Научная статья на тему 'СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПЛАВСОСТАВА ДЛЯ СУДОВ РЕЧНОГО, ОЗЕРНОГО ФЛОТА И СУДОВ ТИПА «РЕКА-МОРЕ» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПЛАВСОСТАВА ДЛЯ СУДОВ РЕЧНОГО, ОЗЕРНОГО ФЛОТА И СУДОВ ТИПА «РЕКА-МОРЕ» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
978
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПЛАВСОСТАВ / РЕЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РЕЧНЫЕ ТЕХНИКУМЫ / РЕЧНЫЕ УЧИЛИЩА / ИНСТИТУТЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / АКАДЕМИЯ РЕЧНОГО ФЛОТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / SYSTEM / FLOATING STAFF / RIVER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / RIVER TECHNICAL SCHOOLS / RIVER SCHOOLS / WATER TRANSPORT INSTITUTES / RIVER FLEET ACADEMY / STUDENTS / CADETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скрынник А. М.

Проведено краткое исследование историко-правовой ретроспективы системы учебных заведений по подготовке кадров плавсостава для речного и озерного плавания и судов типа «река-море» в Российской империи и СССР (РСФСР, УССР, БелССР, КазССР, ЛатССР)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR TRAINING PERSONNEL FOR RIVER, LAKE AND RIVER-SEA VESSELS IN THE USSR: A BRIEF HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

A brief study of the historical and legal retrospective of the system of educational institutions for training personnel for river transport of the USSR was conducted

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПЛАВСОСТАВА ДЛЯ СУДОВ РЕЧНОГО, ОЗЕРНОГО ФЛОТА И СУДОВ ТИПА «РЕКА-МОРЕ» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

РАЗДЕЛ VI. МЕНЕДЖМЕНТ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Скрынник А.М.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ. Кафедра процессуального права юридического факультета, к.э.н., доцент

СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПЛАВСОСТАВА ДЛЯ СУДОВ РЕЧНОГО, ОЗЕРНОГО ФЛОТА И СУДОВ ТИПА «РЕКА-МОРЕ» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. Проведено краткое исследование историко-правовой ретроспективы системы учебных заведений по подготовке кадров плавсостава для речного и озерного плавания и судов типа «река-море» в Российской империи и СССР (РСФСР, УССР, БелССР, КазССР, ЛатССР)

Ключевые слова: система, плавсостав, речные учебные заведения, речные техникумы, речные училища, институты водного транспорта, академия речного флота, обучающиеся, студенты, курсанты

THE SYSTEM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR TRAINING PERSONNEL FOR RIVER, LAKE AND RIVER-SEA VESSELS IN THE USSR: A BRIEF HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Abstract. A brief study of the historical and legal retrospective of the system of educational institutions for training personnel for river transport of the USSR was conducted

Keywords: system, floating staff, river educational institutions, river technical schools, river schools, water transport institutes, river fleet Academy, students, cadets

Для функционирования сложной общетранспортной системы Российской империи до 1917 года кадры специалистов-водников готовились в ничтожном количестве. В XIX -начале XX века подготовка инженеров для всех видов транспорта велась только в двух высших учебных заведениях: Петербургском и Московском институтах инженеров путей сообщения, имевших водные факультеты. Учебный план этих факультетов был рассчитан только на подготовку инженеров-гидротехников. В институтах в основном обучались студенты из дворянских семей или высших слоев чиновничества. За 108 лет существования высшей транспортной школы (с 1809 по 1917 гг.) лишь малая часть выпускников предназначалась для работы на водном (речном) транспорте. В то же время, среди них вовсе не было инженеров по судовождению, судовым силовым установкам, эксплуатации флота, механизации перегрузочных работ в портах, экономике [1].

Немногим лучше обстояло дело с кадрами специалистов «среднего командного звена» плавсостава судов речного и озерного флота. 18 октября 1887 года в Нижнем Новгороде на благотворительные средства было открыто «Речное Училище» - первое в России подобное образовательное учреждение [2]. Задача училища в Уставе была сформулирована следующим образом: «сообщение озерным и речным судоходцам и пароходным механикам научных сведений, необходимых для улучшения их практической деятельности». Училище состояло их двух классов с годичным сроком обучения, в каждом классе имелось два отделения: судоводительское и судомеханическое. Позже курс обучения увеличился до двух, а затем и трех лет.

15 декабря 1899 года было открыто Речное Училище в г. Благовещенске [3]. В училище обучалось 3 класса судоводителей и 2 класса судомехаников. В том же 1899 году существовавшие с 1876 года Рыбинские мореходные классы были преобразованы в Речное Училище [4].

10 июня 1902 г. было утверждено общее Положение о речных училищах ведомства путей сообщения. Речные Училища могли быть учреждены двух разрядов: училища I разряда разделяются на 3 класса (приготовительный и 2 специальных), а училища II разряда - на 2 класса. Речные Училища содержались за счет общественных и сословных учреждений, частных обществ и лиц, с пособием от казны или без него, а также на средства государственного казначейства. Для поступления в Речное Училище I разряда был необходим 16-летний возраст и знание курса двухклассного сельского училища - для

приготовительного класса, городского училища по положению 1872 г. - для первого специального класса. Для поступления в Речное Училище II разряда был необходим 18-летний возраст и знание курса одноклассного училища. Кроме того, требовалось предварительное плавание на паровых судах: не менее 3 месяцев - для приема в первый специальный класс училища I разряда и не менее 12 месяцев - для поступления в училище II разряда. Для получения аттестата, кроме выдержания теоретического испытания, требовалась служба на паровых судах во время прохождения курса или по окончании его не менее 18 месяцев [5].

