УДК 378+622.32
СИСТЕМА РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ
Д.В. Попов
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Обосновывается целесообразность и необходимость использования компетентностного подхода к профессиональной подготовке в техническом университете специалистов по физическим процессам нефтегазового производства. Представлена феноменологическая модель системы формирования у студентов профессиональных экспериментально-исследовательских компетенций в процессе выполнения ими лабораторно-экспериментальных работ. Рассматривается компетентностно-модульная технология развития и формирования у студентов профессиональных экспериментально-исследовательских и сопутствующих общекультурных, видовых и специализированных компетенций и личностных профессионально значимых качеств в процессе перманентного выполнения ими лабораторных экспериментально-исследовательских работ. Изложены структура и содержание трех учебных модулей: планирования и подготовки лабораторного эксперимента; собственно выполнения лабораторного эксперимента; статистической обработки экспериментальных данных, оценки и презентации результатов лабораторно-исследовательского эксперимента.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, лабораторные экспериментально -исследовательские работы, физические процессы, нефтегазовое производство, модель системы.
Федеральный государственный стандарт предусматривает возможность и готовность выпускника вуза заниматься профессиональной деятельностью в широкой предметной области, включая научное и инженерное обеспечение деятельности человека в недрах Земли, в том числе в недрах, находящихся под морями и океанами, при эксплуатационной разведке, добыче, транспортировке и переработке полезных ископаемых, строительстве подземных объектов [2].
Выдающийся российский физик, академик, лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица придавал большое значение развитию физической науки, познанию новых физических явлений и закономерностей, подготовке молодых ученых и специалистов-физиков, эксперименту. В своей работе «Эксперимент, теория, практика» он указывал: «Разрыв между теорией и экспериментом, между теорией и жизнью, между теорией и практикой есть симптом серьезных нарушений нормального развития науки» [1].
Эти указания знаменитого ученого-физика имеют особую значимость и ценность для выбора стратегии формирования основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению 13.12.01 «Физические процессы горного или нефтегазового производства».
Дмитрий Владиславович Попов, преподаватель кафедры «Общая физика и физика нефтегазового производства».
Весьма существенно, что Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки специалистов по специальности 13.12.01 «Физические процессы горного или нефтегазового дела» определил в качестве результата освоения студентами основной образовательной программы сформированные у них кластеры общекультурных и профессиональных компетенций. В совокупности представленных в этом стандарте компетенций (66 дескрипторов, 22 из которых относятся к общекультурным компетенциям, а 44 - к общепрофессиональным и специализированным профессиональным компетенциям) содержится профессиональная компетенция под номером ПК-23, которую можно правомерно назвать профессиональной экспериментально-исследовательской компетенцией.
Профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция (ПЭИК) будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства в самом общем случае понимается как его готовность выполнять экспериментальные исследования в натурных и лабораторных условиях с использованием современных методов и средств измерения, его «готовность обрабатывать и интерпретировать полученные в эксперименте результаты, составлять и защищать отчеты» [1]. Эта лаконично и емко сформулированная дефиниция ПЭИК аккумулировала в себе готовность выпускника вуза выполнять экспериментальные исследования в широчайшем спектре физических процессов (механика твердого тела, гидро-, аэродинамика жидкости и газа, электричество и электромагнетизм, термодинамика, оптика и др.) во всех сферах нефтегазового производства.
Для выявления роли и места экспериментально-исследовательской компетенции в профессиональной деятельности специалистов по физическим процессам нефтегазового производства были проведены экспертные исследования (методом анкетирования). В экспертизе приняли участия специалисты регионального нефтегазового кластера (ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», АК «Транснефть»), ученые и преподаватели нефтетехнологического факультета СамГТУ, специалисты бикорпоративных учебных центров («Автоматизированные системы управления технологическими процессами в нефтегазовом и топливно-энергетическом комплексе», «Современные технологии нефтепереработки СамГТУ - AVENS», «СамГТУ - Газпром - Трансгаз - Самара») в количестве 118 человек. Эти исследования показали, что из четырех наиболее характерных видов профессиональной деятельности специалистов по физическим процессам нефтегазового производства доминирующее место занимает научно-исследовательская работа (56 %), в то время как проектная деятельность - 14 %, производственно-технологическая - 18 %, организационно-управленческая - 12 %. Причем проводимые специалистами научные исследования в основном имеют практико-ориентированный, экспериментальный характер.
