Научная статья на тему 'Система сертификации в жилищно-коммунальной сфере. Основные цели и задачи'

Система сертификации в жилищно-коммунальной сфере. Основные цели и задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ / CERTIFICATION SYSTEM / HOUSING AND PUBLIC UTILITY SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков Владимир Владимирович, Нефедов Владимир Александрович

Рассмотрен ряд основных вопросов, связанных с системой сертификации в ЖКС, основные цели и задачи системы сертификации на современном этапе развития экономики жилищно-коммунальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казаков Владимир Владимирович, Нефедов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the certification system in the housing and public utility sector, its main goals and objectives at the modern stage of its economic development

Текст научной работы на тему «Система сертификации в жилищно-коммунальной сфере. Основные цели и задачи»

В.В. Казаков, В.А. Нефедов

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Рассмотрен ряд основных вопросов, связанных с системой сертификации в ЖКС, основные цели и задачи системы сертификации на современном этапе развития экономики жилищно-коммунальной сферы.

Ключевые слова: жилищно-коммунальная сфера; система сертификации.

В процессе сертификации в жилищно-коммунальной сфере (ЖКС) Российской Федерации проверяется соответствие показателей сертифицируемого объекта требованиям национальных стандартов, стандартов организаций, стандартов системы, условиям договоров. При этом используются методы проверок, позволяющие провести идентификацию объекта, соответствие его параметров и характеристик нормативным документам.

Целью сертификации в ЖКС являются:

- повышение инновационной эффективности сферы жизнеобеспечения;

- реализация механизмов повышения управляемости жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования;

- повышение качества оказываемых жилищнокоммунальных услуг на конкурентном рынке их производства и предоставления;

- способствование созданию единой системы повышения квалификации и переподготовки кадров для предприятий жилищно-коммунального комплекса МО;

- обеспечение распространения единой нормативно-правовой базы в ЖКС;

- контроль деятельности головных и базовых лабораторий метрологической службы аналитического контроля коммунальных вод;

- регистрация в системе сертификации технологий, машин, механизмов и оборудования, используемых при оказании услуг предприятиями ЖКК населению и юридическим лицам;

- ведение реестра организаций всех форм собственности, работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг.

В процессе сертификации решают следующие задачи.

1. Для органов исполнительной власти:

- формируется реестр организаций, имеющих сертификат соответствия и работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг;

- развивается система переподготовки и повышения квалификации персонала;

- создаётся единая нормативно-правовая база;

- создаётся система замещения должностей, повышения в должности, трудоустройства;

- формируются критерии при организации конкурсного отбора предприятий, влияющие на качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг;

- создаются условия для соблюдения баланса интересов власти, предприятия, населения;

- улучшаются взаимодействия с контрольными и надзорными органами.

2. Для предприятий ЖКК обеспечиваются:

- преимущества при осуществлении деятельности в конкурентной среде;

- модернизация основных средств для поэтапного повышения качества оказываемых ЖКУ;

- заинтересованность в проведении технологического аудита;

- доступ к нормативно-правовым, методическим и иным документам;

- объективная оценка знаний персоналом квалификационных требований и владения нормативноправовой базой ЖКК;

3. Для населения обеспечиваются:

- услуги высокого качества и соблюдение требований по безопасности;

- снижение темпов роста тарифов на ЖКУ;

- повышенный уровень компетентности работников и руководителей предприятий ЖКК;

- право выбора организации по предоставлению качественных жилищных и коммунальных услуг;

- защита от недобросовестной предпринимательской деятельности при обоснованных жалобах и обращениях;

- информированность, доступ к нормативноправовым документам;

- возможность получения квалифицированных консультаций по интересующим вопросам;

Сертификация в ЖКС для хозяйствующих субъектов базируется на следующих принципах:

1) принцип третьей стороны (независимость) - сертификацию должны осуществлять органы, не зависимые от сторон, заинтересованных в ее результатах;

2) добровольность - недопустимо принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

3) объективность оценок - достигается соблюдением независимости органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, компетентностью экспертов, проводящих сертификацию, и полнотой состава комиссии экспертов, а также проведением оценок только на основе достоверных фактических данных;