22 декабря 1904 года было открыто Речное Училище в г. Казани [6]. 25 июня 1912 года был принят одобренный Государственным Советом и Государственной Думой Закон, Высочайше утверждённый Николаем II «Об основании Речного Училища первого разряда в городе Перми», а 14 июля 1913 года оно было открыто [7]. Естественно этого было недостаточно, поэтому в подавляющем большинстве командные должности плавсостава - капитанов и машинистов (механиков) на речных судах в этот период занимали практики, выбившиеся из низов: боцманы, матросы, штурвальные, помощники машинистов, масленщики, кочегары.

27 декабря 1918 г. на заседании коллегии Астраханского районного управления водного транспорта (Рупвод) было принято Решение об открытии в г. Астрахани речного училища [8], а 15 декабря 1920 г. по инициативе Сибирского ЦК профсоюзов водников было основано Омское речное училище [9].

После 1920 года существующие речные училища были преобразованы в техникумы водных путей сообщения, которые существовали до коренной реорганизации технических учебных заведений, начиная с 1930 года [10].

Также следует отметить, что в 1919-1921 году существовала Высшая школа водного транспорта при Петроградском политехническом институте, а в 1920-1921 году -Высшая школа водного транспорта при Казанском политехническом институте [1].

Наряду с командными кадрами плавсостава на речном транспорте был занят многочисленный отряд рядового плавсостава трудящихся - матросов, рулевых, машинистов, масленщиков и др. Специфика речного транспорта с его сезонностью работы, а также раздробленностью плавсостава на мелкие, временные коллективы накладывали свой отпечаток на его социальную структуру.

В начальный период советской власти в РСФСР (1917-1920 гг.) подготовку кадров рабочих специальностей осуществляли: профтехшколы (срок обучения 3-4г.), школы-клубы на предприятиях для общеобразовательной, профессиональной и политической подготовки работающей молодёжи (2 г.), школы ученичества для подготовки рабочих начальных разрядов (5-6 месяцев).

После 20-х гг. в стране были созданы школы фабрично-заводского ученичества (далее, ШФЗУ), положившие начало новому, социалистическому типу профессионально-технических учебных заведений. Имелись ФЗУ промышленные, ж.-д., речного и морского транспорта, сельского хозяйства, строительные и др. Вначале срок обучения был 3-4 г., а с 30-х гг. - 1-2 года.

В системе Государственных трудовых резервов СССР (организована в 1940 году) были приняты уже 3 новых типа профессионально-технических учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения (далее, ШФЗО), ремесленные училища (далее, РУ) и железнодорожные училища. РУ (срок обучения - 2 года) готовили квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи и др., а ШФЗО (срок обучения - 6 месяцев) - рабочих массовых профессий для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной и пищевой промышленности. Училища комплектовались по призыву (мобилизации), а также за счёт свободного приёма молодёжи окончившей 7-летнюю общеобразовательную школу, а ШФЗО - начальную школу. Учащихся находились на полном государственном обеспечении: питание, форменное обмундирование, проживание, обучение. Массовая подготовка кадров рядового плавсостава речного флота на тот период включала: курсовые мероприятия, индивидуально-бригадное ученичество, учебно-курсовые комбинаты, ФЗУ и РУ.

В связи с выходом в свет Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1930г. «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» и постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 11.09.1930г. «Об установлении единой системы индустриально-технического

образования» произошла коренная реорганизация существующих вузов, техникумов и рабфаков. Организация и управление учреждениями рабочего образования и заочного обучения для подготовки и переподготовки кадров водного транспорта, было передано от Народного комиссариата просвещения СССР в Народный комиссариат путей сообщения СССР. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 11.09.1930 г. введены типы специалистов с различными уровнями квалификации: инженеры, техники, квалифицированные рабочие.

Соответственно, их подготовка должна была осуществляться в: высших технических школах, на индустриально-технических факультетах высших учебных заведений и в промышленных академиях; средние технические школы (техникумы) для подготовки среднего технического персонала; профессионально-технические школы, школы фабрично-заводского ученичества и низшие профессионально-технические школы - для подготовки кадров низшего звена.

В этот период образовываются «рабочие техникумы», прообраз будущих заочных отделений учебных заведений водного транспорта.

В 1930г. были выделены из политехнических и путей сообщения и созданы 3 института инженеров водного транспорта: Ленинградский (ЛИИВТ) [11], Нижегородский институт инженеров речного транспорта (НИИРТ, с 1932 года - Горьковский институт инженеров водного транспорта, ГИИВТ) [12] и Одесский институт инженеров водного транспорта (ОИИВТ), которые готовили инженерные командные кадры для береговой инфраструктуры водного (речного и морского) транспорта. В 1930 году в Сибирском (Томск) институте путей сообщения был выделен водный факультет, который в 1932 году был преобразован в Сибирский институт инженеров водного транспорта. В связи с нехваткой контингента он вскоре был закрыт и только 15 мая 1951 года постановлением Совета Министров СССР №1456, был создан Новосибирский институт инженеров водного транспорта (в настоящее время Сибирский государственный университет водного транспорта) [13].

