8. Система земледелия Амурской области / под ред. В.А. Тильба. - Благовещенск, 2003. - 304 с.
9. Штарберг И.Г. Проблемы комплексного агроэкономического районирования территории Зейско-Буреинской равнины / И.Г. Штарберг. -Благовещенск, 2005. - 293 с.
10. Министерство сельского хозяйства Амурской области : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.agroamur.ru.
Bureinskoj ravniny / I.G. Shtarberg. - Blagove-shhensk, 2005. - 293 s.
10. Ministerstvo Sel'skogo Hozjajstva Amurskoj oblasti : oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs]. - Access permission: www.agroamur.ru.
Боровой Евгений Павлович, д-р с.-х. наук, проф., Волгоградский ГАУ, [email protected]; Горр Елена Ренатовна, ст. преподаватель, Дальневосточный ГАУ, [email protected].
Borovoj Evgenij Pavlovich, Dr. Arg. Sci., Prof., Volgograd SAU, [email protected]; Gorr Elena Renatovna, Senior Teacher, Far East SAU, [email protected].
УДК 332.54(571.13)
Н.В. Мазурова, Ю.М. Рогатнев
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАО «БОГОДУХОВСКОЕ» ПАВЛОГРАДСКОГО РАЙОНА
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Предлагается результат анализа системы управления земельно-имущественным комплексом сельскохозяйственной организации от государственного до внутрихозяйственного уровня. Основные методы исследования: абстрактно-логический, эмпирического и теоретического познания. Объектом исследования является ЗАО «Богодуховское» Павлоградского района Омской области. Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы. Система управления земельно-имущественным комплексом состоит из нескольких уровней управления: государственного, субъектового, муниципального и внутрихозяйственного. Каждый уровень управления реализует определенные функции, наибольшая детализация функций управления наблюдается на внутрихозяйственном уровне, в рамках которого управление земельно-имущественным комплексом складывается из реализации своих функций отдельными специалистами, директором организации, общим собранием акционеров. Система управления земельно-имущественным комплексом в ЗАО «Богодуховское» имеет свои особенности, которые опираются на управление сельскохозяйственными землями. В хозяйстве решаются вопросы локального характера, решение которых не предусмотрено на более высоких уровнях управления. На основании знаний о системе управления земельными ресурсами и объектами недвижимости можно сделать выводы о существующих проблемах, особенностях управления, а также сделать прогноз о возможных проблемах в будущем, определить на перспективу систему практических мер по дальнейшему углублению и совершенствованию земельной политики, направленной на обеспечение более рационального и бережного использования земельного фонда. При формировании земельной политики сельскохозяйственной организации важное значение имеет создание соответствующих земельно-ресурсных условий для ее реализации. Результаты исследования необходимы для составления долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ повышения эффективности использования земель в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: система управления, органы управления, функции управления, имущество, внутрихозяйственное управление.
© Мазурова Н.В., Рогатнев Ю.М.. 2017
Введение
Земельно-имущественный комплекс - экономическая основа сельскохозяйственного производства. Сегодня органы местного самоуправления придают большое значение возрастающей роли земельно-имущественных отношений в общей совокупности экономических реформ и в системе управления муниципальной собственностью. Наделенные определенного рода полномочиями в области земельно-имущественных отношений местные органы власти планируют использование земли, объектов недвижимости, организуют проведение землеустроительных работ, оформляют права собственности на земельные участки, принимают участие в осуществлении контроля, а также взимают плату за землю. Однако в РФ платежи за землю в общей системе доходов местных бюджетов составляют малую часть, хотя в других странах налоги на землю традиционно являются одним из главных источников бюджета [1].
Объект и методы
Объектом исследования является ЗАО «Богодуховское» Павлоградского района Омской области. Основные методы исследования: абстрактно-логический, эмпирического и теоретического познания, которые включают анализ, синтез, индукцию, дедукцию и другие.