Повышенные требования работодателей к экспериментально-исследовательской подготовке будущих специалистов по физическим процессам нефтегазового производства, изложенные во ФГОС ВПО, нашли адекватное отражение в учебном плане и рабочих программах учебных физических дисциплин общенаучного и специального циклов.
Базовый фундаментальный курс «Физика», преподаваемый студентам направления 13.12.01 в течении четырех семестров в объеме 308 часов,
предусматривает выполнение ими лабораторных работ в объеме 119 часов. В цикле специальных дисциплин содержится четыре учебных курса, преподаваемых соответственно в 5-8-м семестрах:
- «Гидромеханика многофазных сред»;
- «Минералогия и физические методы исследования минералов»;
- «Молекулярная механика вязкости»;
- «Газовая динамика»,
в которых на выполнение лабораторных работ отводится 68 часов.
Кроме того, в курсе учебно-научно-исследовательских работ (9-10-й семестры, объем 158 часов) на выполнение экспериментально-исследовательских работ выделяется 40 % времени (63 часа). Таким образом, студенты непрерывно в течение всех десяти семестров проделывают экспериментально-исследовательские работы в суммарном объеме 250 часов, в процессе которых у них должны сформироваться ПЭИК.
С учетом сказанного была определена цель исследования, состоящая в выявлении путей и условий развития и устойчивого формирования профессиональных экспериментально-исследовательских компетенций студентов в процессе выполнения ими учебных лабораторно-экспериментальных работ, что позволит им в последующей профессиональной деятельности быть профессионально мобильными на рынке труда, адекватно адаптироваться в быстро изменяющейся социально-экономической среде.
Автором была выдвинута следующая гипотеза: процесс развития и системного формирования у студентов ПЭИК в процессе выполнения учебных лабораторно-экспериментальных работ будет эффективен, если будет:
- уточнена, конкретизирована и четко сформирована дефиниция «профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция», позволяющая осуществлять контроль, измерение и оценку уровня ее сформированности;
- разработана теоретическая/феноменологическая модель системы формирования у студентов ПЭИК в процессе выполнения ими лабораторно-экспериментальных работ, на качественном уровне отражающая целостный педагогический процесс, начиная с определения цели ее функционирования (целеполагания) и заканчивая контролем уровня сформированности компетенции и оценки результата учебно-познавательной деятельности студента;
- разработана и обеспечена для свободного доступа и пользования студентами информационно-дидактическая база формирования ПЭИК в процессе непрерывного выполнения учебных лабораторно-экспериментальных работ;
- разработана компетентностно-модульная технология формирования ПЭИК в процессе непрерывного выполнения студентами лабораторно-экспериментальных работ;
- разработаны критерии, показатели и диагностический инструментарий контроля и оценки уровня сформированности ПЭИК.
В основу разработки семантической структуры и формулировки дефиниции профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции специалиста по физическим процессам нефтегазового производства было принято ее стандартизированное определение [2], конкретизированное и дополненное трехэтапными взаимосвязанными и последовательно реализуемыми операциями и процедурами [3], что обеспечило возможность объективного контроля и измерения уровня ее сформированности.
Профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция - это интегративная многокомпонентная субстанция, адекватно отражающая способность, готовность на основе приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально-значимых качеств планировать и подготавливать натурный либо лабораторный физический эксперимент; корректно и адекватно цели эксперимента выполнять комплекс мыследеятельностных и тактильных операций и процедур; выполнять статистическую обработку и оценку полученных экспериментальных данных, эффективно и аргументировано проводить их презентацию (защиту).
С целью эффективного развития и системного формирования у студентов профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции в процессе выполнения ими учебных лабораторных работ была разработана на качественном уровне теоретическая/феноменологическая модель системы формирования ПЭИК (рис. 1). Из рисунка видно, что в структуре системы содержится 11 взаимосвязанных звеньев. Звено целеполагания 1 отражает целевое предназначение педагогической системы: формирование у студентов ПЭИК в процессе выполнения ими учебных экспериментально-лабораторных работ. Звено 2 модели системы раскрывает содержание и компонентный состав ПЭИК.
