Е. А. Ходырева
СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
В условиях современного информационного общества центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в профессиональном образовании.
Однако сегодня, по признанию многих теоретиков и практиков профессионального образования, именно самостоятельная работа является наиболее слабым звеном учебного процесса в вузе, поскольку недостаточно обеспечена методически и не всегда хорошо организована. Поэтому важным направлением повышения качества профессионального образования должны стать совершенствование самостоятельной работы как системы.
Представим характеристику самостоятельной работы с позиций основных субъектов образовательного процесса в вузе - преподавателя и студентов. С позиции педагога самостоятельная работа студентов - это планируемая деятельность, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. С позиции студента самостоятельная работа -это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом и корректируемая им по процессу и результату деятельность. Следовательно, самостоятельную работу необходимо рассматривать, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов, с другой - как совокупность педагогических условий, обеспечивающих руководство их самостоятельной активностью.
Под системой самостоятельной работы понимается совокупность взаимосвязанных, взаи-мообусловливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов самостоятельной деятельности.
Как система самостоятельная работа предполагает наличие следующих признаков:
- определенный уровень самостоятельности субъектов профессионального образования во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции;
- переход от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер;
- формирование познавательных способностей обучающихся, их направленности на непрерывное самообразование;
- развитие творческого потенциала студента;
- регулярность консультаций с обучаемыми;
- исчерпывающее и своевременное информирование студентов о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.
Представим характеристику системы самостоятельной работы через описание ее основных компонентов: целей, принципов, содержания, технологий и результатов, а также взаимосвязей между ними.
Цель самостоятельной работы в вузе - создать условия для формирования у студентов способности осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Полагаем, что цель как в системе самостоятельной работы в вузе, так и по отдельной образовательной программе, по учебному предмету является ее системообразующим фактором.
К основным принципам самостоятельной работы студентов в вузе следует отнести:
- комплексность, то есть сочетание вариативных видов и форм самостоятельной работы, включенность ее во все этапы аудиторной и внеаудиторной деятельности;
- системность, то есть наличие системы проектирования, организации и контроля самостоятельной работы;
- систематичность, то есть непрерывность, последовательность и равномерную интенсивность самостоятельной работы студента в течение семестра, учебного года;
© Ходырева Е. А., 2010
- доступность, предполагающую, что для успешности самостоятельной работы студентов необходимы четкие методические указания, определяющие цели, средства, трудоемкость, сроки выполнения, формы контроля и самоконтроля самостоятельной работы;
- связь теории с практикой, обусловливающую зависимость заданий для самостоятельной работы от будущей профессиональной деятельности, их ориентацию на формирование компетенций обучающихся;
- сознательность и творческую активность студентов, предполагающую, что обучающийся самостоятельно анализирует проблемную ситуацию, производит выбор средств и методов решения учебной, социальной или профессиональной проблемы.
Характеризуя систему самостоятельной работы, необходимо остановиться на такой ее подсистеме, как совокупность видов и форм.
В зависимости от места и времени проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами самостоятельная работа студентов подразделяется на следующие виды:
- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
- самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
По количеству обучающихся выделяют коллективные, групповые, индивидуальные формы самостоятельной работы студентов.
По продолжительности выполнения заданий для самостоятельной работы: кратковременная, среднесрочная, долговременная.
По характеру деятельности: репродуктивная, конструктивная и творческая самостоятельная работа.
По дидактической цели: самостоятельная работа по изучению новых знаний, по закреплению, по обобщению и систематизации, по контролю знаний и способов деятельности.
По структуре: организуемая преподавателем (контролируемая самостоятельная работа) самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственно-
го контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т. п.).
По содержанию: самостоятельная работа по каждой учебной дисциплине, включенной в учебный план, и по основной образовательной программе в целом (научно-исследовательская работа, написание курсовой и выпускной квалификационной работы). Ориентация на формирование компетенций обучающихся обусловливает актуальность проблемы организации самостоятельной работы бакалавров и магистров в целом по основной образовательной программе, а не только и не столько в традиционных границах конкретных дисциплин.
По обязательности выполнения: включенная в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке и включаемая в план самостоятельной работы по выбору студента.