Результаты исследований
Основная цель управления земельными ресурсами и объектами недвижимости -обеспечение потребностей общества, которые будут удовлетворены на основе использования свойств земли и объектов недвижимости.
На государственном уровне управление земельно-имущественным комплексом базируется на следующих задачах:
- формирования земельной и имущественной политики;
- наделения органов управления организационно-регламентирующими функциями, которые будут обеспечивать эффективное развитие общества;
- регулирования государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;
- обеспечения социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;
- улучшения использования и охраны земельных ресурсов;
- создания правовых, экономических и организационных условий для различных форм хозяйствования на земле [2].
Управление земельно-имущественным комплексом имеет два основных направления:
- управление имущественными объектами, в том числе земельным участком;
- управлением земельно-имущественными отношениями.
Управление имущественными объектами и земельными участками состоит в их создании, изменении качества (восстановление - реновация, сохранение, развитие), ликвидации, постановке и снятии с учета, оценке, установлении функционального назначения, организации их использования и контроля за их состоянием.
Управление земельно-имущественными отношениями проявляется в установлении и изменении правого статуса земельного участка, других объектов недвижимости и системы их использования (форма собственности, пользования, установление и изменение системы ограничений и обременения, а также контроль за их соблюдением). При этом все правовые номы могут носить как концентрированный вид, так и распределенный. Учитывая, что реализация права собственности состоит в праве распоряжения, владения и пользования, ситуация с правовым статусом может иметь сложный характер. Земельный участок как собственность государства передается в аренду - платное
пользование юридическому или физическому лицу. Совокупное право собственности реализуется во взаимодействии двумя субъектами земельных отношений, а при наличии ограничений и обременений их число увеличивается за счет субъекта выгодополу-чателя от ограничения и обременения земельного участка. В условиях общей собственности земельного участка имеется множество его сособственников, имеющих право распоряжения. Правом владения обладает сельскохозяйственная организация, которая сама использует земельный участок или передает право пользования другому лицу на основании арендного договора. Число субъектов земельных отношений, реализующих разные аспекты права собственности, может вырасти до нескольких сотен. Управление земельными отношениями становится важнейшей составляющей управления земельно-имущественным комплексом. Кроме того, каждый уровень власти вмешивается в систему использования землей посредством создания и реализации законодательства, нормативного регулирования.
Государство определяет земельный строй, направления и нормативы его использования. Государственный уровень управления должен обеспечивать гарантии правового существования земельно-имущественного комплекса на основе достоверных сведений реестра недвижимости и реестра прав на недвижимость; эффективное использование земельно-имущественного комплекса на основе анализа эффективности землепользования; оптимизацию платежей за использование объектов земельно-имущественного комплекса и др. Применительно к системе управления землепользованием государство принимает участие в создании, ликвидации, постановке и снятии с учета, оценке, установлении функционального назначения, организации их использования посредством землеустройства. Это от имени государства осуществляет Росреестр.
Фактически государство устанавливает публичные ограничения и обременения в использовании земельных участков и других объектов недвижимости, земельный надзор за их соблюдением т.е. занимается управлением земельно-имущественными отношениями каждой сельскохозяйственной организации.
