ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В. С. Данюшенков
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассматривается новый подход к управлению качеством профессионального образования в вузе. Предлагаемая модель функционирования вуза ориентируется на экономию использования ресурсов всех уровней управления и создание условий для реализации долгосрочных инновационных стратегий в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: университет, факультет, кафедра, преподаватель, студент, научно-методическая деятельность, экономика, воспитательная работа.
Под «качеством профессионального образования» нами понимается: качество выпускника вуза - специалиста сферы профессионального обучения, определяемое развитием его социальных, культурно-духовных и пофессионально-деятельностных способностей на уровне профессиограммы данной специальности, «качество выпускника вуза» формируется как интегральная характеристика: как единство социальных, профессиональных и личностно значимых свойств, несводимых ни к одному из них.
На примере Вятского государственного гуманитарного университета как модели классического университета покажем стратегию деятельности по совершенствованию образовательного процесса, расширению спектра образовательных услуг и углублении фундаментальных исследований гуманитарной направленности. Университет такого типа выполняет особую роль в подготовке кадров для научных учреждений широкого социального профиля, преподавателей по общенаучным дисциплинам для вузов и других учебных заведений. В организационно-образовательную систему вуза входят научно-образовательные центры, комплексы, колледжи, факультеты, кафедры, профессорско-преподавательский состав и студенты. Кроме этого созданы административные группы, осуществляющие организацию учебного процесса. Это учебно-методическое управление, отдел дистанционного обучения, центры дополнительного образования. Взаимоотношения и взаимосвязи между данными элементами, определяющие структуру ВятГГУ, служат основой организации иерархического управления в нем.
Каждая из перечисленных выше составляющих вуза представляет собой подсистему управления, которая в иерархии всей системы управления соответствует определенному уровню. Нами в системе управления качеством профессионального образования в ВятГГУ выделялось пять уровней управления: университет, факультет, кафедра, преподаватель, студент.
Мы считаем, что качество образовательного процесса слагается из следующих компонентов:
- уровня дипломированных специалистов (ППС);
- уровня учебно-материальной базы (УМБ);
- уровня библиотечного фонда (БФ);
©¡Данюшенков В. С., 2017
- уровня организации учебно-научной деятельности подразделений (УНДП);
- уровня информатизации вуза (ИВ);
- уровня организации воспитательного процесса.
Уровень системы управления качеством - университет
Направления, обеспечивающие качество деятельности университета на данном уровне, определяются исходя из необходимости реализации Государственных образовательных стандартов по специальностям высшего образования, а также программы развития университета. Для реализации данных документов необходимо обеспечить соответствующее функционирование университета как образовательной системы. Направления такой деятельности представляются по схеме: «вход» ^ «функционирование» ^ «выход».
На «входе» университет как субъект управления:
- обеспечивает четкость организационной структуры функционирования
вуза;
определяет специальности (направления) и специализации подготовки, а также уровень реализации образовательных программ;
разрабатывает содержание образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС;
определяет структуру образовательного процесса, качественный состав профессорско-преподавательского корпуса, материальные и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, основные направления и содержание деятельности факультетов по реализации принятой концепции развития высшего профессионального образования в вузе, программы развития университета и качественный прием абитуриентов.
В плоскости «функционирование» реализуются образовательная, научная и научно-методическая, организационно-управленческая и контрольно-оценочная деятельность университета, каждая из которых наполнена соответствующим содержанием.
Образовательная деятельность включает в себя реализацию образовательного процесса, оперативный и системно-итоговый анализ и оценку достижения его качественных параметров по результатам сессий, защиты выпускных работ и текущих контрольно-оценочных испытаний. Кроме того, осуществляется общая координация деятельности факультетов по обеспечению нормального функционирования образовательного процесса, обобщенный анализ и оценка соответствия создаваемых на факультетах педагогических условий требованиям Государственного образовательного стандарта.
Научная и научно-методическая деятельность состоит из следующих основных видов:
- организации исследований по актуальным проблемам профессионального и социально-гуманитарного образования, а также в предметных областях, соответствующих профилю подготовки специалистов;
- организации исследований по выявлению состояния качества образовательного процесса;
- разработки критериальной, нормативной и инструментальной базы оценки качества образовательного процесса;
- координации научных исследований в подразделениях университета;
- обеспечения научно-методического сопровождения образовательного процесса;
- подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру и соискательство;
- обеспечения процесса повышения научно-педагогической квалификации преподавателей университета;
- организации научных конференций по актуальным проблемам, исследуемым в университете;
- создания исследовательских лабораторий, центров, институтов.
