Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ eLEARNING SERVER 3000'

СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ eLEARNING SERVER 3000 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыбля Наталья Александровна, Юрков Александр Васильевич

Статья является продолжением статьи о возможностях программного продукта eLearning Server 3000, с помощью которого был создан сервер дистанционного обучения www.elearn.ru (журнал номер 3/4 за 2002 год). В данной статье рассказывается о наполнении учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ eLEARNING SERVER 3000»

Ды1бля Наталья Александровна, Юрков Александр Васильевич

СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ ДИСТАИЦИОИИЫХ КУРСОВ

eLEARNING SERVER 3000

Преподаватель - профессия, требующая не только глубокого знания предмета, но и творческого подхода к ведению образовательного процесса. Современные технологии уже давно приходят на помощь учителям, позволяя представлять накопленные методические разработки и материалы различным образом - звуковыми фрагментами, видеодемонстрациями и интерактивными тестами. Все это помогает сделать процесс обучения более эффективным, интересным и запоминающимся.

В последнее время широкое распространение получили технологии дистанционного образования, которые позволяют учителям расширить круг своих учеников, включив в него как иные возрастные категории, так и представителей географически удаленных районов. Но поскольку и современные технологии, и стандарты преподавания, и Интернет, который является основным средством распространения дистанционных курсов, предъявляют порой достаточно жесткие требования к организации, структурированию и оптимизации учебных материалов, перед многими преподавателями встает вопрос: как наиболее эффективно организовать материал, который будет служить дистанционным курсом обучения?

За рубежом давно получили распространение так называемые Learning Content Management Systems - системы разработки дистанционных курсов, кото-

рые позволяют представить имеющиеся материалы наиболее подходящим для использования в процессе дистанционного обучения образом. В этой сатье речь идет об их российском аналоге, разработанном петербургской компанией ГиперМетод - eLearning Office 3000.

eLearning Office 3000 - это мощный и в то же время достаточно простой в использовании конструктор дистанционных мультимедийных курсов.

Программа ориентирована на преподавателей высших и средних учебных заведений и позволяет из исходных материалов (файлов лекций, отсканированных фотографий и репродукций, оцифрованных звуковых и видеофрагментов и т. д.), как из кубиков, собрать интересный и увлекательный учебный курс. При этом от преподавателя не требуется ни особых знаний компьютера, ни программистских умений, ни художественных способностей.

eLearning Office 3000 содержит набор тематических шаблонов (рисунок 1), которые позволяют свести к минимуму временные затраты на разработку курса. Разработчику предоставляется множество вариантов готовых прототипов учебных курсов, автоматически создаются перекрестные гипертекстовые связи, и генерируется дистрибутив для записи на CD ROM.

В основе дистанционного курса, создаваемого с помощью eLearning Office, лежит концепция традиционного процесса обучения - изучение материала, его

ДИСТАИЦИОИИОЕ ОБУЧЕИИЕ

27

Дыбля Н.А., Юрков А.В.

Рисунок 1. Один из шаблонов курсов.

закрепление и последующая проверка знаний учащегося (экзамен). Таким образом, можно выделить следующие составляющие дистанционного учебного курса:

- содержательная часть (контент);

- средства общения;

- система тестирования;

- система администрирования.

Содержательная часть учебного

курса может включать:

- учебный материал (лекции (рисунок 2), которые, помимо текста, могут содержать различный иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки), видеоролики, звуковые фрагменты (речь лектора, музыкальные вставки) и т.д.);

- дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т.п.);

Рисунок 2. Пример лекции.

- библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web-ресурсов по теме курса и т.п.);

- предметный словарь (глоссарий);

- программу обучения (академический календарь).

Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого как с учебным центром (в частности, с преподавателем), так и с другими учащимися. Как и во всех современных системах ДО, средствами общения, которыми будет располагать дистанционный курс, созданный с помощью программы eLearning Office, могут являться электронная почта и online конференции (так называемые чаты). Возможно использование off-line телеконференций, построенных на базе e-mail, а также современных средств on-line общения в Интернете, таких как ICQ, NetMeeting и т.п.

Система тестирования курса обеспечит текущий контроль знаний, а на завершающей стадии объективную их оценку, являющуюся основанием для выдачи дипломов, сертификатов и пр.

Программа предусматривает создание тестов, которые позволят максимально глубоко и объективно оценить знания учащегося. Тест может состоять из следующих типов вопросов:

- с вариантами выбора ответов;

- с вводом строки ответа;

- с ответом на соответствие.

Система администрирования (электронный деканат) обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.

Для создания дистанционного курса в eLearning Office 3000 можно использовать исходный материал практически во всех распространенных форматах:

- тексты (в формате RTF);

- графические иллюстрации (файлы в форматах GIF, JPEG, BMP, WMF);

- звуковое сопровождение (файлы в форматах WAV, MIDI, MP3);

- видеоролики (в форматах AVI, MPEG, MOV);

28

© КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБРАЗОВАНИИ. № 5, 2002 г.

Система разработки дистанционных курсов eLearning Server 3000

- внешние программы и другие объекты (включаются в RTF-файл, если необходимо).

Немаловажной особенностью программы, учитывая все еще низкую пропускную способность каналов или порой непостоянный доступ в Интернет в учебных заведениях, является возможность использования технологии Web-CD. Эта технология подразумевает, что основной учебный материал (тексты лекций, звуковые материалы, обучающие видеофильмы) поставляются учащемуся на диске, а тестирование и консультации преподавателей осуществляются посредством сети Интернет. Таким же образом учащийся может получать обновление курса.

Таким образом, eLearning Office является для преподавателя инструментом, который позволит ему:

- создать мультимедийные учебные курсы (рисунок 3) с использованием графики, видео, звука, интерактивных сцен с элементами анимации и подключением внешних программ и объектов;

- сформировать эффективную систему интерактивного тестирования, причем встроенные интерактивные тесты для дистанционной проверки знаний и оценки успеваемости могут быть загружены как непосредственно с CD ROM, так и доставлены по сети Интернет с сервера Учебного центра, а результаты тестирования могут передаваться по каналам сети Интернет непосредственно в Учебный центр;

- разработать встроенную поисковую систему, которая обеспечивает поиск по всему лекционному материалу, а также в словаре терминов;

Рисунок 3. Первая страница курса, созданного с помощью eLearning Office 3000.

- использовать сеть Интернет как средство общения преподавателей и учащихся;

- осуществлять поддержку Web-сайта «Учебного центра».

К этому номеру журнала прилагается диск, который содержит программу eLearning Office 3000. Предоставляемая версия рассчитана на год работы. За это время преподаватель сможет решить, насколько необходимо ему или его учебному заведению использование технологий дистанционного образования, разработать какие-либо свои курсы или же просто изучить новые способы представления учебных материалов.

Созданные курсы преподаватель сможет бесплатно разместить на портале дистанционного обучения www.elearn.ru Компании ГиперМетод и вести на нем полноценный учебный процесс.

(£) Наши авторы: 2002. Our authors, 2002.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дыбля Наталья Александровна, компания ГиперМетод,

Юрков Александр Васильевич, канд. физ.-мат. наук, координатор ИОО-СПб.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.