Любая компетенция, в том числе и ПЭИК, имеет сложную внутреннюю интегративную структуру с большим числом компонентов разной природы [4]. Для решения рассматриваемой проблемы необходимо и достаточно учитывать лишь содержательные и функциональные компоненты ПЭИК. Содержательные компоненты (когнитивный, операциональный и деятельностный) позволяют опосредовано контролировать, измерять и оценивать уровни сформированности ПЭИК. Функциональные компоненты отражают этапы и виды экспериментально -исследовательской деятельности студентов в процессе выполнения лабораторных работ. Здесь также три взаимосвязанных и преемственно реализуемых компонента: ККП - планирование и подготовка физического лабораторного эксперимента; ККВ -собственно процесс выполнения экспериментально-исследовательской лабораторной работы; ККОО - статистическая обработка экспериментальных данных и презентация результатов эксперимента.
Матрица дескрипторов содержательных и функциональных компонентов ПЭИК представлена в табл. 1.
Требования к уровням сформированности ПЭИК отражены в звене 3 модели системы. Предусмотрено три уровня сформированности: пороговый, базовый (средний) и повышенный (углубленный). Для обоснования требований к уровням сформированности ПЭИК был использован следующий методический прием. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 13.12.01 «Физические процессы горного или нефтегазового производства» предписывают необходимость формирования у студентов этой специальности большой совокупности профессиональных компетенций по следующим четырем видам (функциям) профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- проектная;
- научно-исследовательская [2].
1. ЦЕЛЬ: сформировать у студентов ПЭИК
2. Содержание и компонентный состав ПЭИК
Когнитивная компонента Операционная компонента 1 Деятельностная компонента
3. Требования к уровню сформированности ПЭИК
Пороговый Базовый Повышенный
4. Информационно-дидактическая база формирования ПЭИК
Содержание физических учебных дисциплин Содержание лабораторных работ 1 Содержание учебной и производственной практик
5. Компетентностно-модульная технология формирования ПЭИК
Модуль МП Модуль МВ Модуль МОО
6. Критерии, показатели и диагностические инструменты измерения компонентов ПЭИК
Рис. 1. Феноменологическая модель системы формирования ПЭИК у студентов в процессе выполнения экспериментально-лабораторных работ
Дескрипторы функциональных и содержательных компонентов ПЭИК
Функциональные компоненты ПЭИК Содержательные компоненты ПЭИК
Когнитивный (знать) Оперативный (уметь) Деятельностный (владеть)
ККП - планирование и подготовка лабораторного эксперимента Знание теоретических основ планирования эксперимента, инструментальных основ контроля и измерения Умение составлять планы проведения физического эксперимента, выбирать инструментальные средства Владение техникой расчета многофакторных физических экспериментов, оценки готовности инструментальных средств
ККВ - процесс выполнения экспериментально- исследовательской работы Знание психомоторных операций проведения эксперимента, процедур наблюдения и регистрации состояния и параметров процесса, правил обеспечения безопасности эксперимента Умение выполнять психомоторные операции, процедуры наблюдения и регистрации состояния и параметров процесса, обеспечивающие безопасность проведения эксперимента Владение психомоторными процедурами, техникой наблюдения и регистрации состояния и параметров физического процесса, техникой обеспечения безопасности проведения эксперимента
ККОО - статистическая обработка экспериментальных данных и презентация результатов эксперимента Знание методов статистической обработки экспериментальных данных, способов и приемов эффективного отображения и презентации результатов эксперимента Умение выбирать метод обработки экспериментальных данных, использовать знаково-смысловую наглядность представленных результатов Владение математическими методами обработки экспериментальных данных, натуральными и компьютерными техниками презентации результатов эксперимента
Титульная/базовая профессиональная компетенция ПЭИК оказывает влияние на развитие и формирование профессиональных компетенций этих видовых кластеров, однако степень этого влияния разновелика. С учетом этого фактора и с использованием метода экспертных оценок были выявлены весовые коэффициенты вклада ПЭИК в формирование каждого из кластеров видовых профессиональных компетенций и установлены требования к уровням сформированности ПЭИК для различных видов деятельности (табл. 2).