Для сельскохозяйственной организации (пользователя или собственника земельного участка) этот уровень управления проявляется в системе налогообложения, установлении или изменении характера использования в пределах функциональных зон и разрешенного использования, введении ограничений и обременений. Это все относится к сфере опосредованного управления. Государство не вмешивается в сферу непосредственного управления земельными ресурсами, но создает условия и регулирующие рамки использования земельно-имущественного комплекса. Это фон для обеспечения эффективности производственной деятельности, носит не индивидуальный, а общий характер. Однако государство проводит и более целенаправленные и индивидуализированные мероприятия по управлению земельно-имущественным комплексом. К их числу относятся реализация мероприятий различных государственных программ и государственной поддержки. Эти управленческие решения касаются использования земли для производства конкретной сельскохозяйственной продукции (лен, твердая пшеница, молоко и т.д.) и проведения специальных общегосударственных мероприятий (мелиорация земель, защита почв от эрозии, восстановление плодородия земель, чрезвычайные ситуации). Однако при осуществлении государственной поддержки необходимо наличие оснований. Точность и объективность их установления определяет эффективность управленческих решений. Именно с государственной поддержкой возникают значительные проблемы. Региональные органы зачастую распределяют государственную помощь в заявительном режиме (заявка сельскохозяйственной организации). Отсутствие точной информации по наличию оснований и субъективизму приводит к распылению средств, уравниловке и в итоге к неэффективности этого государственного мероприятия. Для правильного управленческого решения необходимо иметь налажен-
ный и объективный учет земельных ресурсов и результатов производства как основания поддержки. Проблемы кадастрового учета стали основными проблемами государственного управления земельно-имущественным комплексом. Об этом же говорят поручения Президента РФ Правительству от 26.06.16 (Пр. 1240).
На уровне региона федеральные государственные задачи управления детализируются и носят более адресный характер. При этом решаются следующие задачи:
- обеспечение сохранности, рационального использования земель;
- повышение доходности объектов земельной собственности;
- улучшение экономического и экологического состояния объектов недвижимости, повышение их рыночной стоимости;
- оптимизация производственных издержек на содержание объектов земельной собственности региона;
- решение социальных проблем, связанных с использованием государственной и муниципальной земельной собственности;
- формирование системы налогообложения земель и повышение налоговых поступлений в региональный бюджет;
- формирование эффективных хозяйствующих субъектов земельных отношений и создание базисных условий для привлечения инвестиций с обеспечением юридических гарантий инвесторов правами на землю;
- укрепление системы гарантий прав граждан на землю [3].
В рамках субъектов Федерации должны разрабатываться комплексные социально-экономические программы развития регионов, которые учитывают состояние и перспективы развития земельно-имущественных отношений региона в разрезе районов, муниципальных поселений и отдельных групп хозяйствующих субъектов. Все обозначенные задачи носят общий характер и конкретизируют условия использования земли и другой недвижимости, установленные на федеральном уровне. Применительно к задачам управления земельно-имущественным комплексом конкретного хозяйствующего субъекта на региональном уровне, как ранее было сказано, производится распределение государственной поддержки, конкретизируются размеры налогообложения земельных ресурсов и другой недвижимости. В отношении земель государственной собственности принимаются конкретные управленческие решения по продаже или сдаче в аренду земельных участков хозяйствующим субъектам.
На уровне муниципального района управление земельно-имущественным комплексом осуществляют следующие органы (рисунок).
Глава Павлоградского муниципального района
Управление земельными ресурсами и ОН
Совет Павлоградскога муниципального района
1
Адм и н и стра ци я Павлоградскога муниципального района
Управление сельского хозяйства
Комитет капитального строительства, архитектуры и ЖКК
Комитет имущественных отношений
Структура органов управления земельно-имущественным комплексом в Павлоградском районе Омской области
К основным общим функциям управления землями муниципального образования относятся:
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Павлоградского муниципального района;
- принятие предусмотренных Уставом решений, связанных с изменением границ Павлоградского муниципального района;
- принятие решений по поводу владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом;
- выполнение планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организации сбора статистических показателей;
- муниципальный земельный контроль;
- обеспечение функционирования системы учета муниципального имущества и контроля за его использованием;
- защита имущественных интересов Павлоградского района и др.
Управление земельно-имущественным комплексом муниципального района
должно охватывать все стороны управления, обеспечивать эффективное использование недвижимого имущества. В отношении сельскохозяйственных организаций необходимо создание стимулов для вовлечения в оборот неиспользуемых, брошенных земель, реализация политики поддержки улучшения состояния земель (внесение удобрений), рационального использования земель, поддержка добросовестных собственников и пользователей земельными ресурсами, изъятие земель за использование не по целевому назначению, нерациональное использование, перераспределение земель между крупными сельскохозяйственными организациями района.
