УДК 33.054.22
Голованова Светлана Петровна, старший преподаватель факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: [email protected]
Петрова Татьяна Николаевна, студентка направления ГМУ Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и методологические вопросы социально-экономического развития процессов в муниципальном образовании, состоящие из 6 этапов, взаимодействующие с федеральной и региональной системой управления. В результате исследования выявляются причины неэффективного планирования и прогнозирования деятельности органов МСУ, влияющие на конечные годовые результаты развития.
Ключевые слова: стратегическое планирование, местное самоуправление, муниципальное образование, социально-экономическое развитие, прогнозирование, стратегия.
Golovanova Svetlana Petrovna, senior lecturer of faculty of Economy and management of the Kursk state University e-mail: [email protected]
Petrova Tatiana Nikolaevna, student of the 4th course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail: [email protected]
THE SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL FORMATIONS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Abstract: the article considers theoretical and methodological issues of socioeconomic development processes in the municipality, consisting of 6 stages, interacting with Federal and regional management system. The study identifies the causes of ineffective planning and forecasting activities of local governments affecting the final annual results of development.
Keywords: strategic planning, local government, municipality, socioeconomic development, forecasting, strategy.
Проведённое исследование является актуальным, подкрепляя это отражением в огромном количестве написанных научных работ как зарубежными, так и российскими авторами, таких как И. Ансофф, П. Друкер,
М. Портер, Г. Минцберг, Горбова О. Ю., Кистрина Э. И., Спиридонова О. В., Сёмкина О. С. и т. д.
Развитие территорий напрямую зависит от инструментов, с помощью которых осуществляется создание и реализация долгосрочных планов муниципального образования [1]. Одним из главных предполагаемых инструментов является стратегическое планирование социально-экономического развития, имеющее множество интерпретаций в научной литературе (табл. 1).
Таблица 1. Отражение понятия «стратегическое планирование» в научных работах_
Автор Интерпретация
Конюхова Е. Д. это регулярный процесс, с помощью которого местные сообщества вырабатывают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, отталкиваясь из местных ресурсов
Стасишина Р. А. это деятельность по разработке стратегии и ее конкретизация в виде стратегического плана (документа).
Мясникова Т. А. суть в создании или изменении субъекта развития (местного сообщества) в классическом смысле - как носителя идей, интересов, целей, способного к самостоятельным действиям.
Авдеева Т. Т. один из главных инструментов, влияющих на экономическое развитие и конкурентоспособность территории
«Комплексное развитие муниципального образования понимается каксогласованные действия субъектов муниципально-правовых отношений(населения, органов местного самоуправления, органов государственнойвласти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных организаций) в различных сферах жизни муниципального образования, направленные надостижение определенного уровня развития социально-культурной иэкономической сфер на территории муниципального образования с цельюудовлетворения коллективных потребностей, публичных интересов, улучшениякачества жизни всех слоев населения муниципального образования» [4, с. 2-3].
Социально-экономическое развитие муниципального образования состоит из несколько этапов, совокупность который даёт более точный результат.
Этап 1. Постановка основной цели развития. Цель может отличаться в зависимости от направления развития МО, территориального расположения, потенциала возможностей и т.д. Цели подразделяются на стратегические, тактические, оперативные и приоритетные.
Этап 2. Выбор методов анализа существующей ситуации.К методам стратегического планирования на разных стадиях разработки стратегического плана относится PEST - анализ, SLEPT, STEEPV,SWOT,SNW, VMOST, GAP -анализ, модели BCG, Ансоффа, Мак Кинси и т.д. [2, с.81-82].
Этап 3. Разработка и создание стратегии развития. Стратегия - базовый документ планирования, способствующий созданию целостной системы, улучшающий взаимодействие органов управления и качества жизни населения.