Организационно-управленческая и контрольно-оценочная деятельность
предполагает сопровождение образовательного процесса через создание и обеспечение функционирования Ученого и Учебно-методического советов университета, определение функционально-управленческих полномочий и координацию деятельности в организационной структуре вуза. Данная деятельность включает мероприятия, связанные с анализом и оценкой выполнения принимаемых в вузе решений, эффективности деятельности его организационных структур.
На «выходе» университет осуществляет анализ и оценку качества подготовки специалистов по специальностям и специализациям, а также деятельность университета по реализации Государственного образовательного стандарта и Программы развития университета на ближайшие годы.
Второй уровень управления качеством - факультет
Основная задача, решаемая на данном уровне, заключается в обеспечении и развитии качества процесса подготовки специалистов по соответствующим специальностям и специализациям.
Обеспечение качества процесса подготовки на факультете реализуется в нескольких направлениях и включает следующие основные виды деятельности: учебно-воспитательную, учебно-научно-методическую, научно-исследовательскую, организационную, в подборе квалифицированного профессорско-преподавательского состава и соответствующей материально-технической базы для учебного процесса.
В содержание учебно-воспитательной деятельности входит:
- определение перечня специальностей и специализаций, реализуемых на факультете;
- обеспечение гуманитарного, общепрофессионального, специального и других циклов подготовки соответствующими учебными планами специальностей и специализаций;
- реализация всех форм лекционных, лабораторно-практических учебных занятий, практик, экзаменов, зачетов и др.;
- общая координация деятельности кафедр по обеспечению нормального функционирования образовательного процесса;
- постоянное отслеживание соответствия кафедральных образовательных систем требованиям ГОС и принятой в университете концепции образования;
- оценка качества результатов учебной деятельности кафедр.
- организация системы предметной воспитательной работы и выпуска специалиста-интеллигента.
Учебно-научно-методическая деятельность на уровне факультета предусматривает:
- организацию научно-методических исследований по проблеме обеспечения качества учебного процесса;
- разработку комплекса учебно-программной документации для всех специальностей и специализаций, по которым ведется подготовка;
- организацию разработки и обновления учебно-методического обеспечения всех дисциплин, преподаваемых на кафедрах, а также издания учебно-методической литературы;
- обеспечение функционирования методических комиссий и советов.
Научно-исследовательская деятельность, обеспечивающая научный
фундамент образовательного процесса, включает:
- определение тематики научных исследований в рамках научных направлений, разрабатываемых в университете;
- активное привлечение профессорско-преподавательского состава и студентов к участию в научных исследованиях по грантам разного уровня, по проблемам прикладного и фундаментального характера;
- анализ и оценку эффективности научных исследований и уровня использования их результатов в учебном процессе;
- организацию научно-методических конференций, научных семинаров
и т. п.
Организационная деятельность на данном уровне управления предполагает:
- общую координацию функционирования кафедр;
- определение и обновление содержания управленческо-функциональных полномочий организационных структур факультета;
- анализ и оценку эффективности деятельности организационных структур факультета;
- обеспечение работы Ученого совета и других организационных структур.
Обеспечение качества профессорско-преподавательского состава
осуществляется путем реализации планов повышения квалификации и подготовки кадров через аспирантуру и докторантуру, составленных с учетом результатов анализа и оценки фактического уровня научно-педагогической квалификации преподавателей.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса на основе анализа и оценки качества аудиторного фонда предполагает:
- оснащение учебных лабораторий и аудиторий современными техническими средствами;
- создание новых аудиторий и лабораторий.
Содержание деятельности факультетов по развитию качества образовательного процесса осуществляется по направлениям, включающим разработку концепции, программы развития факультета или планов развития образовательных услуг; в деятельности по открытию подготовки по новым профессионально-педагогическим специальностям (специализациям), обновлению содержания образования и совершенствованию образовательного процесса. На развитие качества подготовки специалистов направлено также расширение тематики научно-исследовательской деятельности, стремление к уровню научно-педагогической квалификации преподавателей, совершенствование организационно-управленческого взаимодействия структур факультета и др.
Третий уровень управления качеством - кафедра университета
На уровне кафедры осуществляются следующие виды деятельности: учебно-воспитательная, учебно-научно-методическая, научно-исследовательская и организационная, деятельность по комплектованию профессорско-преподавательского состава и обеспечению материально-технического оснащения учебного процесса.
