешающую его росту, и изменить к нему свое отношение и уйти к другому тренеру. Поэтому тренер должен, с одной стороны, чувствовать отношение к нему своих учеников, а с другой стороны, постоянно повышать свои профессиональные компетенции. Если спортсмен «перерос» своего тренера, то тренер должен сам передать своего ученика другому тренеру и не тормозить его рост. Такое поведение подчеркивает личностные достоинства тренера и повышает его авторитет.
— Работа тренера по спортивному ориентированию связана с повышенной стрес-согенностью. На начальных этапах подготовки во время соревнований и тренировок тренер переживает за детей, которые самостоятельно ориентируются в лесу. На этапе
высшего спортивного мастерства тренер переживает за результаты своих воспитанников во время крупных соревнований, и это волнение также вызывает у тренера большое психическое напряжение.
- Деятельность тренера, также как и деятельность спортсменов ориентировщи-ков, связана с определенным дискомфортом, обусловленным погодными условиями и необходимостью проживания на сборах и соревнованиях в условиях полевого лагеря (проживание в палатках, самостоятельное приготовление пищи, отсутствие бытовых условий). Во время летних оздоровительных компаний тренеры проживают в лесу по месяцу и больше. Если у детей такая обстановка не вызывает негативных эмоций, то у тренеров возникает психологическое напряжение и даже стресс.
Рассмотренные уровни анализа деятельности тренера по спортивному ориентированию являются основанием для формулирования профессионально-педагогических компетенций (ППК) тренера:
ППК-1. Тренер по спортивному ориентированию должен знать содержание и структуру деятельности в спортивном ориентировании, уметь организовать тренировочный процесс с таким расчетом, чтобы тренировочные упражнения были адекватны целевым функциям, характеристикам и параметрам соревновательной деятельности, владеть навыками проведения тренировок с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и уровня из спортивной квалификации.
ППК-2. Тренер по спортивному ориентированию должен: знать методы спортивной ориентации и спортивного отбора при наборе детей в группы начальной подготовки; уметь организовать учебно-тренировочный процесс с учетом реализации потребностей детей в активности: умственной, физической, активности на природе, познавательной; владеть навыками применения игрового метода на природе для мотивации детей к занятиям спортивным ориентированием
Описок литературы:
ППК-3. Тренер по спортивному ориентированию должен: знать технологии воспитания детей средствами спортивного ориентирования; уметь применять на практике методы обучения занимающихся ориентированию на местности; владеть навыками индивидуального обучения спортсменов эффективным техническим приемам спортивного ориентирования.
ППК-4. Тренер по спортивному ориентированию должен знать специфику планирования тренировочного процесса; уметь организовать тренировочный процесс с учетом целей и задач спортивной подготовки; владеть методами спортивной тренировки, адекватными целевым функциям и параметрам соревновательной деятельности и индивидуально-психологическим особенностям спортсменов.
ППК-5. Тренер по спортивному ориентированию должен знать психологические особенности соревновательной деятельности в спортивном ориентировании; уметь установить психологический контакт с учениками; владеть методами психологической беседы. Тренер должен уметь контролировать себя, быть эмоционально-уравновешенным, общительным и активным. Тренер должен располагать своих учеников к доверительному отношению, но уметь при этом создавать и поддерживать рабочую обстановку. Личност-но-мотивационный анализ деятельности тренера по спортивному ориентированию позволяет сформулировать ряд профессионально-педагогических компетенций тренера, обусловленных их мотивацион-ной структурой.
ППК-6. Тренер по спортивному ориентированию должен осознавать мотивы своей профессиональной деятельности.
ППК-7. Тренер по спортивному ориентированию должен знать пределы своей компетентности и уметь сформулировать для себя и для руководства задачи, которые он способен выполнять.
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
Абаев В.А., Казанцев С.А., Шеманаев В.К. Применение системного подхода в спортивном ориентировании: Учеб. пос. / Под общей ред. Г.Н. Понамарева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 118 с.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 447 с. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 176 с.
Казанцев С.А. Теория и методика спортивного ориентирования: Учебник. - СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2013. - 190 с., ил.
Стамбулова Н.Б Психология спортивной карьеры. - СПб.: Центр карьеры, 1999. - 368 с.
Шадриков В.Д. Системный подход в психологии производственного обучения / Автореф. дисс.....
докт. псих. наук. - Л.: изд-во ЛГУ, 1976.