УДК681.586
СИСТЕМА СБОРА ИНФОРМАЦИИ С МОС-ДАТЧИКОВ СО СПЕКТРАЛЬНЫМ УПЛОТНЕНИЕМ
© 2009 М.В. Степанов
Самарский государственный аэрокосмический университет
Поступила в редакцию 14.04.2009
Рассмотрены вопросы построения системы сбора информации с МОС-датчиков со спектральным уплотнением. Описан принцип работы такой системы.
Ключевые слова: спектральное уплотнение, система сбора информации, МОС - датчик, волоконно-оптическая линия связи, уплотнение каналов
Основными источниками получения информационных сигналов в системах контроля и управления современных летательных аппаратов (ЛА) являются датчики. Такие системы управления имеют в своем составе датчики различных физических величин (перемещения, давления, скорости, ускорения и др.), более 80% из которых представляют собой датчики перемещения резистивного и электромагнитного типов с основной погрешностью 2-5%.
Каждый такой датчик требует для своей работы подвода к нему достаточно стабильного напряжения питания, а так же информационных кабелей. При этом масса электрических кабелей, необходимых для подведения питания и передачи информационных сигналов, составляет 1015% от общей массы самолета [3].
Новым направлением в разработке элементов авиационных систем контроля и управления является использование датчиков, например, волоконно-оптических, не требующих подвода питающих напряжений, и многоканальных систем сбора информации с датчиков, использующих уплотнение информационных сигналов. Соответственно такие многоканальные системы сбора информации требуют разработки оптоэ-лектронных датчиков, допускающих их объединение на общую информационную магистраль. Кроме того, отличительными чертами волоконно-оптических датчиков являются:
- отсутствие воздействия на объект измерения;
- высокая устойчивость к электромагнитным помехам;
- высокое быстродействие.
В последнее время в мировой практике появилась концепция построение летательных аппаратов без кабелей или каких-либо механических соединений между двигателем, навигационной сис-
Степанов Максим Владимирович, аспирант кафедры электронных систем и устройств E-mail: st [email protected].
темой и бортовым компьютером (только беспроводная связь для пересылки сообщений между важнейшими системами. Эта технология получила название "fly-by-wireless". При этом остается острым вопрос об электромагнитной совместимости систем самолетов (особенно это актуально при реализации концепции самолета 5-го поколения в вопросе уменьшения заметности самолета) и об их защите от радиотехнических помех.
Выходом из положения может стать использование вместо электрических кабелей волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), способных к одновременной передаче десятков и сотен управляющих сигналов, повышению надежности коммуникационной системы самолета и его помехозащищенности. Также это позволяет снизить массу ЛА, увеличивая тем самым дальность полета и повышая тактико-технические характеристики [3].
Использование ВОЛС, обладающих широким частотным диапазоном, создает возможность для применения различных видов уплотнения. Что позволяет передавать информацию от комплекса датчиков через одну ВОЛС.
В настоящее время совершенствование волоконно-оптических систем передачи в первую очередь связано с развитием технологий спектрального уплотнения каналов WDM (Wavelength Division Multiplexing) [6]. В табл. 1 приведены наиболее распространенные варианты спектрального уплотнения, а на рис. 1 представлено распределение длин волн по диапазонам.
Распределение длин волн по диапазонам оптических каналов систем WDM формируется на основании формулы:
f=193,1±m$0,1 (ГГц), где 193,1 - опорная частота (опорная длина волны 1,55252 нм); m - целое число.
Равномерное распределение оптических каналов систем WDM позволяет оптимизировать работу оптических транспондеров, перестраиваемых лазеров и других устройств систем спект-
Таблица 1. Варианты спектрального уплотнения
Вид и параметры спектрального уплотнения CWDM неплотное спектральное уплотнение DWDM плотное спектральное уплотнение HDWDM высокоплотное спектральное уплотнение
Расстояние между каналами, нм 20, 25 1,6 0,4
Диапазон О, Е, 8, С, Ь S, C, L С, Ь
Число каналов максимум 18 десятки-сотни десятки
5 С I
j H'-iw
т гп т 1.™ итп ни ш ,
Рис. 1. Распределение длин волн по диапазонам
рального уплотнения в оптической сети связи, а также облегчает возможность ее дальнейшего наращивания.