Данные виды и формы комплексно используются на различных этапах реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования. Основные виды и формы организации самостоятельной работы студентов определяются такими параметрами, как содержание учебной дисциплины; уровень образования и степень подготовленности студентов; необходимость упорядочения нагрузки студентов.
Характеризуя самостоятельную работу студентов процессуально, следует отметить необходимость проектирования ее как системы взаимодействий двух основных субъектов профессионального образования - преподавателей и студентов. Охарактеризуем данную подсистему.
Деятельность преподавателя сводится к последовательной реализации планирования, организации и оценке качества выполнения самостоятельной работы.
Планирование самостоятельной работы предполагает следующую последовательность действий:
1. Определение целей самостоятельной работы на основе требования Государственного образовательного стандарта, и конкретизация целей по учебным курсам, отражающим структуру готовности к профессиональному самообразованию.
2. Отбор содержания самостоятельной работы на основе требований ГОС и имеющегося ме-
тодического сопровождения как по ООП в целом, так и по учебной дисциплине.
3. Конструирование системы заданий в соответствии с целями различного уровня, содержанием каждой предлагаемой дисциплины, видами и уровнями познавательной деятельности студентов.
4. Разработка методического сопровождения самостоятельной работы.
4. Определение способов и средств контроля.
При этом следует учесть, что планирование самостоятельной работы должно соотноситься не только с предметной логикой, но и с общей последовательностью формирования у обучающихся профессиональных и общекультурных компетенций.
Организация самостоятельной работы рассматривается как разработка рациональных форм ее осуществления и контроля. Преподавателем должно быть четко определено время на выполнение заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине понедельно, при этом виды самостоятельной работы, трудозатраты должны быть доведены до обучающегося, а бюджет времени на самостоятельную работу по всем дисциплинам (модулям) распределен равномерно по неделям семестра. Необходимо исчерпывающее и своевременное информирование обучающихся о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, необходимости использования вспомогательных средств.
Таким образом, организация системы самостоятельной работы студентов должна осуществляться в направлении разработки рациональных форм ее осуществления и контроля. Это подтверждают результаты анкетирования заведующих кафедрами ВятГГУ (40 человек), проведенного в январе 2010 г., которое показало, что оптимальным может считаться соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов как 50/50. Такой точки зрения придерживаются 58,3% опрошенных. При этом сходные характеристики, по мнению респондентов, должно иметь и соотношение видов аудиторной и внеаудиторной (на базе вуза) самостоятельной работы студентов. Так считают 55,5% респондентов.
Заведующие кафедрами указывают, что при организации самостоятельной работы студентов преподаватели используют достаточно разнооб-
разные технологии. Наибольшую частотность показали ИКТ - 65,5%, портфолио - 51,7%, кейс-технология - 41,4%. Единичный характер для организации самостоятельной работы носит использование рейтинга, проблемного обучения, мастерских, продвинутых лекций, дискуссий (от 3,45 до 6,9%).
Определяя эффективные методы контроля самостоятельной работы студентов, респонденты не высказывают единодушия и называют 31 форму контроля. Среди наиболее рейтинговых традиционные опрос - 27,6%, проверочные работы - 41,38%, экзамен - 20,7%, защита проектов - 20,7%. Среди инновационных - наименьшие по частотности деловые игры, электронный отчет, рецензия на фильм, портфолио, проверка тетради для самостоятельной работы, промежуточная аттестация в модуле, эссе (от 3,5 до 6,9%).
Существенной проблемой в организации самостоятельной работы студентов респонденты называют недостаточную готовность студентов к самоорганизации и осуществлению самостоятельной работы. Лишь 10% опрошенных полагают, что у студента не возникнут сложности при ее осуществлении, так как для этого созданы все условия (2,7%) и сам студент владеет навыками поиска и обработки информации (8,1%). В качестве основных трудностей называют отсутствие навыков самообразования и самостоятельной деятельности (27%), отсутствие мотивации (10,8%), недостаточный уровень школьной подготовки (21,6%), отсутствие технологической базы (8,1%), формализм в освоении учебных дисциплин (8,1%).
