УДК 657.1:338.5
СИСТЕМА ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
Н.А. Чернышова,
аспирантка кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)
В современных условиях функционирования российской экономики наиболее эффективным направлением развития деятельности компаний является концентрация капитала при создании холдинговых структур. Процессы интеграции активизировались вследствие изменений, происходящих на различных уровнях экономики как в национальном, так и в мировом масштабах. Создание группы консолидированных компаний имеет ряд пре -имуществ. Не теряя юридической самостоятельности, входящие в холдинг организации получают возможность доступа к новым современным технологиям, что позволяет стать более конкурентоспособными, достичь синергетического эффекта, улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности , укрепить своё положение на рынке.
Как для экономического объединения, представляющего собой производственно-хозяйственный комплекс1, для холдинговых структур характерно наличие следующих условий:
1) холдинг выступает в хозяйственном обороте в качестве единого субъекта как совокупность юридических лиц;
2) между участниками холдинга существуют отношения управляемости (холдинговые отношения), которые подразумевают определение одним из участников объединения стратегических решений, принимаемых другими участниками. Другими словами, в рамках холдинговых структур есть возможность формирования управляемого микрорынка;
3) холдинг проводит единую финансовую, инвестиционную, технологическую, производственно-хозяйственную и научную политику в сфере гражданско-правовых отношений;
4) холдинг формирует консолидированную отчетность, позволяющую дать ему определение как совокупного налогоплательщика и тем самым вывести из под налогообложения внутрихолдинговые обороты.
Процесс управления холдингами значительно отличается от управления отдельными предприятиями. Это вызвано в первую очередь юридической обособленностью компаний, входящих в холдинг, а также их географической и функциональной разобщенностью. При управлении холдинговыми структурами не исключается возможность конфликта интересов менеджеров предприятий, входящих в его состав. Этот факт объясняется тем, что при внутрихолдинговой кооперации большая доходность одних компаний группы может привести к увеличению расходов других. Это вполне реально при отсутствии эффективного внутрихолдингового ценообразования, когда продающее внутри группы предприятие будет заинтересовано в увеличении своего дохода (т. е. будет стремиться к максимизации прибыли за счет повышения отпускных цен на продукт), а покупающая компания будет пытаться приобрести продукт по более низкой цене. Кроме того, конфликт интересов может проявляться в конкуренции между менеджерами предприятий холдинга за перераспределение инвестиционных ресурсов.
Все эти факторы необходимо учитывать при разработке управленческой системы учета и контроля, так как от рациональности, правильности и эффективности организации управленческого учета будет зависеть деятельность как холдинга в целом, так и отдельных предприятий, входящих в него.
Доходы и расходы как объект управленческого учета холдинга, представляющего собой совокупность компаний, связанных отношениями в сфере управления, контроля, планирования, анализа и отчетности, зависят от степени головной компании при делегировании полномочий менеджменту дочерних и зависимых обществ и контроля за их исполнением.
Одна из основных особенностей управления финансовой системой холдинга заключается в учете и контроле циркулирующих между центрами от-
ветственности финансовых потоков. Применение различных методов учета консолидирования операций холдинга обусловливается тем, что если для дочерних компаний эти финансовые потоки будут внешними, то для холдинга в целом - внутренними. Параметры консолидации создают структуру которая при таком варианте схемы финансовых потоков представляет собой единое целое.
В этом случае следует исходить из теоретического положения второго закона английского экономиста Б. Рай -ена: «Затраты и доходы возникают только в те моменты, когда моменты наличности пересекаются с организационной структурой организации». Это положение вполне соответствует холдингу: доходы и расходы холдинга как целостной экономической единицы возникают только тогда, когда финансовые потоки, образующие эти доходы и расходы, выходят за пределы холдинговой структуры, т. е. пересекают ее организационную структуру. Таки м образом, финансовые потоки, пересекающие рамки холдинга, можно определить как внешнехолдинговые. Если же финансовые потоки не выходят за рамки холдинга, а только пересекают границы отдельных предприятий группы, то они являются внутрихолдинговыми.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что реальные доходы и расходы холдинговой структуры возникают только в момент пересечения ими границ холдинга, т. е. при продаже продукции (работ, услуг) или закупке ресурсов за пределами холдинга. Все другие доходы и расходы отражают финансовые потоки между бизнес-единицами внутри холдинговой структуры, регулируемые системой трансфертного ценообразования. При этом следует учитывать, что холдинговые отношения представляют собой регулируемый микрорынок, где категория цены выступает критерием управления взаимоотношениями между юридически обособленными еди -ницами, являющимися членами консолидированной группы предприятий.