Павлоградский район находится на юге Омской области, в степной зоне, где доля земель сельскохозяйственного назначения составляет 97%, поэтому управление земельно-имущественным комплексом в большинстве своем базируется на управлении землями сельскохозяйственного назначения. Основным органом, который занимается управлением сельскохозяйственными землями, является управление сельского хозяйства Павлоградского района. Задачи управления:
- проведение аграрной реформы, координация действий сельских товаропроизводителей;
- контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по вопросам землепользования, охраны окружающей среды.
Одной из главных функций управления является обеспечение муниципального земельного контроля за соблюдением нормативно-правовых актов по использованию сельскохозяйственных угодий, восстановлению плодородия земель. Консультирование по совершенствованию структуры посевных площадей.
Управление земельно-имущественным комплексом Павлоградского района детализируется во внутрихозяйственном управлении в крупных сельскохозяйственных организациях. Система внутрихозяйственного управления ЗИК ЗАО «Богодуховское» имеет много общих черт для большинства сельскохозяйственных организаций Омской области. Она также имеет две составляющие - управление объектами недвижимости, в том числе земельными участками, и управление земельно-имущественными отношениями.
Хозяйственное управление земельно-имущественным комплексом может включать только те функции, которые способствуют реализации прав собственника или пользователя имущества.
В полномочия общего собрания акционеров входит решение общих задач управления земельно-имущественным комплексом:
- регулирование внутрихозяйственных земельных и имущественных отношений, обеспечение взаимодействия сособственников, решение вопросов распределения дивидендов;
- обеспечение рационального использования земель, эффективного использования объектов капитального строительства;
- одобрение крупных сделок с земельными участками (продажа, сдача в аренду) -права распоряжения собственностью;
- заключение сделок, в совершении которых есть заинтересованность хозяйства (купля-продажа земельных участков, аренда земель у других хозяйств, аренда имущества) - право распоряжение собственности;
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерской отчетности, в том числе о состоянии и использовании земельно-имущественного комплекса;
- принятие решения об изучении и оценке земельных ресурсов и другого имущества; об утверждении и согласовании материалов прогнозирования, планирования, проектирования использования и охраны земельных ресурсов; организации и финансировании мероприятий по мелиорации, рекультивации, реабилитации, охране и обустройству земель, повышению плодородия почв [4].
Основные функции непосредственного управления земельно-имущественным комплексом возложены на директора хозяйства и отдельных специалистов (агронома, инженера, зоотехника и др.).
Директор подчиняется общему собранию акционеров и подотчетен ему. Он осуществляет административно-распределительные функции в отношении использования земельно-имущественного комплекса. В полномочия директора входят: совершение сделок (взятие имущества в лизинг, залог имущества) от имени хозяйства, заключение договоров (подписание договоров купли-продажи имущества, а также аренды имущества), защита интересов хозяйства, принятие решений и указаний по поводу использования земельных ресурсов и других объектов ЗИК: определение объемов средств на улучшение земель, внесение удобрений, приобретение техники, ремонт производственных зданий, сооружений, реализация решений общего собрания акционеров, контроль за их исполнением отдельными специалистами.
