г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ 19 \
V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА J
Темиров М.Х.
старший научный сотрудник-соискатель кафедры «Менеджмент» Ташкентского института текстильной и легкой промышленности
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
ТЕМИРОВ М.Х. МИЛЛИЙ ИКТИСОДИЁТНИ ТАРТИБГА СОЛИШ ТИЗИМИ: БЮДЖЕТ СИЁСАТИ
Ушбу мак,ола давлат бошкаруви, хусусан, бюджет сиёсати х,олати ва уни ривожлантириш-га баFишланган. Миллий иктисодиётни давлат томонидан тартибга солишнинг сифатини ях-шилаш йуллари тавсия килинган.
Таянч иборалар: давлат бошкаруви, иктисодиётни тартибга солиш, давлат бюджети, мо-лия, бюджет сиёсати, миллий иктисодиёт.
ТЕМИРОВ М.Х. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Работа посвящена вопросам состояния и развития государственного управления, в частности бюджетной политики. Предложены пути улучшения качества государственного регулирования национальной экономики.
Ключевые слова: государственное управление, регулирование экономики, государственный бюджет, финансы, бюджетная политика, национальная экономика.
ТЕМIROV М.Х. THE SYSTEM OF REGULATION OF THE NATIONAL ECONOMY: THE BUDGETARY POLICY
Paper is devoted to the condition and development of the government administration, in particular of the budgetary policy. There are proposed ways of improving the quality of state regulation of the national economy.
Keywords: government, administration, regulation of the economy, the state budget, finance, budgetary policy, the national economy.
По мере развития государственности происходило неуклонное усиление роли государства в экономике. Об этом свидетельствует не только рост государственных доходов и расходов относительно ВВП, но и возрастающее значение регулирующих мер правительства, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике.
Вызванная самой хозяйственной практи- нес предъявляет спрос на услуги государства,
кой потребность расширения временных го- так как он в первую очередь заинтересован
ризонтов планирования компаниями сво-
„ , в преодолении рисков и неопределенности,
ей деятельности обнаружила новое понимание роли государства в хозяйственном раз- обусловленных слабостью или неэффектив-витии страны. В настоящее время сам биз- ностью государственной власти.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3
г f 20 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ \
V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
Как упоминают авторы «Курса переходной экономики», - вопрос об экономической роли государства приобрел в настоящее время ключевое значение. От его решения во многом зависит дальнейшая судьба страны1.
Изменения задач и способов государственного регулирования экономики происходят под воздействием различных факторов, среди которых особое место занимают финансовая глобализация, особенности инновационного развития, а также социально-политические факторы. Поэтому возникает проблема качества государства, способного эффективно выполнять свои функции в постоянно изменяющихся условиях.
Политика регулирования условий хозяйствования с учетом глобализации и инновационных процессов становится ведущей в системе финансовой политики государства. Особого внимания требует проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики, для решения которой и осуществляется поиск новых приоритетов государства в экономике 2.
В сфере экономики государственное управление стало все больше осуществляться в форме государственного регулирования, которое характеризуется ограничением прямого вмешательства государства в экономические процессы. Однако мировой финансовый кризис 2008 года однозначно подтвердил нежелательность отказа от государственного управления общественными процессами, так как для саморегулируемой рыночной экономики характерны периодические кризисные явления, при которых требуется усиление роли государства в управлении теми или иными процессами. Как отмечает Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: «...для того, чтобы не подвергаться влиянию стихии и хаоса, мы четко определили, что в переходный период именно государство должно взять на себя ответственность главного реформатора. Там, где это диктовалось долгосрочными интересами страны и необходимостью разрешения и выхода из экстре-
1 Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. - Москва: Финстатинформ, 1997.
2 Сахаров Д.М. Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России. -Москва, 2003.
мальных ситуаций, применялись методы государственного регулирования, что в конечном итоге полностью себя оправдало»3.
При этом как отмечается в докладе президента Всемирного банка хорошее правительство - это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно4.
Вместе с тем изменения в глобальной экономике не просто заставляют вернуться к базовым вопросам о роли государства на современном этапе, но и делают их одними из наиболее актуальных, как с научной, так и с практической точек зрения.
Статистика представляет доказательства возрастания роли государственных финансов в развитии современной мировой экономики. Так, если в начале XX столетия доля государственных расходов (в ведущих странах мира) находилась на уровне 10-15%, то в настоящее время в США она превышает 30%, а в странах ЕС достигает 50%. Абсолютные объемы расходов федерального правительства США выросли с 42,5 миллиарда долларов в 1950 г. до 92,1 миллиарда - в 1960 г., 590,9 миллиарда - в 1980 г., 1560 миллиардов долларов в 1996 г. 5 ,1,8 триллиона долларов в 2002 г. и в 2013 году, несмотря на финансовый кризис, расходы составили 3,454 триллиона долларов6
Особенности нового этапа развития национальной экономики обусловили необходимость трансформации ряда ключевых инструментов и механизмов экономического регулирования, к которым, прежде всего, относится государственная бюджетная политика.
В условиях мирового финансового кризиса, в первую очередь, при определении институциональных основ бюджетной политики, должно быть сформировано представление о возлагаемых на государство обязанностях, исходя, из этих обязанностей формиру-
3 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: «Узбекистан», 2009. - С.7.
