Список литературы
1. Конвенция о дорожном движении вместе с Протоколом о дорожных знаках и сигналах (заключена в Женеве 19 сентября 1949 г.) [Электронный ресурс] // Сайт «Conventions.ru». - Режим доступа: http://www. conventions.ru/view_base.php?id=21303 (дата обращения: 22.03.2018).
2. Международные политические инициативы и проекты в области обеспечения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». - URL: http://www.fcp-pbdd.ru/experience/211/23884 (дата обращения: 22.03.2018).
3. Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения : резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 29 мая 2003 года A/RES/57/309 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Система официальной документации Организации Объединённых Наций». - URL: https://daccess-ods.un.org/TMP/6066293.12038422. html (дата обращения 16.02.2018).
4. Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения : доклад Генерального секретаря ООН от 7 августа 2003 г. А/58/228 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Official Documents System of the United Nations». - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N03/462/62/PDF/N0346262. pdf?OpenElement (дата обращения 16.02.2018).
5. Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения : доклад Генерального секретаря ООН от 1 августа 2005 г. А/60/181 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Система официальной документации Организации Объединённых Наций». - URL: https://daccess-ods.un.org/TMP/8798297.04761505.html (дата обращения 30.02.2018).
6. Доклад о положении в области безопасности дорожного движения во всем мире. 2009 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. - URL: http://apps.who.int/iris/bi tstream/10665/44122/2/9789244563847_rus.pdf (дата обращения 31.03.2018).
7. О повышении безопасности дорожного движения во всем мире : доклад Генерального секретаря ООН от 7 августа 2009 г. А/64/266 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН «Official Documents System of the United Nations». - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/449/75/PDF/N0944975. pdf?OpenElement (дата обращения 06.04.2018).
8. Повышение безопасности дорожного движения во всем мире : резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 марта 2010 г. A/RES/64/255 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН «Official Documents System of the United Nations». - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N09/477/15/PDF/ N0947715.pdf?0penElement (дата обращения: 13.03.2018).
© Вишневский Е.А., 2018
УДК 343.121.4
А.А. Сумин, О.В. Химичева
Система уголовной юстиции Сирийской Арабской Республики:
общий обзор
Criminal justice system of the Syrian Arab Republic: general overview
СУМИН, Александр Александрович, профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук. Адрес: Россия, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, д.12. Тел.: (495) 336-22-44. E-mail: [email protected].
SUMIN, Alexander Alexandrovich, professor of the Department of criminal procedure at Moscow University of the Russian Interior Ministry name of V.Y. Kikot, Doctor of Law. Address: 12, Akademika Volgina str., Moscow, 117437, Russia. Phone: (495) 336-22-44. E-mail: [email protected]
ХИМИЧЕВА, Ольга Викторовна, начальник кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, д.12. Тел.: (495) 336-22-44. E-mail: [email protected].
KHIMICHEVA, Olga Victorovna, head of the Department of Criminal procedure at Moscow University of the Russian Interior Ministry name of V.Y. Kikot, Doctor of Law, Professor. Address: 12, Akademika Volgina str., Moscow, 117437, Russia. Phone: (495) 336-22-44. E-mail: [email protected].
В статье приводится общий обзор современной системы уголовной юстиции в Сирийской Арабской Республики. Констатировано, что система прокуратуры зависима от исполнительной и судебной власти, отсутствует участие граждан в отправлении правосудия по уголовным делам, функционирует чрезвычайный (контртеррористический) суд. Совокупность этих обстоятельств нехарактерна для демократических правовых государств.
Ключевые слова: уголовная юстиция Сирии; прокуратура Сирии; судебная система Сирии.
57
The article provides an overview of the current state of the criminal justice system of the Syrian Arab Republic. It is stated: the dependence of the system of public persecution on the executive authority, the lack of popular representation in the administration of justice in criminal cases and the operation of an emergency (counter-terrorism) court. The totality of these circumstances is not characteristic of a democratic rule-of-law states.
Keywords: criminal justice of Syria; Prosecutor's office of Syria; judicial system of Syria.