В обобщенном виде содержание деятельности кафедры по обеспечению качества преподавания учебных дисциплин представляется следующим.
В части учебно-воспитательной деятельности осуществляется определение содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам и проведение различных форм учебных занятий, запланированных в системе их преподавания. Предусмотрена реализация комплекса дополнительных образовательных услуг, мониторинг качества деятельности преподавателей кафедры, организация выпуска специалистов, анализ и оценка качества их подготовки на кафедре (для выпускающих кафедр) и т. д.
В учебно-научно-методическую деятельность входит обеспечение полного методического оснащения преподаваемых дисциплин, разработка системы комплексной оценки качества учебного процесса, методический анализ системы преподавания дисциплин и проведения учебных занятий, организация работы методических семинаров по обсуждению новых технологий, форм и методов обучения, реализующих основные положения концепции развития образования в университете.
Научно-исследовательская деятельность на кафедре связана с реализацией тематических планов научных исследований университета, привлечением студентов к научно-исследовательской работе и ее обеспечением, участием в научных конференциях и семинарах разного уровня и т. д.
Организационная деятельность на кафедре включает общую координацию ее функционирования.
Обеспечение необходимого уровня научно-педагогической квалификации преподавателей на кафедре осуществляется путем обучения на факультетах повышения квалификации, стажировки в научных центрах и других образовательных учреждениях, а также при выполнении диссертационных исследований в рамках аспирантуры, докторантуры и соискательства.
Кафедра также обеспечивает материально-техническую оснащенность учебных дисциплин необходимым лабораторным оборудованием, педагогическими средствами, учебными классами с компьютерной техникой, учебной, методической и справочной литературой.
По каналу управления развитием качества преподавания учебных дисциплин деятельность кафедры связана с осуществлением инноваций в образовательном процессе, с развитием тематики научных исследований и системы дополнительных образовательных услуг, с повышением уровня научно-педагогической квалификации преподавателей кафедры и т. п.
Четвертый уровень управления качеством - преподаватель
На уровне «преподаватель» деятельность системы управления качеством подготовки будущих специалистов профессионального обучения включает реализацию функций, связанных с выполнением учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической и воспитательной работы. Основным объектом управления качеством для преподавателя является система преподавания учебной дисциплины.
По каналу обеспечения качества профессионального образования содержание деятельности преподавателя определяется следующим образом. В части учебной работы это реализация всех форм учебных занятий, включенных в систему преподавания дисциплины, организация качественной учебно-познавательной деятельности студентов на каждом занятии, включая их мотивацию и обеспечение
активности учения, контроль знаний и умений на занятиях, своевременное корректирование качества усвоения знаний для достижения целей обучения.
Учебно-методическая работа преподавателя слагается из разработки педагогических основ системы преподавания дисциплины (целей и задач дисциплины, системы знаний и умений, формируемых дисциплиной, принципов построения содержания и технологии обучения, общей структуры педагогического процесса на занятиях) с учетом концепции образования и требований Государственного образовательного стандарта.
К данному направлению также относятся:
- разработка полного методического обеспечения используемых технологий обучения (конспектов лекций, методики и содержания лабораторно-практических занятий, экзаменационных билетов, тематики и содержания курсовых, дипломных работ и проектов, различных задач, заданий и др.);
- разработка необходимого дидактического материала для студентов (методических рекомендаций, указаний, алгоритмов, деятельностных программ и
др.);
- дидактическое и техническое оснащение лабораторий и специализированных учебных аудиторий;
- участие в методических конференциях, семинарах и т. п.
Научно-исследовательская деятельность преподавателя связана с
исследованиями по проблемам предметной области кафедры и образования, с активным привлечением студентов к научному творчеству и руководством работой научных студенческих кружков и школ, с повышением научной квалификации через докторантуру аспирантуру, магистратуру, стажировку в научно-исследовательских центрах и лабораториях, с участием в российских, региональных и внутривузовских научных конференциях и семинарах, с написанием научных трудов различного уровня.
В организационно-методическую деятельность преподавателя входит проф-ориентационная работа, участие в заседаниях кафедры, в деятельности советов и комиссий различных уровней и направлений, взаимодействие с образовательными учреждениями при проведении предметных олимпиад, конкурсов для учащихся школ, учебных заведений начального профессионального образования и студентов, выполнение работ по поручению кафедры, деканата, ректората.
