ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2013. № 1 (80)
E.L. PLYUSCHEVA*
SYSTEM OF MEANS OF SOCIAL MOBILITY IN EARLY RELEASE
УДК 343.846 ББК 67.409.18 П40
Аннотация: в статье анализируется подведение итогов апробации системы социальных лифтов при рассмотрении вопроса условно-досрочного освобождения осужденныхот отбывания наказания.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, критерии оценки исправления осужденных
ЕВГЕНИЯ
ЛЕОНИДОВНА
ПЛЮЩЕВА*
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
* Старший научный сотрудник (НИИ ФСИН России)
E-mail: [email protected].
Annotation: in the article the author analyzes results of use of means of social mobility in early release.
Key words: early release, penal system, correctional establishments, criteria for evaluation of correction of prisoners.
Реформирование уголовно-исполнительной системы является составной частью государственной социальной политики, которая направлена, в частности, на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, перепрофилирование исправительных учреждений, сокращение числа граждан, содержащихся в местах лишения свободы, улучшение условий содержания. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 50 ч. 3) каждый осужденный имеет право просить о смягчении наказания.
Основные цели оптимизации законотворческой работы - оптимизация уголовного преследования в зависимости от общественной опасности деяния и личности правонарушителя, минимизация негативных последствий лишения человека свободы, включая распространение криминальной субкультуры, а также повышение предупредительной функции административ -ной ответственности1. Данные положения в полной мере относятся к институту условно-досрочного освобождения осужденных из мест лишения свободы2.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (УДО) - это межотраслевой институт, включающий в себя нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также стимул исправления и правопослушного поведения осужденных в период отбывания наказания в исправительном учреждении (ИУ). Отказ от установления запретов применения условно-досрочного освобождения каких-либо категорий лиц,отбываю-щих наказание, и разрешение его применения не только к лицам, доказавшим свое исправле-
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
ние, но и к более широкой категории осужденных - к тем из них, кто твердо встал на путь исправления, значительно расширяет границы его применения. Условно-досрочное освобождение от наказания становится доступным для каждого осужденного, отбывающего любое из перечисленных в ст. 79 и 93 УК РФ наказаний.
Материальным основанием условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является признание судом того, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания (ч. 1 ст. 79 УК РФ). Для такой замены поведение осужденного должно свидетельствовать о том, что цели наказания могут быть достигнуты путем замены неотбытой его части более мягким видом наказания. Однако следуетиметь в виду, что она используется крайне редко, так как ее срок наступает одновременно с правом осужденного на условно-досрочное освобождение, что приводит к конкуренции этих двух оснований освобождения, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством.
Таким образом, несмотря на достаточно большой процент отказов в предоставлении УДО, данный вид освобождения (наряду с освобождением по окончании назначенного судом срока отбывания наказания) - один из основных и наиболее массовых.
Во исполнение положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года о создании справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, решения совещания при директоре ФСИН России от 25 марта 2011 г. «О внедрении системы “социальных лифтов” в исправительных учрежденияхуголовно-исполни-тельной системы» и в соответствии с указанием ФСИН России от 25 марта 2011 г. N° 15-5093-01 с
1 апреля 2011 г. организовано внедрение системы социальных лифтов.
Процесс движения осужденных происходит либо «вверх» (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условнодосрочное освобождение и т. д.), либо «вниз» (ухудшениеусловий отбывания наказания осужденного или перевод его в исправительное учреждение более жесткого режима), если он не желает исправляться.
В настоящее время во всех ИУ, кроме исправительных колоний особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и лечебных ИУ, осуществляется внедрение социальных лифтов (система стимулов законопослушногоповедения осужденных), а так-
же ведется непрерывный мониторинг апробации системы социальных лифтов в ИУ УИС как одного из критериев исправления осужденных.
Мониторинг позволяет установить единообразный подход при определении мотивации осужденного к законопослушному образу жизни, внести необходимые коррективы в организацию социальной, психологической и воспитательной работы с ними. Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности3. Информация о системе социальных лифтов размещена в ИУ на стендах наглядной агитации в комнатах воспитательной работы с осужденными, в комнатах ожидания для родственников осужденных. По прибытии в отряд с осужденным проводится индивидуальная воспитательная беседа о системе социальных лифтов, о чем делается запись в электронном дневнике индивидуальной воспитательной работы.
Осужденный расписывается в листке ознакомления с установленными критериями поведения, порядком их применения и возможных решениях комиссии исправительного учреждения, который приобщается к его личному делу.