Задачи агронома, зоотехника, инженера-строителя, механика в области управления ЗИК носят функциональный характер. Они заключаются в следующем:
а) для агронома:
- реализация решений общего собрания акционера по вопросам использования и улучшения земель;
- контроль за состоянием земель и системой их использования;
- разработка агротехнических мероприятий, направленных на повышение плодородия почв и увеличение урожайности сельскохозяйственных культур;
- организация работ по подготовке почвы к посеву и посадке;
- разработка мероприятий по внесению удобрений в почву;
- подготовка научной документации и отчётов и др.;
б) для зоотехника:
- реализация решений общего собрания акционера по вопросам использования и улучшения кормовых угодий;
- контроль за состоянием земель и системой их использования;
- система использования кормовых угодий;
- система использования животноводческих помещений;
- ремонт животноводческих помещений и специализированных производственных центров;
в) для инженера-строителя:
- реализация решений общего собрания акционеров по вопросам использования и состояния зданий, сооружений;
- строительство, ремонт, реконструкция различных сооружений, зданий;
- система использования отдельных объектов (зданий, сооружений);
г) для инженера-механика:
- реализация решений общего собрания акционеров по вопросам использования сельскохозяйственных машин и оборудования;
- ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования;
- организация использования и обработки посевных площадей сельскохозяйственными машинами;
д) для главного бухгалтера:
- реализация решений общего собрания акционеров по вопросам финансирования мероприятий, связанных с управление земельно-имущественным комплексом;
- организация финансового учета всего имущества, в том числе земли.
Система управления земельно-имущественным комплексом в ЗАО «Богодухов-
ское» имеет свои особенности, которые связаны с управлением сельскохозяйственными землями. В хозяйстве решаются вопросы локального характера, решение которых не предусмотрено на более высоких уровнях управления.
Схема управления земельно-имущественным комплексом ЗАО «Богодуховское»:
• выработка перспективных и имущественных управленческих решений общим собранием акционеров:
- регулирование внутрихозяйственных земельных и имущественных отношений;
- распоряжение имуществом (земля и ОКС);
- контроль за состоянием ЗИК и исполнением решений общего собрания;
• выработка текущих и оперативных хозяйственных решений общехозяйственного значения директором, реализация управленческих решений общим собранием:
- регулирование текущих внутрихозяйственных земельных и имущественных отношений;
- распоряжение имуществом (земля и ОКС) на основе решения общего собрания;
- контроль за состоянием ЗИК и организацией исполнения решений общего собрания;
• выработка специализированных оперативных управленческих решений и организация исполнения решений общего собрания и директора по определенному профилю деятельности специалистами:
- регулирование оперативных внутрихозяйственных земельных и имущественных отношений по профилю работы;
- подготовка информации для выработки управленческого решения общим собранием, директором и специалистами;
- подготовка специализированных управленческих решений по использованию ЗИК и организация их исполнения;
- учет наличия и состояния земельно-имущественного комплекса.
Реализация управленческих решений общего собрания, директора и специалистов осуществляется непосредственными исполнителями - специалистами и работниками.
Общее собрание акционеров решает общие задачи управления ЗИК: рассматривает предложения и принимает решения по дальнейшему использованию имущества (купля-продажа, аренда имущества), принимает решение о распределении дивидендов, утверждает годовую бухгалтерскую отчетность, контролирует исполнение решений, принятых общим собранием, на основании этого принимает решение о мероприятиях по развитию земельно-имущественного комплекса.
Директор организации, основываясь на решениях общего собрания акционеров, выступает в качестве главного лица организации, заключает сделки, одобренные общим собранием, подписывает договора по таким сделкам, в текущем порядке решает имущественные вопросы об объемах средств, направленных на рациональное и эффективное использование объектов ЗИК, проводит контроль исполнения принятых решений (проводит проверки наличия, состояния и использования объектов ЗИК), распределяет обязанности и функции по управлению землей и другой недвижимостью между специалистами; решает возникающие споры в организации управления ЗИК, защищает интересы хозяйства при наличии разногласий перед другими пользователями, а также в судебных инстанциях.
На основании принятых решений и указаний общего собрания акционеров и директора хозяйства отдельные специалисты осуществляют реализацию данных решений в пределах своих функций. Специалисты в хозяйстве имеют узкую специализацию и отвечают за определенную сферу работы, результаты своей работы каждый специалист оформляет в отчетных документах, представляет отчетность руководству, специалисты вырабатывают определенные предложения по использованию объектов ЗИК, такие предложения выносятся для решения на общем собрании акционеров. Специалисты ведут учет земель, зданий, сооружений, контролируют эффективное их использование, принимают решения об улучшении данных недвижимых объектов, следят за реализацией и исполнением решений работниками.