Большое внимание стало уделяться наряду с дневным и заочному обучению. 13 июля 1931-го года приказом № 170 Наркомвода СССР из Центрального Политехнического Института Путей Сообщений в Москве выделяется Заочный Политехнический Институт Водного Транспорта (ЗПИВТ).

При филиалах заочного института создаются сектора, отделы и Учебно-Консультационные Пункты - УКП. Они действовали во многих городах. В дальнейшем они стали организовываться в рамках ИПВК - Институтов повышения квалификации. В РСФСР в 1931-м году действовало четыре сектора ЗПИВТ: Ленинградский, Волжский, Сибирский и Дальневосточный. При чём, что удивительно и симптоматично - в Москве, несмотря на созданный Центральный институт заочного обучения, начал действовать отдел заочного сектора Ленинградского института водного транспорта - ЛИВТа [1].

В 1931г., после образования Народного комиссариата водного транспорта СССР (далее, наркомвод), вопросы организации и управления учреждениями образования для подготовки и переподготовки кадров речного транспорта, было передано ему. В этот период «рабочие техникумы» преобразовываются в «речные техникумы».

В целях улучшения практической подготовки судоводителей и продвижения молодых специалистов на командные должности приказом наркомвода от 19.11.1935г. на судах речного флота были введены должности штурманских учеников.

Подготовку кадров квалифицированных рабочих осуществляли школы фабрично-заводского ученичества, также была организована сеть учебно-курсовых комбинатов с круглогодичной непрерывной технической учебой и краткосрочных рабочих курсов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.04.1939г. наркомвод был разделен на Наркомат морского флота (далее, наркомморфлот) и Наркомат речного флота. Наркомречфлоту были переданы: речной и озерный флот; речные порты и пристани; судоремонтные и судостроительные заводы и другие предприятия и учреждения речного флота, в том числе - учебные заведения по подготовке кадров для речного транспорта (флота и береговой инфраструктуры).

Подготовку кадров высшего управленческого звена с 1936г. по 1940г. осуществляла Академия водного транспорта наркомвода (была образована постановлением СНК СССР от 20.10.1935г.). Постановлением СНК СССР №865 от 02.08.1938г. «Об академиях

наркоматов (ведомств)» было установлено, что, подготовка кадров высшего звена для речного транспорта в Академии водного транспорта осуществляется по направлению: организация перевозок и грузовая работа, с выдачей выпускникам диплома «инженер-эксплоатационник». Подготовка кадров велась в течение 4-ех лет без отрыва от производства (заочно) и в течение 1,5 года - с отрывом от производства (очно). Академия была отнесена к высшим учебным заведениям СССР. С 01.01.1941г. на основании совместного постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 19.11.1940г. «Об академиях наркоматов», Академия водного транспорта была упразднена [1].

В 1941г. началась Великая Отечественная война (далее, ВОВ). На начало ВОВ в системе речного транспортного образования СССР осуществляли деятельность по подготовке кадров плавсостава ряд речных техникумов, которые готовили командные кадры плавсостава, а также судоводительские факультеты ЛИИВТа и ГИИВТа, которые так же готовили руководящие кадры для береговой инфраструктуры. Возраставший объём перевозок судами речного флота на внутренних водных путях и потери личного состава судов потребовали принятия срочных мер по подготовке кадров плавсостава для восполнения их убыли.

Большую помощь в пополнении судов кадрами плавсостава сыграл приказ народного комиссара речного флота СССР Зосимы Алексеевича Шашкова № 234 от 25 августа 1943 года «О введении на речном транспорте института воспитанников-юнг». Они вливались в составы палубных и машинных команд, взваливая на свои детские плечи далеко не детские обязанности матросов и кочегаров, рулевых, мотористов и масленщиков. Многим из них не было и шестнадцати лет. Большая часть из них были членами семей потомственных работников речного флота, чаще всего это были ребята, потерявшие родителей. Основными наставниками юнг на судах были капитаны и механики. Они, передавая свой опыт молодым юнгам, помогали быстрейшему усвоению специалиста речного флота. Уже через непродолжительное время юнги могли самостоятельно шуровать топки паровых судовых котлов, запускать, эксплуатировать и останавливать судовые двигатели внутреннего сгорания, выполнять работы по обслуживанию судовых систем и вспомогательных механизмов. Их ровесники, пришедшие работать в составе палубной команды, быстро освоили управление судном, научились правильно преодолевать перекаты, водить суда в тиховодах и на стремнине. Так в трудах пароходских проходили военные будни. Нельзя не оценить большую поддержку речного флота малолетними ребятами и девчатами в те далекие и очень тяжелые военные дни 1944 и 1945 годов.

