Бордученко Ю.Л.
Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт проблем транспорта имени Н.С. Соломенко, Российская Академия наук (Санкт-Петербург).
Бородин М.П.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры переподготовки и повышения квалификации специалистов, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева (Санкт-Петербург).
Зуев А.В.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры частного права, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург).
Система управления мореходными учебными заведениями в первые годы советской власти (ноябрь 1917 г. - октябрь 1919 г.)
После победы Октябрьской революции было сформировано Временное рабочее и крестьянское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Функции министерства торговли и промышленности относительно управления подведомственными учреждениями и организациями перешли к одноименному народному комиссариату. В его составе «сохранились почти все подразделения бывшего министерства» [1], в том числе и Отдел торгового мореплавания, продолжавший руководить деятельностью мореходных учебных заведений.
Сразу же после революции «Союз союзов служащих в правительственных учреждениях» в знак протеста против захвата власти большевиками и «в целях сохранения государственного аппарата в целости и исправности» до созыва Учредительного собрания постановил объявить политическую забастовку. Всем чиновникам государственных учреждений перед началом забастовки было выдано денежное содержание «за некоторое время вперед» [2]. К политической забастовке присоединился и Союз преподавателей мореходных учебных заведений [3].
В результате саботажа чиновников центральных учреждений мореходные училища и школы лишились финансирования и не смогли
обеспечить нормальный ход учебного процесса. Многие из них закрылись, из продолжавших действовать в ноябре начали поступать ходатайства о сокращении «в виду непомерной дороговизны жизни» учебного курса и о досрочном выпуске специалистов [4].
Из-за забастовки чиновников управление Отделом торгового мореплавания взял на себя Всероссийский союз моряков и речников торгового флота (позже переименованный во Всероссийский союз, работников водного транспорта). Избранная Союзом моряков Коллегия по управлению отделами торгового мореплавания и торговых портов, чтобы наладить работу, парализованную саботажем чиновников, была вынуждена набрать новых сотрудников «частью из членов Союза моряков, частью же из числа...безработных более или менее интеллигентных людей».
В Отделе торгового мореплавания царил «невообразимый хаос: на столах и подоконниках в кабинетах и коридорах валялись груды нераспечатанной корреспонденции, дела были разбросаны в беспорядке или заперты в шкафах и столах, ключи от которых саботажники унесли домой» [4]. Новым служащим пришлось начинать с составления заново описи дел и имущества, наводить порядок в помещениях. Новое руководство отделом сочло предложения мореходных учебных заведений о сокращении курса или досрочном выпуске специалистов «совершенно недопустимыми», нуждавшимся ученикам была оказана материальная помощь, выслано денежное содержание преподавателям училищ и школ, которые не финансировались с 1 июля 1917 г. В январе 1918 г. была выдана субсидия в размере 360 тыс. рублей для продолжения работ закрывшимся из-за отсутствия средств мастерским петроградского училища судовых механиков [5].
Стараясь улучшить работу Отдела торгового мореплавания, Коллегия попыталась вернуть на службу некоторых саботировавших чиновников, но безуспешно. Даже преподаватели эвакуированных или закрывшихся мореходных учебных заведений, временно служившие в Петрограде в Особом совещании по топливу, не согласились с предложением нового заведующего Отделом П. Сергеева принять участие в работе Учебного отделения. 3 января 1918 г. группа преподавателей провела в здании петроградских соединенных училищ «частное совещание» совместно с членами бюро Союза преподавателей. Совещание постановило: «Преподаватели, получившие предложения заведующего ныне Отделом торгового мореплавания г. Сергеева «явиться для работы в учебное отделение» от такового шага должны воздержаться» [4].
23 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял несколько декретов в т.ч. «О национализации торгового флота» и «О ликвидации эвакуированных правительственных учреждений всех ведомств».1 февраля на основании последнего декрета были закрыты Рижское училище дальнего плавания и мореходные школы из Аренсбурга, Балтийского Порта и Луб-Эзерна. При этом лучшие преподаватели упраздненных учебных заведений были распределены в другие мореходные училища и школы.
Во второй половине февраля 1918 г. началось возвращение на службу в отдел торгового мореплавания старых чиновников, понявших бесперспективность дальнейшего бойкота новых правительственных учреждений. В частности, вернулись заведующие отделениями Ю.Д. Филипов, В.Б. Цейзих, В.В. Виноградов и др.
27 февраля 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Постановление об управлении морским и речным торговым флотом, и водными сообщениями. Постановлением была преобразована система управления морским и речным транспортом. При Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) образовывался Отдел водных сообщений. В его состав вошли отделы торгового мореплавания и торговых портов из народного комиссариата торговли и промышленности, Управление внутренних водных путей сообщения из народного комиссариата путей сообщения и «все учреждения по заведыванию водными сообщениями и торговым флотом». 4 марта СНК специальным постановлением организовал Коллегию Отдела водных сообщений (в некоторых документах именовалась Коллегией по управлению водным транспортом).
11 марта 1918 г. Советское правительство прибыло из Петрограда в Москву. Вместе с другими правительственными учреждениями в Москву в составе Отдела водных сообщений ВСНХ переехал и Отдел торгового мореплавания.
26 марта 1918 г. Коллегия по управлению водным транспортом реорганизовала Учебный комитет по мореходному образованию, действовавший на основании закона 1904 г. В новый Учебный комитет вошли пять членов по назначению Коллегии, два члена - от Всероссийского союза работников водного транспорта, 2 члена - от Союза преподавателей и по одному члену - от народных комиссариатов: по морским делам и просвещения. С первого же своего заседания Учебный комитет приступил к решению вопросов, связанных с деятельностью мореходных учебных заведений: изменение порядка назначения преподавателей, организация практических плаваний учащихся и т.д.
В марте 1918 г. Отдел торгового мореплавания был преобразован в Отдел морского транспорта, а его учебное отделение переименовано в культурно-просветительную часть [4]. Кроме руководства мореходным образованием на нее было возложено решение многих новых задач: организация приютов и школ для детей моряков, демократизация водного спорта, создание морской лиги, популяризация «морских идей» и пропаганда необходимости для России создания торгового флота, а также поднятие уровня общего образования «приморского и приречного населения» путем организации школ, курсов и лекций «как для работников водного транспорта, так и для прочего населения морских и речных портов, селений и затонов» [4].
Одной из центральных задач культурно-просветительной части весной 1918 г. стала организация мореходного учебного заведения совершенно нового типа - высшей школы торгового флота [4]. Эту работу, начатую еще в Петрограде, не прервал и переезд правительственных органов в Москву. Инициаторами создания высшего учебного заведения для подготовки специалистов торгового флота стали профессора кораблестроительного отделения Петроградского политехнического института К.П. Боклевский (декан отделения) и К.М. Булдырев. Последний играл ведущую роль в разработке проекта организации высшей школы торгового флота.
18 мая 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О преобразовании органов управления водного транспорта». Постановлением Отдел водного транспорта ВСНХ был переименован в Главное управление водного транспорта (Главод), упразднялась Коллегия Отдела водных сообщений, вместо нее создавалась Верховная коллегия Главода, ответственная перед Президиумом ВСНХ. В связи с реорганизацией культурно-просветительная часть была выделена из состава Отдела морского транспорта и преобразована в самостоятельную Учебную часть Главода. Учебная часть была разбита на пять секций, две из которых - судоводительская и техническая, - среди прочих задач, отвечали и за подготовку судоводителей и судовых механиков.
Основной задачей новой Учебной части стала подготовка реформы системы профессионального образования работников водного транспорта в соответствии с требованиями новых социально-политических реалий жизни. Основные документы по реформе должен был принять съезд «компетентных представителей заинтересованных Советских учреждений и общественных организаций». Однако,
не дожидаясь решений будущего съезда, Учебная часть приступила к реорганизации подведомственных ей мореходных и речных учебных заведений на основании господствовавшей тогда концепции развития системы образования - на принципах «единой трудовой школы-коммуны». Одновременно разрабатывались вопросы, подлежащие рассмотрению и утверждению на съезде: учебные планы и программы, организация практических работ и плаваний учащихся, организация правительственных испытаний на звания штурманов и механиков торгового флота, порядок выдачи дипломов и т.д.
Выполняя программу внедрения в жизнь мореходных учебных заведений принципов единой трудовой школы, Учебная часть Главного управления водного транспорта осенью 1918 г. издала ряд циркуляров, изменивших форму управления, характер внутренней жизни учебных заведений, порядок назначения на преподавательские должности и т.п. 18 октября была отменена плата за обучение, 30 октября - отменены «выставление баллов за успехи и поведение учащихся, всякого рода наказания, штрафы и награды», предписано «принять меры к немедленному удалению из школы и школьных помещений всех предметов религиозного культа, прекратить преподавание вероучения и совершение каких бы то ни было религиозных обрядов в стенах школы». Тогда же были упразднены попечительные комитеты, должности начальников, их помощников и инспекторов учебных заведений, заведующих учебными мастерскими, смотрителей зданий. Обязанности должностных лиц по административному и педагогическому руководству деятельностью мореходных учебных заведений были переданы педагогическим советам «нового состава», ведение хозяйственных дел - хозяйственным комитетам.
Новые педагогические советы и хозяйственные комитеты «конструировались» на основе принципов, изложенных в циркуляре № 235 от 30 октября 1918 г. В состав педсоветов теперь вошли все преподаватели учебного заведения, врачи, инструкторы учебных мастерских, «другие лица, занимающие различные административно-педагогические должности», представители местных отделов Всероссийского союза водного транспорта и представители «низших служащих». «Сконструированный» подобным образом педагогический совет возглавлял учебное заведение и «разрешал все жизненные вопросы учебно-воспитательного характера» [6]. В качестве исполнительного органа педсовет выбирал президиум, в который входили председатель, товарищ (заместитель) председателя и секретарь совета.