На основании знаний о системе управления земельными ресурсами и объектами недвижимости можно сделать выводы о существующих проблемах (наличие неиспользуемых земель, нерационально используемых земель, наличие зданий, сооружений, требующих реконструкции или ремонта, отсутствие средств для целей эффективного управления земельно-имущественным комплексом, несогласованное принятие решений), особенностях управления (управления каждым видом имущества отдельным специалистом узкого профиля, управлениями землями сельскохозяйственного назначения), а также сделать прогноз о возможных проблемах в будущем (снижение почвенного плодородия как следствие неэффективной политики управления, низкая заинтересованность работников в реализации управленческих решений), определить на перспективу систему практических мер по дальнейшему углублению и совершенствованию земельной политики, направленной на обеспечение более рационального и бережного использования земельного фонда.
Заключение
Изучение системы управления объектами недвижимости дает знания о сложности процессов управления, их закономерностей, принятия управленческих решений.
Управление земельными ресурсами является важным инструментом государственной политики, направленной на повышение эффективности землепользования.
Система управления земельно-имущественным комплексом ЗАО «Богодухов-ское» имеет сложную структуру, среди субъектов управления функции поделены: директор выполняет административно-распорядительные, общее собрание акционеров -контролирующие и регулирующие, отдельные специалисты - исполнительские. Внутрихозяйственное управление должно обеспечивать взаимосогласованность действий и принятие решений по поводу использования и распоряжения объектами земельно-имущественного комплекса сельскохозяйственной организации. При формировании земельной политики сельскохозяйственной организации важное значение имеет создание соответствующих земельно-ресурсных условий для ее реализации. Таким образом, реализация представленных действий по регулированию земельных отношений и формированию земельной политики позволит во многих организациях успешно осуществить социальную функцию, такие организации в перспективе станут системообразующими и концентрирующими на своих рабочих местах значительный удельный вес трудоспособного населения [5].
Для повышения экономического потенциала территории необходимо проводить диагностику состояния использования земель, выявлять факторы, влияющие на эффективность, разрабатывать стратегическую политику, направленную на экономический рост хозяйства путем повышения эффективности землепользования [6].
Данные исследования необходимы для составления долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ повышения эффективности использования земель в сельском хозяйстве.
N. V. Mazurova, Yu.M. Rogatnev
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk
Management system of land and property complex of agricultural organizations (on materials of JSC "Bogodukhov" Pavlograd area of the Omsk region)
In the article the analysis result of the control system of land and property complex of the State to farmlevel agricultural organizations. Basic research methods: abstract-logical methods, empirical and theoretical knowledge. The object of research is JSC "Bogodukhov" Pavlograd area of the Omsk region. Land management is the systematic, conscious, purposeful influence of the state and society on land. Management system of land and property complex consists of several levels of government: state, regional, municipal and on-farm. Every level of management implements certain functions, most detailed control functions is observed at on-farm level, within which the office of land and property complex consists of the implementation of their functions, individuals, Executive, General meeting of shareholders. Management system of land and property complex CJSC "Bogodukhov" has its own characteristics, which are based on management of agricultural land. The farm issues of local character, the solution of which are not provided at higher levels of management. On the basis of knowledge about the land administration system and real property is possible to draw conclusions about the existing problems and peculiarities of management, as well as to make a prediction about possible future problems, to determine the prospects of a system of practical measures for further deepening and improving land policies to ensure a more rational and careful use of the land Fund. The establishment of appropriate land and resource conditions is important in the formation of Land Policy Agriculture Organization. Results of the study are needed for the long-term and medium-term forecasts and programs to improve the efficiency of land use in agriculture.
Keywords: control system, control, management functions, property, farm management.