Воспитательная работа преподавателя включает реализацию воспитательных функций в процессе преподавания учебной дисциплины, постоянную работу, направленную на формирование индивидуальности студента, развитие в нем педагогических качеств, личностного мировоззрения, нравственно-этических сторон личности, участие в воспитательных мероприятиях со студентами, работу в качестве куратора учебной группы и т. п.
По каналу развития качества подготовки педагогов профессионального обучения преподаватель планирует, проектирует и реализует освоение новых образовательных концепций и теорий, в русле которых возможно развитие нового качества учебной дисциплины; разрабатывает новые педагогические основы преподавания учебной дисциплины (новые цели и задачи преподавания, принципы отбора содержания дисциплины и построения технологии обучения); осуществляет поиск путей модернизации лаборатории или специализированной аудитории, разработку нового содержания методического обеспечения дисциплины, подготовку учебников, учебных пособий и монографий, способствующих повышению качества профессионально-педагогического образования.
Пятый уровень управления качеством - студент
На уровне управления «студент» объектом является качество его учебно-познавательной деятельности и самостоятельной работы. В этом случае особое значение имеет личная заинтересованность студента в обеспечении и развитии качества своей подготовки как педагога профессионального обучения. Данное качество определяется усвоением содержания профессионального образования, заключенного в учебных планах и программах учебных дисциплин.
Для усвоения знаний студенту необходимо изучить учебные дисциплины, относящиеся к соответствующим циклам: гуманитарному и социально-экономическому, математическому и естественнонаучному,
общепрофессиональному, отраслевому; пройти все предусмотренные учебным планом формы подготовки: лекционные, лабораторно-практические и семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, различные виды учебных практик, зачеты и экзамены. Качество учебно-познавательной деятельности студента складывается из совокупности качеств его работы по освоению учебных дисциплин на различных формах подготовки.
Канал обеспечения качества учебно-познавательной деятельности студента на этих формах подготовки включает: мотивацию к учению, подготовку к занятиям, активную мыслительную деятельность по осмыслению, осознанию учебного материала, его применению в новой ситуации при решении более сложных профессионально ориентированных задач и проблем, самоанализ, самооценку и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности на последующих этапах обучения, участие в научно-исследовательской работе, активную учебно-профессиональную деятельность в процессе проведения всех видов практики, участие во внутривузовских, региональных и всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах студенческих работ.
Канал развития качества предполагает деятельность студента по совершенствованию качества своей учебной работы. Такая работа может включать в себя следующие виды деятельности студента: повышение рейтинга по конкретной дисциплине и по формам занятий, дополнительное освоение новых методов и технологий профессиональной деятельности, получение дополнительных образовательных услуг, посещение факультативных занятий, участие в научно-исследовательской работе и т. д.
Реализация субъектами управления качеством подготовки педагогов профессионального обучения перечисленных выше соответствующих видов деятельности направлена на обеспечение и совершенствование образовательного процесса в вузе, что позволяет поддерживать необходимый уровень качества профессионально-педагогического образования в вузе и повышать его.
В характеристике содержания деятельности субъектов управления качеством профессионально-педагогического образования в вузе проявляются:
- во-первых, этапы управленческого цикла (прогнозирование, планирование, оперативное управление, контроль, анализ и коррекция), этапы жизненного цикла производства конечного продукта, в данном случае - подготовки специалиста (формирование контингента студентов, их обучение и воспитание, выпуск специалистов);
- во-вторых, компоненты образовательной системы (цели, содержание и технология образования, научно-педагогические кадры, педагогические и материально-технические средства).
Объектом управления в каждой подсистеме является преимущественно процесс, в котором участвует сам субъект управления. Другими словами, объектом управления выступает качество деятельности самого субъекта на своем уровне.
Другой плоскостью управления качеством профессионального образования в университете является управление между подсистемами качества, относящимися к разным уровням иерархии образовательной системы.
Управление между данными подсистемами вуза (университет - факультет; факультет - кафедра; кафедра - преподаватель; преподаватель - студент) осуществляется посредством функций: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планирования, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной.
Данная модель функционирования вуза ориентируется на экономию использования ресурсов всех уровней, усиление конкурентоспособности университета классического типа и создает условия для реализации долгосрочных инновационных стратегий в учебно-воспитательном процессе.