В последние годы сотрудничество Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики (далее - Сирия) сконцентрировано исключительно на внутрисирийском кризисе, который возник на волне «арабской весны» в марте 2011 г. и, несмотря на попытки России урегулировать ситуацию мирными средствами, перешёл в стадию вооружённого противостояния. Экстремизм в Сирии принял крайние формы, а угрозы, исходящие от окопавшихся в этой стране террористов, вышли за границы всего ближневосточного региона.
Военная операция России на стороне правительственных войск в ходе гражданской войны в Сирии длится с 2015 г. За период с 30 сентября 2015 г. по декабрь 2017 г. в боевых действиях приняли участие более 48 тыс. российских военнослужащих [1]. С другой стороны, по данным Информационного агентства России, в Сирии на стороне боевиков сражается около 4 тыс. выходцев из Российской Федерации [2].
В связи с этим возникает вопрос, как обеспечиваются права и законные интересы наших сограждан в Сирии в случае, если они становятся участниками уголовного судопроизводства в том или ином процессуальном статусе? В данном контексте актуальным представляется рассмотрение системы сирийской уголовной юстиции, тем более что в отечественной юриспруденции этот вопрос практически не был освещён.
Систему уголовной юстиции, под которой в узком смысле понимается совокупность государственных органов, осуществляющих предварительное расследование преступлений, выдвижение обвинения и рассмотрение и разрешение уголовных дел, в Сирии составляют: судебная полиция, органы прокуратуры и суды [5].
Под судебной полицией в Сирии понимается совокупность государственных органов и их должностных лиц, которые законом наделены полномочиями по проверке сообщений о преступлениях и расследованию последних в пределах установленной компетенции. Перечень органов, охватываемых данным понятием, содержится в ст. 8 и 9 Закона о судебных процедурах Сирии, принятого 13 марта 1950 г. законодательным декретом № 112 (на момент подготовки статьи действовал в редакции от 14 февраля 2004 г. - законодательный декрет № 17) [3]. В частности, в данный перечень включены органы Национальной полиции, жандармерии, должностные лица органов провинциального и местного управления, капитаны морских и воздушных судов и др.
В наибольшей степени в досудебном производстве принимают участие органы полиции, входящей в систему Министерства внутренних дел Сирии. В составе центрального аппарата Министерства функционирует Департамент уголовной безопасности, осуществляющий, в частности, как непосредственное расследование преступлений на национальном уровне, так и руководство подчинёнными подразделениями, выполняющими аналогичную деятельность
в органах полиции провинций. Однако собственно предварительное расследование в его классическом понимании органы и должностные лица судебной полиции не проводят; их роль состоит в принятии необходимых мер реагирования на полученное сообщение о преступлении (организация преследования «по горячим следам», неотложные действия по обнаружению и процессуальному закреплению доказательств и т.д.) и выполнение последующих следственных действий, но только по поручению прокурора или следственного судьи, а также в организации оперативного сопровождения предварительного расследования (последнее касается лишь тех органов судебной полиции, которым право заниматься оперативной деятельностью прямо предоставлено соответствующими законами). Именно поэтому ст. 50 Закона о судебных процедурах предписала всем органам и должностным лицам судебной полиции обязанность немедленно информировать соответствующего прокурора о каждом случае обнаружения признаков преступления и начале проведения проверки сообщения о преступлении.
Решение о производстве предварительного расследования (либо об отказе в таковом) принимает компетентный территориальный прокурор, за исключением преступлений, относящихся к подследственности военных прокуроров. Правовые основы организации системы военной уголовной юстиции содержатся в Законе о военной юстиции от 23 мая 2007 г. № 16 [3]. Согласно ст. 7 Закона об уголовных процедурах, прокурор вправе осуществить расследование самостоятельно (или поручить его производство своим помощникам) либо передать расследование уголовного дела следственному судье.
Исключение из данного правила составляют также случаи необходимости предварительного расследования в отношении министров национального правительства и некоторых других высших должностных лиц. В таких случаях необходимо решение Президента Сирии (ст. 124 Конституции Сирии, принятой на референдуме 26 февраля 2012 г. и вступившей в силу 27 февраля 2012 г. [3]), а компетентным прокурором является Главный прокурор Кассационного Суда Сирии. Решение о выдвижении обвинения против Президента Сирии принимает Народное Собрание (ст. 117 Конституции Сирии); при этом привлечение Президента Сирии к уголовной ответственности допустимо лишь в случае совершения им государственной измены; возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение иных преступлений Конституция Сирии не предусматривает.
Прокуратура в Сирии занимает своеобразное положение. С одной стороны, организационное руководство ею осуществляет Министерство юстиции Сирии, с другой стороны, непосредственно эту систему возглавляет Главный прокурор Кассационного Суда Сирии (это должностное лицо именуется также Генеральным прокурором). Таким образом, сирийская прокуратура находится в двойном подчинении
и относится как к исполнительном ветви государственной власти (достаточно сказать, что финансирование прокуратуры осуществляет Министерство юстиции, а кандидатуру на должность Главного прокурора Кассационного Суда рекомендует министр юстиции Сирии), так и к судебной.
В компетенцию прокурора входит принятие решения в выдвижении обвинения по завершении предварительного расследования, участие в подготовительном и основном слушании уголовного дела в суде первой инстанции. В апелляционном или кассационном производстве представление в суде интересов обвинительной власти осуществляют соответственно Главный прокурор Апелляционного суда или Главный прокурор Кассационного Суда.
Следственный судья назначается из числа судей соответствующего территориального Апелляционного суда, и в судебных стадиях он не вправе принимать участие в рассмотрении уголовного дела, по которому он осуществлял предварительное расследование. Следственный судья вправе производить любые предусмотренные Законом о судебных процедурах процессуальные действия, включая выдачу ордера на арест подозреваемого. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона об уголовных процедурах, территориальный прокурор наделён правом осуществления надзора в отношении органов и должностных лиц судебной полиции и следственного судьи в округе, на который распространяется юрисдикция прокурора. Следственный судья не имеет права начинать предварительное расследование по своему усмотрению, а приступает к нему лишь по поручению прокурора (ст. 52 Закона об уголовных процедурах); материалы завершённого предварительного расследования он передаёт соответствующему прокурору, который принимает решение о предъявлении обвиняемому обвинения в суде.
В случае отсутствия в местности, где совершено преступление, органов или должностных лиц судебной полиции и следственного судьи, на основании ст. 44 Закона о судебных процедурах их функции выполняет магистрат (магистратский судья), который не вправе участвовать в рассмотрении и разрешении данного уголовного дела в судебных стадиях.
Уголовное судопроизводство в Сирии, согласно положениям Закона о судебной власти от 15 ноября 1961 г. № 98 (с последующими поправками) [3], осуществляют следующие суды:
- магистратские судьи. Как отмечено ранее, при выполнении ими функций органа судебной полиции или следственного судьи они пользуются полномочиями по производству неотложных следственных действий и по полному проведению предварительного расследования (в последнем случае -при наличии поручения компетентного прокурора). Суд функционирует в единоличном составе, и к его подсудности отнесены уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает 1 года лишения свободы. Однако, согласно ст. 165 Закона о судебных процедурах, приговоры магистратских судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке только в тех случаях, когда назначено наказание в виде тюремного заключения или штрафа в размере 100 сирийских фунтов (примечательно, что этот размер не пересматривался с 1950 г.) [4];
- суды первой инстанции. К подсудности данных судов отнесены все уголовные дела, не входящие в подсудность магистратских судов. Рассмотрение уголовных дел в этих судах происходит в единоличном составе (ст. 40 Закона о судебной власти). Приговоры суда первой инстанции подлежат обжалованию в апелляционном порядке, причём в случае назначения наказания в виде смертной казни суд первой инстанции направляет уголовное дело в соответствующий апелляционный суд независимо от того, принесена ли сторонами апелляционная жалоба;