Требования к уровням сформированности ПЭИК
Уровень сформиронанности ПЭИК Виды деятельности специалиста по ФГОС ВПО
Пороговый Организационно-управленческая
Базовый Проектная, производственно -технологическая
Повышенный Научно -исследовательская
Здесь будет уместно сказать, что в процессе непрерывного выполнения учебных экспериментально-исследовательских работ у студентов развиваются и формируются не только ПЭИК, не только общекультурные и профессиональные (видовые) компетенции, но и следующие профессионально значимые личностные качества:
- системное мышление;
- ответственность;
- дисциплинированность;
- нацеленность на результат;
- коммуникативность, умение работать в группе;
- стрессоустойчивость и др. [6, 7].
Информационно-дидактическую базу формирования ПЭИК (звено 4) составляют: содержание физических учебных дисциплин (общенаучный курс «Физика», спецдисциплины «Газовая динамика», «Молекулярная механика вязкости», «Минералогия и физические методы исследования минералов», «Гидромеханика многофакторной среды», УНИРС); содержание экспериментально-исследовательских лабораторных работ по перечисленным дисциплинам; содержание учебной и производственных практик.
При большом разнообразии задач, решаемых специалистами по физическим процессам нефтегазового производства, имеется еще большее разнообразие форм и видов лабораторного, физического эксперимента. В связи с этим выбор тематики, содержания и методик проведения учебных экспериментально-исследовательских лабораторных работ представляет собой сложную многокритериальную оптимизационную задачу [8]. При этом в границах предметной области, определяемых содержанием основных образовательных программ (общая физика, цикл специальных физических дисциплин, УНИРС) и учебной и производственных практик, этот выбор производится с учетом следующих критериев и ограничений:
- объем учебного времени на проведение учебных экспериментально-исследовательских лабораторных работ - 250 академических часов;
- частотность использования/цитируемости физических законов и закономерностей, физико-технических эффектов в содержании основных образовательных программ, в контексте учебников, учебных и методических пособий для студентов специальности 13.12.01 «Физические процессы горного или нефтегазового производства»;
- необходимость овладения студентами различными видами лабораторного эксперимента, различающимися по способам организации эксперимента (лабораторный, натурный), по сложности изучаемых физических процессов и явлений (поисковые, простые, сложные), по степени контролируемости исследуемых параметров (пассивные, активные), по числу воздействующих на объект исследования факторов (однофакторные, многофакторные), по возможности повторения эксперимента (вос-
производимые, невоспроизводимые), по уровню гарантийного обеспечения безопасности эксперимента для субъектов учебно-познавательной деятельности;
- обеспечение развития и формирования всей совокупности общекультурных, видовых и специализированных компетенций, представленных во ФГОС ВПО по специальности 13.12.01 «Физические процессы в нефтегазовом производстве» 66 дефинициями, путем подбора тематики и содержания лабораторных работ; при этом процесс распределения компетенций по видам деятельности (темам лабораторных работ) должен быть представлен в виде таблицы/плоской матрицы, в которой в зависимости от значимости компетенции и требований к уровню ее сформированности она может быть распределена, закреплена за двумя-пятью лабораторными работами.
С учетом названных выше критериев и ограничений был разработан контент лабораторных работ и учебно-методических пособий по физике и физическим процессам нефтегазового производства в составе:
- 64 - по четырехсеместровому курсу физики;
- 10 - по гидромеханике многофакторной среды;
- 12 - по минералогии и физическим методам исследования минералов;
- 8 - по молекулярной механике вязкости;
- 8 - по газовой динамике;
- 16 - по учебным научно-исследовательским работам.
Трудоемкость выполнения лабораторных работ по учебным дисциплинам -2 часа, по УНИРС - 4 часа.
Компетентностно-модульная технология формирования ПЭИК (звено 5 модели системы) представлена в виде трех технологических модулей: модуль МП -подготовка и планирование лабораторного эксперимента; модуль МОО -статистическая обработка экспериментальных данных и презентация результатов эксперимента. Локальные учебные модули хотя и преемственно взаимосвязаны, но обладают автономностью. Модули МП и МОО в ряде случаев могут осваиваться в разное время и вне учебной лаборатории. Высокая эффективность компетентностно-модульной технологии проведения экспериментально-исследовательских работ во многом определяется тем, что каждый из модулей обладает свойством самоорганизации (самоуправления), обеспечивая ей синергетический эффект [9].
Системный характер учебного модуля определяется содержательной структурой входящих в него блоков (рис. 2).