Этап 4. Прогнозирование на долгосрочный и среднесрочный период вариантов развития. Присутствие прогноза в стратегическом планировании даёт возможность проследить не только возможные изменения как положительные, так и отрицательные, но и позволяет, проведя определённые анализы, такие как корреляционно-регрессионный анализ, выявить взаимосвязь между показателями, влияющими на комфортную среду жизнедеятельности населения.
Этап 5. Разработка муниципальных программ, не противоречащих государственным программам развития субъекта РФ и основанных на использовании определённых методик и инструментов.
Этап 6. Реализация стратегических планов. Наличие грамотно сформированной стратегии развития не гарантирует положительных изменений, а тем более решения существующих проблем. Социально-экономическое улучшение положения формируется исключительно из направлений, которые либо полностью уже реализованы, либо реализуются, находясь в системе с остальными муниципальными программами. Данный этап развития контролирует не только органы местного самоуправления, но и Правительство РФ, создающая все условия как для обязательного, законодательно закреплённого (федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании»), планирования, так и для осуществления запланированных действий.
Система управления, в которую входит муниципальное управление, включает так же федеральную и региональную систему, взаимосвязь с которыми должна присутствовать на всех этапах планирования и прогнозирования конечных результатов, не исключая так же и реализацию стратегических целей и задач [5].
В результате исследования были выявлены причины неэффективного стратегического планирования на уровне МО:
- недостаточно открытое информационное пространство, условие неопределённости;
- точные числовые оценки заменяются качественными характеристиками ситуации;
- методы управления не в полной мере разработаны;
- недостаточное инвестирование;
- малая эффективность кадров МСУ [7, с. 32].
Развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование[6]. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90-х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным хозяйством были направлены на повышение роли и усиление самостоятельности местной власти
при значительном снижении влияния органов государственной власти на социально-экономические процессы на территориях.
Следует отметить возможности противоречивости инструментов социально-экономического развития пространственных систем. Например, А. Г. Гранберг отмечал, что стремления регионов к экономической эффективности и социальной справедливости могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Поэтому стремление к полному выравниванию социально-экономической ситуации в регионах не может быть целью государственной политики, поскольку может привести к снижению темпов экономического развития страны, и как будет показано далее, невозможно в связи со стохастичностью характеристик развития.
Таким образом, по итогам проведенных исследований можно сделать вывод о том, что формирование механизма стратегического управления социально-экономическими процессами муниципального образования являетсяважным компонентом обеспечения устойчивости его развития. В тоже время разработка и реализация данного механизма должно происходить с учетом основополагающих принципов, которые способствуют обеспечению его эффективности. При этом при реализации механизма стратегического управления социально-экономическими процессами муниципального образования важно соблюсти алгоритм этапности или последовательности, что позволит обеспечить эффективность принимаемых управленческих решений на муниципальном уровне.
Список источников:
1. Гавриков Ф.А. Управление городом Курском // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016. - № 4 (11). - С. 29-31.
2. Горбова О. Ю., Кистрина Э. И., Кузнецова О. И., Локтеева Г. Е. Разработка механизма вовлечённости населения в процесс стратегического планирования муниципального образования // Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. - 2016. - С. 78-83
3. Конюхова Е. Д. Механизмы стратегического управления развитием муниципального образования// Дельта науки. - 2017. - №1. - С. 15-17
4. Ковалёва Т. Н., Мутылина К. О. Основные положения программы комплексного развития муниципального образования «город Курск» на 20162035 годы//Политика, экономика и инновации. - 2016. - №8 (10). - С. 1-4
5. Пясецкая Е.Н. Местное сообщество как ресурс стратегического планирования развития муниципального образования //Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 6 (8). - С. 3.
6. Слатинов В.Б. Реформирование государственной службы в России: институциональные эффекты и ловушки // Россия и современный мир. -2012. -№ 1 (74). - С. 79-90.
7. Спиридонова О. В. Составляющие качества государственного и муници-пального управления в России//Дельта науки. - 2017. - №1. - С. 31-32