В целях обеспечения коллегиальности при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении, изменении осужденным условий отбывания наказания, вида исправительного учреждения, замене наказания в виде лишения свободы более мягким, предоставлении права передвижения без конвоя, постановке и снятии с профилактического учета, распределении осужденных после карантина по отрядам, обеспечения коллегиальности при рассмотрении вопросов об определении степени исправления осужденных приказом начальника учреждения создана комиссия по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания, которая собирается на заседания не реже одного раза в месяц.
Представление личного дела осужденного на рассмотрение комиссии осуществляется: не ранее 6 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию общего режима, колонию-поселение;
не ранее 9 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию строгого режима;
не ранее 12 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию особого режима, тюрьму.
Последующее рассмотрение личного дела осужденного на заседании комиссии осуществ-
ляется через каждые 6 месяцев его пребывания в учреждении4.
Начальник отряда представляет комиссии аттестационный лист на осужденного, в котором содержатся данные по каждому из критериев исправления. Основными критериями оценки поведения осужденного являются:
1) соблюдение им порядка отбытия наказания;
2) стремление к психофизической корректировке своей личности и принятие инициативных мер к ресоциализации;
3) иные события и действия, свидетельствующие об его активной позитивной позиции.
По результатам рассмотрения аттестационного листа комиссия определяет степень исправления осужденных и принимает решение о том, чтобы ходатайствовать:
- об улучшении условий отбывания наказания;
- о переводе осужденного в исправительное учреждение с более мягким видом режима;
- о представлении к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о поддержании ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении;
- об ухудшенииусловий отбывания наказания.
Основу результатов мониторинга составили
материалы информационной сводки о результатах внедрения системы социальных лифтов из исправительных учреждений ФСИН России, а также иные материалы непрерывного мониторинга ее апробации.
Анализ количественных показателей соотношения поощрений (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и наказаний (ч. 1 ст. 115 УИК РФ) осужденных, прошедших аттестацию по системе социальных лифтов, указывает на тенденцию преобладания поощрений.
Мониторинг апробации системы социальных лифтов в исправительных учреждениях УИС позволяет установить единообразный подход при определении мотивации осужденного к законопослушному образу жизни, внести необходимые коррективы при организации социальной, психологической и воспитательной работы с ними.
Примерно за месяц до наступления даты возможного условно-досрочного освобождения (в соответствии со ст. 79 и 93 УК РФ) осужденным следует напомнить о том, что они в соответствии с ч. 1 ст. 175 УИК РФ имеют право на подачу ходатайства об УДО.
В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким ви-
дом наказания» говорится: «Вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания или заслуживает замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления. При этом суду следует учитывать мнение представителя исправительного учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для признания лица не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».
Методика установления критериев и оценки степени исправления осужденного была разработана в НИИ ФСИН России и изложена в ведомственном журнале, который регулярно рассылается во все территориальные органы УИС5. В ряде территориальных органов УИС (ГУФ-СИН России по Кемеровской области, У ФСИН России по Чувашской Республике, Республике Адыгея, Брянской, Псковской и Ульяновскойоб-ластям) накоплен положительный опыт разработки и внедрения собственных методик оценки степени исправления осужденных5.
В аналитическом материале по внедрению системы социальных лифтов7 внесены предложения, а именно: с целью выявления факторов, прогнозирующих социальную опасность осужденного, готовящегося к УДО или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также возможность рецидивной преступности, психологам ИУ следует проводить специальное тестирование лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, социальным работникам - представлять в суд информацию о возможностях и перспективах бытового и трудового устройства таких осужденных после освобождения. Эти документы позволят судупринимать объективные и обоснованные решения по УДО или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении осужденных к лишению свободы.
О внедрении в деятельность ИУ системы социальных лифтов знают 60 % опрошенных родственников. По их мнению, апробируемая система стимулов окажет положительное воздействие на осужденных, при этом снизится влияние криминальной среды на тюремную субкультуру, а также уменьшится число конфликтов между осужденными Кроме того, большинство опрошенных родственников считают, что
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
дополнительными и эффективными стимулами для законопослушного поведения осужденного могут стать: увеличение количества длительных и краткосрочных свиданий, сокращение срока перевода в улучшенные условия отбывания наказания, а также увеличение количества посылок и передач.
Одним из основных стимулов к законопослушному поведению в ИУ, по данным анализа анкетирования, является возможность освободиться от наказания условно-досрочно, которая занимает третью позицию в рейтинге стимулов после увеличения количества длительных свиданий и количества посылок и передач8.