Кроме диапазонов, представленных на рис. 1, для построения систем сбора информации с МОС-датчиков могут использоваться видимый и ближний инфракрасный диапазоны длин волн 400...1000 нм. Для этих диапазонов характерно относительно высокое затухание в волооконно-оптическом кабеле, составляющее величину более 3 дБ/км. Но, учитывая, что средняя длина самолета не превышает 30.50 м, то при такой длине кабеля затухание в ВОЛС не превысит 0,15 дБ, что соизмеримо с потерями в волоконно-оптических разъемах, разветвителях и других пассивных элементах. Для видимого и ближнего инфракрасного диапазонов длин волн характерно наличие большого количества полупроводниковых источников излучения (рис. 2).
Единственным серьезным недостатком видимого и ближнего инфракрасного диапазонов
длин волн является отсутствие источников и приемников излучения с волоконно-оптическими разъемами, что затруднит ввод излучения в ВОЛС и его вывод.
Структурная схема типичной волоконно-оптической системы сбора информации с датчиков, использующей спектральное уплотнение представлена на рис. 3 [1, 4].
Необходимым и достаточным условием разделения группового сигнала У является линейная независимость канальных сигналов У В данном случае условие линейной независимости выполня-
ется, так как
IС {• Ykl = 0
справедливо только
когда все коэффициенты С. равны нулю [4].
Недостатком данной волоконно-оптической системы сбора информации является сложность выполнения управляемого источника света и наличие мультиплексора и демультиплексора.
От этого недостатка свободны волоконно-оптической системы сбора информации со спектральным уплотнением с использованием МОС-датчиков (рис. 4) [3, 5].
Система представляет собой ряд рассредоточенных в пространстве МОС-датчиков, соединенных меду собой и системой управления общей волоконно-оптической магистралью, на-
i.fl
0.5
<&) ici m
ffl
сг1 (3) IT) и пи) |н>
№
3
m
\
■
Г
"Ч
га*™
зад
400
ни
500
МО
ею
ем
ТОО
7W
К»
вьо
та?
350
10И
11) ЬМШ-Ш HLVKPKXUH
(H toP — МВниУХедто-овчный
CI) - 5вЬ -Hfltiemuft
И) faAsf.'CjF - Hi -и.^рзсо-оранизив (S) faP - ïflS HK'T^lMPPKllHH if) Gafllisfiaflb - 650 - Y^Vnempjc- ria if'i BiAiFjlGiP - BU) nuilCVfltiiK^ib-1 Ji
<9; KlA As - fi!» h hi DtUWUi i SaAiAa/SaAs-WO ■ Id) Ga^SiC - «С нвймИ (1) hôjH/SC-'ItO "At мня» ийлэс-ма и^аь-оный
4D| infaMiC - 523 'Н^спп-ь Ï
Рис.2. Спектральные характеристики полупроводниковых источников излучения видимого и
ближнего инфракрасного диапазонов длин волн
i=i
Рис. 3. Типичная волоконно-оптическая система сбора информации с датчиков, использующая спектральное уплотнение
1 ПСФЭ НСФЭ
1 1 датчика 1 . ■ 1.: 11чики 1
Г"
1 ПСФЭ НСФЭ
1 1 лапит 2 . !.:! гч11ьа
1 Дипжк:
ПСФЗ НСФЭ
даттццса и Д^ПЧШЛ И
^.ч.гп
Ь:;Л:1 ~£ псрсдкн
11.1-4 ■.тг.-.Од^-.Ь.Л л
Пол»*-<хбой_ 131111? 1
ГГлтглтт I
I /
/ ! I
' Г-Г- .Т-~! —г/.тП'у;,* п-|н\-,1 ^т
ПС'ЛиССЕ-йЙ ■фзыь ц) 2
ВО щ '..а 2
Поло [ си-сй >1иль три
К:ш;| м I
] I.'. JW.iiJ.lli
Лл. 1 у 'ияил е^ртч
Система
■: и р а. контроля п
уГЦМЬЯеНШ
Рис. 4. Структурная схема волоконно-оптической системы сбора информации с МОС-датчиков со спектральным уплотнением (ПСФЭ - подвижный спектроформирующий элемент, НСФЭ - неподвижный спектроформирующий элемент)
пример типа "звезда". Спектроформирующие элементы (СФЭ) МОС-датчиков проектируются так, что бы диапазоны изменения их спектральных характеристик не пересекались (рис. 5).
При углового перемещении ПСФЭ, связанного с объектом перемещения, относительно НСФЭ изменяется степень перекрытия их спектральных характеристик и, соответственно, выходной сигнал датчика. Расположив элементы оптического блока так, что в исходном положении их спектральные характеристики частично перекрываются, можно вывести "рабочую точку" на линейный участок позиционной характеристики. Кроме того, СФЭ, являясь конструктивными элементами датчиков, выполняют и функции мультиплексора, упрощая всю систему сбора информации и снижая ее стоимость.
Далее сигнал от каждого датчика передаётся в ВОЛС. На приемной стороне установлен набор полосовых фильтров, выделяющих канальные сигналы, которые поступают в блок сбора информации, контроля и управления.
Выбор ширины полосы пропускания СФЭ
МОС-датчика зависит от измеряемой им физической величины (так для концевых выключателей с уменьшением ширины полосы пропускания СФЭ увеличивается точность срабатывания, а для датчика угловых перемещений с увеличением полосы пропускания СФЭ уменьшается влияние неравномерности спектральных характеристик оптоэлектронных элементов на позиционную характеристику).
От ширины полосы пропускания зависит так же величина нелинейности позиционной характеристики МОС-датчика, энергетические характеристики и т.д. [3, 5].
При этом, в зависимости от вышеуказанных требований спектр сигнала от г - ого датчика системы может занимать как одну спектральную полосу (рис. 1), так и несколько.
В [3] было показано, что для аналогового МОС-датчика перемещения оптимальной является ширина полосы пропускания СФЭ 20 - 40 нм (зависит от величины допустимой погрешности нелинейности позиционной характеристики). А для аналого-цифрового датчика ширина
Рис. 5. Распределение спектральных характеристик спектроформирующих элементов
МОС-датчиков по длинам волн
Таблица 2. Варианты подключения МОС-датчиков к ВОЛС
Тип датчика Используемы е диапазоны длин волн,нм Количество датчиков
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 1 Вариант 2
А налого вы й 400... 1000 400. 1000 Более 19 Более 15
1260. 1460 -
Аналого-цифровой 1460. 1625 1260. 1460 13 (12- разрядны х) 30 (12- разрядны х)
- 1460. 1625
полосы пропускания составляет может составлять величину менее 1 нм.
В табл. 2 проведена оценка максимального количества датчиков, подключаемых к одному оптическому волокну для ЛА типа МИГ-29.
Из анализа [2,4] и таблицы 2 можно сделать вывод, что одного оптического волокна достаточно для сбора информации с датчиков системы автоматического управления и системы ограничительных сигналов современных самолетов (например, МиГ - 29), при условии, что все датчики построены на основе спектрального взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пат. 2313827 Российская Федерация, МПК7 G 06 F
17/40, G 06 F 7/00. Система сбора и регистрации полетной информации [Текст] / Скубилин М.Д.; заявитель и патентообладатель Скубилин М.Д. -№2006128667/09; заявл. 07.08.06, Бюл. № 36 (II ч.). - 3 с.: ил.
2. Воробьев В.Г., Глухов В.В. и др. Авиационные приборы и измерительные. М.: Транспорт, 1981. 391 с.
3. Матюнин С.А. Многокомпонентные оптронные структуры. Самара: Самарский научный центр РАН, 2001. 260 с.
4. Борисов В А., Калмыков В.В., Ковальчук Я.М. и др. Радиотехнические системы передачи информации: учеб. пособие для вузов. М.: Радио и связь, 1990. 304 с.
5. Степанов М.В. Волоконно-оптическая система сбора информации на многокомпонентных оптронных структурах / / Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы радиоэлектроники и телекоммуникаций». Самара: Изд-во СГАУ, 2008. С. 236-239.
6. Фриман Р. Волоконно-оптические системы связи. М.: Техносфера, 2007. 512 с.
SYSTEM OF COLLECTING INFORMATION FROM OF MULTICOMPONENT OPTICAL STRUCTURE SENSOR WITH WAVELENGTH MULTIPLEXING
© 2009 M.V. Stepanov
Samara State Aerospace University
In this article the problems of construction of system of collecting information from of multicomponent optical structure sensor with wave-length multiplexing are concerned and the principles of system's action are described. Key words: spectral compaction, system of the collection to information, multicomponent optical structure sensor, fiber-optic communication link, compaction channel
Maxim Stepanov, Graduate Student at the Electronic Systems and Devices Department E-mail: st [email protected].