4 The State in a Changing World. World Development Report, 1997 // Oxford University Press, 1997.
5Budget of the United States Government.Fiscal Year 1998.Historical Tables.Wash., 1997.
6http://russian.cri.cn/881/2013/11/01/1s489325.htm
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3
г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ 21 ^
V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
ются расходы, а величина необходимых расходов позволяет определить требуемые доходы. Функции государства должны быть четко структурированы и законодательно закреплены. Между тем, определение величины налогового бремени, как макроэкономического ориентира при проведении бюджетной политики, должно основываться не только на современных налоговых теориях, но и отражать качество выполнения государством своих функций.
В условиях мирового финансового кризиса бюджетная политика должна быть ориентирована не только на обеспечение доходами бюджетной системы, но и на стимулирование деловой активности, что, предполагает благоприятные условия для развития предпринимательской активности, защиты частной собственности, частных накоплений и инвестиций. Бюджетная политика должна обеспечивать государство финансовыми ресурсами для решения стоящих перед ним задач. Однако без экономического роста невозможно увеличить доходы бюджета и обеспечить подъем уровня жизни населения.
В этой связи бюджетная политика должна быть направлена на улучшение инвестиционного климата, в свою очередь, предполагающее существенное снижение рисков хозяйственной деятельности. Обеспечение экономического роста невозможно без активного использования инструментов бюджетной политики. Проведение бюджетной политики, ориентированной на активизацию внутренних источников экономического роста предполагает, прежде всего, формирование благоприятной рыночной инфраструктуры и институциональной среды и предусматривает, в частности:
повышение эффективности государственных расходов и увеличение доходов бюджета за счет снижения общей налоговой нагрузки на приоритетные отрасли;
создание предпосылок для активизации предпринимательской деятельности;
создание механизмов, способных обеспечить привлечение финансовых ресурсов в развитие рыночной инфраструктуры;
усиление антимонопольной политики и регулирования инфляционных процессов;
повышение эффективности управления государственной собственностью;
стимулирование научно-технического прогресса, включая использование целевых программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности в конкурентоспособных сегментах национальной экономики.
Если анализировать прогнозы Государственного бюджета Республики Узбекистан и его исполнение за последние годы, можно заметить, что бюджетная политика республики построена именно на тех принципах, о которых было упомянуто выше (рис. 1). За счет обеспечения благоприятного экономического роста были достигнуты высокие показатели доходов Государственного бюджета, тем же обеспечен подъем уровня жизни населения.
Вместе с тем в прогнозных показателях Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год ожидается исполнение госбюджета с дефицитом 1% к ВВП. Доходную часть бюджета планируется обеспечить в размере 23,2% к ВВП, расходную - 24,2% к ВВП1.
Принимая во внимания вышеизложенное, жесткие требования к конкурентоспособности современной экономики и национальному хозяйствованию в отдельных странах, по нашему мнению должны учитываться следующие моменты:
для поддержания устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе необходимо увеличить инвестиционную и инновационную активность, связанную с развитием производств, обладающих высоким потенциалом конкурентоспособности на мировом рынке. Активизация внутренних источников экономического роста в рамках проводимой государством бюджетной политики является одним из условий выхода экономики на траекторию устойчивого экономического развития;
при реформировании государственных финансов в центре внимания должны находиться не только их масштабы, но и качественные аспекты, связанные с эффективностью выполнения государством его функций. При этом процесс реформирования системы
1http://uzbekistan.polpred.com
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3
г f 22 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ \
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
Рис.1. Прогноз и исполнение Государственного бюджета Республики Узбекистан в 2009-2012 гг. 1
(в миллиардах сум).
государственных финансов должен быть направлен на достижение большего ее соответствия по масштабам, структуре и эффективности потребностям постиндустриального общества;
так как стабильность бюджетной политики является ключевым фактором создания благоприятного инвестиционного климата и снижения рисков, необходимо снизить влияние факторов высоких рисков, к которым относятся низкий уровень доверия хозяйствующих субъектов к экономической политике государства и слабость рыночных институтов;
ключевой ролью государства является обеспечение стабильных условий для всех экономических субъектов. То, насколько «прозрачными» при этом являются действия государства, должно считаться важнейшим условием для устойчивого экономического развития;
продолжение рыночных преобразований должно учитывать тот непреложный факт, что в институциональных и структурных реформах должен быть заинтересован бизнес, видящий свое будущее одновременно и как звена национальной экономики, и как игрока на мировом рынке.
Литература:
1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: «Узбекистан», 2009. -С.7.
2. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. - Москва: Финстатинформ, 1997.
3. Budget of the United States Government. Fiscal Year 1998. Historical Tables. Wash., 1997.
4. Сахаров Д.М. Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России. - Москва, 2003.
5. The State in a Changing World. World Development Report, 1997 // Oxford University Press, 1997.
6. http://russian.cri.cn/881/2013/11/01/1s489325.htm
7. https://www.mf.uz/ru/mf-state-budjet.html
8. http://uzbekistan.polpred.com
1 https://www.mf.uz/ru/mf-state-budjet.html
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3