Научная статья на тему 'Система социальных лифтов при применении условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания'

Система социальных лифтов при применении условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / EARLY RELEASE / PENAL SYSTEM / CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS / CRITERIA FOR EVALUATION OF CORRECTION OF PRISONERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плющева Евгения Леонидовна

в статье анализируется подведение итогов апробации системы социальных лифтов при рассмотрении вопроса условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плющева Евгения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF MEANS OF SOCIAL MOBILITY IN EARLY RELEASE

in the article the author analyzes results of use of means of social mobility in early release.

Текст научной работы на тему «Система социальных лифтов при применении условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания»

ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2013. № 1 (80)

E.L. PLYUSCHEVA*

SYSTEM OF MEANS OF SOCIAL MOBILITY IN EARLY RELEASE

УДК 343.846 ББК 67.409.18 П40

Аннотация: в статье анализируется подведение итогов апробации системы социальных лифтов при рассмотрении вопроса условно-досрочного освобождения осужденныхот отбывания наказания.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, критерии оценки исправления осужденных

ЕВГЕНИЯ

ЛЕОНИДОВНА

ПЛЮЩЕВА*

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

* Старший научный сотрудник (НИИ ФСИН России)

E-mail: [email protected].

Annotation: in the article the author analyzes results of use of means of social mobility in early release.

Key words: early release, penal system, correctional establishments, criteria for evaluation of correction of prisoners.

Реформирование уголовно-исполнительной системы является составной частью государственной социальной политики, которая направлена, в частности, на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, перепрофилирование исправительных учреждений, сокращение числа граждан, содержащихся в местах лишения свободы, улучшение условий содержания. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 50 ч. 3) каждый осужденный имеет право просить о смягчении наказания.

Основные цели оптимизации законотворческой работы - оптимизация уголовного преследования в зависимости от общественной опасности деяния и личности правонарушителя, минимизация негативных последствий лишения человека свободы, включая распространение криминальной субкультуры, а также повышение предупредительной функции административ -ной ответственности1. Данные положения в полной мере относятся к институту условно-досрочного освобождения осужденных из мест лишения свободы2.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (УДО) - это межотраслевой институт, включающий в себя нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также стимул исправления и правопослушного поведения осужденных в период отбывания наказания в исправительном учреждении (ИУ). Отказ от установления запретов применения условно-досрочного освобождения каких-либо категорий лиц,отбываю-щих наказание, и разрешение его применения не только к лицам, доказавшим свое исправле-

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

ние, но и к более широкой категории осужденных - к тем из них, кто твердо встал на путь исправления, значительно расширяет границы его применения. Условно-досрочное освобождение от наказания становится доступным для каждого осужденного, отбывающего любое из перечисленных в ст. 79 и 93 УК РФ наказаний.

Материальным основанием условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является признание судом того, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания (ч. 1 ст. 79 УК РФ). Для такой замены поведение осужденного должно свидетельствовать о том, что цели наказания могут быть достигнуты путем замены неотбытой его части более мягким видом наказания. Однако следуетиметь в виду, что она используется крайне редко, так как ее срок наступает одновременно с правом осужденного на условно-досрочное освобождение, что приводит к конкуренции этих двух оснований освобождения, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством.

Таким образом, несмотря на достаточно большой процент отказов в предоставлении УДО, данный вид освобождения (наряду с освобождением по окончании назначенного судом срока отбывания наказания) - один из основных и наиболее массовых.

Во исполнение положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года о создании справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, решения совещания при директоре ФСИН России от 25 марта 2011 г. «О внедрении системы “социальных лифтов” в исправительных учрежденияхуголовно-исполни-тельной системы» и в соответствии с указанием ФСИН России от 25 марта 2011 г. N° 15-5093-01 с

1 апреля 2011 г. организовано внедрение системы социальных лифтов.

Процесс движения осужденных происходит либо «вверх» (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условнодосрочное освобождение и т. д.), либо «вниз» (ухудшениеусловий отбывания наказания осужденного или перевод его в исправительное учреждение более жесткого режима), если он не желает исправляться.

В настоящее время во всех ИУ, кроме исправительных колоний особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и лечебных ИУ, осуществляется внедрение социальных лифтов (система стимулов законопослушногоповедения осужденных), а так-

же ведется непрерывный мониторинг апробации системы социальных лифтов в ИУ УИС как одного из критериев исправления осужденных.

Мониторинг позволяет установить единообразный подход при определении мотивации осужденного к законопослушному образу жизни, внести необходимые коррективы в организацию социальной, психологической и воспитательной работы с ними. Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности3. Информация о системе социальных лифтов размещена в ИУ на стендах наглядной агитации в комнатах воспитательной работы с осужденными, в комнатах ожидания для родственников осужденных. По прибытии в отряд с осужденным проводится индивидуальная воспитательная беседа о системе социальных лифтов, о чем делается запись в электронном дневнике индивидуальной воспитательной работы.

Осужденный расписывается в листке ознакомления с установленными критериями поведения, порядком их применения и возможных решениях комиссии исправительного учреждения, который приобщается к его личному делу.

В целях обеспечения коллегиальности при рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении, изменении осужденным условий отбывания наказания, вида исправительного учреждения, замене наказания в виде лишения свободы более мягким, предоставлении права передвижения без конвоя, постановке и снятии с профилактического учета, распределении осужденных после карантина по отрядам, обеспечения коллегиальности при рассмотрении вопросов об определении степени исправления осужденных приказом начальника учреждения создана комиссия по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания, которая собирается на заседания не реже одного раза в месяц.

Представление личного дела осужденного на рассмотрение комиссии осуществляется: не ранее 6 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию общего режима, колонию-поселение;

не ранее 9 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию строгого режима;

не ранее 12 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию особого режима, тюрьму.

Последующее рассмотрение личного дела осужденного на заседании комиссии осуществ-

ляется через каждые 6 месяцев его пребывания в учреждении4.

Начальник отряда представляет комиссии аттестационный лист на осужденного, в котором содержатся данные по каждому из критериев исправления. Основными критериями оценки поведения осужденного являются:

1) соблюдение им порядка отбытия наказания;

2) стремление к психофизической корректировке своей личности и принятие инициативных мер к ресоциализации;

3) иные события и действия, свидетельствующие об его активной позитивной позиции.

По результатам рассмотрения аттестационного листа комиссия определяет степень исправления осужденных и принимает решение о том, чтобы ходатайствовать:

- об улучшении условий отбывания наказания;

- о переводе осужденного в исправительное учреждение с более мягким видом режима;

- о представлении к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о поддержании ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении;

- об ухудшенииусловий отбывания наказания.

Основу результатов мониторинга составили

материалы информационной сводки о результатах внедрения системы социальных лифтов из исправительных учреждений ФСИН России, а также иные материалы непрерывного мониторинга ее апробации.

Анализ количественных показателей соотношения поощрений (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и наказаний (ч. 1 ст. 115 УИК РФ) осужденных, прошедших аттестацию по системе социальных лифтов, указывает на тенденцию преобладания поощрений.

Мониторинг апробации системы социальных лифтов в исправительных учреждениях УИС позволяет установить единообразный подход при определении мотивации осужденного к законопослушному образу жизни, внести необходимые коррективы при организации социальной, психологической и воспитательной работы с ними.

Примерно за месяц до наступления даты возможного условно-досрочного освобождения (в соответствии со ст. 79 и 93 УК РФ) осужденным следует напомнить о том, что они в соответствии с ч. 1 ст. 175 УИК РФ имеют право на подачу ходатайства об УДО.

В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким ви-

дом наказания» говорится: «Вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания или заслуживает замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления. При этом суду следует учитывать мнение представителя исправительного учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для признания лица не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

Методика установления критериев и оценки степени исправления осужденного была разработана в НИИ ФСИН России и изложена в ведомственном журнале, который регулярно рассылается во все территориальные органы УИС5. В ряде территориальных органов УИС (ГУФ-СИН России по Кемеровской области, У ФСИН России по Чувашской Республике, Республике Адыгея, Брянской, Псковской и Ульяновскойоб-ластям) накоплен положительный опыт разработки и внедрения собственных методик оценки степени исправления осужденных5.

В аналитическом материале по внедрению системы социальных лифтов7 внесены предложения, а именно: с целью выявления факторов, прогнозирующих социальную опасность осужденного, готовящегося к УДО или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также возможность рецидивной преступности, психологам ИУ следует проводить специальное тестирование лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, социальным работникам - представлять в суд информацию о возможностях и перспективах бытового и трудового устройства таких осужденных после освобождения. Эти документы позволят судупринимать объективные и обоснованные решения по УДО или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении осужденных к лишению свободы.

О внедрении в деятельность ИУ системы социальных лифтов знают 60 % опрошенных родственников. По их мнению, апробируемая система стимулов окажет положительное воздействие на осужденных, при этом снизится влияние криминальной среды на тюремную субкультуру, а также уменьшится число конфликтов между осужденными Кроме того, большинство опрошенных родственников считают, что

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

дополнительными и эффективными стимулами для законопослушного поведения осужденного могут стать: увеличение количества длительных и краткосрочных свиданий, сокращение срока перевода в улучшенные условия отбывания наказания, а также увеличение количества посылок и передач.

Одним из основных стимулов к законопослушному поведению в ИУ, по данным анализа анкетирования, является возможность освободиться от наказания условно-досрочно, которая занимает третью позицию в рейтинге стимулов после увеличения количества длительных свиданий и количества посылок и передач8.

Основными препятствиями для эффективного применения системы социальных лифтов являются:

- отсутствие необходимой правовой базы, в соответствии с которой мотивация осужденного к законопослушному образу жизни соответствовала бы условиям отбывания наказания, виду исправительного учреждения, возможности условно-досрочного освобождения. Для этого требуется внесение изменений в уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство, а также эффективное взаимодействие с судами по выработке единого подхода при решении вопросов условно-досрочного освобождения осужденных и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

- дублирование функций административной комиссии исправительного учреждения и комиссии по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказаний;

- составление согласно методическим рекомендациям по использованию системы социальных лифтов в ИУ ФСИН России в условиях действующего законодательства, как минимум, 19 документов, подтверждающих поведение осужденных, которые каждые 6 месяцев необходимо обновлять, причем три основных критерия оценки поведения осужденного, приведенных в них, состоят из 47 показателей;

- неготовность персонала исправительных учреждений к применению указанной системы, его слабая социально-психологическая и педагогическая компетентность, методическая подготовка, невладение педагогической технологией;

- слабая информированность осужденных о механизме действия системы социальных лифтов, в частности о критериях оценки поведения, процедуре аттестации.

Кроме того, при реализации положений Концепции развития УИС и системы социальных

лифтов возникает ряд проблемных вопросов, связанных с действующим законодательством и препятствующих полноценному внедрению данной системы и проведению эксперимента:

1. В отношении лиц, содержащихся в колониях-поселениях, до настоящего времени не принято законодательных мер, позволяющих переводить их в различные условия содержания (согласно ч. 2 ст. 128 УИК РФ осужденные колонии-поселения содержатся в одних и тех же условиях, иного не предусмотрено). Так, созданная инфраструктура (помещения для содержания в строгих, обычных и облегченных условиях) на сегодняшний день не имеет законных оснований для реализации проводимого эксперимента, так как это может вызвать вынесение представлений о нарушении законности со стороны прокуратуры по надзору.

2. При реализации системы социальных лифтов в условиях исправительных учреждений общего и строгого режимов возникает проблема при переводе осужденных из облегченных условий содержания. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. Согласно ч. 3 этой же статьи перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится по решению комиссии исправительного учреждения, но по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ. По смыслу ч. 4 ст. 120 и ч. 4 ст. 122 УИК РФ осужденные, содержащиеся в облегченных условиях отбывания наказания, могут быть переведены в обычные или строгие условия содержания, только будучипризнан-ными злостными нарушителями режима содержания . Другой механизм или другие условия в УИК РФ не предусмотрены. Данное обстоятельство также может привести к представлениям или протестам прокуратуры по надзору в случаях, когда решением комиссии по оценке поведения осужденных они будут переведены в обычные условия в связи с невыполнением критериев по исправлению осужденных, содержащихся в методических рекомендациях по внедрению системы социальных лифтов, но при этом нарушения режима содержания не будут носить злостного характера.

Положительный результат действия данной системы возможен при условии эффективного взаимодействия с судами при выработке единообразного подхода в решении вопросов ус-

ловно-досрочного освобождения осужденных. чальном этапе внедрения такой системы сти-

Тем не менее, учитывая изложенное, можно мулов исправления осужденных, как соци-

сделать вывод о положительном опыте на на- альные лифты.

1 См.: Доклад директора ФСИН России на научно-практической конференциипо вопросам реформирования УИС (Москва, 10 сент. 2009 г.) // Человек: преступление и наказание: науч журн. / Академия ФСИН России. 2009. № 3 (66). С. 15.

2 См.: Плюснин А.М. К вопросу об условном освобождении осужденных из мест лишения свободы // Материалы Всерос. науч-практ. конф. Киров, 2010. С. 24.

3 См.: Бабаян С.Л. Некоторыевопросы применения межотраслевого поощрительного институтаусловно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Человек: преступление и наказание: науч журн. / Академия ФСИН России. 2012. № 3 (78). С. 36.

4 См.: Датий А., Данилин Е., Макеев А. Система социальных лифтов в действии // Преступление и наказание. 2011. № 9. С. 9.

5 См.: ПоздняковВ.И. Критерии оценки степени исправления осужденных: какими им быть? // Ведомости уголовно-исполнительнойсистемы. 2003. № 8. С. 42-45; Его же. Еще раз о критериях // Там же. 2005. № 2. С. 34-36.

6 Опрос проводился в 10 территориальных органах УИС: ГУФСИН России по Красноярскомуи Пермскому краям, Ростовской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по республикам Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Ставропольскомукраю, Псковскойи Тверской областям.

7 См.: ФКУ НИИ ФСИН России Аналитический материал о результатах непрерывного мониторинга апробации системы социальных лифтов в соответствии с п. 6.3 протоколасовещания при директоре ФСИН России от 25 марта 2011г. № 6.

8 См.: Там же.

Уголовно-исполнительное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.