Список литературы
1. Тимонина С.А. Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости : учеб. пособие / С.А. Тимонина, В.Н. Апретов. - Омск : Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2014. - 64 с.
2. Апретов В.Н. Управление земельными ресурсами. Основы теории и методологии : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.Н. Апретов. -Омск : ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2012. - 76 с.
3. Мезенина О.Б. Управление земельными ресурсами России на современном этапе / О.Б. Мезенина, А.В. Лантинова, А.А. Рассказова. - Екатеринбург : УГЛТУ, 2012. - 62 с.
4. Современные проблемы землеустройства и кадастров : учеб. пособие / Ю.М. Рогатнев [и др.]. - Омск : Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2013. - 256 с.
5. Иванова Н.А. Формирование комплекса организационно-экономических мер по управлению земельными ресурсами на муниципальном уровне / Н.А. Иванова // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. -2014. - № 4 (27). - С. 41-45.
6. Региональный подход к управлению земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения / О.В. Юрьева, А.В. Шлеенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 3. - С. 28-31.
Мазурова Наталья Владимировна, магистрант, Омский ГАУ, [email protected]; Рогатнев Юрий Михайлович, д-р экон. наук, проф., Омский ГАУ, [email protected].
References
1. Timonina S.A. Upravlenie zemel'nymi resursami i ob'ektami nedvizhimosti : ucheb. posobie / S.A. Timonina, V.N. Apretov. - Omsk : Izd-vo FGBOU VPO OmGAU im. P.A. Stolypina, 2014. - 64 s.
2. Apretov V.N. Upravlenie zemel'nymi resursami. Osnovy teorii i metodologii : ucheb. posobie. - 2-e izd., pererab. i dop. / V.N. Apretov. -Omsk : FGBOU VPO OmGAU im. P.A. Stolypina, 2012. - 76 s.
3. Mezenina O.B. Upravlenie zemel'nymi resursami Rossii na sovremennom jetape / O.B. Mezenina, A.V. Lantinova, A.A. Rasskazova. - Ekaterinburg : UGLTU, 2012. - 62 s.
4. Sovremennye problemy zemleustrojstva i kadastrov : ucheb. posobie / Ju.M. Rogatnev [i dr.]. -Omsk : Izd-vo FGBOU VPO OmGAU im. P.A. Sto-lypina, 2013. - 256 s.
5. Ivanova N.A. Formirovanie kompleksa organizacionno-jekonomicheskih mer po upravleniju zemel'nymi resursami na municipal'nom urovne / N.A. Ivanova // Vestnik Gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta Severnogo Zaural'ja. - 2014. -№ 4(27). - S. 41-45.
6. Regional 'nyj podhod k upravleniju zemel'nymi resursami sel'skohozjajstvennogo naznachenija / O.V. Jur'eva, A.V. Shleenko // Vestnik Kurskoj go-sudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii. - 2012. -№ 3. - S. 28-31.
Mazurova Natalya Vladimirovna, Master Student, Omsk SAU, [email protected]; Rogatnev Yury Mikhailovich, Dr. Econ. Sci., Prof., Omsk SAU, [email protected].
УДК 332.334.4:631.1
Ю.М. Рогатнев, Н.А. Капитулина, Д. С. Матушинская
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск
АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ЗОНИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Зонирование определяется как механизм управления земельными ресурсами. Показан исторический аспект развития зонирования применительно к Омской области. Обращено внимание на назначение результатов зонирования для планирования развития сельскохозяйственного производства. Рассмотрены научно-методические подходы к отбору признаков для проведения зонирования территорий сельскохозяйственных организаций, обеспечивающие процессы планирования эффективного использования земли. К числу возможных признаков отнесены те свойства земли, которые имеют индивидуальные значения и пространственно дифференцированы: отдельные параметры территории, рельефа, почв, подземных вод.
© Рогатнев Ю.М., Капитулина Н.А., Матушинская Д.С., 2017