Блок ДЦ - блок дидактической цели, определяет целевую программу самостоятельной деятельности студента, который отвечает на вопрос: «С какой целью должен быть изучен и освоен учебный материал модуля?». В качестве цели (Сп) и результата (Rn) выступают приобретенные знания и умения, сформированная часть/компонент ПЭИК (в рамках предметного содержания модуля).
Рис. 2. Содержательная структура учебного модуля
Блок ИДБ - блок содержания учебного материала модуля (информационно-дидактической базы), освоения которого достаточно для достижения поставленной цели, отвечающий на вопрос «Что следует изучать?».
Блок БТ - технологический, в котором содержится информация о возможных способах, методах и средствах освоения учебного материала. Этот блок отвечает на вопрос «Как осваивать учебный материал модуля?».
Блок БКС - блок диагностики процесса и результатов обучения, содержащий информацию о способах и средствах контроля и самоконтроля результатов освоения учебного материала модуля.
Целостный процесс выполнения учебной экспериментально-исследовательской лабораторной работы содержит три условно локальных, логически завершенных и последовательно реализуемых этапа, на каждом из которых реализуется соответствующая компетентностно-модульная дидактическая технология:
- технология планирования и подготовки к лабораторной работе (модули МП);
- технология проведения лабораторного эксперимента (модуль МВ);
- технология обработки и оценки результатов эксперимента (модуль МОО).
Технология планирования и подготовки к лабораторному эксперименту
содержит три преемственно реализуемые технологические операции: целеполагание, планирование эксперимента, подготовка средств наблюдения и измерения (рис. 3). На операции/этапе целеполагания либо ведущий преподаватель сообщает студентам цель выполнения конкретной лабораторной работы, либо студенты самостоятельно знакомятся с ней по методическому пособию. При этом все члены команды/малой группы коллегиально определяют, уточняют цели работы и формулируют задачи эксперимента [9].
Затем также коллегиально члены команды планируют или уточняют (если такой план уже содержится в методическом пособии) все процедуры и действия предстоящего эксперимента. При этом любой ведущий преподаватель либо лидер группы/бригадир излагает требования к обеспечению безопасности эксперимента, ответственность за которую персонально возлагается на всех членов команды.
Далее уточняются квалиметрические требования к эксперименту, методика измерения параметров исследуемых объектов и процессов, производится выбор инструментальных средств.
В процессе совместного выполнения рассмотренных операций и процедур по подготовке к лабораторному эксперименту у студентов развивается и формируется определенная часть профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции, а также профессионально-значимые предметные, информационные, инструментальные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские компетенции и личностные качества, в том числе умение работать в команде.
Технология выполнения студентами лабораторной работы (рис. 4) содержит в своей структуре следующие технологические операции: содержательные, психомоторные, операции наблюдения за состоянием исследуемого процесса/объекта и фиксации наблюдаемых параметров, операции по обеспечению безопасности эксперимента. В процессе выполнения этих технологических операций студенты производят ряд мыследеятельностных и тактильных процедур, выполняют психомоторные процедуры по плану проведения эксперимента, ведут наблюдение за состоянием и параметрами физического процесса или объекта, фиксируют их в протоколе эксперимента, производят необходимые процедуры по обеспечению безопасности выполнения лабораторной работы.
Технологические операции
Процедуры, действия
Уяснение цели эксперимента, определение задач эксперимента
7
Планирование эксперимента
Планирование процедур эксперимента, планирование безопасности эксперимента
т
Выбор, подготовка инструментальных средств
Оборудование квалиметрических требований, выбор инструментальных Средств
Развиваемые и формируемые компетенции
Предметные, научно-исследовательские, личностные
Информационные, инструментальные, научно-исследовательские
Рис. 3. Компетентностно-модульная технология планирования и подготовки студентов к лабораторному эксперименту (модуль МП)
Технологические операции
Содержательные психомоторные операции
Процедуры, действия
Выполнение психомоторных
процедур по выполнению плана эксперимента
Развиваемые и формируемые компетенции
Инструментальные, предметные
8
Операции по обеспечению безопасности эксперимента
Наблюдение и фиксация состояния
и параметров исследуемого объекта
Процедуры по обеспечению безопасности выполнения лабораторной работы
Коммуникативные, личностные
Процесс наблюдения за параметрами объекта, действия по фиксации состояния и параметров объекта
Научно-исследовательские, инструментальные
Рис. 4. Технологические операции и процедуры, производимые на этапе выполнения лабораторного эксперимента (модуль МВ)
На этапе непосредственного проведения лабораторного эксперимента особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности членов команды и распределения ролей между ними, в особенности когда экспериментальная установка содержит большое число постов и пультов управления и регулирования, приборов визуального наблюдения или автоматической фиксации за состоянием исследуемого объекта и его параметрами. Очевидно, что безопасность выполнения лабораторной работы во многом определяется четкостью действий лидера группы/бригадира или студента, назначенного оператором выполнения психомоторных (включение, выключение, юстирование, управление, регулирование и т. п.) процедур.