Если исходить из положения, что одна минута самостоятельной работы столь же ценна, как и одна минута аудиторных занятий, то перспективы ее модернизации в первую очередь следует связывать с ее четкой организацией на протяжении всего семестра. Важно указывать формы, способы контроля и оценки результатов самостоятельной работы с обязательным сравнением с ожидаемыми. Так, например, планирование самостоятельной работы по учебной дисциплине, может быть осуществлено следующим образом (см. таблицу).
Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивает учебно-методическое управление университета, библиотека, вычислительный центр, деканат факультета, кафедра, преподава-
тели университета. Библиотека университета обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях); доступ к основным информационным образовательным ресурсам. Вычислительный центр предлагает информационную поддержку самостоятельной работы студентов, выход в Интернет из залов самостоятельной работы. Учебно-методическое управление и деканат обеспечивают учебно-методическую и материально-техническую базу для организации самостоятельной работы студентов.
Отметим, что ключевая роль в организации самостоятельной работы студентов по основной образовательной программе принадлежит кафедре, которая разрабатывает и осуществляет ее методическое сопровождение - обеспечение самостоятельной работы комплексом методических материалов, которые обусловливают ее эффективность. Кафедры организуют работу по комплектованию учебных кабинетов учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой; разрабатывают учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы, учебники как в печатном, так и в электронном вариантах в соответствии с государственными образовательными стандартами; методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы студентов; задания для самостоятельной работы; темы рефератов и докладов; темы курсовых работ и проектов и методические рекомендации по их выполнению; темы квалификационных работ и методические рекомендации по их выполнению; вопросы к экзаменам и зачетам; образцы оформления индивидуальных заданий; инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, семестровых заданий и т. д.; предоставляют студентам сведения о на-
личии учебно-методической литературы, современных программных средств по своей дисциплине. Покажем, какое (из имеющегося на кафедрах ВятГГУ) методическое сопровождение, по мнению заведующих кафедрами, в наибольшей степени способствует внедрению инновационных методов организации и сопровождения самостоятельной работы студентов. 72,4% респондентов отдают предпочтение ресурсам библиотеки. Столько же - возможностям Интернет. Значимой составляющей методического сопровождения самостоятельной работы студентов являются, как показывают анкеты, учебно-методические комплексы (58,6%) и аттестационные педагогические материалы (48,3%). Менее трети (27,6%) респондентов указывают на важность методических рекомендаций. Частотность использования других видов методического сопровождения, по данным исследования, невысокая. Она составляет от 10 до 3,5% и включает электронные учебники, сборники ситуационных задач, видеоматериалы и обучающие программные средства, базы данных. Респонденты также указали, что для внедрения инновационных методов сопровождения самостоятельной работы студентов недостаточно специализированных журналов (13,8%), электронных учебников и пособий (17,2%), специализированного программного обеспечения (10,3%), методических пособий по дисциплинам (17,2%). Ряд респондентов также ссылаются на недостаток оборудования: не хватает компьютерной техники (44,8%), мультимедийного оборудования (27,6%), доступа в Интер-нет(41,4%), отсутствуют интерактивные доски и плазменные панели (по 3,5%). Таким образом, на сегодняшний день приоритетной становится задача создания целостной системы учебно-методического сопровождения самостоятельной учебной работы студентов, включающей наличие как традиционных, так и инновационных способов сопровождения.
Оценка качества выполнения самостоятельной работы осуществляется в вузе через систему кон-
Планирование самостоятельной работы по учебной дисциплине
Наименование темы Период изучения Цели СРС Виды заданий для СРС Время, отводимое на выполнение задания (трудозатраты студента) Способ контроля Количество баллов
троля: через входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины. Отметим, что в вузе используются как традиционные, так и инновационные способы оценки качества самостоятельной работы. Свою высокую эффективность показал, например, рейтинговый контроль самостоятельной работы.
Таким образом, деятельность преподавателя в системе самостоятельной работы связана с освоением им новых тьюторских, модераторских и консультативных функций, реализация которых обеспечит формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.
Деятельность студента в системе самостоятельной работы сводится к последовательной реализации этапов мотивации, осуществления (исполнения) самостоятельной деятельности в аудиторной и внеаудиторной работе и к ее рефлексии.