Трансфертное ценообразование является одним из важнейших объектов управленческого учета доходов и расходов. По словам В.Б. Ивашкевича, «трансфертной ценой называется цена, по которой товары и услуги передаются между подразделениями компании. Её следует отличать от оценки, по которой такое перемещение отражается в бухгалтерском учете, поскольку цена трансферта обычно включает в себя компонент прибыли, которого стоимость перемещения не содержит... В международных стандартах учета трансфертная цена трактуется как цена, устанавливаемая при передаче ресурсов внутри подразделений организации исходя из внутрифирменных цен»2. М.А Вахрушина предлагает следующее определение: «трансфертная цена - это цена, по которой один центр ответственности передает свою прсдукцию или услугу другому центру ответственности. ... трансфертное ценообразование - это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации »3.
Приведенные понятия характеризуют процесс установления трансфертных цен внутри одного предприятия (юридического лица), не являющегося холдингом. Учитывая специфику холдинговых отношений, мы предлагаем определение трансфертного ценообразования, отражающее особенность микрорыночных отношений между предприятиями группы.
Трансфертное ценообразование в управленческом учете доходов и расходов холдинговых структур пред-
ставляет собой процесс установления денежного эквивалента стоимости продукции (услуги), передаваемой одной бизнес-единицей холдинга другой бизнес-едини -це, включающий помимо затрат на изготовление данной продукции (услуги) фиксированную надбавку в форме прибыли передающей бизнес-единицы. Таким образом, трансфертная цена - это денежный эквивалент стоимости проданной внутри группы продукции (услуги).
В.С. Плотников и В.В. Плотникова в работе «Основы финансового и управленческого учета» определяют следующие цели трансфертного ценообразования:
1) представление информации, которая позволяет менеджерам подразделений принимать обоснованные экономические решения. Это происходит в том случае, когда улучшение показателей прибыли в отчетах менеджеров о деятельности своих подразделений увеличивает значение прибыли холдинга;
2) представление информации, полезной для оценки управленческих и экономических показателей деятельности подразделений;
3) целенаправленное размещение части прибыли между подразделениями или местами ее возникновения;
4) гарантия автономности деятельности подразделений4.
Экономическая сущность холдинга состоит в эффекте синергии. Этимологически понятие «синергия» произошло от греческого зупвгдоэ, что означало «вместе действующий». Применительно к холдингам эффект синергии заключается в выгодном взаимодействии головной, дочерних и зависимых компаний за счет формирования общей корпоративной стратегии, тактики в достижении единой цели, при осуществлении единой политики, а также экономической целесообразности внутрихолдинговых контрактов по отношению к сторонним договорам. Одним из основных инструментов для достижения синергетического эффекта является трансфертное ценообразование. При этом следует учитывать, что вопросы налогообложения и налоговой оптимизации операций холдинга чрезвычайно сложны. Российские организации холдинга уплачивают все российские налоги в обычном порядке: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН и т. д. Вопрос оптимизации налогообложения российской части холдинга должен рассматриваться в комплексе с общей оптимизацией финансовых потоков, при этом необходимо принимать в расчет некоторые специфические положения налогового законодательства РФ и позицию налоговых органов. Так, метод трансфертного ценообразования может, в принципе, служить не только для перераспределения финансов в рамках холдинга, но и для целей оптимизации налоговой политики. Однако при этом следует иметь в виду положения ст. 40 НК РФ, ограничивающие налоговые преимущества трансфертного ценообразования, а также концепцию «недобросовестного налогоплательщика »5.
В экономической литературе выделяют несколько методов трансфертного ценообразования, одним из которых является метод определения величины трансфертных цен на основе рыночных цен. К. Друри отмечает, что в большинстве случаев, когда для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, оптимально как для целей принятия решений, так и для оценивания деятельности организации устанавливать трансфертные цены по ценам конкурентного рынкаР. Это означает, что для применения данно-
♦
♦
го метода существует ограничение, которое заключается в необходимости наличия развитого рынка продукции (услуг), производимых бизнес-единицей, для возможности объективной оценки стоимости продукта. При использовании данного способа требуется сбор информации о состоянии рыночной среды, конкурентах, что несет в себе дополнительные затраты. Достоинством установления трансфертной цены на основе рыночной является ее объективность и реальность. Данный подход характерен для холдингов с высокой степенью децентрализации, когда бизнес-единицы действуют автономно и управляющий центр не ограничивает свободу выбора внешних или внутренних поставщиков и покупателей. Как отмечают В.С. Плотников и В.В. Плотникова, «для трансфертов внутри группы возможно предоставление скидки, которая показывает более низкие реализационные расходы»7.