Основными препятствиями для эффективного применения системы социальных лифтов являются:
- отсутствие необходимой правовой базы, в соответствии с которой мотивация осужденного к законопослушному образу жизни соответствовала бы условиям отбывания наказания, виду исправительного учреждения, возможности условно-досрочного освобождения. Для этого требуется внесение изменений в уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство, а также эффективное взаимодействие с судами по выработке единого подхода при решении вопросов условно-досрочного освобождения осужденных и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
- дублирование функций административной комиссии исправительного учреждения и комиссии по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказаний;
- составление согласно методическим рекомендациям по использованию системы социальных лифтов в ИУ ФСИН России в условиях действующего законодательства, как минимум, 19 документов, подтверждающих поведение осужденных, которые каждые 6 месяцев необходимо обновлять, причем три основных критерия оценки поведения осужденного, приведенных в них, состоят из 47 показателей;
- неготовность персонала исправительных учреждений к применению указанной системы, его слабая социально-психологическая и педагогическая компетентность, методическая подготовка, невладение педагогической технологией;
- слабая информированность осужденных о механизме действия системы социальных лифтов, в частности о критериях оценки поведения, процедуре аттестации.
Кроме того, при реализации положений Концепции развития УИС и системы социальных
лифтов возникает ряд проблемных вопросов, связанных с действующим законодательством и препятствующих полноценному внедрению данной системы и проведению эксперимента:
1. В отношении лиц, содержащихся в колониях-поселениях, до настоящего времени не принято законодательных мер, позволяющих переводить их в различные условия содержания (согласно ч. 2 ст. 128 УИК РФ осужденные колонии-поселения содержатся в одних и тех же условиях, иного не предусмотрено). Так, созданная инфраструктура (помещения для содержания в строгих, обычных и облегченных условиях) на сегодняшний день не имеет законных оснований для реализации проводимого эксперимента, так как это может вызвать вынесение представлений о нарушении законности со стороны прокуратуры по надзору.
2. При реализации системы социальных лифтов в условиях исправительных учреждений общего и строгого режимов возникает проблема при переводе осужденных из облегченных условий содержания. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. Согласно ч. 3 этой же статьи перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится по решению комиссии исправительного учреждения, но по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ. По смыслу ч. 4 ст. 120 и ч. 4 ст. 122 УИК РФ осужденные, содержащиеся в облегченных условиях отбывания наказания, могут быть переведены в обычные или строгие условия содержания, только будучипризнан-ными злостными нарушителями режима содержания . Другой механизм или другие условия в УИК РФ не предусмотрены. Данное обстоятельство также может привести к представлениям или протестам прокуратуры по надзору в случаях, когда решением комиссии по оценке поведения осужденных они будут переведены в обычные условия в связи с невыполнением критериев по исправлению осужденных, содержащихся в методических рекомендациях по внедрению системы социальных лифтов, но при этом нарушения режима содержания не будут носить злостного характера.
Положительный результат действия данной системы возможен при условии эффективного взаимодействия с судами при выработке единообразного подхода в решении вопросов ус-
ловно-досрочного освобождения осужденных. чальном этапе внедрения такой системы сти-
Тем не менее, учитывая изложенное, можно мулов исправления осужденных, как соци-
сделать вывод о положительном опыте на на- альные лифты.
1 См.: Доклад директора ФСИН России на научно-практической конференциипо вопросам реформирования УИС (Москва, 10 сент. 2009 г.) // Человек: преступление и наказание: науч журн. / Академия ФСИН России. 2009. № 3 (66). С. 15.
2 См.: Плюснин А.М. К вопросу об условном освобождении осужденных из мест лишения свободы // Материалы Всерос. науч-практ. конф. Киров, 2010. С. 24.
3 См.: Бабаян С.Л. Некоторыевопросы применения межотраслевого поощрительного институтаусловно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Человек: преступление и наказание: науч журн. / Академия ФСИН России. 2012. № 3 (78). С. 36.
4 См.: Датий А., Данилин Е., Макеев А. Система социальных лифтов в действии // Преступление и наказание. 2011. № 9. С. 9.
5 См.: ПоздняковВ.И. Критерии оценки степени исправления осужденных: какими им быть? // Ведомости уголовно-исполнительнойсистемы. 2003. № 8. С. 42-45; Его же. Еще раз о критериях // Там же. 2005. № 2. С. 34-36.
6 Опрос проводился в 10 территориальных органах УИС: ГУФСИН России по Красноярскомуи Пермскому краям, Ростовской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по республикам Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Ставропольскомукраю, Псковскойи Тверской областям.
7 См.: ФКУ НИИ ФСИН России Аналитический материал о результатах непрерывного мониторинга апробации системы социальных лифтов в соответствии с п. 6.3 протоколасовещания при директоре ФСИН России от 25 марта 2011г. № 6.
8 См.: Там же.
Уголовно-исполнительное право