Все хозяйственные дела учебного заведения вел хозяйственный комитет, подчинявшийся педсовету. В состав комитета входили председатель педсовета (он же - председатель хозкомитета), один из преподавателей по выбору педсовета, два представителя учащихся и один из членов педсовета - не преподаватель.
Циркуляр № 235 ввел еще один орган коллективного руководства - «высший школьный совет». Он формировался из членов педсовета и хозкомитета, представителей учащихся и заинтересованных ведомств и организаций. Высший совет заслушивал педагогический и хозяйственный отчеты за учебный год, разбирал жалобы, выносил постановления, касавшиеся всех сторон жизни учебного заведения. Высший совет заседал в конце учебного года, но предусматривался созыв экстренного собрания - по единогласному требованию педсовета или хозяйственного комитета, или по требованию половины членов того и другого органа вместе. Таким образом видно, что все преобразования системы управления мореходными учебными заведениями, проведенные осенью 1918 г., были сделаны в направлении устранения единоличного руководства их деятельностью и усиления роли коллективных органов, возглавивших училища и школы.
Наряду с мерами, направленными на демократизацию жизни учебных заведений, Главод принимал решения, которые вели к подавлению гражданской активности сотрудников и учащихся, к запрещению деятельности общественных организаций, настроенных оппозиционно по отношению к Советской власти. Например, 15 ноября 1918 г. Учебная часть Главода потребовала обязательного вхождения всех учеников, преподавателей и «других лиц, обслуживающих мореходные учебные заведения» в Союз работников водного транспорта.
Библиографический список
1. Бордученко Ю.Л. Мореходные учебные заведения в годы первой мировой войны (1914-1918 гг.) / Ю.Л. Бордученко, А.В. Зуев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (59). С. 28-31.
2. Центральный государственный исторический архив г. С.-Петербурга (ЦГИА СПБ). Ф. 1014 (Петроградское соединенное училище дальнего плавания и судовых механиков торгового флота). Оп. 1. Д.46. Протоколы Бюро Союза преподавателей (1917-1918 гг.)
3. Центральный государственный исторический архив г. С.-Петербурга (ЦГИА СПБ). Ф. 1014 (Петроградское соединенное училище дальнего плавания и судовых механиков торгового флота). Оп. 1. Д. 49. Об организации Союза преподавателей (1917 г.)
4. Центральный государственный архив г. С.-Петербурга (ЦГА СПБ). Ф. 9398 (Управление морским транспортом Балтийского моря Балтмортран)). Оп. 1. Д.844.
О деятельности Учебной части Главода (быв. Учебное отделение Отдела торгового мореплавания) и Культурно-просветительной части Отдела морского транспорта (1918-1919 гг.)).
5. Центральный государственный архив г. С.-Петербурга (ЦГА СПБ). Фонд 7445 (Ленинградское высшее мореходное училище Министерства морского и речного флота СССР) Оп. 1: Д. 1. Протоколы заседаний Педагогического совета Петроградского училища судовых механиков торгового флота (1918-1924 гг.).
6. Центральный государственный архив г. С.-Петербурга (ЦГА СПБ). Фонд 7445 (Ленинградское высшее мореходное училище Министерства морского и речного флота СССР) Оп. 1: Д. 2. Журнал Педагогического совета Петроградского училища дальнего плавания (1918-1919 уч. год).
References
1. Borduchenko Yu.L. Nautical educational institutions during the First World War (19141918) / Yu.L. Borduchenko, A.V. Zuev // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2015. № 9-2 (59). Р. 28-31.
2. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPB). F. 1014 (Petrograd United School of Long-Range Navigation and Ship Mechanics of the Merchant Navy). Op. 1. D.46. Minutes of the Bureau of the Union of Teachers (1917-1918)
3. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPB). F. 1014 (Petrograd United School of Long-Range Navigation and Ship Mechanics of the Merchant Navy). Op. 1. D. 49. About the organization of the Union of teachers (1917)
4. Central State Archive of St. Petersburg (TsGA SPB). F. 9398 (Baltic Sea Transport Authority Baltmortran)). Op. 1. D.844. On the activities of the Educational Department of the Glavoda (formerly the Educational Department of the Department of Merchant Shipping) and the Cultural and Educational Department of the Department of Maritime Transport (1918-1919)).
5. Central State Archive of St. Petersburg (TsGA SPB). Fund 7445 (Leningrad Higher Nautical School of the Ministry of the Sea and River Fleet of the USSR) Op. 1: D. 1. Minutes of the meetings of the Pedagogical Council of the Petrograd School of Ship Mechanics of the Merchant Navy (1918-1924).
6. Central State Archive of St. Petersburg (TsGA SPB). Fund 7445 (Leningrad Higher Nautical School of the Ministry of the Sea and River Fleet of the USSR) Op. 1: D. 2. Journal of the Pedagogical Council of the Petrograd Seafaring School (1918-1919 academic year).