Мы считаем, что использование рыночных цен на продукцию дочерних предприятий должно быть скорректировано на долю участия меньшинства акционеров в их собственном капитале. Точнее говоря, при участии в при -были доли меньшинства акционеров в целевую себестоимость закладывается определенная норма прибыли, которая учитывает реальное состояние рынка в данном регионе на данный момент, но скорректирована на долю меньшинства. Например, предположим, что величина прибыли продукта равна 100 тыс. руб. Доля меньшинства в уставном капитале дочернего предприятия составляет 40%. В соответствии с предлагаемой методикой расчета трансфертной цены прибыль, заложенная в трансфертную цену, должна определяться путем исчисления соответствующей процентной доли от величины прибыли. То есть в данном случае прибыль, заложенная в трансфертную цену, будет равна 40 тыс. руб. Применение указанного способа расчета приведет к изначальному учету доли меньшинства в конечных результатах холдинга.
Таким образом, основными задачами трансфертного ценообразования в холдинговых структурах, на наш взгляд, являются:
1) информационное обеспечение руководителей бизнес-единиц для принятия обоснованных экономических решени й;
2) проведение объективной оценки деятельности бизнес-единиц;
3) предоставление автономности бизнес-единицам в принятии решений;
4) обеспечение согласованности целей бизнес-единиц и холдинга в целом;
5) обеспечение эффекта синергии;
6) налоговая оптимизация;
7) перераспределение издержек, доходов и прибыли между бизнес-единицами;
8) оптимизация финансовых потоков внутри холдинга
Не менее важным способом управления финансовыми потоками внутри холдинговой структуры является финансирование дочерних компаний в форме коммерческого кредита. Управление коммерческим кредитом (авансами, рассрочкой платежа) по существу является элементом кредитной деятельности холдинга.
Внутрихолдинговое кредитование не только способно улучшить платежеспособность отдельных предприятий консолидированной группы, но и обеспечивает воз-
можность реального снижения внутрихолдинговых денежных потоков. Не следует забывать, что реальное изменение объема финансовых потоков в холдинге происходит только при «пересечении наличности» границ холдинговой структуры, т. е. «реальные» доходы отдель -ных предприятий группы возникают лишь тогда, когда продукт реализован за рамками холдинга. При этом вре -мя между производством продукта (или полуфабриката) на отдельном предприятии холдинга и его продажей вне холдинга может быть значительным. Чтобы сократить негативные последствия таких расхождений во времени, холдинги используют кредитные институты, в частности - вексельные механизмы.
Вексельные механизмы способны в значительной степени улучшить функционирование платежного механизма холдинговой структуры. Схемы вексельного обращения способны значительно снизить потребности корпорации в высоколиквидных или заемных ресурсах, увеличить ее инвестиционный потенциал. С их помощью можно реально сократить долю неплатежей. Немаловажная особенность векселя состоит в том, что это конкретный документ, т. е. вполне «вещественный» носитель ресурсов . В результате поток платежей становится как бы более «осязаемым» и конкретным, что может быть не -маловажным для организации учета и контроля. При условии создания эффективной системы управления вексельным обращением вексель успешно справляется с ролью универсального внутрифирменного кредитного и платежного инструмента.
Задолженность перед внутренними поставщиками, оформленная векселем, будет отражаться в составе краткосрочных пассивов организации как кредиторская задолженность по векселям к уплате. Нормативно определено, что при расчетах применяются векселя еди -ного образца при заключении сделок на срок до 180 дней. Организация-поставщик, приняв вексель в уплату, учитывает у себя дебиторскую задолженность в составе оборотных активов.
Эффективность трансфертного ценообразования обусловливается согласованностью действий компаний, входящих в консолидированную группу, основанной на базе единой системы управленческого учета доходов и расходов, создающей единое информационное поле и обеспечивающей принятие оптимальных управленческих решений.
1 См.: Лаптев В.В. Проблемы предпринимательского (хо-зяйствен ного) права // Пр едп риним ател ьское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. С. 1 4.
2 Ивашкевич В .Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2004. С. 183.
3 ВахрушинаМ.А. Бухгалтерский управленческий учет Учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. 4-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2005. С. 478.
4 См.: Плотников В. С., Плотникова В.В. Основы финансо -вого и управленческого учета: Учеб. пособие. Саратов: СГСЭУ, 2005. С. 320.
5 См.: Будылин С., Матвеев Г. Идеальный холдинг: финан-совье потоки и налогообложение // Управление компанией. 2005. № 9.
6 См.: Друри К. Управленческий и производственный учет: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 788.
7 Плотников В .С., Плотникова В.В. Указ. соч. С. 320.