Школы юнг речного флота - это начальные профессиональные учебные заведения, образованные на базе береговых судоремонтных предприятий и пароходствах. Во время Великой Отечественной Войны эти школы, работая в тяжелых условиях, не прерывая теоретических и практических занятий непосредственно на действующих судах, готовили смену плавсоставу речного флота. Преподавателями и воспитателями юнг были люди, прошедшие большую школу творческого роста на судах: капитаны, штурманы, механики и их помощники. Учеба в таких школах была хорошим «полигоном» для воспитания в курсантах высоких человеческих качеств: жизненного оптимизма, высокого чувства долга и чести, товарищества, мужества и отваги, глубоких знаний и профессионализма. В школах было все необходимое: учебный корпус, общежитие, медпункт, учебные мастерские, столовая, которые дали молодым речникам, у которых зачастую не осталось никого из родных, крышу над головой, бесплатное питание, воспитание. Особой гордостью юнг была установленная им бесплатно к ношению флотская форма одежды: фуражка-бескозырка черная суконная с лентой, суконная синяя фланелька с воротником флотским, тельняшка, черные брюки и блестящая латунная бляха с якорем [14].

Успехи наступательных операций Красной Армии и Военно-Морского флота к 1944 г. коренным образом изменили положение на фронтах ВОВ. На освобожденной от фашистских захватчиков советской земле развернулись работы по восстановлению разрушенного хозяйства. В этот период руководство страны, придавая большое значение деятельности речного транспорта и перспективам дальнейшего развития внутренних водных перевозок, приняли ряд судьбоносных решений об улучшении подготовки командных кадров для него. Распространившееся в условиях военного времени обучение командного плавсостава речного транспорта на краткосрочных курсах имело много

недостатков. Все это требовало решительного изменения системы водно-транспортного образования. 16 июня 1944г. было принято эпохальное постановление Государственного Комитета Обороны СССР (высший орган управления страной в ВОВ) за № 6055 «О мероприятиях по подготовке командных кадров речного флота» (далее, постановление ГКО-6055). Данным постановлением предписывалось создание учебных заведений нового типа - закрытых речных училищ (по типу военно-морских учебных заведений), путем реорганизации существующих речных техникумов [15].

Во исполнение постановления ГКО-6055 на базе речных техникумов были созданы первые средне-технические учебные заведения закрытого типа: Благовещенское, Горьковское, Ленинградское и Омское речные училища.

Зачисленные на обучение в средние речные училища закрытого типа были переведены на полное государственное обеспечение: бесплатное военно-морское питание, бесплатное военно-морское обмундирование, стипендия и коллективное проживание в общежитиях (экипажах) по нормам курсантов военно-морских училищ, обучающиеся в них получили правовой статус «курсант».

Приказом Заместителя НКВМФ и Председателя ВКВШ №409/423 от 26 августа 1944 года были введены в действие: - перечень мореходных и речных училищ НКМФ и НКРФ, с указанием специализации; - положение о военно-морской подготовке в мореходных и речных училищах. С 1944 г. по 1958(61) г. в речных училищах велась подготовка офицеров (младший лейтенант) запаса по ВУС ВМФ [16].

Распоряжением ГКО СССР от 08.03.1945 года № 7734 «Об организации в Риге речного училища», в г. Рига было организовано речное училище закрытого типа. В нем был создан военно-морской цикл по подготовке офицеров запаса ВМФ и отделение ВМФ, выпускавшее офицеров для действующих речных военных флотилий. Однако постепенно их количество уменьшалось, и упор сделали на подготовку специалистов для гражданского речного флота. В те годы по Даугаве ходило много барж, буксиров и речному флоту нужны были кадры. В 1956 году Рижское речное училище было расформировано. В августе 1956 года Рыбинский речной техникум приказом Министра речного флота РСФСР № 69-пр реорганизуется в речное училище закрытого типа, в которое влилось расформированное Рижское речное училище [17].

Законом СССР от 15.03.1946г. наркомречфлот СССР был преобразован в Министерство речного флота СССР (далее, минречфлот СССР).

В дальнейшем, на основании постановления Совета Министров СССР № 3092 от 01.09.1947г. «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта» (далее, ПСМ СССР № 3092) были реорганизованы в речные училища: Астраханский, Велико-Устюгский и Молотовский речные техникумы, с распространением на них действие Постановления ГОКО от 16 июня 1944 г. № 6055. Для обеспечения квалифицированными кадрами речного транспорта восточных районов предписывалось реорганизовать к началу 1948 - 1949 учебного года ранее реорганизованное в 1944 году Омское речное училище в Омское высшее речное училище, распространив на него действие Постановления ГОКО от 5 марта 1944 г. № 5311 «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота». Однако, по неизвестным истории причинам, этого сделано не было. И в системе речного транспорта СССР (в отличие от морского транспорта) Омское высшее речное училище (и других высших речных училищ закрытого типа) создано не было [18].

ПСМ СССР № 3092 предписывалось организовать в III и IV кварталах 1948 года на базе предприятий минречфлота СССР одиннадцать школ ФЗО с контингентом учащихся по 150 человек и 2 ремесленных училища с контингентом учащихся по 250 человек и укомплектовывать действующие и организуемые на базе предприятий минречфлота СССР ремесленные училища и школы ФЗО для подготовки: котельщиков, судоплотников и кузнецов, как правило, подростками мужского пола в возрасте: для школ ФЗО - 17 лет и для ремесленных училищ - 15 лет. Разрешить минречфлоту СССР организовать дополнительно в 1947 - 1948 гг. учебные пункты при пароходствах и бассейновых управлениях пути.

Приказом минречфлота СССР № 431 от 2 ноября 1949 года для подготовки речников-практиков было разрешено организовывать Школы командного состава речного флота (ШКС).

Для подготовки руководящих квалифицированных кадров речного флота минречфлоту СССР ПСМ СССР № 3092 было разрешено организовать в г. Ленинграде Академию речного транспорта с использованием помещения Ленинградского института инженеров водного транспорта. Академия речного транспорта осуществляла подготовку кадров высшего управленческого звена для речного транспорта с 1949г. по 1956г. и имела в своем составе 2 факультета: эксплуатационный - готовил высший комсостав для флота и портов и, промышленный - готовил высший комсостав для промышленных предприятий (ССЗ и СРЗ и др.). На обучение принимались работники речного флота не старше 45 лет, имеющие законченное высшее образование и стаж руководящей работы в системе министерства речного флота или Главсевморпути не менее 5 лет. Слушателям, окончившим академию, выдавался аттестат. В 1953г. Академия речного флота была объединена с Академией морского флота, но с 1955г. (после разделения минморречфлота на ММФ и МРФ) возобновила свою деятельность автономно. Была упразднена на основании постановления СМ СССР № 1218 от 31.08.1956г. С 1978г. кадры высшего управленческого звена для речного транспорта готовились в Академии народного хозяйства при СМ СССР (в настоящее время - РАНХ и ГС).

В 1949 году был образован Всесоюзный Заочный Техникум Речного Транспорта -ВЗТРТ при Московском речном техникуме.

В дальнейшем были реорганизованы и вновь созданы следующие речные училища закрытого типа: Якутское (1952г.), Ростовское-на-Дону (1953г.), Красноярское (1954г.), Новосибирское (1956г.), Рыбинское (1956г.), Петрозаводское (1962г.), Лимендское (1964г.), Усть-Кутское (1969г.), Киевское (1969г.), Уфимское (1979г.) [19].

В систему учебных заведений минречфлота СССР до 1953 года входил Чарджоуский речной техникум (был образован в 1935г.), готовивший кадры для Среднеазиатского речного пароходства и с 1954 года входивший в систему учебных заведений минморфлота СССР [1].

В 1953г. минречфлот СССР, минморфлот СССР и Главное управление Северного морского пути при СМ СССР (далее, ГУСМП) были объединены в одно министерство -Министерство морского и речного флота СССР (далее, минморречфлот СССР), которое в 1954г. вновь разделилось на самостоятельные министерства морского и речного флота. ГУСМП осталось при ММФ. Пеледуйское (Якутия) арктическое судостроительное училище закрытого типа ГУСМП было реорганизовано путем присоединения к Красноярскому речному техникуму (в дальнейшем, училищу) минречфлота СССР.

В 1956 году была принята новая схема государственного управления речным транспортом в СССР - образовано Министерство речного флота РСФСР (далее, минречфлот РСФСР), Главные управления речного флота при Совете Министров УССР, БелССР, КазССР и ЛатССР. С учетом этого, некоторые учебные заведения речного транспорта были переподчинены союзным республикам: Киевский речной техникум, Гомельский речной техникум, Семипалатинский речной техникум.

Постановлением Совета Министров СССР № 1028-489 от 6 сентября 1958 года «Об отмене военно-морской подготовки курсантов в Астраханском, Благовещенском-на-Амуре, Велико-Устюгском, Новосибирском, Пермском, Ростовском-на-Дону и Рыбинском речных училищах Министерства речного флота РСФСР» военно-морская подготовка офицеров запаса в 7 речных училищах была отменена. С 1958 (61) года по 1990 год в соответствии с Положением о военной подготовке учащихся (курсантов) средних специальных учебных заведений (речных училищ) по программе старшин запаса ВМФ, выпускникам речных училищ присваивалось воинское звание - старшина 2-ой статьи запаса ВМФ.

К началу 60-х годов на речном транспорте заканчивалось создание предпосылок для начала, смешанного «река-море» плавания. Был сформирован облик новых судов «река-море», разработаны и утверждены проекты двух из них, № 781 «Балтийский» и № 791 «Волго-Балт», головные суда были спущены на воду в 1962 году, начато серийное строительство судов обоих проектов на судостроительных заводах страны, завершалась реконструкция Волго-Балтийского водного пути, экономика страны стремительно развивалась и обеспечивала строящиеся суда грузовой базой, Госплан равномерно распределял грузы между пароходствами страны для организации оптимальной

перевозки, договоры купли-продажи, идущих на экспорт товаров, заключались на условиях СИФ.

В Беломорско-Онежском пароходстве уже в течении двух лет находились в эксплуатации суда типа «река-море» для плавания в морских прибрежных районах, построенные по заказу СССР в Финляндии, типа «Онежский» и «Беломорский». Мореходность и прочность судов типа «Беломорский» была признана Морским Регистром Судоходства достаточной для выполнения данными судами рейсов в морском прибрежном плавании.