Мотивационный этап самостоятельной работы студентов связан с формированием подготовленности студентов к самостоятельному труду, наличием определенного уровня самодисциплины. Цель деятельности возникает у студента в результате конкретизации ее смыслообразующих мотивов, функцию которых выполняет интерес к содержанию и процессу освоения знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка студентом учебной задачи в самостоятельной работе, но и принятие задачи, поставленной преподавателем.
Задания для самостоятельной работы организуют исполнительский этап самостоятельной работы студентов, задавая последовательность видов деятельности, необходимых для усвоения знаний, приобретения умений, формирования компетенций. Когда речь идет о самостоятельной работе с учебными материалами и средствами, условия деятельности решительно изменяют-
ся: Первым среди этих условий является формирование способов логического анализа источников учебной информации. Вторым важным условием является овладение продуктивными способами решения учебных задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного методологического и методического участия преподавателя. Участие это носит опосредованный характер и связано с системой методического обеспечения самостоятельной работы. Так, исходя из требований ФГОС, самостоятельная работа студентов по каждой основной образовательной программе должна быть обеспечена организационно, информационно и методически:
- содержание учебных дисциплин должно быть представлено в локальной сети или Интернете;
- каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронной библиотечной системе, одновременный индивидуальный доступ не менее 25% обучающихся;
- печатные и электронные издания основной учебной и научной литературы по общенаучному и профессиональному циклу должны быть изданы в течение последних пяти лет и иметься в библиотеке вуза из расчета 25 экземпляров на 100 обучающихся;
- дополнительная литература: официальные, справочно-библиографические и специализированные издания должны быть представлены из расчета 1-2 экземпляра на 100 человек;
- электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа к Интернету;
- библиотека вуза должна иметь доступ к современным профессиональным базам данных, информации справочных и информационных систем. При этом при использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом дисциплин.
Рефлексивный этап самостоятельной деятельности студента предполагает самоконтроль, осуществляемый в процессе изучения дисциплины, а также при подготовке к контрольным мероприятиям, когда он овладевает искусством объективной оценки собственного потенциала.
Итак, проектирование и реализация в образовательном процессе вуза системы самостоятель-
ной работы студентов являются определяющим фактором становления современного специалиста. В качестве перспектив ее модернизации в контексте актуальных задач профессионального образования, связанных с формированием компетентного специалиста, можно считать следующие направления ее совершенствования.
1. Обеспечение оптимального сочетания объемов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, на основе которого составляется план самостоятельной работы по предмету.
2. Методически грамотная организация деятельности студента в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе. Выполнение заданий должно учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т. е. процесс самостоятельной работы постепенно должен становиться творческим, ориентированным на получение студентом объективно или субъективно новых результатов, продуктов, идей. Важно обеспечить вариативный и дифференцированный характер заданий, учитывающий индивидуальные возможности, интересы и потребности студентов. Ориентация на формирование компетенций требует использования интегрированных заданий внутри- и межпредметного содержания, активное применение в содержании заданий типовых и нестандартных профессиональных ситуаций.
3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами и соответствующей учебно-методической литературой, в том числе электронной. У студента формируется умение самостоятельно выбирать источники информации, оценивать их значимость, интегрировать информацию.
4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Организация и ме-
тодическое сопровождение самостоятельной работы, должны предусматривать обеспечение каждого студента индивидуальным рабочим методом при выполнении теоретических (расчетных, графических и т. п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ; информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т. д.); методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т. п.); контролирующими материалами (тесты); материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.); временными ресурсами; консультациями (преподаватели, сотрудники НИИ, лабораторий и т. д.); возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории (элективные учебные дисциплины, дополнительные образовательные услуги, индивидуальные планы подготовки); возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что эффективность системы самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. А управление системой самостоятельной работы будет осуществляться эффективно, если в вузе в целом, в отдельной образовательной программе, в учебном предмете будет достигнута оптимальная соотнесенность ее подсистем: целевой, содержательной, операционно-деятельностной и результативной, а также если будет разработана и реализована система ее методического сопровождения, обеспечивающего формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности.