Научная статья на тему 'Система учета работы лесозаготовительной машины'

Система учета работы лесозаготовительной машины Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
259
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГЛОНАСС / ОБЪЕМ ЛЕСОЗАГОТОВОК / БОРТОВАЯ СИСТЕМА СБОРА ДАННЫХ / THE GLONASS SYSTEM / THE AMOUNT OF LOGGING / ON-BOARD DATA ACQUISITION SYSTEM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кондратюк Д. В.

Кондратюк Д.В. СИСТЕМА УЧЕТА РАБОТЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ. В статье проведено исследование возможности применения системы учета показателей работы: объема заготовок древесины, расхода топлива, времени работы, перемещение машин по лесосеке с использованием системы ГЛОНАСС для организации эффективной работы на технологических процессах лесозаготовки и обработки древесины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кондратюк Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kondratyuk D.V. ACCOUNTING SYSTEM OF LOGGING MACHINES. The paper investigated the possibility of applying the accounting system performance: pieces of wood, fuel consumption, operation time, the movement of vehicles on the cutting area with the use of the GLONASS system for effective operation in the technological processes of logging and wood processing

Текст научной работы на тему «Система учета работы лесозаготовительной машины»

Лесозаготовительное производство и лесное машиностроение

Производительность машины при валке и трелевке деревьев за комли на верхний склад с последующей обрезкой сучьев и складированием хлыстов такая же, как и в предыдущих расчетах.

Аналогов предлагаемой машины ЛЗ-4 нет ни в РФ, ни за рубежом, поэтому расчет экономической эффективности применения машины ЛЗ-4 выполнен в сравнении с комплектом серийно выпускаемых в РФ лесозаготовительных машин для заготовки хлыстов в составе валочно-пакетирующей машины ЛП-19В, трелевочной бесчокерной машины ЛП-18К и сучкорезной машины ЛП-33В при

равных условиях работы. Результат: годовой экономический эффект от реализации нового технического решения составляет 2095,5 тыс. руб./год.

Создание нового поколения предлагаемых машин имеет большие резервы для дальнейшего роста производительности труда и экономической эффективности лесозаготовительного производства.

Библиографический список

1. Правила заготовки древесины. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. № 337.

СИСТЕМА УЧЕТА РАБОТЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ

Д.В. КОНДРАТЮК, зам. гл. конструктора ФГУП «ГНЦ ЛПК», асп. МГУЛ

В настоящее время объемы лесозаготовок показывают устойчивый рост и выходят на докризисный уровень. Согласно стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 г., объем лесозаготовок должен вырасти до 243 млн м3. В связи с этим для лесозаготовителей становится особенно важно, чтобы операторы и рабочие максимально эффективно использовали лесозаготовительную технику.

ФГУП «ГНЦ ЛПК» совместно с ООО «Марафон» разработана система учета работы лесозаготовительных машин. Данная система позволяет производить точный подсчет следующих параметров и значений:

- учет объема заготавливаемой древесины;

- анализ эффективности использования техники;

- выявление и расследование фактов нецелевого использования техники;

- учет нормативного и фактического расхода топлива на работу техники с применением зимних и летних норм;

- учет реальных объемов заправок, выявление сливов топлива;

- учет пробега и простоя техники, отработанного оператором времени.

[email protected]

Описываемая система учета работы машины оснащена бортовым навигационным оборудованием ГЛОНАСС/GPS, которое в совокупности со специализированным комплексом программных средств представляет собой систему мониторинга перемещения и технического состояния техники. Система мониторинга и управления, кроме традиционных функций систем наблюдения за перемещением техники, обеспечивает реализацию специфических потребностей производителей и сервисных структур, таких как контроль в режиме реального времени соблюдения технических условий эксплуатации техники по состоянию штатных датчиков, подключенных к основным узлам и агрегатам машин. Бортовое навигационное и связное оборудование (БНСО) не создает электромагнитных помех основному оборудованию транспортного средства, что отвечает требованиям инструкции по эксплуатации транспортного средства к дополнительному оборудованию и исключает возможность создания помех в работе водителя (машиниста)

Работоспособность БНСО обеспечивается при размещении внутри кабины водителя в диапазоне температур от -30° до +50° С.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

27

Лесозаготовительное производство и лесное машиностроение

Бортовое навигационное оборудование:

- абонентский телематический терминал (также называемый Регистратором), в состав которого входят микроконтроллер, энергонезависимая память для записи и хранения данных;

- блок сбора данных, имеющий дискретные и аналоговые входы для подключения контрольных и измерительных устройств, специальный порт для подключения дополнительных устройств. Блок сбора данных подключен к Регистратору через последовательную шину CAN-bus;

- спутниковый навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS;

- активная приемная антенна ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

- приемо-передающая антенна стандарта Wi-Fi;

Бортовая система непрерывного мониторинга параметров работы лесозаготовительной машины (далее СНМП-ЛЗ) представляет собой программно-аппаратный комплекс по сбору, хранению, анализу и отображению данных о режимах и параметрах работы лесозаготовительной машины с целью оптимизации затрат на эксплуатацию лесозаготовительной машины, оценки эффективности его использования, контроля за предельными условиями эксплуатации. СНМП-ЛЗ разрабатывалась для применения на экспериментальной лесопогрузочной машине ЛЗ-5 с двигателем А-01МРСИ.

