УДК 303.7
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС
Кудряшова Е.С.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON RISK MANAGEMENT UNDERESTIMATION OF CUSTOMS VALUE WHEN MOVING POLYETHYLENE ACROSS THE CUSTOMS BORDER
Kudryashova E.S.
St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В данном исследовании с помощью диаграммы Исикавы выявляются риски, ведущие к перемещению озоноразрушающих веществ через таможенную границу ЕАЭС с нарушениями. Такими риски можно разделить на шесть категорий: внешнеторговые документы, участник ВЭД, страна происхождения, маркировка, поставка, ОРВ. Для анализа данных рисков разработан контрольный лист, заполнив который можно определить итоговое значение риска для конкретной поставки. Также с помощью диаграммы «Галстук-бабочка» были определены основные риски и последствия при проведении таможенного досмотра поставок озоноразрушающих веществ..
Ключевые слова: озоноразрушающие вещества, система управления рисками, таможенные органы, таможенный контроль, бромистый метил, диаграмма Исикавы.
Abstract
In this study, using the Ishikawa diagram, risks that lead to the movement of ozone-depleting substances across the customs border of the UUE with violations are identified. These risks can be divided into six categories: foreign trade documents, a participant in foreign trade activities, the country of origin, the marking, the supply, ODS. Also the checklist has been developed to analyze these risks. It can be used to determine the final value of the risk for a particular supply. Also, with the help of the diagram «Bow-tie», the main risks and consequences during the customs inspection of supplies of ozone-depleting substances were determined.
Keywords: ozone-destroying substances, risk management system, customs officials, customs control, methyl bromide, fishbone.
Вследствие недостатка надежных указаний на отсутствие токсичных газов в закрытых контейнерах для импорта, каждый контейнер должен рассматриваться системой управления рисками, как потенциально опасный. При этом следует учитывать, что невозможно проводить таможенный досмотр в отношении каждой перевозки, так как таможенный контроль, прежде всего, основывается на принципе выборочности. Поэтому возникает вопрос эффективного выбора объекта таможенного контроля при таможенном контроле перемещения озоноразрушающих веществ через таможенную границу ЕАЭС.
Сегодня в системе управления рисками отсутствуют профили риска по озоноразру-шающим веществам. Вследствие этого по таким товарным партиям не назначаются меры по минимизации риска, а именно: таможенный досмотр. Это значит также и то, что ввиду отсутствия таможенного досмотра не применяются и технические средства таможенного контроля, ведь в примечаниях к профилю риска указывается, какие технические средства таможенного контроля необходимо применить в рамках мер по минимизации рискво. Следовательно, технические средства, имеющиеся у таможенных органов для таможенного контроля озоноразрушающих веществ, не
Рис. 1. Риски, ведущие к перемещению ОРВ через таможенную границу ЕАЭС с нарушениями
используются максимально и достаточно широко.
С помощью такого инструмента, как диаграмма Исикавы (fish-bone), можно определить следующие риски, ведущие к перемещению озоноразрушающих веществ через таможенную границу ЕАЭС (рис. 1).
Все риски (рис.1) можно разделить на 6 категорий:
- внешнеторговые документы по озо-норазрушающим веществам;
- участник ВЭД, перевозящий озоно-разрушающие вещества;
- страна происхождения озоноразру-шающих веществ;
- маркировка по озоноразрушающим веществам;
- поставка озоноразрушающих веществ;
- озоноразрушающие вещества.
Данный перечень может быть использован для разработки профилей риска в це-
лях осуществления эффективного таможенного контроля перемещения озоноразрушающих веществ через таможенную границу ЕАЭС. Алгоритм разработки профилей риска будет иметь следующий перечень этапов.
В первую очередь, необходимо провести криминологический анализ перемещения озоноразрушающих веществ через таможенную границу ЕАЭС. На данном этапе необходимо определить, по каким категориям (рис. 1) чаще всего происходят нарушения таможенного законодательства при перемещении озоноразрушающих веществ через таможенную границу ЕАЭС. После этого необходимо присвоить каждой из категорий значение веса (в сумме по всем категориям должно получиться 1).
После этого необходимо при определении необходимости проведения таможенного досмотра в отношении участников ВЭД, перемещающих озоноразрушающие
Контрольный лист по определению уровня риска
Таблица 1
1 2 3 4 5
Категория Риск Наличие риска - 1 Отсутствие риска - 0 Вес категории (1=1) Риск по категории
1. 1.1. Р1 Р1=Б1*Р1
1.2.
1.3.
1.4.
1.1Т11. Итого П1 П1 $1 = — 1 тл
2. 2.1. Р2 Р2=Б2*Р2
2.2.
2.3.
2.4.
2.Т2. Итого П2 «2 = — т2
3. 3.1. Р3 Р3=Б3*Р3
3.2.
3.3.
3.4.
3.Т3. Итого П3 Щ ^3 = — 3 тз
4. 4.1. Р4 Р4=Б4*Р4
4.2.
4.3.
4.4.
4.Т4. Итого П4 п4 б4= — 4 т4
5. 5.1. Р5 Р5=Б5*Р5
5.2.
5.3.
5.4.
5.Т5. Итого П5 Щ % = — 5 т-5
6. 6.1. Р6 Р6=Б6*Р6
6.2.
6.3.
6.4.
6.Т6. Итого П6 Пб
Значение риска
вещества, заполнять следующий контрольный лист (табл. 1).
Алгоритм заполнения контрольного листа. Проверить наличие или отсутствие рисков по каждой из категорий и по каждому риску и занести результаты в столбец № 3. В случае наличия риска необходимо поставить в соответствующую клетку цифру «1», в случае отсутствия - «0». После этого необходимо суммировать получившиеся значения (т). Пока что в контрольном листе по каждой категории риска представлено по
4 риска (т=4). Однако контрольный лист может быть дополнен новыми рисками, значит, число т может увеличиться. Для того, чтобы получить объективный уровень риска по каждой из категорий si необходимо разделить получившееся значение т на общее число рисков по данной категории тк По результатам криминологического анализа необходимо заполнить столбец № 4, где указывается вес каждой из категорий Рк Далее необходимо определить общее зна-
Рис. 3. Диаграмма «Галстук-бабочка» по рискам проведения таможенного досмотра партий
озоноразрушающих веществ
чение риска по каждой из категорий, перемножив si на значение веса каждой из категорий Р|. После этого значения риска складываются и получается итоговое значение риска для конкретной поставки.
Следовательно, максимальное значение риска, которое может получиться в случае наличия абсолютно всех рисков по каждой из категорий, равно 1 (100%). Для разграничения можно использовать следующую градацию:
- 0-10% - низкая степень риска;
- 11-30% - средняя степень риска;
- 31-100% - высокая степень риска.
В случае высокой степени риска необходимо применение мер по минимизации риска, а именно проведение таможенного досмотра (мера 109) с применением технических средств таможенного контроля (рис. 2).
Тем не менее, при проведении таможенного досмотра озоноразрушающих веществ возникает еще одна проблема - проблема безопасности проведения таможенного досмотра. С помощью диаграммы «Галстук-бабочка» были определены ос-
новные риски и последствия при проведении таможенного досмотра поставок озоно-разрушающих веществ (рис. 3).
В существующей нормативно-правовой базе озоноразрушающие вещества рассматриваются в качестве товара международной торговли, который может быть перемещен через таможенную границу ЕАЭС только в 8 пунктах пропуска. Однако, должностные лица таможенных органов сталкиваются с такими веществами практически повсеместно, так как бромистый метил является широко применяемым фумигантом, без которого невозможно выполнение международных фитосанитарных требований. В связи с чем возникает проблема потенциального заражения должностных лиц при проведении таможенного досмотра таких поставок (контейнеры и навалочные грузы) [1].
Допустим, если есть необходимость определить, если ли в контейнере бромистый метол (вещество без вкуса и запаха), то может быть использован хлорпикрин. Но хлорпикрин при нагревании образует фосген, который является еще более сильным отравляющим веществом. В действующей нормативно-правовой базе (Приказ ФТС от
15.04.2008 № 403, Приказ ФТС от 23.04.2014 № 767) не говорится о безопасности работы с фумигантами. Не издано и соответствующих методических рекомендаций [2].
Поэтому надо разработать технику безопасности, включающую в себя: методику и правила пользования приборами для анализа газов, методику проветривания (фильтрации воздуха), правила использования индивидуальных средств защиты при работе с контейнерами, в которых перемещаются озоноразрушающие вещества, в частности, бромистый метил.
В частности, одним из направлений должно стать повышение эффективности измерения концентрации вредных веществ в контейнерах. Это возможно с помощью развития приборно-технического оснащения таможенного досмотра. В данной работе предлагается разработать прибор для выявления бромистого метила на основе аппаратно-программных средств Агёшпо.
Таким образом, на основе диаграммы Исикавы определены основные риски, наличие которых может означать, что перемещение озоноразрушающих веществ через таможенную границу ЕАЭС потенциально осуществляется с нарушениями. На основе данной диаграммы составлен контрольный лист, применяя который можно разработать профили риска по перемещению озоноразрушающих веществ через таможенную границу ЕАЭС. Разработка соответствующих профилей риска должна активизировать ресурс такой меры по минимизации риска, как таможенный досмотр с применением технических средств таможенного контроля. Но при проведении досмотра риску подвергаются его участники, так как методических указаний по технике безопасности с такими товарными партиями нет. На основе диаграммы «Галстук-бабочка» определены основные риски и последствия такого подхода.
Список литературы
1. Афонин Д.Н. Токсичные вещества в морских контейнерах, представляющие опасность для должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2. № 1 (5). С. 56-58.
2. Афонин Д.Н. Разработка технического и информационного обеспечения экологического мониторинга морских контейнеров при таможенном контроле // Системы контроля окружающей среды. 2017. № 10 (30). С. 54-57..
Поступила в редакцию 22.06.2018
Сведения об авторе:
Кудряшова Е.С. - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected] Научный руководитель:
Афонин Дмитрий Николаевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]