Е.В. Асалханова, г. Иркутск
система расположения росписей и икон-танка в храмах северного БУДДИЗМА
Система расположения росписей и икон-танка в храмах северного буддизма представляет собой малоизученную область в отечественном искусствознании. Краткую информацию об основных сюжетах и об их расположении в пространстве храма сообщает бурятский ученый Б.Б. Барадийн1 в своем очерке «Буддийские монастыри» (1926 г.)
[3]. Ранее нами была предпринята попытка анализа системы храмовой декорации тибетского монастыря Табо и дацана Гунзэчойнэй в Петербурге [1]. В данной статье рассматривается система храмовой декорации некоторых других тибетских храмов, а также храмов Монголии и Бурятии.
В основе архитектурной планировки храмовых комплексов лежит религиознофилософская концепция мандалы (санскр. та^аїа, тиб. dkyil-’khor - круг, колесо)
- одного из основных сакральных символов буддийской космологии. Геометрическая диаграмма мандалы представляется как горизонтальная проекция буддийской концепции Вселенной. Объемно-пространственное решение мандалы опирается на представление о мифической горе Меру (тиб. Ri гаЬ) или Сумеру, которая является центром или вертикальной осью Вселенной. Буддийская космология базируется на двух основных концептуальных системах устройства материальной вселенной. Одна происходит из текста Абхидхармакоши индийского ученого Васубандху (ок. IV в. н.э.), другая - из Калачакра-тантры (XI в.). Согласно буддийской мифологии, в центре мироздания возвышается окруженная водами океана гора Сумеру, на вершине которой находится прекрасный дворец. По сторонам от горы располагаются материки. Понятие центра и четырех сторон света послужило ориентацией для размещения основных храмов. Символическим воплощением горы Сумеру в ансамбле буддийского монастыря является цогчен-дуган (тиб. tshogs-chen - большое собрание)
- главный храм, в котором находится зал собрания, расположенный всегда в центре монастырского комплекса. Относительно этого центрального храма располагаются другие храмы и сооружения, жилища монахов.
Возможно, что происхождение планировочной структуры буддийских монастырей восходит к тому древнему периоду, когда стоянки кочевых племен образовывали «курень» (монг. хурээ - круг, кольцо, ограда). В центре находилась юрта вождя-старейшины. такая форма кочевания имела военно-оборонительное значение в случае внезапного нападения врага. Впоследствии эта структура стала основой традиционной планировки монастырских комплексов, а также градостроительства.
Современная бурятская исследовательница Т.И. Барданова указывает на терминологические обозначения типов храмов, распространившихся в духовной метрополии учения махаяны, в Тибете, а затем в Монголии и Забайкалье: «цокчэн», «цокчин» (монг.) и «сокшин» (бурят.) - соборный храм в буддийских монастырях Тибета, Монголии,
1 Б.Б. Барадийн (1878-1937) - бурятский ученый-востоковед, путешественник, писатель, первый нарком просвещения Бурят-Монгольской АССР. В начале XX в. совершил успешное путешествие в Тибет, куда был командирован Русским комитетом. Написал один из первых обобщающих трудов в отечественном востоковедении, посвященных буддийской церкви, не утративший своего значения и по нынешний день, - очерк «Буддийские монастыри».
Бурятии; «дуган» (тиб. du-khang) - дом собраний или храм; «дацан» (тиб. grwatsan) -факультет, училище, но в Забайкалье данный термин стал синонимом всего монастыря
[4]. Однако Т.И. Барданова пишет в своем исследовании, что «в Монголии возводились типы монастырей хурэ, сумэ, хит в зависимости от численности лам и статуса» [4]. На самом деле, отличие было в планировочной схеме монастырей: в основе планировки степных монастырей хурэ лежал принцип «кольца», хит - это горная обитель, где храмы располагались на склонах высоких гор, а сумэ - это небольшой храм при дацане.
Планировочные принципы обусловливались представлениями о доминанте горных вершин над местностью, в соответствии с которыми тибетские храмы возводились в высокогорных, порой труднодоступных местах (тут уместно вспомнить о культе гор в шаманизме). При строительстве монастырей, занимавших значительное пространство, храмы строились на самом возвышенном участке местности. Именно так сооружены крупнейшие монастырские ансамбли Тибета - Сэра, Брайбун, Галдан и мн. др.
В Монголии «сооружения, которые строились у склонов гор, на отвесных скалах, по тибетской традиции назывались хийд-обителями. Манджушри-хийд у склона горы Богдо, Заяын хийд у горы Булган в Архангайском аймаке, Брээвэн хийд в горах Хэнтий, Хогно тарнийн в горах Хогно-хана и другие в композиционном отношении построены по тибетскому стилю на сложном рельефе, крутых склонах» [9]. К сожалению, красивейший горный монастырь Манджушри-хит (1733) значительно пострадал в 1930-е гг., храмы тибетско-китайской архитектуры были взорваны, от них остались лишь руины.
Как описывал Б.Б. Барадийн, «вслед за соборным храмом - цогчен-дуканом - следуют храмы-школы отдельных факультетов: цанит-дукан, акпа (или жудба) дукан, дуйнкор-дукан, манба-дукан и др. Эти храмы ничем существенным друг от друга не отличаются; они могут отличаться размерами и степенью богатства украшений. только в храмах-школах отдельных факультетов встречаются изображения божеств и святых специального характера. так, в храме медицины - «манба-дукане» или «акпа-дукане»
- встречаются преимущественно изображения божеств медицины или тантрийских систем. Кроме храмов-школ, имеются храмы «лхаканы», т.е. храмы, посвященные культу отдельных божеств» [3, с. 88-89]. Также можно выделить тибетские храмы-чортены2, интерьеры которых также украшены настенной живописью.
Для тибетского типа храма характерен квадратный или прямоугольный план. В плане ярко выражена ось север-юг. Дукан состоит из двух основных объемов: из зала собраний и гонкона - специального помещения, примыкающего к алтарю, в котором располагаются изображения хранителей, защитников учения. Алтарная часть храма расположена в северной части. Главный алтарь храма со статуей Будды Шакьямуни также символизирует гору Сумеру из буддийской мифологии. Нельзя не отметить влияние на сложение интерьера буддийского храма внутренней планировочной схемы монгольской и бурятской юрты. В юрте самая почетная сторона - север, где находился домашний алтарь, ранее - ящик с шаманскими принадлежностями, хранилище для онгонов3. Юрту монголы и буряты ставят дверью к югу. В центре - источник света, дымовое отверстие (тооно). В больших по размеру юртах для поддержания купола ставили добавочные
2 Чортэн (тиб. mchod-rten, скр. stupa, монг. субурган) - буддийское культовое сооружение куполообразной формы для хранения и почитания священных останков Будды и великих духовных учителей. Символ дхармакаи как абсолютной природы просветленного ума Будды.
3 Онгоны (бур.) - изображения духов предков на ткани или в глиняной и деревянной скульптуре, предмет поклонения.
вертикальные опоры. В Монголии строились юртовые буддийские храмы, развивающие национальную традицию.
Монументальная живопись имеет большое значение в интерьере тибетского храма с характерным для него преобладанием массивов стен и отсутствием окон. Многочисленные тибетские монастыри традиционно украшены настенными росписями (тиб. debs-ris). Часто живопись сочеталась со скульптурой, представлявшей высокий рельеф и тесно связанной со стеной, дополняя ее: «...Центральная фигура Будды, сидящего в состоянии медитации, была выполнена из глины и покрыта позолотой. Мара-дьявол, искушающий Будду перед достижением полного просветления, и его войско были представлены на фреске за изображением Будды» [8, с. 446].
Настенные росписи в тибетском монастыре Алчи (Х1-Х11 вв.) исследовал американский ученый индийского происхождения П. Пал [11]. «Комплекс монастыря Алчи состоит из дукана, храма Самтсек, лхакана Сома, лхакана Лоцзава; центром всего комплекса является дукан. В храмах видное место занимают главные бодхисаттвы Махаяны
- Авалокитешвара, Майтрейя, Ваджрапани и Манджушри. В одной из своих надписей основатель дукана Калден шераб описывал иконографию храма следующим образом: «.Я воздвиг собрания божеств в их мандалах, изображения Акшобхьи, тысячи Будд доброго периода, Майтрейи, 108 изображений и т.д., Праджняпарамиту и других». В общих чертах, можно утверждать, что монастырь Алчи с его храмами, статуями, росписями - памятник, прославляющий тантрическую школу, известную как йога-тантра. Один из наиболее важных текстов для йога-тантры - Таттвасамграха, который был составлен в Индии, возможно, в VII в. и, очевидно, Шантаракшитой, чье изображение находится в лхакане Сома. Идентичность Будды шакьямуни в теле самбхогакая и Ма-хавайрочаны имеет фундаментальную важность в йога-тантре. это отождествление мы можем видеть в визуальных образах Алчи. На одеянии колоссальной статуи Майтрейи блестяще изображены двенадцать деяний (сцены жизни) Шакьямуни.
Изобилие богов и богинь в лхакане Сома представляет собой визуальный компендиум иконографии Ваджраяны. Все главные фигуры пантеона представлены здесь, и чрезвычайно трудно определить, какому именно тексту или литургической традиции следовали при создании росписей. Представляет интерес, что в иконографическую программу включены Шантаракшита (переводчик текста Таттвасамграха) и Падмасамбхава. Почетное положение занимают три татхагата: Вайрочана, Амитабха и Акшобхья; также мы видим Тару в ее ипостаси спасительницы и Ваджрапани, его гневные формы доминируют в композициях. В Дукане и храме Самтсек находятся изображения райских земель, молящихся монахов, сцены царских праздников, в лхакане Сома мы замечаем жанровые сцены с изображением всадников.
Главный образ в Лоцзава Лхакане - Будда Шакьямуни в окружении Ринчен Зангпо справа, и Шадакшари Локешвара слева, что символизирует три драгоценности буддизма (триада Будды, Дхармы и Сангхи). Левая стена заполнена тремя мандалами Амитабхи и Авалокитешвары, окруженных тысячью Будд благого периода (бхадракальпа). Единственное гневное божество - Махакала, вечный страж храма» [11, перевод Е.А.].
К древнейшим памятникам изобразительного искусства Монголии относятся цветные фрески буддийского храма Уйгурского периода (УШ-ГХ в. н.э.), найденные в подстилающих слоях дворца Угэдэя при исследовании древнемонгольской столицы Кара-Корум советско-монгольской историко-культурной экспедицией 1948-1949 гг. Из архитектуры периода киданьской империи (Х-ХИ вв. н.э.) привлекают внимание разва-
лины крепостей города Барс-хот, где, по свидетельству очевидцев, находились храмы, пяти-, семиярусные субурганы, стены которых были расписаны образами божеств.
Первый стационарный монгольский монастырь Эрдэни-дзуу (1586), связанный со второй волной распространения буддизма в Монголии, был возведен по принципу хурээ. Он окружен монастырской стеной с четырьмя воротами. Стена имела оборонительное значение, в нее встроены 108 субурганов. Ворота и двери ориентированы не на юг, как принято по традиции, а на восток. Планировка зданий асимметрична, три главных храма Гурбан-Зуу находятся позади всех строений. В эрдэни-Дзуу можно увидеть сочетание построек различных архитектурных стилей: храм Лавран построен по принципу тибетской архитектуры, Цогчин возведен в традициях монгольского зодчества, в остальных зданиях заметно влияние китайской архитектуры.
Амарбаясгалант - большой монастырский комплекс, находится в северной части Монголии у подножия горы Бурэн-хан, построен в 1747 г. Из всех строений комплекса только Цогчин сохранил элементы монгольской архитектуры. Жилищные и культовые сооружения последующих лет в планировке широко использовали традиционную монгольскую форму - хурээ. Даже вышеназванные монастыри Заяын, Брээвэн и другие, хотя и построены в тибетско- китайском стиле, но в планировке сооружений придерживались принципа хурээ. Таким образом, начиная с жилищ кочевника до буддийских строений начала ХХ в., в планировке городов и поселений монголы следовали традиционной классической системе - хурээ.
Среди всех монгольских архитектурных памятников буддизма примечателен административно-религиозный центр «Номын Их хурээ», у северного подножья гор Богдо, в долине реки Толы. Кочевой Их хурээ составляли юртообразные строения стоечнобалочной конструкции, удобные для монтажа и разбора. Планировка Их Хурээ - кольцевая: в середине помещался дворец хутухты4, главные храмы, их окружали ламские поселки и остальные здания. В центре города находился двухэтажный шатрообразный деревянный храм Шар-ордон. Перед зданием храма отводилась большая площадь для проведения религиозных церемоний. С юго-запада по солнечному кругу располагались храмы ламских общин, исполняющих функцию хозяйственных единиц, которые образовывали почти полный замкнутый круг. Впоследствии по южную сторону от кольца стали строиться районы простолюдинов, а на западной и восточной сторонах - китайские торговые слободы, что вызвало недовольство лам. И Их Хурээ с 1756 г. перекочевал на участок западнее от всех строений. На новой местности построили храмы чойра (изучения теории буддизма), так появился нынешний монастырь Гандантэгчинлин [9].
В храме Калачакры монастыря Гандантэгчинлин в Монголии (основан в 1838 г.) на алтарной стене и вдоль колонн центрального нефа расположены большие танка с изображением божества Калачакры, танка с изображением Цзонхавы, Вайшраваны, Белого старца. В центре алтарной стены находится скульптура Будды Шакьямуни, в застекленных шкафах вдоль алтарной стены стоят скульптуры Калачакры, Ямантаки. На боковых стенах расположены большие иконы с изображением подношений божествам. В храме находится мандала Калачакры, выполненная в технике аппликации.
4 Хутухта (монг. хутагта - букв. «преисполненный святости») - титул иерархов монгольской буддий-
ской церкви, впервые присвоенный в 1650 г. V Далай-ламой Дзанабадзару, сыну Тушету-хана. Всего было восемь носителей титула Джебзун Дамба-хутухта (из них всего двое были монголы, остальные тибетцы), последним носителем этого титула был Богдо-гэгэн, после смерти которого в 1924 г. преемственность этой линии перерожденцев в Монголии закончилась.
Храм Мэджид чэнрэзиг (1911-1913) монастыря Гандантэгчинлин представляет собой лхакан - тибетский тип храма, представляющий собой своеобразное хранилище для одной статуи (рис. 1). На строительство храма был объявлен сбор пожертвований
рис. 1. Монголия. Монастырь Гандантэгчинлин. Храм Мэджид Чэнрззиг. Фотография автора
среди населения для улучшения зрения восьмого перерожденца Джебзун Дамба-хутух-ты. Композиция фасада построена на контрастах. Первый и второй этажи храма выполнены в камне в тибетском стиле, на нем покоится легкая деревянная двухэтажная надстройка в форме китайского шатрового храма. Описание храма было сделано в 1960 г.
Н.М. Щепетильниковым: «Цоколь выложен из серого гранита, стены нижнего объема - из серого кирпича, окрашенного известью. Венчающий карниз тибетской части храма сделан из деревоплиты, окрашенной в красный цвет. Вход обрамлен стройным четырехколонным портиком. Размер постройки в плане (по линии примыкания стен к цоколю) 27,15^27,15 м; высота примерно 40-42 м. В храме стояла ныне не существующая колоссальная медная позолоченная статуя, отлитая в Урге китайскими мастерами. Внутренность храма представляет собой одно очень высокое помещение. Потолок поддерживают колонны, сделанные из целых стволов дерева и окрашенные красным лаком» [10, с. 156]. В настоящее время статуя Авалокитешвары восстановлена и величественно возвышается в центре храма. По боковым стенам, окрашенным в желтый цвет, в застекленных шкафах расположены скульптуры «тысячи Будд», по периметру зала установлены многочисленные барабаны-хурдэ. (рис. 2). Росписи расположены на втором и третьем ярусах храма с наружной стороны и представляют собой изображения буддийских символов.
Монастырь Чойжин-ламы5, возведенный монгольскими мастерами в 1904-1908 гг.,
5 Чойжин (тиб. chos skyong, монг. nom-un lama - букв. духи-хранители учения, в тиб. и монг. буддизме
- прорицатели и оракулы) - лама, в обязанности которого входит изучение и толкование догматов учения, специализируется на магических заклинаниях - тарни (дарани) и таким образом якобы приобретает силу для заклинания злых духов, совершения молитв и обрядов, при посредстве которых низводится на землю или отводится идущий уже дождь, определяет место возрождения умерших людей и пр.
состоит из 5 небольших храмов6. Он окружен монастырской стеной и представляет собой замкнутый мир, своеобразный тихий оазис в условиях суетливого столичного города (храмовый комплекс находится в центре Улан-Батора). Для того чтобы войти
рис. 2. Монголия. Монастырь Гандантэгчинлин. Часть интерьера храма Мэджид Чэнрззиг.
Фотография автора
на территорию монастыря, нужно пройти через храм Махараджей, в которых находятся большие статуи четырех защитников сторон света. Скульптуры выполнены в технике папье-маше монгольскими мастерами. Это четыре дхармараджи - цари и защитники буддизма вместе со своей свитой, хранители сторон света (санскр. Оараіа - «защитник мира»): Вирудхака (санскр. virudhaka, тиб. phags skyes ро
- «благородное рождение») - на юге, Вайшравана (санскр. vaisravana, тиб. гпат-thos-sras, бур. Намсарай - «яснослышащий») - на севере, Дхритараштра (санскр. dhrtamstm, тиб. уиі ‘Шог srung - «защищенное царство») - на востоке и Вирупакша (санскр. virupak§a, тиб. spyan ті bzang - «многообразный, трансформирующийся, меняющий форму») - на западе. Они изображаются в виде воинов с соответствующими каждому атрибутами. В главе 10 сочинения «Сокровище Абхидхармы» говорится о четырех сферах-континентах, в середине находится гора Меру. Она имеет четыре стороны и четыре уровня. На востоке этой горы - Юлкор Срунг, на юге -Пагжеба, на западе - Жанмисанг и на севере - Намтосей. Эти четыре царя вместе со своими свитами защищают Дхарму (Учение) в своих сферах. Практики Гьялчен Дежи широко распространены в Тибете, о чем свидетельствуют многочисленные их изображения на фресках во всех храмах и соборах» [9, с. 50-51]. Таким образом, буддийский монастырь как воплощение горы Меру защищен четырьмя стражами сторон света, также их живописные и скульптурные изображения, расположенные
6 Монастырь Чойжин-ламы посвящен Верховному оракулу Монголии, младшему брату VIII Богдо-гэгэна Лувсанхайдаву. Действовал до 1938 г. Согласно декрету Народного хурала от 13 ноября 1941 г.. монастырь был включен в список исторических и культурных памятников и был передан в ведение Комитета Наук. С 1942 г. является музеем.
на южной (входной) стене или над входными дверями, охраняют главный зал цогчен-дугана, интерьеры храмов.
В центре монастырского комплекса Чойжин-ламы расположен главный храм; надписи над его входной дверью на старомонгольском, китайском, маньчжурском и тибетском языках гласят: «Храм, взращивающий милосердие». В алтарной части храма, напротив входа, находится позолоченная статуя Будды Шакьямуни (XVIII в.) со стоящими по обе стороны учениками. Справа от статуи Будды находится статуя Чойжин-ламы Лувсанхай-дава. Среди икон-танка мы видим изображения холодных и горячих адов, произведения монгольского скульптора Балгана (образы Ямантаки, Хаягривы, Майтрейи, Амитабхи), представляющие собой шедевры монгольского искусства. В нишах расположены статуи Ямантаки, Ваджрапани и других божеств, почитавшихся Верховным оракулом. Стены этого храма украшены апплицированными иконами-танка с изображениями Ушни-шавиджаи, Ваджрадхары и других божеств. Слева от главного храма находится храм жуу, посвященный Будде шакьямуни. В нишах находятся скульптуры с изображением шестнадцати архатов, Будд прошлого, настоящего и будущего времен, выполненные в технике папье-маше (рис. 3).
рис. 3. Монголия. Монастырь Чойжин-ламы. Часть интерьера храма Дзанабадзара.
Фотография автора
К северу от главного храма - храм идамов, закрытый для непосвященных мирян. В центральной части храма расположена позолоченная бронзовая скульптура одного из 84 индийских махасиддхов. Также здесь находятся скульптуры тантрических божеств Калачакры, Махамайи, Ваджрадхары и других с их праджнями (духовными супругами). Позы этих божеств соответствуют 64 позам медитации и символизируют власть и силу. Справа от главного храма находится Храм умиротворения, посвященный первому главе буддийской церкви Монголии знаменитому монгольскому скульптору Дзанабад-зару (1635-1724). В храмах монастыря Чойжин-ламы стены украшают великолепные росписи, цветные рельефы, иконы-танка.
Бурятские буддийские монастыри также обносились стеной, оградой и строились по древнейшему принципу хурээ (кольца), мандалы. Со второй половины XVIII в. в степях Забайкалья появляются первые культовые сооружения. Буддийские монастыри
- дацаны - возводили буряты, овладевшие к тому времени приемами русского строительного мастерства. Архитектура первых бурятских храмов по объемно-пространственной композиции совершенно отличалась от образцов буддийского зодчества тибета и Монголии. В ней принцип «мандала» самостоятельно и своеобразно переработан бурятскими мастерами в архитектуру храма, в которой нашли отражение некоторые приемы и элементы русского церковного и монгольского культового зодчества [7, с. 11]. Первый деревянный храм появляется у Гусиного озера в 1750 г. Это было первое стационарное здание бурятского культового зодчества. По описанию академика П.С Палласа, посетившего Гусиноозерский дацан в 1772 г., комплекс состоял из главного двухэтажного храма и четырех малых. В интерьере первого этажа, сообщал академик, нижняя часть стен была украшена изображениями наиболее почитаемых божеств. В небольшой часовне верхнего этажа «.. .обычно висела картина бога Окин-Тенгри, а по праздникам - и других божеств» [7, с. 96]. В начале XIX в. строятся первые каменные храмы: Аннинский (1806-1808 гг.) и Агинский (1816 г.). Ко второй половине XIX в. сложилась бурятская школа буддийского зодчества. Богатые дацаны представляли собой большие комплексы из храмовых построек и жилых домов лам. Вокруг главного здания (цогчин-дугана) располагалось в правильном порядке иногда до двух десятков малых храмов (сумэ), посвященных отдельным персонажам буддийского пантеона. Особенности архитектуры бурятских дацанов предопределили малое распространение настенных росписей. По аналогии с русскими домами и церквями храмы имели окна. Бурятский исследователь Ц.-Б. Бадмажапов упоминает акварель художника А. Мартынова 1805 г., представляющую внутренний вид бурятского храма: стены украшены росписями с изображениями Ямантаки, Ачалы (?), Лхамо [2, с. 541].
К сожалению, памятники буддийской культуры Бурятии не сохранились в репрезентативной полноте: из 46 дацанов иркутских и забайкальских бурят осталось только три дацана - Гусиноозерский, Агинский, цугольский, которые являются памятниками культового зодчества. Современный комплекс Агинского дацана состоит из цогчен-дугана (1811-1816 гг.); нового цогчен-дугана (1875-1886 гг.), посвященного Будде Шакьямуни (в центре); Майдари-сумэ (на севере); Дуйнхор-дугана (астрологии) - на юге; Чойра-дугана (сумэ Дара-Эхэ); Жуд-сумэ (тантры Дэмчог, санскр. Чакрасамвара); сумэ Манла (медицины); Сахюсан-сумэ (2008 г.) в честь защитника и покровителя Агинского дацана Жамсарана (санскр. Бегдзе); Зула-сумэ, Маниин-сумэ (на западе).
В цогчен-дуганах бурятских дацанов ощущается некоторое влияние русского иконостаса: в Агинском дацане на алтарной стене за стеклом находятся скульптуры и танка с изображением Будды шакьямуни с учениками шарипутрой и Маудгальяяной, божеств (Авалокитешвары Падмапани, идамов); напротив входа расположены танка с одиночными изображениями Будды Шакьямуни и шестнадцати архатов. На стене слева ближе к выходу находится один из вариантов иконы-танка «Колесо жизни» бурятского художника О. Будаева (1886-1937), над входной дверью в храм - небольшие танка с изображением четырех защитников сторон света.
На наружной северной стене старого цогчен-дугана сохранился мраморный барельеф «Белый старец». Под ним в треугольнике - барельеф «панчакамагуна», символически изображающий подношения пяти чувствам (зеркало, раковина, плоды, лютня,
ткань). Сохранились также мраморные барельефы с изображением Падмасамбхавы, «хозяина земли» Сабдаг Гарбо (тиб. «Белый хозяин», бур. ороной эзэн), которые находятся сейчас в специальных застекленных реликвариях по ходу кругового ритуального обхода (горо) здания. Наружную северную стену нового цогчен-дугана украшают монументальные росписи с изображениями Белого Старца и драконов.
Цугольский дацан, один из старейших дацанов России, находится в селе Цугол Забайкальского края, основан в 1826 г. Ансамбль Цугольского дацана состоит из Цок-чен-дугана (в центре), Манба-дугана (на западе), Майдари-сумэ (на юге), шейра-дугана. Его божество-хранитель - Чойжал (Яма). Главный храм построен в 1860-е гг., восстановлен после пожара в 1880-е гг. Исследователь И.Г. Васильева пишет, что «на северной стороне первого этажа цогчен-дугана [перестроенного и обновленного в 1890-е гг.] до сих пор сохранилось изображение Белого Старца - «Цаган Убугуна» -с двумя драконами по обеим сторонам» [5, с. 128]. В отличие от росписей Агинского дацана изображения Белого Старца и драконов в Цугольском дацане представляют собой цветные рельефы, заключенные в орнаментальные рамы. Тщательное описание Цугольского дацана, выполненное Б.Б. Барадийным, свидетельствует о существовании прежде и других мраморных барельефов и росписей: «По всем четырем сторонам снаружи верхнего этажа на стенах были привешаны также вырезанные из мрамора изображения (на каждой стороне по 4 изображения Бадма Самбава и др.). Все эти изображения, вырезанные на камне, исполнены Пекин ламой шандива и отчасти бурятом мирянином Дарма Аюшеевым... Над входной дверью в рамке висела мраморная плитка с барельефным изображением Авалокитешвары, или Арья-Бало. На юго-западном углу фасада на мраморной пластине - изображение Маричи с запряженными свиньями. На западной стороне северо-западного угла - «писаное изображение этой же богини», на северной - также изображение Маричи. На середине стены налево изображение Бад-масамбхавы, направо - Цзонхавы. У северо-восточного угла повторялись изображения Маричи. В середине восточной стены изображения Зеленой Тары (божества, обладавшего, по поверьям, магической силой защищать от стихийных бедствий), на южной стороне юго-восточного угла - изображение Маричи» [5, с. 127-128].
Центром буддизма России сегодня является Иволгинский дацан, расположенный в окрестностях г. Улан-Удэ. Иволгинский дацан был основан в 1945 г. на территории Янгажинского дацана7. Он начинался с двух домов, соединенных воедино в местности Ошор Булаг, позже его перенесли на новое место. Над дуганом в 1948 г. был построен второй этаж. Сейчас это чойра-дуган, где изучают буддийскую философию, проводят учебные диспуты. Композиционно структура дацана сложилась в 1970-1980-е гг. В комплекс Иволгинского дацана входили цогчен-дуган, Деважин сумэ, Сахюусан сумэ, Майдари сумэ, Маанин дуган, Чойра дуган. В последние годы возведены также Джуд-дуган (2001 г.); Дворец XII Хамбо ламы Д. Итигэлова, построенный как полная копия Деважин дугана Янгажинского дацана; строится Гунриг сумэ, точная копия храма, входившего в ансамбль Янгажинского дацана; храм Зеленой Тары.
В центре алтарной стены цогчен-дугана Иволгинского дацана за стеклом находится большая скульптура Будды шакьямуни, восседающего на лотосовом троне, по бокам от него стоят фигуры ближайших учеников шарипутры и Маудгальяяны с монашескими посохами в руках. Справа и слева от центрального образа расположены в два яруса по
Янгажинский дацан был основан в 1831 г. и разрушен в 1938 г.
пять (всего двадцать) полки, на которых, как в нишах, установлены скульптуры сидящих архатов и их спутников. Сзади них на полочках стоят многочисленные небольшие металлические статуэтки Будд. Ниши украшены резьбой и полихромной росписью с изображением драгоценностей - мани, в верхней части в технике прорезной резьбы изображены драконы, парящие в облаках. В алтарной части перед шкафами расположены специальные застекленные павильоны, в которых находятся скульптуры Белой и Зеленой Тары (дерево, резьба, роспись минеральными красками) известного бурятского скульптора первой трети XX в. С.-Ц. Цыбикова. По боковым стенам между оконными пролетами расположены иконы начала XX в. с изображением двенадцати деяний Будды Шакьямуни. Также на алтарной стене слева находится большая танка «Майтрейя» известного бурятского буддийского художника Д. Дондокова (1895-1983). Иволгинский дацан находится под покровительством божеств-защитников и хранителей жамсарана (санскр. Бегдзе) и лхамо.