- суды по делам несовершеннолетних. К их компетенции отнесено рассмотрение уголовных дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними (лицами, не достигшими 18-летнего возраста) независимо от нижнего или верхнего предела уголовно-правовых санкций. Создание и функционирование этих судов регулируются специальными законами (ст. 39 Закона о судебной власти);
- апелляционные суды действуют в составе трёх судей (ст. 42 Закона о судебной власти) и созданы в каждой провинции. Отметим, что в случае апелляционного обжалования жалоба и поступившие с ней материалы уголовного дела изучаются так называемым судьёй-рефералом, который принимает решение либо о направлении жалобы и дела в уголовную палату Апелляционного суда для рассмотрения и разрешения по существу, либо предлагает апеллянту устранить выявленные недостатки, если таковые препятствуют рассмотрению жалобы в апелляционной инстанции, а в случае невыполнения его требований - отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы. Последнее решение может быть обжаловано Президенту Апелляционного суда;
- Кассационный Суд. Как и кассационные суды во многих других государствах, Кассационный Суд Сирии осуществляет проверку решений нижестоящих судов лишь по вопросам права, причём, как правило, к рассмотрению принимаются лишь те уголовные дела, которые, по предварительному их изучению, позволят принять решение прецедентного характера. При рассмотрении конкретных уголовных дел суд действует в составе трёх судей (ст. 47 Закона о судебной власти);
- Высший Конституционный Суд является компетентным судом по рассмотрению уголовного дела по обвинению Президента Сирии в совершении государственной измены (п. 5 ст. 142 Закона о судебных процедурах).
Вне системы судов, перечисленных в Законе о судебных процедурах, функционирует Контртеррористический суд (взамен упразднённого Высшего суда государственной безопасности), созданный Законом об образовании суда по делам о терроризме от 25 июля 2012 г. № 22 [3].
Основные положения, характеризующие положение данного суда в системе уголовных судов Сирии, состоят в следующем. Контртеррористический суд рассматривает уголовные дела в составе председательствующего и двух судей, один из которых является военным судьёй (п. «а» ст. 2а); юрисдикция суда распространяется как на гражданских лиц, так и на военнослужащих (ст. 4). При данном суде состоят специальный прокурор и специальный следственный судья. Следственный судья назначается указом Президента по рекомендации Высшего судебного со-
вета (п. «Ь» ст. 2). Решения Контртеррористического суда обжалуются в специальную палату Кассационного Суда, которая учреждается этим судом (ст. 5).
Характерной чертой судебной системы Сирии является то, что в этой стране не предусмотрен институт суда с участием присяжных заседателей.
Даже краткий обзор системы уголовной юстиции Сирийской Арабской Республики даёт основа-
ния для вывода о том, что в целом она основана на французской модели. Вместе с тем своеобразное построение системы органов, осуществляющих предварительное расследование, прокуратуры, судов позволяет утверждать о смешении осуществляемых ими процессуальных функций, что не может не сказываться на обеспеченности прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Список литературы
1. Война и мир Сирии. Восстановлению страны мешает раскол между двумя «антитеррористическими коалициями» // Коммерсантъ. - 2017. - 29 дек.
2. Путин: в Сирии на стороне боевиков сражаются до четырех тысяч выходцев из РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Информационное агентство России ИТАР-ТАСС. - 2017. - 23 фев. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/4047882 (дата обращения 28.05.2018.).
3. Официальный сайт Парламента Сирийской Арабской Республики. - URL: http://www.parliament.gov.sy/ arabic/index.php?node=5576&cat=16043 (дата обращения: 28.05.2018).
4. An Overview of the Syrian Court System [Электронный ресурс] // Сайт «Syrian Law Journal». - 2016. -Режим доступа: http://www.syrianlawjournal.com/index.php/overview-syrian-court-system/ (дата обращения: 28.05.2018).
5. Chaudry, S. Syria's justice system: «Working without a written law» // The Arab Weekly. - 2017. - December,
10.
© Сумин А.А., Химичева О.В., 2018