В навигацию 1962 года на линии: порты Белого моря - порты Прибалтики, через Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро, реку Нева, работали 10 судов река-море. К началу навигации 1963 года пароходство задействовало уже 20 судов.

Основной проблемой того времени в Беломорско-Онежском пароходстве была нехватка кадров, лозунг «Кадры решают всё», в то время был актуален и полностью отражал остроту момента. А нехватка кадров возникла потому, что до 1961 года в пароходстве в основном находились в эксплуатации речные суда и только на Белом море несколько морских буксиров занимались буксировкой морских лихтеров. Поэтому, когда в сентябре 1961 года, Петрозаводская РЭБ (Ремонтно-эксплуатационная база) получила первое судно река-море плавания теплоход «Онежский-12», а к началу навигации весной 1962 года, ещё два судна типа «Онежский», четыре типа «Медвежьегорск» и два типа «Беломорский», то остро встал вопрос, где взять кадры, у которых были бы и морские и речные рабочие дипломы. В то время были либо морские, либо речные специалисты, других не было.

Тогда было принято решение организовать в Ленинграде при ЛИВТе (Ленинградский институт водного транспорта), имеющего в своем составе морское судоводительское отделение, краткосрочные курсы для подготовки штурманов малого плавания, под надзором капитана Ленинградского морского торгового порта. Первыми курсантами этих курсов в системе минречфлота РСФСР. 1 февраля 1962 года стали капитаны речных судов Беломорско-Онежского пароходства. Все выпускники получили из рук капитана Ленинградского морского торгового порта, вкладыши штурманов малого плавания к речным дипломам капитанов. Кроме подготовки своих специалистов, пароходство принимало на работу специалистов плавсостава с морского флота.

Весной 1962 года старшие механики судов Беломорско-Онежского пароходства прошли 90 часовые курсы по программе «Эксплуатация судовых механизмов в морских условиях», которые были организованы при учебно-курсовом комбинате пароходства. По окончании курсов они получили вкладыши в речные дипломы механиков.

К началу навигации 1963 года большая группа судоводителей прошла курс «Малого морского судовождения» при Ленинградском речном училище, которые в навигацию пошли на суда «река-море» в должности вторых и третьих помощников капитана. Таким образом, на период ближайших навигаций «кадровый голод» удалось преодолеть.

В 1962 году Совет Министров РСФСР принял решение об организации Петрозаводского речного училища закрытого типа, в котором планировали обучать специалистов для речных судов, а также судоводителей и механиков для судов типа «река-море», которым выдавали после окончания морские и речные документы. В 1963 году состоялся первый набор курсантов, в дальнейшем из его стен вышли тысячи высококлассных специалистов для работы на судах типа «река-море». С этого периода подготовку кадров плавсостава по специальности «морское судовождение» для работы на судах типа «река-море» стали осуществлять многие речные училища и речные техникумы [20].

Положение о выпуске судов смешанного «река-море» плавания в море, было утверждено директивой № ГРМ-1031 от 18 июля 1963 года. Положение и директива были разосланы капитанам морских портов в Белом, Балтийском, Азовском, Черноморском и Каспийском морях, и оно действовало до 1968 года.

В 1979 году в связи с возросшими потребностями Московско-Окского водного бассейна в инженерах-эксплуатационниках, управленцах и других специалистах отрасли на базе Московского филиала Ленинградского института водного транспорта был создан

Московский институт инженеров водного транспорта (МИИВТ). В январе 1989 года вышло распоряжение Совета министров СССР и Совета Министров РСФСР о создании на базе Московского института инженеров водного транспорта, Московского речного техникума и СПТУ-202 единого учебного комплекса - Московский институт водного транспорта (МИВТ), позднее ставший МГАВТом (Московской Государственной академией водного транспорта, в настоящее время является филиалом ГУМРФ) [11].

14 июля 1990 года Министерство речного флота РСФСР было упразднено и его функции переданы вновь образованному Концерну речного транспорта (Росречфлот). На 1990 г. в составе Министерства речного флота РСФСР находилось 21 пароходство: 1. Северное речное пароходство, г. Архангельск; 2. Беломорско-Онежское речное пароходство, г. Петрозаводск; 3. Северо-Западное речное пароходство, г. Ленинград; 4. Западное речное пароходство, г. Калининград; 5. Волжское объединенное речное пароходство, г. Горький; 6. Московское речное пароходство, г. Москва; 7. Камское речное пароходство, г. Пермь; 8. Бельское речное пароходство, г. Уфа; 9. Пароходство «Волготанкер», г. Куйбышев; 10. Волго-Донское речное пароходство, г. Ростов-на-Дону; 11. Кубанское речное пароходство, г. Краснодар; 12. Печорское речное пароходство, г. Печора; 13. Обь-Иртышское речное пароходство, г. Тюмень; 14. Енисейское речное пароходство, г. Красноярск; 15. Ленское речное пароходство, г. Якутск; 16. Амурское речное пароходство, г. Хабаровск; 17. Западно-Сибирское речное пароходство, г. Новосибирск; 18. Восточно-Сибирского речное пароходство, г. Иркутск; 19. Иртышское речное пароходство, г. Омск; 20. Вятское речное пароходство, г. Киров; 21. Сухонское речное пароходство, г. Вологда, 11 бассейновых управлений водных путей, 3 управления судоходных каналов, 128 портов, 109 промышленных предприятий. Суда общего пользования составляли свыше 16 тыс. единиц. Судоходные пути имели протяжённость 100 тыс. км. Перевозки грузов составляли 560-580 млн. тонн [21].

В непосредственном подчинении Главного управления речного флота при Совете Министров УкрССР, находились следующие пароходства: 1. Верхне-Днепровское речное пароходство, г. Киев и Нижне-Днепровское речное пароходство, г. Херсон.

В непосредственном подчинении Главного управления речного флота при Совете Министров БелССР, находились следующие пароходства: 1. Днепро-Двинское речное пароходство, г.Гомель.

В непосредственном подчинении Главного управления речного флота при Совете Министров КазССР, находились следующие пароходства: 1. Верхне-Иртышское речное пароходство, г. Семипалатинск.

В непосредственном подчинении Главного управления речного флота при Совете Министров ЛатССР, находились следующие пароходства: 1. Западно-Двинское речное пароходство, г.Рига.

В непосредственном подчинении Главного управления речного флота при Совете Министров ЛитССР, находились следующие пароходства: 1. Неманское речное пароходство, г.Каунас.

В непосредственном подчинении Главного управления речного флота при Совете Министров ЭстССР, находились следующие пароходства: 1. Чудское пароходство, г.Тарту.

В конце 1990 года образовательную деятельность в сфере подготовки плавсостава для судов внутреннего водного плавания и судов типа «река-море» в СССР осуществляли: четыре высших учебных заведения: ЛИВТ; ГИИВТ; НИИВТ; МИВТ и двадцать одно среднее специальное учебное заведение: 17 речных училищ закрытого типа минречфлота РСФСР - Благовещенское, Ленинградское, Горьковское имени И.И. Кулибина, Омское, Пермское, Астраханское, Велико-Устюгское, Лимендское, Красноярское, Новосибирское, Петрозаводское, Якутское, Рыбинское имени В.И. Калашникова, Усть-Кутское, Уфимское, Ростовское-на-Дону, Киевское (Главречфлота минтранса УССР), и 4 техникума - Казанский речной техникум минречфлота РСФСР, Куйбышевский речной техникум минречфлота РСФСР, Семипалатинский техникум речного флота Минобразования КазССР и Светлогорский индустриальный техникум Минобразования БелССР, а также ряд учебно-курсовых комбинатов, находившихся в ведении речных пароходств и бассейновых управлений пути, 16 ПТУ и ТУ, находившихся в ведении Государственного Комитета СССР по профессионально-

техническому образованию, но готовивших кадры для речного флота [22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32].

Краткий вывод. На всем протяжении истории, с момента зарождения в Российской империи и своего дальнейшего развития в СССР, историко-правовой аспект системы учебных заведений по подготовке кадров плавсостава для речного и озерного плавания, а также получившее развитие в 60-х годах плавание судов типа «река-море» в морских районах, претерпела значительные изменения, выразившиеся в количественных и качественных параметрах. На прочный фундамент речного образования, заложенный в Российской империи, было настроено добротное здание обучения речному флотскому делу в советский период. Основные традиции, заложенные в Российской империи, продолженные в СССР и умноженные на новые принципы и идеи организации и управления системой речного транспортного образования, продолжаются в современный период развития России, но уже в другом виде и в другом качестве.

Пристатейный библиографический список:

1. Советский речной транспорт. 1917-1941. Коллектив авторов. Изд-во Мысль, 1987

2. ШуемсЬо^^и^гиУ/официальный сайт Нижегородского речного училища им. И.П.Кулибина

3. невельской.рф_//официальный сайт Благовещенского речного училища

4. mgavt-rru.ru // официальный сайт Рыбинского филиала ВГУВТ(Рыбинское Речное Училище)

5. Положение о речных училищах Ведомства путей сообщения; Штаты речных училищ Ведомства путей сообщения: Утв. 10 июня 1902 г. - Санкт-Петербург, 1902. - 11 с.; 22.//Российская государственная библиотека

6. vguv1:kazan.ra//официальный сайт Казанский филиала ВГУВТ(Речной техникум)

7. vsuwt-perm.ru //официальный сайт Пермский филиал ВГУВТ

8. afvgavtra>fspo//официальный сайт Каспийского института морского и речного транспорта

9. omsk.ucheba.ru // официальный сайт Омского командного речного училища имени капитана В.И. Евдокимова

10. Справочник для поступающих в техникумы водных путей сообщения Северной области -Архангельск: Сев. райкомвод: Сев. вод. отд. просвещения, 1929 (типо-лит. Убеко-Север). - 18 с.; 22х17 см.

11. gumrf.ru // официальный сайт Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова

12. vsuwt.ru// официальный сайт Волжского государственного университета водного транспорта

13. ssuwt.ru //официальный сайт Сибирского государственного университета водного транспорта

14. Селюнина Н.В. Институт юнг на водном транспорте в период Великой Отечественной войны//суЬег1етпка

15. Постановление Государственного комитета обороны СССР от 16 июня 1944 года № 6055 «О мероприятиях по подготовке командных кадров речного флота»// Госархив РФ. Фонд 5446. Опись 1

16. Калюжный Р.Г. К вопросу о подготовке состава запаса ВМФ в высших учебных заведениях гражданских наркоматов 1944-1945 гг.//Интернет-журнал «МУНДИР», выпуск 17.

17. Распоряжением ГКО СССР от 08.03.1945 года № 7734 «Об организации в Риге речного училища»//Госархив РФ. Фонд 5446. Опись 1

18. Постановление Совета Министров СССР от 01 сентября 1947 года № 3092 «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта» (приказ минречфлота СССР от 04.09.1947 № 254) //КонсультантПлюс

19. Курдин В.А., Саратов В.Ф. Речной транспорт в 1946-1985 годах. М.: Транспорт, 1987г.

20. Беломорско-Онежское пароходство,1940-2007годы, от него до дальних морей // Составители: Ю. П. Лежнев, В. Д. Мерта

21. Паршин В.Г. Органы управления речным транспортом России// www.proza.ru

22. Справочник для поступающих в морские и речные техникумы/Нар. ком. реч. флота СССР. Нар. ком. мор. флота СССР. - Москва: Вод. транспорт, 1939. - 48 с.: ил.; 22 см.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Справочник для поступающих в речные техникумы/Наркомат речного флота СССР. - Москва: Изд-во Наркомречфлота СССР, 1941. - 27 с.

24. Справочник для поступающих в учебные заведения министерства речного флота СССР в 1945 году/ЛМ&.га

25. Справочник для поступающих во втузы Наркомречфлота СССР 1945 Москва изд. и 2-я тип. Речиздата

26. Справочник для поступающих в речные техникумы Министерства речного флота СССР/М-во реч. флота СССР. Центр. упр. учеб. заведений. - Москва : 1-я тип. Речиздата, 1947. - 36 с.: ил.; 16 см.

27. Справочник для поступающих в речные училища Министерства речного флота СССР/М-во реч. флота СССР. Центр. упр. учеб. заведений. - Москва: Изд. и 1-я тип. Речиздата, 1947. - 32 с.: ил.; 17 см

28. Справочник для поступающих в речные техникумы Министерства речного флота Союза ССР / М-во речного флота СССР. Глав. упр. учеб. заведений. - Москва: Изд. и 1-я тип. Речиздата, 1949. - 36 с.: ил.; 16 см.

29. Справочник для поступающих во Всесоюзный заочный техникум речного транспорта. Изд-во 1 -ая тип. Речиздата. Москва, 1949 18 с.

30. Справочник для поступающих в институты инженеров водного транспорта Министерства речного флота Союза ССР. М-во речного флота СССР. Глав. упр. учеб. заведений. - Москва: Изд. и 1-я тип. Речиздата, 1949. - 28 с

31. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения СССР в 190 году. Москва «Высшая школа», 1990

32. Справочник для поступающих в средние специальные учебные заведения СССР в 1990 году. Москва «Высшая школа», 1990

Для цитирования: Скрынник А.М. Система учебных заведений по подготовке кадров плавсостава для судов речного, озерного флота и судов типа «река-море» в российской империи и ссср: краткий историко-правовой аспект // Океанский менеджмент. 2020. № 4(9). С.44-53.

Тейкин М.С.

Юридический советник, ООО «Кинросс Дальний Восток», Магадан

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ

Аннотация. В статье рассматривается стратегическое и экономическое значение Северного морского пути в международных морских перевозках. Автор определяет преимущества и недостатки арктической дороги и делает вывод об экономических выгодах для России данного направления в будущем. Ключевые слова: Северный морской путь, Арктика, Суэцкий канал, морские перевозки.

NORTHERN SEA ROUTE AS A PROMISING DIRECTION IN INTERNATIONAL

MARITIME TRANSPORTATIONS

Abstract. This paper is about strategic and economic value of Northern Sea Route in international maritime transportations. The author defines advantages and disadvantages of this arctic road and makes conclusions about its economic benefits for Russia in future.

Keywords: Northern Sea Route, Arctic, the Suez Canal, maritime transportations.

На сегодняшний день существуют два главных морских пути между Европой и

Азией:

1) через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан;

2) по арктическим морям, через Северный морской путь.

Второй вариант следования судов в значительной степени пролегает по акватории России, что нашло своё отражение в законодательстве, включая юридическое определение Северного морского пути.

Согласно п. 1 ст. 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединёнными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнёва в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар [1].

По Северному морскому пути расстояние от Санкт -Петербурга до Владивостока 14 000 км, а через его альтернативу Суэцкий канал - 23 000 км [2]. Расстояние от Роттердама (Голландия) до Йокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 22 540 км, а через Северный морской путь - 9 230 км, что на 59 % короче

[3].

Очевидно на первый взгляд преимущество арктической дороги, если брать исключительно фактор расстояния; однако на сегодня имеются значительные препятствия для существенного увеличения грузоперевозок по данному маршруту.

Главный недостаток Северного морского пути - короткий навигационный период. Большую часть года арктические моря покрыты льдами, необходимо пользоваться ледокольной проводкой, что существенно увеличивает расходы. Напротив, плавание через Суэцкий канал и Индийский океан осуществляется в чистой воде, что значительно дешевле плавания во льдах. Второй недостаток, вытекающий из первого:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.