На этом наиболее ответственном и психически напряженном этапе проведения лабораторной работы у студентов развиваются предметные, инструментальные, научно-исследовательские, коммуникативные компетенции и другие личностные свойства.
На заключительном этапе выполнения лабораторной работы реализуется технология обработки и оценки результатов эксперимента. Состав технологических операций на этом этапе работы таков: статистическая обработка экспериментальных данных; анализ и оценка экспериментальных данных; техническое оформление отчета и презентация выполненной работы (рис. 5).
В процессе выполнения технологических операций студенты проделывают целый ряд мыслительных и тактильных действий и процедур: систематизируют полученные экспериментальные данные, проводят их статистическую обработку и необходимые математические расчеты, строят графики и диаграммы, проводят анализ и оценку результатов эксперимента. Пишут и редактируют отчеты, готовят презентационные материалы, индивидуально защищают или публично презентуют результаты экспериментально-лабораторного исследования.
Весь комплекс вышеперечисленных действий и процедур может выполняться либо в лаборатории под руководством ведущего преподавателя, либо во внеурочное время, самостоятельно. Особое внимание при этом должно быть уделено групповой оценке эксперимента, в процедуре которой должны участвовать все члены команды.
Такой подход способствует развитию рефлексивных способностей у студентов. Индивидуальная защита/публичная презентация выполненной работы проводится либо в начале очередной лабораторной работы, либо в дополнительное консультативное время. При ответственной, заинтересованной и мотивированной реализации этой технологии у студентов развиваются и формируются предметные, инструментальные, научно-исследовательские, коммуникативные и социокультурные компетенции.
В качестве критериев оценки сформированности когнитивной, операциональной и деятельностный компонент ПЭИК (звено 6) используются дескрипторы, представленные в табл. 1. Показатели сформированности компонентов были ранжированы по 100-балльной шкале на три уровня: пороговый Бп = (75-84), базовый Бб = (85-92) и высокий Бв = (93-100). Оценка выполнения лабораторно-исследовательского эксперимента проводится, соответственно, по результатам компьютерного тестирования, наблюдения за ходом выполнения эксперимента и экспертизы полученных опытных данных, презентации (защиты) отчета.
Звено 8 модели - это процедуры контроля фактических результатов сформированности ПЭИК путем их сравнения с требуемыми уровнями. Очевидно, что в процессе процедуры контроля могут быть два варианта: либо результат достигнут (звено 9) и студент получает зачет по выполненной работе, либо фактический результат не соответствует требуемому уровню, что обязывает студента провести самокоррекцию своей деятельности в рамках того или иного модуля МВ или МОО (звено 10). В некоторых случаях (звено 11) преподавателям приходится корректировать отдельные звенья системы (дополнять или изменять средства учебно-методической поддержки, содержание и структуру модулей).
Технологические операции
Действия и процедуры
X" V
Развиваемые и формируемые
X/7
Статистическая обработка экспериментальных данных —» Систематизация экспериментальных данных, проведение расчетов, построение графиков -И- Предметные, инструментальные
1 г 1
Анализ, оценка экспериментальных данных —► Анализ экспериментальных данных, оценка результатов эксперимента —1 Научно-исследовательские, личностные
1 1 f г
Техническое оформление отчета —• Написание и редактирование отчета, подготовка презентационных материалов —* Социально-культурные, научно-исследовательские
1 1
Презентация выполненной работы —► Индивидуальная защита выполненной работы, публичная презентация результатов исследования —» Коммуникативные, социокультурные
Рис. 5. Технология обработки и оценки результатов эксперимента
Практика проведения экспериментально-исследовательских лабораторных работ по физическим процессам нефтегазового производства на нефтетехнологическом факультете СамГТУ по разработанной компетентностно-модульной технологии свидетельствует о ее достаточно высокой эффективности. За последние два года число студентов со сформированными профессиональными экспериментально-исследовательскими компетенциями возросло на базовом уровне на 34 %, на повышенном - на 23 %. Достигнутые уровни сформированности ПЭИК позволяют выпускникам вуза успешно заниматься не только организационно-управленческой, производственно-технологической, но и проектной и научно-исследовательской деятельностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. КапицаП.Л. Эксперимент, теория, практика. - М.: Наука, 1977. - 351 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 13.12.01 «Физические процессы горного и нефтегазового производства» (квалификация «специалист»). - М.: Минобрнауки РФ, 2010. - 52 с. (№ 2050 от 24.12.2010).
