Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей как основа управленческого мониторинга вуза'

Система сбалансированных показателей как основа управленческого мониторинга вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / BALANCED SCORECARD / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / TOTAL PERFORMANCE SCORECARD / MANAGERIAL MONITORIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычихина Э. Н.

На основе анализа активно применяющейся в бизнесе системы Balanced Scorecard и ее модификации в виде Total Performance Scorecard автор предлагает создание системы мониторинга в вузе для повышения его конкурентоспособности. В статье предлагается внедрение данной системы с участием отдела мониторинга вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of balanced scorecards as a foundation of a higher educations managerial monitoring

Based on the analysis of the actively utilized system of Balanced Scorecards and its modifications, Total Performance Scorecards, the author suggests setting up a system of monitoring in a higher educational institution to raise its competitiveness. This article offers setting up such system together with a department of monitoring.

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей как основа управленческого мониторинга вуза»

Рычихина Э.Н.

Система сбалансированных показателей как основа управленческого мониторинга вуза

Развитие системы современного образования, необходимость повышения его конкурентоспособности во многом определяется системой управления. Однако в условиях современного глобального экономического и финансового кризиса, усугубляющегося в образовании демографической ситуацией в стране, руководству вузов приходится искать новые эффективные методы руководства, создавать такие условия, которые позволят сохранить свой потенциал.

Эффективное управление базируется на информации, поэтому проблема получения своевременной, качественной, достоверной и удобной для использования информации является актуальной для современного управления. Решению этой проблемы во многом способствует система управленческого мониторинга на основе сбалансированной системы показателей (ССП), в английском варианте она получила название Balanced Scorecard (BSC).

Свою ССП ее авторы Р.Каплан и Д.Нортон разработали в начале 90-х годов для производственных предприятий, находящихся в конкуренции. Система сбалансированных показателей - это управленческая система, которая переводит миссию и стратегию организации в набор оперативных целей и показателей, помогающих направлять деятельность сотрудников на решение общей задачи. Разработчики системы подчеркивают, что цели и показатели эффективности ССП определяются мировоззрением и стратегией каждой конкретной компании и предлагают рассматривать ее деятельность по четырем критериям: финансовому, взаимоотношений с клиентами, внутренним бизнес-процессам, а также обучению и развитию персонала [2]. Использование ССП создает условия для стратегического управления, необходимого в современных условиях конкурентного пространства. Наличие такой системы способствует эффективному доведению до персонала стратегических целей организации и необходимо для определения результатов по их достижению.

Современное положение вуза также носит конкурентный характер. Кроме того, и система управления носит универсальный характер и во многом имеет сходные составляющие с предприятиями.

Идеи, заложенные в ССП, развиваются. На ее основе создается универсальная система показателей (УСП) Х.Рамперсада [5], в которой ССП дополняется общим менеджментом на основе качества, управления результативностью, управления компетенциями. В отличие от ССП, Х.Рамперсад выделяет пять элементов в системе универсальных показателей: личная система сбалансированных показателей, организационная система сбалансированных показателей, всеобщий менеджмент качества, управление результативностью и компетенциями, цикл обучения на практике для изменения индивидуального и коллективного поведения.

Очевидно, что вуз имеет свою специфику управления. Однако попытки применить ССП и универсальную систему показателей в управлении вузовской системой менеджмента качества (СМК) были предприняты, например, В.Переверзевым и С.Фоминым [4].

Современный вуз развивается в серьезной конкурентной среде, что требует особого внимания к стратегическому управлению. Развитие такого управления может строиться на основе показателей, предлагаемых в ССП и УСП. При этом УСП в большей степени подходит для вузовского менеджмента, так как она увязывает организационные показатели с личностными. Развитие вуза во много определяется работой профессорско-преподавательского состава (ППС), поэтому формирование индивидуальных планов развития должно строиться на основе УСП и учете организационных миссий и видения, целей, ключевых факторах успеха, организационных показателях результативности и действия по организационному совершенствованию. Поэтому разрабатывая бланки для индивидуального плана преподавателя, руководство вуза должно формировать общие показатели развития вуза, ППС после прохождения конкурса на этой основе планирует свои показатели, а затем конкретизирует их на каждый из последующих пяти лет. В табличной форме это выглядит следующим образом:

Критерии Показатели вуза Индивидуальные показатели

1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет

Миссия и видение

Ключевые факторы успеха

Организационные цели

Организационные показатели результативности

Действия по организационному совершенствованию

В основу определения периодичности был положен цикл учебной деятельности - учебный год, что является оптимальным для всех типов учебных заведений. Итоги подводятся по пятилетнему циклу, когда обобщается полученная за пять лет информация. Такой временной период определен в связи с тем, что раз в пять лет образовательные учреждения проходят аттестацию, поэтому собранные данные станут критерием оценки деятельности вуза, а также помогут его руководителям выявить наметившиеся тенденции в развитии их учебного заведения и поставить стратегические цели перед коллективом.

При этом возникает необходимость соединения ССП и УСП с мониторингом, так как мониторинг позволяет не просто фиксировать и отслеживать различные показатели, но и при этом служит основой для выявления закономерностей и тенденций развития. Анализ существующей практики и теоретических разработок в сфере изучения мониторинга как составной части управления позволил дать следующее определение понятию управленческого мониторинга - это процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как о системе и внешних факторах, влияющих на него, обработки полученных результатов, их сохранения, использования и распространения с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект [6, с. 26].

ССП

Финансы

Взаимоотношения с клиентами

Внутренние бизнес-процессы

Обучение

УСП

Личная система сбалансированных показателей

Организационная

система сбалансированных показателей

Мониторинг

Всеобщий менеджмент качества

Управление результативностью

Обучение

Внешняя среда

Рис.1. Взаимосвязь ССП и УСП с мониторингом

Взаимосвязь ССП и УСП с мониторингом показана на рисунке, где отмечено, что система сбалансированных показателей является основой для системы универсальных показателей и их необходимо рассматривать в комплексе.

При этом обе системы опираются на мониторинг всех отслеживаемых процессов. Особенностью предлагаемой схемы является включение в нее систему показателей внешней среды, которая отсутствует в двух системах. Важность мониторинга всех факторов внешней среды и на микро,- и на макроуровнях объясняется сложностью ее параметров для вуза как открытой социально-экономической системы. Конкурентная среда, в которой приходится работать современному вузу, требует внимательного к ней отношения, ее анализ лежит в основе стратегического планирования. Мониторинговые данные о внешней среде вуза являются основой для проведения SWOT-анализа как первого этапа разработки стратегии развития.

При организации системы мониторинга признается необходимым придерживаться определенных принципов, которые должны стать важной составляющей деятельности руководителей. Считается возможным руководствоваться следующими принципами, сформулированными на основании общих принципов социального управления [3, с. 56-57] и теории организации [1, с. 76-78], к которым относятся:

системность, научность, мотивация, ответственность, распространение информации и обратная связь, развитие, демократичность, делегирование полномочий, иерархичность, единоначалие.

Особенностью управленческого мониторинга выступает необходимость формирования индикаторов (показателей), на основе которых будет систематизироваться информация. Мониторинговая информация собирается, с одной стороны, на основе прямого отслеживания результатов, а с другой - на основе специальных методик, позволяющих представлять всю картину развития вуза в целом. Полученные результаты служат основанием для анализа внутренней и внешней ситуации в вузе и определения деятельности управления по ее совершенствованию.

Возложить обязанности на создание увязанной между собой ССП и УСП на основе мониторинга в вузе необходимо возложить на отдел мониторинга, наличие которого позволит:

■ формировать показатели для ССП и УСП;

■ разрабатывать показатели для мониторингового контроля;

■ осуществлять сбор информации по выделенным показателям и контроль за их регулярностью и качеством;

■ отслеживать показатели качества по различным параметрам;

■ руководству вуза иметь своевременную, достоверную, качественную и всестороннюю информацию;

■ привлекать студентов для проведения научно-исследовательской деятельности;

■ подготовить материал для определения рейтинга преподавателей и студентов;

■ создать базу данных для научно-исследовательской и методической работы преподавателей.

Наличие отдела мониторинга позволит систематизировать работу по отслеживанию качества знаний студентов, выявлять новые тенденции, замечать трансформации. Полученные мониторинговые данные могут стать основой для прогнозирования и планирования общевузовской деятельности. Работа отдела мониторинга в вузе позволит систематизировать огромный поток информации о жизнедеятельности вуза, сформировать подходы к оценке качества знаний студентов, активизировать исследовательскую работу. Мониторинговые данные станут основой для принятия оптимальных управленческих решений руководством вуза и тем самым позволят повысить эффективность управления, направленного на повышение качества образования.

Организованный управленческий мониторинг на основе ССП и УСП позволяет выявить трансформацию состояния объекта управления за определенный интервал времени, установить динамику и направленность развития исследуемого объекта. При проведении мониторинга будут выявляться причинно-следственные связи внутри изучаемого объекта или между наблюдаемыми явлениями, а также возникающими в ходе их развития противоречиями. Управленческий мониторинг помогает обеспечить информацией руководство вуза для постановки управленческих задач по стратегическому развитию и принятию предупреждающих и адекватных решений. Полученная в ходе проведения мониторинга информация предоставляет возможность организовать

прогнозирование развития исследуемых объектов, явлений, процессов, осуществлять целостную диагностику текущего состояния объекта и выявлять причины отклонений от намеченных показателей. Он способствует демократизации управления, что проявляется в привлечении к принятию решений коллектива, прежде всего ППС, развитию самоуправления, сочетанию централизации и децентрализации при выполнении управленческих функций. Созданная система мониторинга позволяет наладить обратную связь между управляющей и управляемой подсистемами вуза.

Таким образом, наличие сбалансированной системы показателей, увязанной с УСП и мониторингом, дает возможность системе управления вузом формировать стратегию и взаимодействовать как с внешней средой, так и с основными влиятельными факторами внутренней среды вуза.

Литература

1. Беляев А. А., Коротков Э.М. Системология организации. М.: Инфра-М, 2000. 182 с.

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегий к действию / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 320 с.

3. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Экономика, 2000. 271 с.

4. Переверзев В., Фомин С. Формирование СМК вуза на основе концепции сбалансированных показателей // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 18 - 25.

5. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 352 с.

6. Рычихина Э.Н. Мониторинг как общая функция управления. Ухта: УГТУ, 2007. 140 с.

Доброва Л. В.

Формирование информационной компетентности студентов в процессе активного обучения в техническом университете

Развитие информационных технологий в настоящее время представляет пользователям качественно новые возможности, что влечет за собой развитие информационной компетентности как одной из составляющих общей культуры студентов для свободной ориентации в информационном потоке в системе высшего профессионального образования.

На современном рынке труда особенно востребованы специалисты инженерного профиля с высоким уровнем информационной компетентности, которая является одной из ключевых компетенций, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.