Следует заметить, что система декорации каждого храма уникальна, так как расположение и сочетание канонических сюжетов варьируется и никогда не повторяется. Тем не менее, подводя итоги, укажем на следующие закономерности системы росписи храмов северного буддизма. В алтарной части, расположенной на северной стороне главного зала, устанавливаются скульптурные и живописные изображения Будды Шакьямуни, идамов, великих духовных учителей. На боковых стенах изображаются сцены из жизни Будды Шакьямуни, здесь также могут быть размещены изображения божеств и учителей, распространенных во всех буддийских школах. Настоятель буддийского храма в Лумбини тибетец Тубтен Еше Гьятцо указывает, что «.вне зависимости от размеров храма абсолютным минимумом является в первую очередь изображение Будды и в средней части храма рекомендуется, как наиболее подходящее, изображение каких-либо возвысившихся существований, таких как шестнадцать архатов. Согласно традиции ранней школы кадампа (Bka‘-gdams-pa) изображаются шестнадцать архатов или стхавир (со своими спутниками), давших обет защищать учение до пришествия Майтрейи, будды грядущего. В живописи они изображаются на фоне прекрасных пейзажей (рек, скал и т.п.) Наконец, у входа должны быть изображены четверо защитников сторон света» [12, перевод Е.А.]. «Наряду с этими изображениями могут быть представлены разные картины мироздания «жигден-шингод», виды божественных стран, сцены из жизни святых, аллегорические изображения психических состояний при разных ступенях созерцания и т.д.» [3, с. 87-88]. Могут быть изображены лингка (тиб. ling-ка) - образ демона или врага со связанными руками и ногами, висящего вниз головой (этот образ в интерьере имеет охранное значение). Среди настенных росписей храмов северного буддизма встречаются группы символических иконографических сюжетов, получивших большую популярность в народе. это композиции: «Четверо согласных животных» («Туншэ»), «Шестеро долголетних» (Цэрэндуг) или «Белый Старец» (бур. «Сагаан Убэгээн»), «Четыре сильнейших», «Дугар Зайсан», «Семь драгоценностей», «Восемь символов приношений» и т.д. К их числу относятся изображения дидактического характера: «Колесо сансары» (бур. «Сансарын хурдэ») и др. Эти изображения располагают ближе ко входу в храм. Также могут быть изображены сюжеты, иллюстрирующие опыты медитации, описания практик успокоения и сосредоточения сознания («Превращение белого слона» и др.). Можем встретить изображения буддийского рая (Сукхавати, Тушита и др.), изображение мироздания согласно учению Абхидхармы: в центре гора Меру, континенты, острова, океан, дворцы, священные рощи, небесные
измерения, изображения четырех локапал (защитников сторон света) и др. Таковы лишь основные сюжеты и мотивы произведений монументально-декоративной живописи храмов северного буддизма.
К особенностям центрально-азиатской живописи можно отнести четкую плановую композицию, графичность и аппликативность изображений, сочетание разномасштабных фигур, использование локальных пятен открытых цветов. Буддийская монументально-декоративная живопись почти точно переносит иконы-танка на стены. В росписях четко выражена канонически устойчивая иконография, в которой можно проследить влияния индийского, непальского и китайского искусства. В интерьере храмов также широко используется скульптура, большую роль играют произведения декоративноприкладного искусства. Таким образом, храмы северного буддизма представляют собой великолепное воплощение синтеза искусств: архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Для храмов северного буддизма характерно богатое использование произведений живописи, которая является одним из ценнейших свидетельств духовной и пластической культуры буддизма.
Литература
1. Асaлхaновa, Е.В. Система росписи тибетского храма. (К вопросу реставрации интерьеров буддийского храма в Санкт-Петербурге) / Е.В. Асалханова // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. Вып. 8. - СПб., 2GG7.
- С. 3G-37.
2. Бaдмaжaпов, Ц.-Б. Иконография Ваджраяны. Альбом / Ц.-Б. Бадмажапов. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2GG3. - б24 с.
3. Бaрaдийн, Б.Б. Буддийские монастыри / Б.Б. Барадийн // Orient. Альманах. - СПб.: Утпала, 1992. Вып. 1: Буддизм и Россия. - С. 61-12G.
4. Бaрдaновa, Т.И. Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Т.И. Барданова. - Улан-Удэ, 2GG6. - 2G с.
5. Bacrnbeea, И.Г. К истории Цугольского дацана на Ононе / И.Г. Васильева // Orient. Альманах. - СПб.: Утпала, 1992. Вып. 1: Буддизм и Россия. - С. 121-135.
6. Гaлсaн Бaгшa (^лшнг Гьятсо). Боги - хранители буддизма / Галсан Багша (Калсанг Гьятсо). - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2G11. - 128 с.
7. Мижрт, Л.К. Памятники архитектуры Бурятии / Л.К. Минерт. - Новосибирск: Наука, 1983. - 19G с.
8. Pepux, Ю.Н. По тропам Срединной Азии / Ю.Н. Рерих. - Самара: Агни, 1994.
9. Цултэм, Н. Архитектура Монголии / Н. Цултэм. - Улан-Батор: Госиздательство, 1989.
1G. Щeпeтильников, Н.М. Архитектура Монголии / Н.М. Щепетильников. - М., 196G. -24б с.
11. Pal P. A Buddhist paradise: The murals ofAlchi; Western Himalayas. - Basel, 1982. - б7 p.
12. Thubten Legshay Gyatso. Gateway to the temple. Manual of Tibetan customs, art, building and celebrations. Bhandar - Kathmandu, 197G.