3. Михелькевич В.Н., Попов Д.В. Инновационный подход к проведению учебных лабораторных экспериментов по физике нефтегазовых производств // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: Мат-лы V междунар. конф. Т. 1. - Ижевск: Изд-во ИГТУ, 2012. - С. 434-440.
4. Байденко В.И. Выявление состава компетенции выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод. пособие // М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 71 с.
5. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Учебный модуль-конструкт самоуправляемой дидактической системы формирования предметных компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. -№ 1 (15). - 2011. - С. 83-88.
6. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. - М.: Изд-во АП КИТ, 2008. - 616 с.
7. Попов Д.В., Михелькевич В.Н., Валюженич М.К. Развитие универсальных и профессиональных компетенций у студентов в процессе проведения лабораторного физического эксперимента //Интеллектуальное развитие в процессе обучения физике: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. - С. 133-142.
8. НалимовВ.В. Теория эксперимента. - М.: Наука, 1971. - 201 с.
9. Налимов В.В. Логические основания планирования эксперимента. - М.: Металлургия, 1981. - 152 с.
Поступила в редакцию 30.04.2014; в окончательном варианте 20.06.2014
UDC 378+622.32
THE SYSTEM OF PROFESSIONAL COMPETENCES DEVELOPMENT OF STUDENTS FUTURE SPECIALISTS IN PHYSICAL PROCESSES OF OIL AND GAS PRODUCTION DURING LABORATORY AND EXPERIMENTAL WORKS
D.V. Popov
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article explains the feasibility and necessity for competence approach to professional training of specialists in physical processes of oil and gas industry at technical university. It represents the phenomenological formation model of students' professional experimental and research competences during performance of laboratory and experimental works. The article provides a detailed analysis of the competence and modular technology of developing students' professional experimental and research competences, as well as associated common cultural, specific and specialized competencies, along with personal and professional qualities during permanent fulfillment of laboratory and experimental works. The article points out the structure and content of the three training modules: planning and preparation of laboratory experiment; performance of laboratory experiment; and statistical analysis of experimental data, evaluation and presentation of the results of laboratory and research experiment. Key words: professional competence, laboratory and experimental works, the physical processes, oil and gas production, model of the system.
Original article submitted 30.04.2014;
revision submitted 20.06.2014
Dmitry V. Popov, lecturer in «General physics and the physics of oil and gas production» post graduate student.
УДК 378
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМА АУТЕНТИЧНОСТИ
Т.И. Руднева, А.Б. Храмцова
Самарский государственный университет 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1 E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема коммуникативного образования студентов - будущих юристов на материале специальных учебных дисциплин и иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, коммуникативная компетентность, коммуникативное образование, концепт, аутентичность (аутентичность взаимодействия, аутентичность социальной ситуации, культурологическая аутентичность, ситуативная аутентичность, реактивная аутентичность, аутентичность национальной ментальности).
Исследователи утверждают, что экономический рост возможен за счет улучшения качества подготовки выпускников вуза к профессиональной деятельности. В последние годы идет борьба за профессиональные кадры, необходимые для долгосрочного развития экономики России. Вместе с тем в каждой профессиональной сфере сегодня обнаруживается дефицит квалифицированных кадров при избытке выпускников, у которых сформирована индивидуальная конкурентоспособность: способности к интеграции в профессиональное пространство с установкой на лидерство; готовность к групповому взаимодействию при решении проблемных задач; способности к получению и переработке информации (информационные технологии) и др.
Татьяна Ивановна Руднева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
«Теория и методика профессионального образования».
Анна Борисовна Храмцова, доцент кафедры «Иностранные языки».