Технические средства СНМП-ЛЗ состоят из следующих компонентов:

- бортовая система сбора данных (с функцией временного хранения данных);

- мобильный терминал сбора данных;

- сервер хранения и обработки данных.

Бортовая система сбора данных предназначена для измерения технологических параметров лесозаготовительной машины с помощью датчиков, первичной обработки сигналов с датчиков, хранения этих данных в течение 10 суток, передачи данных через беспроводное соединение на мобильный терминал сбора данных.

Бортовая система сбора данных состоит из следующих компонентов:

- регистратор данных с беспроводным интерфейсом, включающий систему контро-

ля скорости и пройденного пути с использованием навигационного приемника ГЛО-НАСС/GPS;

- датчик угла наклона (инклинометр);

- системы оценки массы/объема груза в кузове;

- система контроля текущего (рабочего) режима работы двигателя;

- система контроля топлива в баке по объему;

Регистратор данных с беспроводным интерфейсом представляет собой электронное устройство в жестком герметизированном корпусе. Регистратор получает данные от датчиков и систем, входящих в состав СНМП-ЛЗ. Полученные данные регистратор хранит в энергонезависимой памяти в течение не менее 10 суток или до передачи на мобильный терминал. Регистратор имеет встроенные часы реального времени, которые могут быть заданы, проверены и подстроены во время сеанса связи с мобильным терминалом. Данные имеют временную метку, сгенерированную на основе часов реального времени с точностью 0,1 с.

Для связи с мобильным терминалом регистратор имеет беспроводной интерфейс. Передача данных от регистратора к мобильному терминалу осуществляется автоматически при одновременном появлении регистратора и мобильного терминала в зоне действия одной сети путем считывания сохраненных в регистраторе данных. Все соединения инициируются программным обеспечением регистратора.

Антенна беспроводного интерфейса передачи данных может располагаться в кабине машины. Расположение антенны оказывает влияние на расстояние и скорость передачи данных, поэтому окончательное расположение антенны на машине определяется экспериментально в процессе опытной эксплуатации машины.

Система контроля пройденного пути обеспечивает измерение скорости в диапазоне 1...15 км/ч с точностью 0,25 км/ч. Это достигается использованием ГЛОНАСС/GPS приемника с возможностью измерений псевдодальности по фазе кода и фазе несущей. Активная антенна навигационного приемника расположена в верхней части машины

28

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

Лесозаготовительное производство и лесное машиностроение

Рис. 1 Структурная схема СНМП-ЛЗ

Рис. 2. Структурная схема технических средств СНЕМП-ЛЗ

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

29

Лесозаготовительное производство и лесное машиностроение

Рис. 3. Регистратор и блок сбора данных системы СНМП-ЛЗ с соединительными жгутами, установленные в кабине машины ЛЗ-5

таким образом, чтобы исключить экранирование спутниковых сигналов элементами конструкции машины. Датчик угла наклона обеспечивает измерение синуса угла наклона к горизонтальной оси в диапазоне от 0 до 30 градусов с точностью 0,5 град.

Контроль наличия груза, фиксация погрузки, разгрузки и оценка массы/объема груза в кузове лесозаготовительной машины измеряется в диапазоне от 1,0 до 13 т с точностью 0,5 т на первом этапе исследований. Принцип действия механизма контроля груза основан на измерении деформаций механически нагруженных элементов кузова с помощью тензорезистив-ных датчиков, прикрепленных к соответствующим деталям. На рис. 4 показан тензодатчик, установленный на опорной балке кузова.

Система контроля топлива в баке по массе и объему обеспечивает измерение с точностью 1 % от полного объема бака с целью предотвращения несанкционированного слива топлива.

Подсистема питания СНМП-ЛЗ обеспечивает питанием входящие в состав СНМП-ЛЗ системы, датчики и компоненты, номинальное напряжение питания +24 В, диапазон рабочий (18... 50 В). Компоненты системы, установленные на лесозаготовительную

Рис. 4. Тензорезисторный датчик деформаций производства компании KYOWA (Япония) установлен на опорной балке кузова машины ЛЗ-5

Рис. 5. Траектория движения лесозаготовительной машины на навигационной карте, полученная с помощью программы система учета и системы ГЛОНАСС

30

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.