4) сопоставимость результатов сертификации - сопоставимость результатов сертификации одного и того же объекта, проведенной разными органами по сертификации, - признак того, что эксперты одинаково понимают требования стандартов и используют адекватные процедуры и методы сертификации. Сопоставимость - необходимое условие для взаимного признания этих результатов разными системами сертификации как в стране, так и за рубежом;

5) конфиденциальность информации - непередача информации об объекте сертификации, являющейся служебной или коммерческой тайной, любым лицам

или организациям, не занятым непосредственно в процессах сертификации;

6) системность - проведение работ по сертификации в рамках конкретных организационно-технических систем, например Системы сертификации ГОСТ Р;

7) недискриминационность процессов сертификации - к сертификации допускаются все заявители, подавшие заявку на сертификацию и признающие принципы, требования и правила, установленные в системе сертификации;

8) открытость системы - возможность ознакомления с составом участников системы, правилами и условиями сертификации;

9) равноправие систем сертификации - все системы добровольной сертификации имеют равные права независимо от статуса юридического лица, создавшего эти системы;

10) самостоятельность системы - невмешательство в деятельность системы федеральных и местных органов исполнительной власти и иных государственных, общественных и хозяйствующих структур.

Сертификат соответствия оформляется на официальном бланке и содержит информацию об органе, выдавшем сертификат, о заявителе, объекте сертификации с соответствующим ему кодом классификатора, документах, на соответствие которым проведена сертификация.

Объектами, сертификации являются:

1. Услуги (работы) в ЖКС.

2. Персонал.

3. Продукция.

4. Системы менеджмента качества.

5. Системы управления окружающей средой.

6. Системы менеджмента в области охраны труда.

Сертификация как форма подтверждения соответствия тесно связана с внедрением стандартизации параметров и свойств объектов, структур, свойств материалов и элементов, в том числе стандартизации терминов и определений для общения и взаимопонимания групп специалистов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленной сфере деятельности общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации: «Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)», «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)» и др., в которых определённой продукции или конкретным работам и услугам присваивается цифровой код;

- своды правил;

- стандарты.

В частности, в качестве примера можно привести стандарты, используемые в системе «Росжилкоммун-сертификация»: «Стандарты организаций. Общие правила разработки и применения», «Сертификация услуг по управлению многоквартирным домом», «Сертификация услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме», «Стандарт Саморегулируемой Организации. Общие требования по разработке», «Управление вывозом и утилизацией ТБО», «Сертификация похоронных услуг», «Организация и проведение органами по сертификации инспекционного контроля деятельности организаций, получивших сертификат соответствия», «Стандарты по управлению и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры», «Системы менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ. Основные положения и словарь», «Системы менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ. Требования», «Системы менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ. Рекомендации по улучшению деятельности, «Системы менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества предприятий (организаций) ЖКХ» и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N° 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря

2004 г. № 210-ФЗ.

4. «Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе», утвержденный постановлением Госстроя России от 25 мая 2000 г. № 51.

5. «Правила функционирования системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации «Росжилком-

мунсертификация», утвержденные приказом Росстроя от 6 сентября 2004 г. № 107.

6. Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 189-ФЗ.

7. Федеральный закон Российской Федерации «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.09.2007

№ 185-ФЗ.

8. Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению экологической эффективности россий-

ской экономики».

9. Приказ Росстроя от 06.09.2004 № 107 «Об утверждении Правил функционирования системы добровольной сертификации в жилищно-

коммунальной сфере Российской Федерации «Росжилкоммунсертификация».

10. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 «Об утверждении общероссийского классификатора услуг населению».

11. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 № 17 «Об утверждении общероссийского классификатора видов эконо-

мической деятельности, продукции и услуг».

12. Аронов И.З., Версан В.Г., Галеев В.И. и др. Техническое регулирование. Теория и практика / Под ред. В.Г. Версана. М.: ВНИИС, 2005.

13. Руководство для мэра по организации и управлению городским хозяйством / Под ред. П.Г. Грабового, Л.Н. Чернышова. М.: Реалпроект, 2004.

14. Чернышов Л.Н. Планирование и контроллинг в жилищной сфере. Воронеж: Изд-во ВГСУ, 2008.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.